RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > История мировой авиации » Боевые самолёты. Morane-Saulnier: настолько ли хорош, как говорят?

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.08.2019, 18:51 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Боевые самолёты. Morane-Saulnier: настолько ли хорош, как говорят?
ezup
ezup вне форума





Для начала небольшой экскурс в историю, просто отдать дань памяти, потому что «Моран-Солнье» давно уже не существует. Но так как вклад, внесенный в историю авиации, довольно велик, вспомним. Почему нет?

Фирма «Моран-Солнье» была основана была первоначально под названием Sociеtе Anonyme des Aеroplanes Morane-Saulnier 10 октября 1911 года братьями Леоном и Робером Моран и их другом Раймоном Солнье.

Позже название сократили до привычного «Моран-Солнье»

Самолеты фирмы приняли самое деятельное участие в сражениях Первой Мировой. Естественно, на стороне Антанты.

А в 1914 году Робер Солнье вошел в историю авиации как первый установивший на самолет пулемет с синхронизатором. Самолеты были модели Morane-Saulnier G, пулемет был «Гочкис» калибром 7,9 мм. Вот так, собственно, все и началось.



За время существования «Моран-Солнье» инженерами и конструкторами фирмы было разработано более сотни летательных аппаратов, в том числе и наш герой — истребитель MS.406, наиболее часто встречавшийся во французских ВВС вплоть до поражения Франции во Второй мировой войне.

В мае 1965 года, после национализации авиационной промышленности во Франции, из её названия окончательно исчезло упоминание о Моранах и Солнье, и фирма стала называться Socata.

Теперь об истребителях.

Morane-Saulnier MS.405, 1935 год


История начинается в середине 30-х годов прошлого века, когда все ведущие страны начали разрабатывать истребители «новой волны» — монопланы, оснащенные двигателями жидкостного охлаждения, с убирающимся шасси и закрытой кабиной.



Франция не стала исключением, более того, родоначальники военной авиации все еще старались быть на острие военных разработок. И был объявлен конкурс на создание перспективного истребителя. С довольно серьезными параметрами: максимальная скорость должна была быть не менее 450 км/ч на высоте 4000 м, а вооружение — одна или две пушки калибра 20 мм плюс пулеметы.


История знает, что в схватке пяти фирм ("Блок" MB.150, "Девуатин" D.513, "Луар" 250, "Моран-Солнье" MS.405 и "Ньюпор" Ni.160) победил самолет «Моран-Солнье». Считается, что MS.405 был самым консервативным проектом. И, возможно, не самым лучшим. Но это уже аспекты, поскольку «Моран-Солнье» праздновала победу, за которой последовали трудовые будни.

По конструкции самолет совершенно не был чем-то передовым. Почти весь каркас самолета выполнялся из дюралевых профилей и стальных труб, а обшивка крыла и передней части фюзеляжа изготовлялась из материала "плимакс" — фанеры, склеенной с тонким алюминиевым листом.



Силовая установка — 12-цилиндровый V-образный мотор жидкостного охлаждения "Испано-Сюиза" 12Ygrs (860 л.с.) с трехлопастным металлическим винтом "Шавье". В развале цилиндров мотора находилась 20-мм пушка "Испано-Сюиза" S9. Кроме пушки, истребитель имел два крыльевых пулемета с барабанным магазинным питанием. Магазины в крыле располагались над пулеметами и потому их пришлось прятать за обтекателями.

Бензобак не был протектирован, однако от кабины его отделяла противопожарная перегородка. Бронезащита у летчика отсутствовала.

А потом «Испано-Сюиза» предложила поставить на самолет другой двигатель (доработанный) и винт. Мотор "Испано-Сюиза" 12Ycrs с понижающим редуктором и винтом «Испано-Сюиза» 27М большего диаметра (3 м) сделали самолет интереснее. Хоть и пришлось из-за винта большего диаметра удлинить стойки шасси, изменить, усилив, их крепление и увеличив колею.



Замена двигателя и винта подняли скорость до 482 км/ч. И пришло указание о постройке большой серии.

Morane-Saulnier MS.406. 1935


Как MS.405 превратился в MS.406? Да очень просто. Фактически это тот же самый самолет, только был снова заменен мотор. На MS.406 стоял мотор "Испано-Сюиза" 12Y31, отличавшийся от 12Ycrs новым редуктором (с тем же передаточным отношением) и меньшей расчетной высотой.



Но по документам это якобы была другая машина. Не будем спорить.

Факт в том, что MS.406, когда его разработали, был весьма передовым самолетом. Но четыре года, что французское военное ведомство пыталось наладить серийное производство, сыграли весьма злую шутку.

С момента выдачи задания прошло четыре с половиной года, за это время многое изменилось, в том числе и потенциальные противники.

Британия поставила на поток в 1938 году «Харрикейны» и «Спитфайры». Если «Харрикейн» был, скажем так, почти эквивалентен MS.406, то второй превосходил его. А немцы к этому времени имели более совершенный Bf.109Е.



В общем, я бы констатировал факт того, что имея неплохую разработку, французы категорически опоздали с производством. Да еще и постоянно не хватало… правильно, двигателей!

1938 год – это год, когда у правительства Франции начались проблемы с Марком Биркигтом, основателем «Испано-Сюизы». Французское правительство начало национализацию всей авиационной отрасли и Биркигт рванул обратно в Швейцарию, что породило множество проблем для ВВС Франции.

Но мы об этом уже писали: О Биркигте и "Испано-Сюизе"

Дошло до того, что лицензионные «Испано-Сюизы» начали закупать там, где их выпускали по лицензии. Например, удалось договориться с чехословаками, где «Испано-Сюизу» выпускали на заводах «Авиа». Заказали много, но получили всего 80 штук, после чего Чехословакии не стало.

Пытались, кстати, закупить в СССР моторы М-100А, которые как раз были «Испано-Сюизами», лицензионными, но русские повертели пальцами у виска и моторы не продали.

Поэтому MS.406 выпускались и медленно, и неравномерно. Были и другие проблемы, с комплектацией готовых машин.



Как ни странно, но самолет «зашел» у летчиков. Машина оказалась доступной даже не очень опытному пилоту, прощала очень многое. Малая нагрузка на крыло обеспечивала хорошую маневренность на горизонталях и приемлемую посадочную скорость.

Но были и негативные моменты. Летчики отмечали недостаточную мощность мотора. Более того, из-за перегрева двигателя его трудно было эксплуатировать на максимальных режимах. Сыграла роль система радиатора, который не закрывался жалюзи, а втягивался в фюзеляж. Чтобы получить скорость порядка 450 км/ч, требовалось втянуть радиатор, улучшив аэродинамику, но при этом мотор перегревался. Этакий замкнутый круг.

Пулеметы, не имевшие обогрева, спокойно замерзали в крыльях на высоте более 4 тысяч метров. Об этом писал еще Сент-Экзюпери. Боезапас пулеметов был удручающе мал, кроме того, добраться до магазина было крайне сложно.

Ну и отсутствие брони не воодушевляло. Настолько, что в строевых частях начали самостоятельно дооборудовать самолеты бронеспинками от старых истребителей.

Первые MS.406 попали на военную службу в Северную Африку, но реально в бой пошли их европейские собраться. К сентябрю 1939-го, когда Германия напала на Францию, ее ВВС насчитывали 557 единиц MS.406.

И пусть не часто, но в период "Странной войны" происходили бои с немцами, в которых стало возможно понять боевую ценность MS.406 как истребителя.

Понятно, что основным противником для MS.406 стал «Мессершмитт» Bf.109E. Немец превосходил француза как в скорости (на 75-80 км/ч), так и в скороподъемности. И с вооружением у 109-го было изрядно лучше: на одну 20-мм пушку больше.

Боекомплект вроде бы был получше у француза: HS 404 комплектовалась 60 снарядами, а MG-FF на "Мессершмитте" – 15 в рожковом магазине или 30 в барабанном. Но немец выпускал вдвое больше снарядов в секунду, так что не такое это в общем и преимущество на деле.



Были и плюсы. MS.406 имел меньший радиус разворота, позволявший успешно вести бой на горизонталях, но война уже показала, что горизонталь – это уходящее. Так что, реализуя свое преимущество на вертикали, немцы весьма успешно сбивали MS.406.

За «странную войну» французские ВВС потеряли не так много самолетов (менее 20), но стало ясно, что начнись реальная война – и потери будут намного более серьезными.

Требовалось заменить MS.406 на что-то реально могущее противостоять немецким истребителям (тот же «Девуатин» D.520 или «Блох» MB.151), но увы, французское военное ведомство оказалось настолько не в состоянии адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию…

Дошло до смешного: как истребитель MS.406 был не в состоянии бороться с бомбардировщиками! Да, с небыстрыми Ju-87В и Не-111 француз еще как-то справлялся, а вот Do-17Z и Ju-88 запросто уходили.

Вроде бы вариант был, причем был еще с 1937 года, когда «Моран-Солнье» предложила ВВС проект MS.540, фактически тот же MS.405, но с металлическим полумонококовым фюзеляжем, несколько измененным крылом и усиленным вооружением (пушка и четыре пулемета).

Однако мотор оставался все тем же старым 12Ycrs, и пусть на испытаниях он разогнал самолет до скорости 557 км/ч, MS.406 уже ничего не могло спасти.

И ВВС выбрали «Девуатин» D.520. В «Моран-Солнье» не сдавались, и подготовили еще два проекта модернизации MS.406, под названиями MS.409 и MS.410.

Первый предусматривал поставить на MS.406 радиатор от MS.540. Второй же предполагал не только замену радиатора, но и модернизацию крыла с размещением четырех пулеметов MAC 1934 М39 с ленточным питанием и боезапасом до 500 патронов на ствол. Пулеметы оснащались подогревом и новой системой электропневмоспуска. Плюс новые аэродинамические усовершенствования давали прирост скорости на 30-50 км/ч.

В ВВС сочли работы успешными и заказали 500 машин. Но начавшееся немецкое наступление поставило окончательный крест на всех амбициях и началась реальная война.

Часть изменений, намеченных для MS.410, внедрили на последних сериях MS.406, выпущенных в том же году, или на более ранних машинах непосредственно на фронте. Это новый прицел и увеличенная бронеспинка. На полевых аэродромах монтировали систему обогрева пулеметов и кабины выхлопными газами, зеркала заднего вида.

Всем было понятно, что это полумеры, но воевать надо было хотя бы такими машинами, поэтому выпуск и модернизации продолжались.

Лишь в марте 1940 года, когда удалось наладить сборку D.520 и расширить выпуск MB.151 и MB.152, MS.406 наконец-то сняли с производства.

Стараниями французских чиновников из Минобороны MS.406 стал рекордсменом по массовости среди французских истребителей: вместе с MS.405 их построили 1098 штук.

Этот самолет продолжал оставаться основным истребителем французских ВВС и в мае, когда немцы перешли в наступление. В боевых частях и резерве находилось тогда около 800 MS.406, еще 135 базировались в колониях. Всего на 1 мая имелось 1070 истребителей MS.405 и MS.406.

Как воевал MS.406?



В общей сложности "Мораны" сбили около трети самолетов, потерянных немцами во французской кампании. Но это скорее за счет численности, чем из-за высокого уровня машины. Плюс немного выручала маневренность машины.

То, что в списке асов французских ВВС присутствуют всего два летчика, воевавших на MS.406 (Ле Глоан и Ле Ниген с 11 подтвержденными и двумя неподтвержденными победами у каждого), говорит о многом.

А основное количество MS.406 было потеряно тогда, когда кому-то из штабных пришла в голову золотая идея использовать истребители в качестве штурмовиков. Эффективность MS.406, не имевшего бомбовой подвески и выдающегося вооружения, в этом качестве была невелика, а потери значительны.

Достигнутые успехи вообще обошлись MS.406 недешево. Около 150 MS.406 было сбито и примерно 100 потеряны на земле. Особенно много самолетов погибло на земле во время массированных налетов немцев 10 мая.

Однако факт, что из всех французских истребителей MS.406 прочно удерживал первенство по относительным потерям. На один сбитый MS.406 приходилось 2,5 самолета противника.

После капитуляции Франции MS.406 воевал в Северной Африке, Сирии, Французском Индокитае (Камбоджа), Ливане, на Мадагаскаре. В основном их судьба была погибнуть в боях с британскими ВВС, которые активно осваивали бывшие французские колонии.

Также MS.406 повоевали в составе финских и хорватских ВВС на стороне Германии. Кроме этого, MS.406 оказались в турецких, финских и болгарских ВВС.

В Швейцарии наладили собственное производство по лицензии. Самолет имел тот же мотор 12Y31 со втягивающимся радиатором, но отличался оборудованием и вооружением (два швейцарских пулемета калибра 7,49 мм с ленточным питанием в крыльях). Самолет выпускался под маркой D-3800 и D-3801.



Что можно сказать в качестве эпитафии? Стоит согласиться, что MS.406 был очень неплохим самолетом. На тот момент, когда его спроектировали. 1935 год.

Но откровенно долгое разворачивание производства и отсутствие нормальных модернизационных работ по машине свели на нет все положительные моменты.

MS.406 оказался самолетом без перспективы, и в любом случае, его надо было бы менять именно на рубеже 1940 года. Но так сложилась ситуация, что самолет оказался неспособным на серьезное противостояние более современным немецким и британским (в колониях) самолетам.

Но так как его было выпущено довольно много, то MS.406 был вынужден идти в бой. Сопоставимо с советским И-16, как бы это ни выглядело.



ЛТХ MS.406

Размах крыла, м: 10,61
Длина, м: 8,13
Высота, м: 2,71
Площадь крыла, м2: 17,10

Масса, кг
— пустого самолета: 1893
— нормальная взлетная: 2470

Двигатель: 1 х Hispano-Suiza 12Y 31 х 860 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 486
Крейсерская скорость, км/ч: 320
Практическая дальность, км: 900
Cкороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 9850

Вооружение: одна 20-мм пушка HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 34.

Автор:
Роман Скоморохов
Статьи из этой серии:
Авиапушечный детектив Марка Биркье
Боевые самолёты. Dewoitine D.520
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Боевые самолёты. И-180: так ли хорош, так ли плох? ezup История русской авиации 0 17.05.2019 23:05
Morane-Saulnier MS.121 ezup Франция 0 02.09.2014 23:48
Morane-Saulnier MS.225 ezup Франция 0 02.09.2014 23:43
Morane-Saulnier MS.275 ezup Франция 0 02.09.2014 23:39
Morane-Saulnier MS.325 ezup Франция 0 02.09.2014 23:22