Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 22.01.2019, 22:25 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Бронекатер проекта 191М (СССР)
ezup
ezup вне форума



Технический проект 191 «малого» БКА был закончен в начале 1945 года. Опытный катер заложили 27 апреля на заводе № 344 в Молотове и спустя 18 месяцев (в октябре 1946 года) он вступил в строй. Проведенные и том же году испытания подтвердили худшие опасения - скорость хода корабля составила всего 15 уз, то есть оказалась на 6 уз меньше, чем у бронекатера проекта 1124. Дальнейшее строительство признали целесообразным вести только по корректированному проекту 191М с дизелями М-50, серийное производство которых началось в 1947 году. В 1947 году в Молотове были построены первые восемь катеров проекта 191М установочной серии, после чего всю документацию и оснастку передали на Ижорский завод в Колпино. Постройка катеров осуществлялась поточно-позиционным методом. Для упрощения технологии сборки корпус разбивался на три секции (цитадель, носовая и кормовая оконечности). Одновременно в постройке могло находится до пяти бронекатеров, а цикл постройки каждого из них составлял 30 рабочих дней. Нетрудно подсчитать, что Ижорский завод мог выпускать 50 кораблей в год (фактически - в два раза меньше).

В процессе серийного производства в конструкцию катера постоянно вносились различные непринципиальные изменения, улучшающие его ТТЭ (13 - по вооружению и корпусу, шесть - по механической части и 14 - по электрооборудованию), поэтому катера постройки 1951-1952 годов несколько отличались от первых серий, хотя номер проекта оставался прежним (в дальнейшем были разработаны проекты переоборудования и модернизации 191А, 191Ри 191ТКБ-2). Всего в 1948-1952 годах Ижорский завод построил 110 кораблей проекта 191М, большинство из которых вошло в состав Амурской и Дунайской речных флотилий.

Бронекатер проекта 191М имел традиционную для речных боевых кораблей форму корпуса с плоским днищем, округлой скулой, туннельной кормой, развалом носовых шпангоутов, завалом бортов в средней части и корме, транцевой кормой и наклонным форштевнем. Оптимизированная с точки зрения обеспечения минимальной осадки подобная форма корпуса, вполне оправдавшая себя на тихоходных (8-12 уз) речных мониторах, преподнесла целый ряд сюрпризов создателям катеров. Так, еще при испытаниях первых кораблей проектов 1124 и 1125 обнаружилось очень неприятное явление: на полном ходу (20-21 уз) катера выходили на режим, близкий к глиссированию.

Теоретически плоское днище очень выгодно для создания необходимой для глиссирования гидродинамической подъемной силы. Однако в этом режиме судно с плоским днищем обладает очень плохой поворотливостью и после отклонения руля под действием силы инерции дрейфует в сторону, противоположную перекладке руля, описывая пологую кривую. На волнении такое судно при встрече с волной теряет устойчивость на курсе, им практически невозможно управлять. Выходом из положения было бы придание днищу небольшой килеватости (оптимально плоско-килеватое днище с отгибом у скулы), но на это не пошли -прежде всего, по технологическим причинам. На бронекатере проекта 191М это явление напомнило о себе вновь. На максимальной скорости катер имел ходовой дифферент на корму (около 3°), что ухудшало устойчивость на курсе и не позволяло вести огонь прямой наводкой из башни МК-85 на нулевых курсовых углах. Для уменьшения ходового дифферента на бронекатерах постройки 1951-1952 годов обводы кормовой оконечности между 19 и 20 шп. были выполнены более полными, что позволило уменьшить дифферент почти в два раза.

Корпус изготавливался из стали марки Ст.3 и броневой стали марки 2П и был полностью сварным, система набора - продольная, а в оконечностях - поперечная, величина шпации - от 500 до 1500 мм. Корпус делился поперечными водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Сообщение между отсеками осуществлялось через люки в палубе и лазы в переборках. На палубе в средней части корпуса располагались 85-мм одноорудийная башенная артиллерийская установка МК-85 и ходовая рубка с пулеметной башенкой 2М-6-2 на ней, за рубкой находились сигнальный мостик и мачта, а в кормовой части - вторая пулеметная башенка 2М-6-2.

Конструктивно бронекатер проекта 191М представлял собою корабль с цитадельной схемой броневой защиты. Вся средняя часть корпуса (20-38 шп.) выполнялась в виде броневой коробки (цитадели), которая защищала носовое подбашенное отделение, моторное отделение, радиорубку и кормовой пулеметный отсек. Бронирование борта в районе цитадели было экранированным, наружная броня (экран) толщиной 7 мм завалена внутрь под углом 9°. Экран продолжается в нос до 20 шп. и в корму от 38 шп. на 500 мм. Броня внутреннего борта была вертикальной и имела толщину 7 мм. Между нижними кромками экрана и внутреннего борта устанавливался 7-мм наклонный броневой лист, который являлся верхним листом топливных цистерн. Броня борта опускалась ниже конструктивной ватерлинии на 250 мм. Между листами экрана и внутренним бортом устанавливались диафрагмы из стали Ст.3. Броневая защита траверзов (20 и 38 шп.) была также экранированной (7-1-7 мм). Палуба в районе 19-39 шп. состояла из броневых листов толщиной 10 мм.



Существенным отличием схемы бронирования нового катера от предшественников являлось наличие 7-мм броневого пояса в нос и в корму по ватерлинии и по транцу, который опускался под ватерлинию на 250 мм. Дело в том, что на кораблях проектов 1124 и 1125 относительно короткая цитадель при затоплении не защищенных броней носовых или кормовых отсеков не обеспечивала необходимой плавучести. Осколками от близких разрывов наружный борт в оконечностях превращался в «решето», и при неповрежденной цитадели катер тонул, даже избежав прямых попаданий. Теперь же наличие противоосколочной брони в оконечностях существенно улучшало живучесть. Правда, для экономии веса оконечности имели меньшую высоту борта по сравнению с центральной частью, и катер приобрел характерный «горбатый» силуэт. Бронирование стенок боевой рубки было также экранированным. Внутренний и наружные листы толщиной по 7 мм устанавливались вертикально. В горизонтальной плоскости наружные листы рубки по отношению к внутренним устанавливались под углом 9°. Крыша рубки выполнялась из однослойной брони толщиной 10 мм. Сигнальный мостик за ходовой рубкой защищался 7-мм броней. Общая масса брони составляла 20,8 % от полного водоизмещения (у проекта 1124 - 11,2%).

В 1949 году был проведен интересный натурный эксперимент. Полностью сформированный корпус БКА проекта 191М (естественно, без насыщения) на полигоне подвергли обстрелу 12,7 и 14,5-мм бронебойно-зажигательными пулями, а также 20 и 23-мм снарядами. Результаты признали удовлетворительными, однако было высказано мнение о необходимости увеличения толщины бортового бронирования. Дело в том, что экранированная система бронирования относится к типу так называемых пассивных защит, которые включают в себя разрушающиеся (различные типы экранов, покрытия типа «Zlmmerit») или расходуемые (контейнеры динамической защиты) элементы. По конструктивному исполнению экранированная защита может быть навесной или встроенной. Навесная защита получила широкое распространение на танках периода Второй мировой войны и предназначалась прежде всего для защиты от кумулятивных снарядов. Относительно легкие экраны толщиной 4-5 мм при попадании такого снаряда вызывали преждевременное формирование кумулятивной струи на дистанции больше оптимальной.

Своеобразными экранами могли служить закрепленные на корпусе и башне танка ящики для инструментов, траки, цепи и даже мешки с песком. Встроенная экранированная защита в 1940-е годы нашла применение только на танке ИС-3 (30-мм фальшборт перед наклонной 90-мм бортовой броней). В дальнейшем в танкостроении эволюция встроенной экранированной защиты привела к появлению многослойного (комбинированного) бронирования. На всех современных танках имеются легкие навесные противокумулятивные бортовые экраны. Неприятной особенностью экранированной (динамической) защиты является резкое снижение ее эффективности по мере разрушения экрана (расходования ее элементов). Если замена выполнивших свое назначение навесных экранов не представляет особой сложности и может выполняться в полевых условиях силами экипажа, то замена сильно поврежденного встроенного экрана часто требует ремонта в заводских условиях.

Катер проекта 191М вооружался одной башенной установкой МК-85 и двумя спаренными 14,5-мм пулеметными установками 2М-6-2. Башня МК-85 имела угол обстрела по горизонту 150° на каждый борт, ее поворот осуществлялся от электродвигателя и вручную (вертикальное наведение - только вручную). Боезапас из 100 выстрелов располагался в подбашенном отсеке, было предусмотрено место для приема на борт еще 50 выстрелов в перегруз. Броня стенок имела толщину 30 мм, крыши - 20 мм. Такое равномерное круговое бронирование казалось более предпочтительным по сравнению с дифференцированным бронированием танковой башни. Лоб пулеметных башен защищался экранированной (7-1-7 мм) броней, а крыша - однослойной 10-мм. В перегруз бронекатер мог принять восемь мин заграждения типа Р-1 или «Мираб».

Механическая установка катера состояла из двух V-образных 12-цилиндровых дизелей М-50 мощностью по 1000 л.с., управление которыми осуществлялось из ходовой рубки и моторного отделения. Электроэнергетическая система включала в себя два генератора ГСК-1500, навешенных на главные двигатели (сеть постоянного тока напряжением 24 В), и дизель-генератор ПН-85 (сеть постоянного тока напряжением 110 В). В качестве резервных источников тока использовались четыре аккумуляторные батареи. Моторное отделение бронекатера отличалось высокой плотностью компоновки, доступ ко многим агрегатам был затруднен. Главные двигатели устанавливались на фундаментах без амортизации, отсутствовала и звукоизоляция, поэтому уровень шума в моторном отделении на полном ходу составлял 127 дБ, а в жилых помещениях -103 дБ; для сравнения: уровень шума двигателей взлетающего реактивного самолета не превышает 110 дБ.

Поскольку катер проекта 191М предназначался для действия на реках и в пределах видимости берега, штурманское вооружение было очень скромным и состояло из одного 75-мм компаса (за ходовой рубкой предусматривалось место для 125-мм компаса). Для обеспечения радиосвязи на катере устанавливались радиостанции Р-607 (KB) и Р-609 (УКВ). Специфической особенностью речного БКА было наличие специального устройства для снятия с мели, состоящего из двух свай с талями, по-походному располагавшимися на палубе в носу.

Транспортировка катера проекта 191М по железной дороге вначале осуществлялась на одной четырехосной 60-т платформе (под оконечности подводились двухосные 20-т платформы). В начале 1950-х годов такая схема начала вызывать возражения со стороны МПС, так как максимальная скорость транспортировки не превышала 50 км/ч. В дальнейшем она осуществлялась на сцепе из двух 60-тонных платформ. При транспортировке с катера снимались: пулеметная башня на ходовой рубке, привальный брус, козырьки газового выхлопа, приборы на крыше ходовой рубки, мачта и брызгоотражатели.

БКА проекта 191М опоздал своим появлением минимум на пять-семь лет и не успел принять участие в сражениях Великой Отечественной войны. Если РККА незадолго до начала войны уже имела пусть еще «сырой», но обладающий огромными модернизационным потенциалом средний танк Т-34, который постепенно заменял в танковых частях устаревший Т-28, то ситуация с «речными танками» в ВМФ была совершенно противоположной. Модернизационные возможности проектов 1124 и 1125 полностью исчерпались после корректировки в 1938-1940 годах, и все дальнейшие попытки существенно улучшить их ТТЭ не увенчались успехом. В результате новый корабль пришлось проектировать уже в ходе войны практически с «чистого листа». Самый мощный в мире бронекатер появился, когда острая надобность в нем, увы, отпала.

Технические характеристики катера проекта 191М
Водоизмещение:
- полное - 52,8 т,
- стандартное - 49,7 т;
главные размерения:
- длина наибольшая - 25,96 м,
- ширина наибольшая - 4,43 м,
- углубление наибольшее - 0,65 м;
бронирование:
- палуба над цитаделью 10 мм,
- пояс цитадели 7 + 7 мм,
- пояс в оконечностях 7 мм,
- траверзы 7 + 7 мм,
- крыша боевой рубки 10 мм,
- стенки боевой рубки 7 + 7 мм;
силовая установка: два дизельных двигателя М-50 суммарной мощностью 2000 л.с.;
скорость хода: полная - 20,8 уз, экономическая - 10,0 уз;
дальность плавания расчетное при полном запасе топлива (3,3 т) экономическим ходом - 517 миль;
вооружение: 1 х 1 85-мм универсальное орудие МК-85 в обеспечении ПУС МБК-191, 2x2 14,5-мм пулемета Владимирова в башенной установке 2М-6-2;
экипаж - 15 человек


автор статьи: Апальков Ю.В.
Катера отечественного военного флота


 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Бронекатер проекта 192 (СССР) ezup История Военно-морского флота 0 28.02.2019 18:45
Рассказы об оружии. Морской бронекатер проекта 161 тип «МБК» ezup История Военно-морского флота 0 13.09.2018 00:28
Бронекатер проекта 1125 ezup История Военно-морского флота 0 04.09.2018 18:50
Подводная лодка проекта 627 (СССР) ezup Подводные лодки 0 29.05.2016 13:23
Подводная лодка проекта 637 (СССР) ezup Подводные лодки 0 29.05.2016 13:06