RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » Loyal Wingman: революция в сфере боевой авиации или блеф?

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.05.2020, 11:26 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Loyal Wingman: революция в сфере боевой авиации или блеф?
ezup
ezup вне форума



Продолжатель традиции


Королевские военно-воздушные силы Австралии — грозный и многочисленный региональный игрок, имеющий в своем составе десятки самолетов разных классов. Основа боевой авиации — различные версии F/A-18, включая современные истребители-бомбардировщики «Супер Хорнет». Главной же надеждой австралийских ВВС в обозримом будущем станет F-35A. Первая из этих машин совершила первый полет 29 сентября 2014 года на заводском аэродроме предприятия корпорации Lockheed Martin в Форт-Уорте, всего Австралия получила более 20 таких самолетов из 72 заказанных.

Как несложно заметить, потенциал австралийских ВВС полностью зависит от Соединенных Штатов. Так было не всегда. Например, во время Второй мировой Австралия выпускала условно «национальный» истребитель CAC Boomerang.

Можно сказать, что сейчас страна решила вернуть утраченные позиции, но уже в рамках новых реалий современной глобализации. 5 мая 2020 года на предприятии корпорации Boeing Australia выкатили первый опытный образец беспилотного летательного аппарата Loyal Wingman. Сама по себе Boeing Australia является крупнейшим подразделением Boeing за пределами США. Его основали в 2002 году на базе De Havilland Australia: компания контролирует многочисленные дочерние предприятия, объединяя и координируя деятельность трансатлантической корпорации в Австралии. Число сотрудников по состоянию на 2019 год — 3000 человек.


Очевидно, что развитие собственного ВПК — крайне важный вопрос для Австралии. Однако Loyal Wingman интересен по иной причине: речь идет о потенциально одном из самых революционных боевых летательных аппаратов будущего. Напомним, его создают в рамках программы Loyal Wingman Advanced Development Program в интересах австралийских ВВС. Проект финансируется корпорацией Boeing и правительством Австралии.

Разработка была бы невозможной без участия американской стороны: в его основе лежат концепции, проработанные специалистами Phantom Works — специальной научно-исследовательской группы Boeing, работающей в перспективных направлениях. Правда, австралийцы надеются наладить у себя на родине полный цикл производства БПЛА с возможностью экспорта аппарата в другие страны. Если Loyal Wingman удастся «вклиниться» в узкий рынок боевой авиации, это само по себе можно будет считать большим успехом для Boeing Australia.

Технический аспект


Дозвуковой беспилотник представляет собой основу так называемой Boeing Airpower Teaming System — связки боевых самолетов и беспилотных ведомых. Последние должны получать команды от летчиков и действовать в полуавтономном режиме. Де-факто это нечто среднее между современными БПЛА типа MQ-9 и гипотетическими боевыми дронами, работающими на основе нейронных сетей и принимающих самостоятельные решения.

Loyal Wingman — довольно крупный аппарат. Его длина составляет 11 метров, а ширина — 11,7 метра. Он имеет один реактивный двигатель. Главной конструктивной особенностью БПЛА можно назвать модульный принцип: в зависимости от характера задания аппарат сможет брать различную нагрузку. Прежде всего, вероятно, речь идет о различных сенсорах, позволяющих обнаруживать и идентифицировать неприятеля. В будущем аппарат может получить свое собственное вооружение.


Важно сказать, что при заявленной дальности в 3700 километров (вероятно, перегоночной) Loyal Wingman сможет сопровождать пилотируемые истребители на протяжении всего полета, вне зависимости от характера боевого задания. Среди заявленных целей — разведка, ударные задачи, постановка помех и так далее. В целом, именно многофункциональность лежит в основе перспективного БПЛА. При этом для него можно будет использовать самые разные платформы. Как отмечает военный блог bmpd, это могут быть как боевые истребители F-35A и F/A-18F, так и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G, а также патрульные самолеты Boeing P-8A и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-7A Wedgetail.

Что касается сроков, то сказать что-то определенное очень сложно. Инновационность разработки может сдвинуть принятие комплекса на вооружение на неопределенное время. Известно, впрочем, что наземные тесты хотят провести уже в этом году, а вскоре после них ожидается первый полет аппарата. Всего в рамках испытаний задействуют три летных прототипа Loyal Wingman. Испытания будут проводить на ракетно-космическом полигоне «Вумера», что в Южной Австралии.

«Без паники, я рядом»


Можно почти не сомневаться, что концепция беспилотного ведомого получит путевку в жизнь. Кроме технологии стелс и так называемого «оружия на новых физических принципах» (например, боевых лазеров), это единственная возможность резко повысить боевой потенциал военно-воздушных сил. Можно, конечно, сразу приступить к разработке упомянутых выше «полноценных» автономных дронов — БПЛА, способных самостоятельно принимать решение о применении оружия. Но это порождает сразу несколько неудобных политических и морально-этических вопросов. Например, как обезопасить аппарат от перехвата противником? И можно ли доверить искусственному интеллекту право решать, кому жить, а кому умирать? В то же время беспилотный ведомый всегда (или почти всегда) в поле зрения летчика, который «интуитивно» чувствует обстановку и может дать БПЛА верные указания. Сначала это будут разведка и наведение, а потом — удары по наземным целям и, возможно, участие в редких воздушных боях.


Строго говоря, Loyal Wingman не обязательно будет первым. Еще 5 марта 2019 года на испытательном полигоне в Аризоне компания Kratos Unmanned Aerial Systems вместе с научно-исследовательской лабораторией ВВС США провели первый полет демонстратора технологий беспилотного XQ-58A Valkyrie. Его видят в качестве беспилотного ведомого для истребителей F-35 и F-22 Raptor, а также ряда других крылатых машин. Аппарат схож с Loyal Wingman по своим размерам: он имеет в длину 9,1 метра при размахе крыла 8,2 метра.

Путь к созданию такого боевого комплекса долог и тернист. Это подтвердила авария, приключившаяся осенью прошлого года во время третьего полета XQ-58A. Тогда, напомним, во время посадки в условиях сильного ветра аппарат получил повреждения. Можно почти не сомневаться, что это не скажется радикальным образом на испытаниях БПЛА: уже в январе текущего года Kratos возобновила испытания демонстратора технологий. «Мы очень довольны результатами четвертого летного испытания», — заявили тогда в исследовательской лаборатории ВВС США.


Кроме Австралии и США, по этому пути решили пойти и другие страны. Так, на прошедшей в прошлом году выставке в Ле-Бурже можно было видеть макет европейского истребителя шестого поколения Next Generation Fighter (NGF), а рядом — макет крупного БПЛА, разрабатываемого в рамках этой же программы (то бишь, Future Combat Air System). А в России не раз говорили о «родстве» нового БПЛА «Охотник» и истребителя пятого поколения Су-57. Однако каким именно видят серийный «Охотник» в российском Минобороны, сказать сложно. Пока что он выглядит не столько в качестве беспилотного ведомого, сколько в качестве демонстратора технологий тяжелого многофункционального БПЛА.


Автор:
Илья Легат
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Зарубежные СМИ представили будущее российской боевой авиации ezup Авиационные новости 0 05.01.2020 17:21
В США подсчитали общее количество боевой авиации в мире ezup Авиационные новости 0 07.09.2019 20:38
Заявление экс-главкома ВКС вскрыло системные проблемы боевой авиации ezup Авиация 0 04.12.2017 14:55
Роль боевой авиации союзников в борьбе с немецкими танками ezup История мировой авиации 0 03.06.2016 10:14
Беларусь. Посадка боевой авиации на АУД ezup Авиационные новости 1 25.04.2013 10:45