Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый Вчера, 12:33 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию «Радецкий» — идеальный броненосец
ezup
ezup на форуме




Австро-Венгрия была сухопутной империей, поэтому большую часть военного бюджета в ней предсказуемо «съедала» армия. Флоту перепадало не то чтобы много. Но были в данном положении и плюсы. Во-первых, Империя вынуждено делала ставку на свои силы: покупка кораблей за границей была её морскому ведомству не по карману. Во-вторых, денег на рискованные эксперименты у главного инженера флота Зигфрида Поппера не было, поэтому для «Кайзерлиш унд Кёнинглиш Кригсмарине» строили только хорошо отработанные образцы кораблей. Когда Великобритания начала «дредноутную гонку», в которую бодро включились все остальные страны, австрийцы поначалу смогли наскрести денег лишь на постройку классических эскадренных броненосцев. Но это стали лучшие в мире эскадренные броненосцы!


Фельдмаршал Радецкий, человек и пароход

Первый из кораблей серии назвали в честь фельдмаршала графа Йозефа Венцеля Радецкого фон Радец — победителя итальянцев при Кустоцце и Новаре. Того самого, в честь которого Штраус написал свой знаменитый марш, который все слышали, даже не зная, что это за музыка. Строили корабли в Триесте, на верфи «Стабилименто Технико Триестино», а артиллерию на броненосцы поставила чешская «Шкода» — главный поставщик всего стреляющего в двуединой монархии.


Броненосец «Кинг Эдвард VII» - британский аналог

«Радецкий» заложили 26 ноября 1907 года. Оно, конечно: к этому моменту «Дредноут» уже бороздил просторы Мирового океана, но, с другой стороны, в России «Евстафий» заложили в 1911, французы во всю клепали «Дантоны», а англичане вместе с дредноутами достраивали аж восемь броненосцев типа «Кинг Эдвард VII». Впрочем, ни на «Евстафии», ни на «Дантоны», ни на «Королей Эдуардов» австрийским кораблестроителям ориентироваться не было никакой нужды! Дело в том, что Дунайская монархия имела одно крайне редкое преимущество: она имела только один театр военных действий и только одного противника.


«Сардиния» - броненосец типа «Ре Умберто»

Австро-Венгрию из всего Мирового океана интересовали только 0,04 процента с названием «Адриатическое море», а из всех флотов мира — только итальянский. Соответственно, императорские и королевские инженеры имели возможность строить корабли, запасов угля которых хватало для действий только в Адриатике, да и особая мореходность которым была без надобности. Кораблями, против которых теоретически могли выйти броненосцы типа «Радецкий», были два броненосца типа «Реджина Маргерита» и четыре броненосца типа «Реджина Елена». Определённую долю боеспособности имели и три старых броненосца типа «Ре Умберто».


Боб Кернахан Броненосец «Реджина Маргерита»

Корабли типа «Реджина Маргерита» были небольшими броненосцами с полным водоизмещением 14093 тонны. Они могли идти со скоростью 20,3 узла и были вооружены 4х305-мм орудиями главного калибра в двухорудийных башнях в носу и корме, 4х1 орудиями калибра 203 мм в казематированных установках по углам надстройки и 12х152-мм пушек в казематах на главной палубе. Противоминное вооружение составляло 20х76-мм, 2х47-мм и 2х37-мм пушек и пары пулемётов. Сразу стоит отметить, для обороны от эсминцев начала ХХ века этот калибр был уже явно маловат... С бронёй у итальянских кораблей всё было печально: толщина пояса 152 мм в центральной части и 76 мм в оконечностях.


Броненосец «Реджина Елена»

Корабли типа «Реджина Маргерита» не устроили итальянских адмиралов: они одинаково плохо подходили и для дальнего, и для ближнего боя. Ошибки в проектировании были учтены в следующем проекте — «Реджина Елена». Водоизмещение корабля усохло до 12550 тонн, скорость выросла до 21 узла, бронирование стало не в пример солиднее: 250 мм — основной пояс, 250 мм — траверзы, 100 мм — палуба, 200 мм — башни главного калибра, 150 мм — башни промежуточного калибра... Но сильно просело вооружение: 2х1 305-мм орудия в носовой и кормовой башнях, 6х2 203-мм орудия в бортовых башнях, 16х1 76-мм противоминных орудий.

«Ре Умберто» был самым крупным из описанных кораблей — полное водоизмещение — 15454 тонны. Вооружение — 4х343-мм орудия в носовом и кормовом барбетах, 8х152-мм орудий за бронещитами на верхней палубе, по 4 ствола на борт, противоминная батарея — 16х120-мм в казематах по бортам, вся артиллерия к 1907 году основательно устарела. Броня у кораблей типа «Ре Умберто» была ещё слабее, чем у типа «Реджина Маргерита», — главный пояс — 102 мм, палуба — 76 мм, барбеты — 349 мм, боевая рубка — 300 мм, броня — фирмы «Шнейдер-Крезо». Максимальная скорость у корабля была 18,3 узла.


Идеальный броненосец «Радецкий»

Что решили противопоставить итальянским оппонентам австро-венгерские инженеры? «Радецкий» имел небольшое водоизмещение — 14700 тонн. Но при этом бронирован корабль был неплохо, но и не чрезмерно: пояс — 230 мм, палуба — 48 мм, переборки — 54 мм, башни главного калибра — 250 мм, башни вспомогательного калибра — 200 мм, казематы — 120 мм, боевая рубка — 250 мм. А вот вооружение...


Главный калибр…

В качестве главного калибра австрийцы выбрали 4х305-мм орудия «Шкода» с длиной ствола — 45 калибров, которые современники часто характеризовали словами вроде «превосходные». И орудия того стоили: при скорострельности 3 выстрела в минуту (в первую минуту, затем скорострельность снижалась до 2 выстрелов) они посылали 450-кг бронебойный снаряд на дистанцию 20 тысяч метров.

Для сравнения, скорострельность главного калибра «Реджины Маргериты» составляла выстрел в минуту, а вес снаряда — 417 кг. А промежуточный калибр «Радецкого» был и вовсе шедеврален: 8х240-мм орудий в четырёх башнях — по две на борт. Противоминная батарея — 20х100-мм скорострельных пушек, по 10 на борт. Их скорострельность достигала 8-10 выстрелов в минуту, а вес снаряда — 26,2 кг. Этого было достаточно и для защиты от эсминцев Второй Мировой войны, а уж в 1907 году... Была и малокалиберная артиллерия — два 66-мм десантных орудия, пять 47-мм пушек. И три торпедных аппарата — два по бортам и один — в носу.

Как удалось императорским и королевским инженерам добиться столь высоких характеристик? Ну, во-первых, финансовые ограничения заставляют мозги работать интенсивнее, а во-вторых... Австрийцам было что урезать. Им большая дальность плавания была без надобности! У «Радецкого» дальность плавания — всего 4000 миль. Для сравнения, итальянцам, как счастливым обладателям африканских колоний, пришлось заложить в те же «Реджины Маргериты» дальность плавания до 10 тысяч миль, а в «Реджины Елены» — все 11 тысяч. Даже «Ре Умберто» мог пройти 6 тысяч миль. Но «Радецкому» в Адриатике подобное было не нужно.

Боевое крещение «Радецкий» получил во время Балканских войн: международная эскадра под командованием британского адмирала Сесиля Бёрни, в состав которой входили и австро-венгерские корабли, пыталась блокировать побережье Черногории, дабы помешать сербам перебрасывать подкрепления. Правда, пострелять у броненосцев не вышло, «Радецкому» с «систершипами» досталась роль базы гидросамолётов.


«Радецкий» ведет огонь

А вот в Первую Мировую войну корабль повоевал! Ну, как повоевал... Австро-венгерский флот особой активности не выказывал, тем не менее, уже в 1914 году корабль был задействован в операции прикрытия немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау» во время их прорыва через Средиземное море. Затем «Радецкий» участвовал в обстреле французского десанта на горе Ловчен 21 октября 1914 года. Обстрел оказался эффективен: французские войска оставили свои позиции. А в 1915 году случилось то, ради чего корабль и построили — Италия вступила в войну!

23 мая 1915 года «Радецкий» начал бомбардировку побережья Италии и Черногории, причём главной целью была военно-морская база в Анконе. После корабль обстрелял Термитские острова и несколько городов. На перехват броненосца итальянцы выслали два эсминца, но противоминная батарея «Радецкого» проявила себя лучшим образом: один эсминец ушёл, а второй был сильно повреждён и лишился хода. Австрийцы решили было взять его на буксир и отвести в Пулу в качестве трофея, но, узнав о подходе подкреплений, оставили эту идею и отошли. По пути домой броненосец уничтожил железнодорожный мост у города Фермо, что привело к гибели 63 солдат и гражданских. Обстрел Анконы задержал итальянское наступление на две недели, что позволило австрийцам укрепить свои позиции, сняв войска с Восточного фронта и Балкан.

Впрочем, на этом и успехи, и боевая деятельность австро-венгерского флота в целом и броненосца «Радецкий» в частности окончились. Запасы топлива подошли к концу, а потом флот блокировали в заливе Отранто. В октябре 1918 года Австро-Венгрии наступал конец. По логике вещей, весь императорский и королевский флот должен был достаться Италии — а кому ещё? Но отдавать корабли врагу, с которым всю жизнь готовились воевать и воевали, австрийцы не собирались. Немцы в этой ситуации затопили корабли в Скапа-Флоу. Но адмиралы умирающей двуединой монархии, как им казалось, нашли другой выход — они отдали корабли новообразованной Югославии. Югославские экипажи поднялись на борт «Радецкого» и вывели его из Пулы. По пути их попытались остановить итальянцы, но югославы подняли американские флаги. Хитрость сработала, но ненадолго. По результатам переговоров Австро-Венгрию обязали-таки частично передать корабли итальянцам. В 1920 году «идеальный броненосец» попал к ним в руки и был пущен на слом.

«Радецкий» стал одним из лучших представителей «преддредноутов» — достаточно крупного класса кораблей, заложенных до того, как появились на свет дредноуты, и достроенных. Ему, как и большей части одноклассников, не довелось поучаствовать в главных морских сражениях Первой Мировой войны (немцы попытались использовать шесть своих броненосцев в Ютландском бою, ничего хорошего из этого не вышло): в линейном бою с дредноутами и сверхдредноутами им не светило ничего. Но именно на их плечи легла основная доля боевой работы на «второстепенных театрах»: Дарданелльская десантная операция, погони за «Гебеном» и «Бреслау» и обстрелы турецкого побережья на Чёрном море, Моонзундское сражение на Балтике. И они это бремя вынесли с честью...
[COLOR=inherit !important]
[/COLOR]
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Как погиб броненосец «Ослябя» ezup История Военно-морского флота 0 21.02.2025 15:15
Броненосец «Адмирал Ушаков» в боях ezup История Военно-морского флота 0 16.05.2018 14:30
«Микаса» - броненосец-музей ezup История Военно-морского флота 0 14.02.2018 22:25
Броненосец для Босфора ezup История Военно-морского флота 0 22.05.2017 23:45
Летающий броненосец кайзера ezup История мировой авиации 0 30.07.2016 10:58