RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » Реальная стоимость Су-57. Правы ли американцы?

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 21.05.2019, 13:27 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Реальная стоимость Су-57. Правы ли американцы?
ezup
ezup на форуме

Новости о планируемом заключении контракта на поставку 76 самолетов Су-57 явно не пришлась по вкусу многим американским военным обозревателям. И дело тут, как очень легко можно было бы догадаться, в цене. Дело в том, что газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники опубликовала информацию, что стоимость планируемого к подписанию на МАКС-2019 контракта составит «порядка 170 млрд. руб.». Иными словами, один Су-57 обойдется нашим ВКС чуть дороже, чем в 2,23 млрд. руб., или 34,5 млн. долл. по текущему курсу.

Суть проблемы


Естественно, подобная новость способна взорвать инфопространство американской военной аналитики почище «кузькиной мамы» Никиты Сергеевича Хрущева. То есть в то время, когда американский военпром, одерживая трудовые победы, упорно бьется над снижением издержек на программу F-35 и клятвенно обещает при крупносерийном заказе снизить цену всего до каких-то — ой-вэй! – 85 млн. долл., русские будут покупать самолеты 5-го поколения за 34,5 млн. долл.?!




И ведь, если вдуматься, то цифры в 34,5 млн. долл. за русский и 85 млн. долл. за американский самолеты не передают всей комичности сложившегося положения.

Дело в том, что российский Су-57 – это тяжелый многофункциональный истребитель завоевания господства в воздухе, способный также работать и по наземным, и морским целям. А F-35, во всех своих трех ипостасях, никогда на такое не замахивался, по сути дела он ориентирован на функционал более легкого истребителя наподобие F-16. То есть Су-57 и F-35, конечно, самолеты 5-го поколения (хотя тут к F-35 есть серьезные вопросы), но они – представители разных классов многофункциональных истребителей, и при прочих равных условиях более легкий F-35, конечно же, должен быть дешевле Су-57 – и значительно дешевле. Не в разы, но не десятки процентов. Между тем мы видим совершенно обратную картину – F-35 дороже, причем именно в разы.

И вот, с учетом вышесказанного, получается, что стоимость американского истребителя превосходит российский даже не почти в 2,5 раза, а намного серьезнее. Это и неприятно, и обидно, да и налогоплательщики в конце концов могут начать задавать разные неудобные вопросы.

И каков же ответ?


Американское издание The Drive решило списать все на ошибку. Самолет 5-го поколения за 34,5 млн. долл. невозможен, потому что этого не может быть никогда. Ведь это же "меньше, чем предполагаемая цена Су-30МКК, который Россия продала Китаю почти два десятилетия назад"! А это значит, что источники заблуждаются, что-то напутали или были не так поняты. И на самом деле 170 млрд. руб. – это цена не за всю партию из 76 самолетов, а только за первые 16, ну а остальные ВКС придется оплачивать дополнительно.

Высказав такую гипотезу, The Drive занялась подсчетами – если 170 млрд. руб. стоят только 16 самолетов, то один Су-57 будет стоить 10,6 млрд. руб., или более чем 164 млн. долл. Уфф! Это, по мнению американских аналитиков, вполне достоверная величина – русский самолет оказался почти вдвое дороже F-35. Никакого повода для паники нет!

Что ж, давайте попробуем оценить, насколько реалистична цена в 170 млрд. руб. для партии из 76 Су-57.

Немножко посчитаем


За основу в наших расчетах возьмем пятилетний контракт на поставку 50 Су-35, цену на которые наше Минобороны согласовало в январе 2016 г.



При этом, по данным весьма серьезных источников («Вести», блог bmpd и т.д.) стоимость контракта составила «свыше 60 млрд. руб.». Конечно, «свыше 60 млрд. руб.» — весьма расплывчатая цифра, потому что триллион, вообще-то, тоже свыше 60 млрд. руб. Но все же обычно под «свыше 60 млрд. руб.» имеется ввиду цифра от 60 до 70 млрд. руб. И вот, если считать, что 50 Су-35 в итоге обошлись нам в 70 млрд. руб., то получается, что стоимость одного истребителя этого типа в ценах января 2016 г. составила 1,4 млрд. руб. Насколько корректна эта цена?

С одной стороны, первый контракт, заключенный еще в 2009 г., предусматривал поставку 48 машин за 66 млрд. руб., то есть 1,375 млрд. руб. за самолет. С тех пор прошло много времени и один экономический кризис, так что эксперты ожидали роста стоимости партии в 50 самолетов до 100 млрд. руб. Однако же цена на Су-35 почти не выросла – почему? Здесь возможно, несколько причин.


Во-первых, по некоторым данным, окупаемость проекта Су-35 наступала при производстве 72 истребителей, так что при дальнейшем увеличении серии срабатывал пресловутый «эффект масштаба», уменьшавший стоимость изделия.

Во-вторых, в 2015 г. мы заключили экспортный контракт на поставку Су-35 Китаю – безусловно, что-то на этом заработал производитель, но не исключено, что военные, решив, что разрешением на экспортные поставки и так уже чрезмерно «облагодетельствовали» завод, решили подзакрутить гайки на следующей партии.

Сколько стоил Су-35, если бы контракт на указанные 50 машин заключался сегодня? С учетом инфляции – примерно 1,6 млрд. руб.

Интересно, что Су-30СМ стоил примерно те же деньги – в 2015 г. отмечалось, что его средняя стоимость составляет 1,5 млрд. руб. Правда, ходили слухи, что в новом контракте на поставку Су-30СМ, который может быть заключен в конце 2018 г., самолет может подорожать примерно до 1,9 млрд. руб. Но подтверждения этим данным нет, и если вспомнить, что цену на вторую партию Су-35 длительное время также прогнозировали на уровне 2 млрд. руб. за штуку. Опять же, шли слухи о весьма глубокой модификации Су-30СМ с установкой на него нового БРЭО и т.д., и кто знает, может быть при цене около 2 млрд. речь шла о усовершенствованной версии?

Теперь вернемся к Су-57. Предположительная его стоимость по контракту – 2,23 млрд. руб., что на 39,8% дороже, чем у Су-35 по последнему контракту, пересчитанному в текущие цены. А еще вспомним, что производитель изначально отстаивал на 20% более высокую цену.

То есть по первоначальному предложению ОАК Су-57 должен был стоить ориентировочно 2,68 млрд. руб, или примерно на 68% дороже Су-35. С учетом того, что у этих самолетов весьма много общего, такой рост стоимости выглядит вполне логичным и обоснованным.

Вспомним, что американцы разрабатывали самолеты в логике Су-35 – то есть брали старую «платформу» F-15 или F-18 и осовременивали ее некоторыми новейшими технологиями, разработанными для истребителей 5-го поколения, какие только можно было на них применить. В результате, подтянувшиеся до поколения 4++, самолеты F-15SE Silent Eagle или F/A-18F «Advanced Super Hornet» оказались намного более грозными бойцами, чем их «предки», но и стоимость их вплотную приближалась к стоимости самолетов 5-го поколения. Например, цена на «Сайлент Игл» указывалась на уровне 100 млн. долл. Да и «Эдванст Хорнет», хотя стоимость его автору неизвестна, вряд ли будет дешев, ведь ценник на последние модификации «Супер Хорнета» уже приблизились к 60 млн. долл., а «Эдванст Хорнет» явно должен стать ощутимо дороже.

Иными словами, разрыв в цене между американскими самолетами 4++ и F-35 не слишком велик. Что же до нашего авиапрома, то дело обстоит примерно так.

Вероятнее всего, «хотелки» производителя – это ценник около 1,9 млрд. руб. за Су-35 и 2,68 млрд. руб. за Су-57, но, в процессе «торговли» с Минобороны он оказался «обжат» до 1,6 (1,4 млрд. в ценах начала 2016 г.) и 2,23 млрд. руб. соответственно. Вероятно, ОАК чрезмерно ужали по цене, и положенной им по закону нормы прибыли за эти машины наши авиастроители не доберут.

И каков же вывод?


Скорее всего, справедливая цена на Су-35, когда МО не переплачивает, а завод получает положенную ему прибыль, колеблется где-то в промежутке 1,6-1,9 млрд. руб., а справедливая цена на Су-57 – в промежутке 2,23-2,68 млрд. руб. То есть реальная цена Су-57 действительно вполне может быть в пределах 34,5-41,5 млн. долл. Конечно, окончательные точки над «i» расставит подписанный контракт, но пока нет ни единой причины считать, что ценник на Су-57 для наших ВКС окажется выше этих цифр.

А как же экспортные контракты?


Тут все очень просто. Экспортная цена Су-35 вполне может доходить до 100 млн. долл.. Но нужно понимать, что в экспортный контракт входит много всего такого, что при поставке в наши ВКС и в ВВС США проходит по другим статьям. То есть там будет и обслуживание, и подготовка пилотов, и боеприпасы, а может быть и что-то иное. И – самое главное.

Цену для наших самолетов для ВКС определяет себестоимость этих самолетов. Именно так происходит ценообразование – производитель согласовывает с военными представителями суммы затрат на производство партии «изделий» в количестве, согласно контракту, а потом накручивает на эти затраты положенную по закону норму прибыли.

А вот цену наших самолетов на внешнем рынке определяют спрос и предложение боевой техники. И если соотношение «цена/качество» Су-35 таково, что он вполне может быть куплен за 80-100 млн. долл., то зачем нам продавать его дешевле?

Но что же сказал президент?


Много веселья в Интернете вызывали слова Владимира Владимировича Путина о том, что благодаря снижению цены Су-57 на 20% стало возможно купить не 16, а 76 таких боевых машин без увеличения стоимости контракта. Это и неудивительно – ведь подобное арифметически невозможно. Однако давайте все же процитируем фразу В.В. Путина дословно:

«Программой вооружений до 2027 года планировалось закупить 16 таких самолетов. Проанализировали вчера ситуацию, министр [обороны Сергей Шойгу] доложил, в результате проделанной работы, в результате того, что мы договорились с промышленностью, промышленность фактически на 20% снизила стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, у нас появилась возможность закупить гораздо больше боевых машин этого класса и по сути нового поколения».


Обратите внимание – снижена стоимость не Су-57, а «летательных аппаратов», под которыми, вообще-то, может пониматься не только Су-57, но и другие боевые и небоевые самолеты, которые приобретаются ВКС. И еще – речь идет не только о самолетах, но и о вооружении. То есть, на самом деле произошло следующее – С.К Шойгу удалось снизить закупочные цены на ряд боевой техники и вооружения (а не только на Су-57), в результате чего Су-57 удалось закупить больше, чем планировалось. Только и всего. Просто В.В. Путин построил фразу так, что она допускает двоякое толкование, а это, вообще-то, может случиться с каждым.

Автор:
Андрей из Челябинска
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Призраки в Коннектикуте: реальная история ДоЛарис Мистика 0 27.09.2018 07:54
Реальная история ezup Истории, рассказы, притчи 0 17.05.2015 01:00
Реальная история из жизни ezup Истории, рассказы, притчи 0 16.09.2014 22:53
Реальная история ezup Истории, рассказы, притчи 0 08.07.2014 15:29
Реальная история. ezup Истории, рассказы, притчи 0 11.09.2013 19:06