Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
11.12.2024, 13:49 #1 | #1 |
|
Боевые мотоциклы – новый вызов для СВО
«Калашников» тестирует электромотоцикл для СВО. Первые такие машины появились еще в 2017 году. Железные кони СВО Мотоциклетная техника различных форматов давно и с разной степенью успешности используется в боевых действиях. В подавляющем большинстве случаев мотоцикл выполнял функцию железного коня при хронической нехватке более практичных транспортных средств. То есть при ином раскладе сил наездники с удовольствием сменили своих двухколесных друзей на четыре колеса или гусеницы. Спецоперация на Украине резко сменила приоритеты. В начальный период об использовании мотоциклов и речи быть не могло. Всему виной артиллерия, господствующая на поле боя и высекающая всё вокруг осколочными полями. Одной из главных проблем Российской Армии в 2022–2023 годах была фактическая беззащитность грузовой и легковой техники. Опыты по кустарному блиндированию (порой обычными бревнами) стали одним из символов того времени. Казалось, обеспечьте нашим военным минимальную защиту от пуль и осколков, и дело будет сделано – необязательные потери будут сведены к минимуму. Но у противника стремительно заканчивались снаряды и ракеты. Хорошо, казалось бы, но взамен ВСУ вооружился тысячами FPV-дронов. И еще неизвестно, что хуже – полные артиллерийские арсеналы в тылу противника или изобилие дронов-камикадзе. Хочется верить, нехватка артиллерии сказалась на боевой эффективности ВСУ в большей степени. «Калашников» презентовал бесшумный мотоцикл для армии еще в 2017 году. Когда серия? В итоге мы наблюдаем следующую картину. В атаку российские штурмовики вынуждены идти не на бронированных машинах при интенсивной поддержке танков, а на мотоциклах. На эту роль подходят любые транспортные средства (вплоть до электросамокатов), позволяющие быстро и максимально незаметно преодолеть опасный участок. Комплексы разведки и поражения обороняющегося противника держат наиболее ответственные территории под круглосуточным контролем. И это один из главных факторов эволюции военного искусства Российской Армии. Справедливости ради, с нашей стороны боевая работа организуется на аналогичном уровне, зачастую качественно и количественно превосходя противника. Только вот штурмов у россиян гораздо больше, так как фронт медленно, но верно движется на запад. Но сконцентрируемся на мототехнике. Мотоциклы не только позволяют быстро преодолевать опасные участки фронта, но и делать это рассредоточено. МТЛБ или БМП, идущие в атаку, потенциально могут стать братской могилой для нескольких человек. Теоретически противнику для этого будет достаточно одного FPV-дрона. А когда личный состав «вооружается» легкими мотоциклами, картина меняется. Одного камикадзе точно не хватит, то есть для подавления атаки противника вынуждают привлекать дополнительные ресурсы. Которых у ВСУ все меньше. Наступающую пехоту на мотоциклах украинцы могли бы подавлять из обычных минометов (никакой брони нет даже в теории), но с артиллерией все не так просто, о чем упоминалось выше. Помимо штурмовых действий, мотоциклетная техника очень помогает в доставке провизии, боеприпасов и оружия подразделениям, находящимся в оперативном окружении. Это вынужденная мера, и это не очень хорошо. Простреливаемые участки должны проходить сухопутные дроны, которые на фронте имеются, но пока в недостаточных количествах. Мотоциклы разные нужны В итоге мы видим парадоксальную ситуацию, когда на фронте мотоциклы используются, но на вооружении их нет. Если пролистать историю назад, то на «Армии-2017» мы обнаружим электробайки от АО «Концерн Калашников». Тогда никто не мог предполагать востребованность мотоциклетной техники в армии и ориентировались на потребность полиции и ДПС. Ну и спецназу что-то обещали отрядить. При этом стоит помнить, что никакого самостоятельного производства мотоциклов такого класса в России нет уже очень давно. Весь рынок занят китайскими мотоциклами. В Ирбите до марта 2022 года выпускали тяжелые «Уралы», но они совершенно не годились для военных нужд. «Уралы» и в России не особо продавались. Большая часть изделий экспортировалась на Западе, где расценивалась в качестве модной экзотики. Все остальные производители мототехники в России в той или иной степени заняты сборкой китайских моделей. Российской армии еще позавчера требовался единый боевой мотоцикл. В отличие от разношерстной компании, унифицированная платформа позволит не ломать голову с обслуживанием и ремонтом. Предпочтение отдается машинам на электрической тяге. Преимуществ у мотоциклов на батарейках немало. При всех прочих равных они гораздо приемистее бензиновых собратьев, менее шумные, не столь заметны в тепловизорах и не пожароопасные. О том, насколько фатальным может быть возгорание топливного бака мотоцикла от шальной «БЗшки» или осколка, говорить излишне. Литий-ионный аккумулятор как неотъемлемая часть электротранспорта горит так, что не потушить, но скорость распространения возгорания несравненно меньше. К минусам электромотоциклов относят высокую массу, что требует от пилота определенного уровня мастерства, а также зависимость от зарядной станции. Роль последней выполняет обычный бензиновый электрогенератор, которых на фронте тысячи. Разумеется, ни о какой высокоскоростной зарядке речь не идет, что может стать проблемой. Боевое задание могут поставить в самый неподходящий момент, когда мотоциклы в подразделении стоят с высаженными в ноль аккумуляторами. Не ждать же несколько часов перед выдвижением на рубеж. АО «Концерн Калашников» пытается создать электрический мотоцикл для нужд СВО. Пока изделие в разряде экспериментальных, хотя и проходит тестирование «в различных соединениях войск в приграничных районах зоны проведения специальной военной операции». Боевой мотоцикл электрический (БМЭ), показанный широкой публике в начале декабря, удивительно похож на изделия, представленные на форуме «Армия-2017». Генеральный директор АО «Концерн «Калашников», член бюро Союза машиностроителей России Алан Лушников справедливо отмечает: «В современных условиях характер ведения боевых действий претерпел существенные изменения. Образцы техники, которые прежде рассматривали как узкоспециализированные или вспомогательные, сегодня широко востребованы и применяются в полную силу своих тактико-технических преимуществ». Только почему понимание этого пришло под конец третьего года специальной военной операции? По данным разработчиков, работы ведутся над гибридной версией мотоцикла. Как уже упоминалось выше, это позволит избежать досадных, а порой и трагичных ситуаций, когда перед выполнением боевой задачи электромототехника оказывается в разряженном состоянии. Нерешенной остается конструкция гибридной силовой установки. В настоящее время это не просто уникальная по своей сложности техническая проблема – это скорее из области фантастики. У китайцев точно ничего заимствовать не получится. В типоразмере гражданской техники первый и пока единственный в мире гибридной силовой установкой для мотоцикла может похвастаться Kawasaki. Впрочем, можно пойти по упрощенному пути и просто к обычному бензиновому мотоциклу присовокупить электромотор с тяговой батареей. Получится тяжеловато, но позволит держать технику в 100-процентной боевой готовности круглые сутки. Следующим шагом в эволюции боевого применения мототехники на фронтах СВО должно стать повышение проходимости на слабых грунтах. В первую очередь, на знаменитых черноземах в весеннюю распутицу. Для этой цели существует класс мототехники на шинах сверхнизкого давления и с развитыми грунтозацепами. Только пока ничего подобного на фронтах не видно. В этой ситуации частично помогают квадроциклы, но они заметно дороже, не столь маневренны и динамичны. Мотоциклы-вездеходы на электрической тяге могут занять достойное место в парке технических средств Российской Армии. Для справки, в России из китайских комплектующих серийно выпускают двухколесные мотовездеходы с полным приводом. Уникальная техника, хотя и с двигателем внутреннего сгорания. Но при желании перевести технику на электротягу мало что мешает. Полноприводный мотовездеход Тарусь 2×2 Безусловно, на каждое действие противник неизбежно отреагирует новым витком противодействия. Мотоциклисты очень уязвимы перед осколочными полями. С учетом расширения поставок противопехотных мин из Америки, можно будет ожидать дистанционного минирования потенциальных путей передвижения мототехники. Противомотоциклетных мин еще нет, но есть все шансы на их появление. FPV-дроны также заточат на борьбу с несколькими мотоциклистами одновременно. Например, осуществляя воздушный подрыв на высоте в несколько метров. Все это будет представлять новый виток эволюции боевой техники на СВО, и на него неизбежно придется искать адекватный ответ. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
транспорт |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Самые необычные боевые мотоциклы в истории | ezup | Военные автомобили | 0 | 16.02.2020 20:29 |
Самые безумные мотоциклы. | Люциан | Авто-Мото | 0 | 08.06.2018 14:01 |
Мотоциклы BMW (новости, обсуждения). | Люциан | Мотоциклы | 2 | 06.06.2018 08:03 |
Популярные советские мотоциклы | ezup | Авто-Мото | 0 | 06.05.2018 22:09 |
Мотоциклы из старых часов | ezup | Авто-Мото | 10 | 30.08.2012 15:29 |