Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.03.2025, 15:57 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Колёсные американские САУ 75 mm Gun Motor Carriage T27
ezup
ezup вне форума



Опытный образец полугусеничной САУ 75 mm GMC T12

В начале сороковых годов армия США вместе с несколькими подрядчиками работала над созданием новых самоходных артиллерийских установок для борьбы с танками противника. Проводились различные эксперименты и испытывались опытные машины разного облика. Одним из наиболее интересных образцов такого рода стала колёсная боевая машина 75 mm Gun Motor Carriage T27.

Артиллерийская эволюция

В начале 1941 г. профильные организации из состава сухопутных войск США приступили к разработке перспективных противотанковых САУ. Боевые машины новых типов предлагалось создавать путём монтажа имеющихся орудий разных типов на доступные шасси. Такой подход к конструированию позволял получить желаемый результат, ускорить разработку и упростить будущее производство.

К середине года на испытания вывели первые опытные САУ новых типов. Эти машины строились на разных колёсных шасси и имели пушки калибра 37 и 57 мм. В целом они оправдали ожидания, но подверглись критике за отсутствие полноценной всеракурсной защиты, ограниченные ходовые характеристики и невысокую грузоподъёмность.

Вскоре появилась идея о замене колёсного шасси полугусеничным по типу бронетранспортёра M3. Такая машина имела все качества, за отсутствие которых критиковали существующие прототипы. Уже в начале осени новое предложение реализовали в проекте 75 mm Gun Motor Carriage T12. На доступном БТР разместили тумбовую установку с 75-мм орудием M1897A4.

В сентябре 1941 г. первая партия машин T12 прошла испытания на Абердинском полигоне. Кроме того, несколько десятков таких САУ были отправлены на Филиппины для опытной войсковой эксплуатации. Позднее, после нападения Японии на США, эти машины приняли участие в боевых действиях и на практике продемонстрировали свои характеристики.


Орудие M1897 в буксируемом исполнении

Объективные недостатки


75 mm GMC T12 в целом показала высокие технические, боевые и эксплуатационные характеристики. Шасси M3 давало желаемый уровень подвижности на разных ландшафтах, а орудие M1897A4 обеспечивало высокую огневую мощь и позволяло бороться практически с любыми существующими танками потенциального противника.

В то же время, нашлись и недостатки. Так, полугусеничный БТР с точки зрения производства и эксплуатации был сложнее и дороже любого колёсного шасси с близкой грузоподъёмностью. Кроме того, САУ T12 посчитали слишком высокой и заметной для противника.

Появилось предложение о переносе орудия M1897A4 с его установкой на колёсное шасси с целью дальнейших испытаний и оценки. При этом возникли некоторые трудности с поиском подходящей платформы. Дело в том, что колёсные шасси серийных моделей имели недостаточные характеристики или были чрезмерно высокими, чтобы САУ имела приемлемую высоту.

Новая платформа


Решение нашлось у Квартирмейстерского корпуса армии. В тот период он занимался поиском новых автомобилей и шасси для внедрения в имеющиеся контуры логистики. Корпус проводил испытания различных образцов техники, созданных по его заказу или по инициативе разработчиков.

С лета 1941 г. на базе Холаберд в шт. Мэриленд проходили испытания необычного шасси, разработанного и построенного компанией Studebaker. Это была двухосная колёсная машина уменьшенной высоты с возможностью монтажа различных надстроек и нагрузок. По всей видимости, этот образец не устроил квартирмейстеров, и его решили передать разработчикам самоходной артиллерии.

Кроме того, компания «Студебекер» получила заказ на второе аналогичное шасси. Она не стала строить такую же машину и представила платформу изменённой конструкции. Как и предшественник, она имела минимальную высоту и могла нести разные нагрузки. При этом машину существенно переработали с учётом новой роли носителя вооружений.


Первая опытная самоходка 75 mm GMC T27

Первое шасси получило орудийную установку в октябре 1941 г. и тогда же отправилось на Абердинский полигон для испытаний. Вскоре за ним последовала вторая машина с 75-мм пушкой. Оба изделия обозначили как 75 mm GMC T27, не обращая внимания на различия двух шасси.

Две модификации


Две опытные САУ T27 имели схожую архитектуру и были унифицированы по основным агрегатам. В обоих случаях использовалось двухосное колёсное шасси без выраженного корпуса-кузова и с открытой платформой максимального размера. В центре такого шасси находилась тумбовая установка с 75-мм орудием.

Первое шасси построили на основе рамы с изогнутыми лонжеронами, за счёт которых удалось уменьшить общую высоту машины. Основную часть рамы отдали под размещение платформы со всеми необходимыми агрегатами, а в корме поместили моторный отсек с прямоугольным кожухом и задней решёткой радиатора.

Экспериментальная машина оснащалась бензиновым двигателем и механической трансмиссией, которая передавала крутящий момент на все колёса. Ходовая часть имела пару мостов с рессорной подвеской. Точные ходовые характеристики такого шасси, к сожалению, неизвестны.

На левой стороне платформы располагалось рабочее место водителя с двумя постами управления. Перед водительским сиденьем и позади него находились два руля и отдельные наборы педалей. Таким способом обеспечивалось полноценное и удобное управление при движении вперёд и назад без необходимости разворота всей машины.


Вид 3/4 на левый борт и корму

Второе шасси от Studebaker имело иную конструкцию. Моторный отсек на нём перенесли на правый борт и соответствующим образом перестроили трансмиссию. На освободившемся месте в корме предлагалось разместить одного из членов экипажа и/или необходимые устройства. Колёса стали двускатными, а над ними появились крылья.

Вторая опытная платформа сохранила характерный сдвоенный пост управления. При этом в новом проекте учли вопросы эргономики. На машине появились дополнительные сиденья для экипажа, отсутствовавшие на предыдущем прототипе.

Оба варианта САУ использовали одинаковую орудийную установку. В центре платформы монтировалась тумба с механизмами наводки для орудия. В основании этой установки находилась укладка для унитарных 75-мм выстрелов. Приводы наведения и прицельные устройства заимствовались у орудия M1897A4 в его исходной комплектации.

Орудие M1897A4 представляло собой лёгкую полевую пушку французского производства. Оно имело нарезной ствол калибром 75 мм и длиной 36 клб. Затвор — эксцентрический, системы Норденфельта. Пушка использовала унитарные выстрелы размерности 75х350 мм R со снарядами массой 5,4-7,25 кг.

В зависимости от типа выстрела, начальная скорость снаряда достигала 500 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 10-11 км. Скорострельность при длительной стрельбе — не более 3-4 выстр./мин.

Предсказуемый итог


Испытания двух вариантов САУ 75 mm GMC T27 прошли в конце октября 1941 г. В условиях полигона обе машины достаточно быстро показали свои сильные и слабые стороны. При этом итоги испытаний посчитали неудовлетворительными, и от дальнейшего развития проекта отказались.


Второе экспериментальное шасси, вид слева-сверху

Практически сразу выяснилось, что оба экспериментальных шасси имеют недостаточную грузоподъёмность. Перетяжелённые самоходки показывали приемлемые ходовые характеристики на хорошей дороге, но на местности теряли подвижность и манёвренность. Наличие двойного управления фактически не влияло на реальные параметры.

Проблемы возникли и с орудием. 75-мм пушка оказалась слишком мощной для новых шасси, и при стрельбе обе машины сильно раскачивались. В перспективе это также угрожало целостности конструкции. Высказывалось предложение оснастить САУ сошниками для направления импульса отдачи в грунт, но такое устройство серьёзно ухудшило бы боевые качества.

По итогам недолгих испытаний армия решила отказаться от дальнейшего развития двух версий САУ T27. Испытания и попытки исправить выявленные недостатки завершились не позднее ноября-декабря 1941 г. Официально проект закрыли только в апреле следующего года.

Положительный результат


Проект 75 mm GMC T27 завершился неудачей. Обе версии колёсной самоходки на основе экспериментальных шасси показали невысокие характеристики, и от них отказались. То же произошло и с рядом других опытных колёсных САУ того времени. Лишь несколько подобных машин показали достаточные характеристики и смогли пройти дальше полигонных испытаний.

В то же время, неудача ряда проектов помогла развитию всего направления самоходной артиллерии. Она показала, какие концепции следует развивать, а какие не стоят внимания. В итоге развитие получили САУ на основе полугусеничных шасси, а от колёсной базы фактически отказались.
  • Рябов Кирилл
  • R.P. Hunnicutt - «Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles», Wikimedia Commons
 
Вверх
Ответить с цитированием