RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Транспортные » Ил-276 (Ил-214 МТС) — средний военно-транспортный самолёт

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.01.2019, 00:57 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Ил-276 (Ил-214 МТС) — средний военно-транспортный самолёт
ezup
ezup вне форума

Ил-276 — средний военно-транспортный самолёт



Средний военно-транспортный самолёт, который сейчас стоит на вооружении российской армии - это четырёхмоторный турбовинтовой самолёт Ан-12, разработанный в СССР во второй половине 50-х годов прошлого века.

Машины широко применялись для переброски войск, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в десантных и поисково-спасательных операциях. Экспортировались в несколько десятков стран мира, участвовали в военных действиях в Африке, Афганистане и на территории бывшего СССР.

В 1972 году эти самолёты доставляли гуманитарный груз в Республику Бангладеш, продовольствие и почту на полярную станцию "Северный полюс-18" в 1969-м, советские войска в афганский Баграм в 1986 году, участвовали в авиационном параде в аэропорту Домодедово в 1967-м.

По словам первого заместителя генерального директора ПАО "Ил" Павла Черенкова, сейчас в войсках находится около 70 машин, но в исправном состоянии намного меньше. Ресурс самолёта составляет 55 лет, и к 2027-2028 годам он истекает, а уже менее чем через восемь лет Минобороны должно иметь возможность начать замену завершающих эксплуатацию Ан-12 на другую машину.

В ОКБ Ильюшина к проекту среднего транспортного самолёта грузоподъёмностью 20-30 тонн вернулись в начале 2000-х, свою роль здесь сыграла и заинтересованность Индии в совместной разработке транспортного самолёта такого класса.

Совместный проект получил рабочее название MTA - Multipurpose Transport Aircraft. С Индией был заключён контракт на совместную разработку и производство этого самолёта.

Работа продвигалась медленно, только в 2014 году был готов проект тактико-технического задания на новый транспортный самолёт, но его утверждение не состоялось, а в следующем году по ряду причин Индия вышла из проекта.

Однако потребность в самолёте осталась. В 2017 году сначала самолёт получил рабочее наименование Ил-214, а позже - Ил-276. Был подписан контракт на опытно-конструкторские работы и началось эскизное проектирование самолёта.


Ил-276 создаётся в интересах Министерства обороны России. Первый полёт нового среднего "транспортника" запланирован на 2023 год, а с 2026-го начнутся серийные поставки в войска. Тактико-техническое задание, согласованное Минпромторгом и ОАК, находится на согласовании в Минобороны.

Идея создания среднего военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 20–30 тонн появилась в конце 1980-х годов. Тогда проект назывался Ил-88. В ОКБ Ильюшина был проработан облик машины, однако проект был отложен, т.к. характеристики проектируемого ВС не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов, которые проектировались в КБ Туполева — Ту-330 и в КБ Антонова - Ан-70.

Павел Черенков пояснил, что после того как рассмотрели все предложенные варианты, наибольшее признание получил Ан-70. Привлекла его большая кабина — порядка четырёх метров. В 1996 году самолёт демонстрировался в Авиационном научно-техническом комплексе имени О.К. Антонова, в 1997 на московском авиасалоне выставлялся на статической экспозиции для ознакомления специалистами, на МАКС-2003 принимал участие в лётной программе, и надо сказать, полёты Ан-70 производили очень сильное впечатление.

Однако ухудшение российско-украинских отношений после 2004 года завели этот проект в тупик.

Ан-12 - это свободнонесущий высокоплан с однокилевым вертикальным оперением. На самолёте установлены четыре форсированных турбовинтовых двигателя АИ-20М с четырёхлопастными винтами левого вращения. Грузовой отсек самолёта, в отличие от Ил-276, не герметичный.



Ан-12 имел на вооружении две пушки калибра 23 мм с боекомплектом в 700 снарядов и авиабомбы разных калибров. По вооружению Ил-276 информация отсутствует, так как этот вопрос находится в компетенции Министерства обороны РФ.

Павел Черенков рассказывает, что от 70 до 90 процентов перевозки грузов самолётами типа Ил-276 осуществляется либо на контейнере, либо в ящиках, а переброску войск на 2000 км такими самолётами не делают из-за нецелесообразности. "Довезти одну БМП, конечно, можно, только она там никакую боевую задачу не решит, - поясняет зам. гендиректора "Ильюшина". - Для подготовки и десантирования — да, но для переброски именно войск используются тяжёлые машины типа Ил-76 и Ан-124».



Военно-транспортный Ил-276 будет находиться между новым лёгким Ил-112В и тяжёлым Ил-76МД-90А и оснащаться оборудованием на российской элементной базе, изотечественных комплектующих.

Концепция комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) предусматривает возможность модернизации и наращивания функций благодаря открытой архитектуре. Единое информационно-управляющее «поле» кабины пилотов объединит шесть многофункциональных ЖК-дисплеев и два ЖК-индикатора на лобовом стекле.

Особенностью самолёта является максимальное использование решений по БРЭО, которые применяются и на Ил-76, и на Ил-112В, и на пассажирском МС-21. Это предполагает, что система отображения информации будет максимально унифицирована, чтобы переобучение экипажа проходило в самые короткие сроки.

Размеры сечения грузового герметичного отсека Ил-276 идентичны размерам самолёта Ил-76МД-90А, что позволяет использовать всю существующую инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств. В части погрузочно-разгрузочного оборудования, а это подвесные грузоподъёмные устройства с электрическим приводом, тележки и лесенки, будут заимствованы либо у Ил-76, либо у Ил-112В.



В перспективе предполагается дальнейшее развитие Ил-276 путём создания на его основе модификаций самолёта радиолокационного дозора и наведения, командного воздушного пункта, санитарного самолёта, поисково-спасательного самолёта и самолёта-заправщика.
Разработка Ил-276 идёт именно с прицелом на требования военного заказчика. По мнению разработчиков, государство готово и способно покупать в год 12 таких машин. Поэтому, по предварительным подсчётам, до 2033–2034 года фирма Ильюшина сможет обеспечить средним транспортным самолётом только российских военных.
«В целом же спрос на такие самолёты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдёт своё место в небе и станет незаменимым «самолётом-трудягой», - подвёл итог Павел Черенков.

Справочная информация

Идея создания среднего военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 20–30 тонн появилась в конце 1980-х годов. Тогда проект назывался Ил-88. В ОКБ Ильюшина был проработан облик машины, однако проект был отложен, т.к. характеристики проектируемого ВС не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов, которые проектировались в КБ Туполева — Ту-330 и в КБ Антонова - Ан-70.

Работа над многофункциональным транспортным самолётом началась после подписания 6 июня 2001 года Протокола о совместной разработке между АК им. Ильюшина, ПАО НПК "Иркут" и индийской корпорацией Hindustan Aeronautics (HAL). Проект получил название МТС/MTA - многоцелевой транспортный самолёт/ Multi-role Transport Aircraft.

Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта МТА было подписано в 2007 году — производство самолёта планировалось развернуть как в России, так и в Индии. В конце 2015 года Индия вышла из проекта. Разработка была приостановлена.

В июне 2017 года самолёт получил официальное название Ил-276, за время разработки самолёт прошёл три итерации — это Ил-88, МТС/MTA/Ил-214, Ил-276.

Ил-276 будет находиться между новым лёгким Ил-112В и тяжёлым Ил-76МД-90А и оснащаться оборудованием на российской элементной базе, из отечественных комплектующих.

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности, Т-образным хвостовым оперением и двумя турбореактивными двигателями, размещенными на пилонах под крылом.

В качестве силовой установки рассматриваются варианты ПС-90А-76 и ПД-14М.

В левом обтекателе шасси будет размещаться вспомогательная силовая установка ТА18-200. Концепция комплекса БРЭО предусматривает возможность модернизации и наращивания функций благодаря открытой архитектуре. Единое информационно-управляющее «поле» кабины пилотов объединит шесть многофункциональных ЖК- дисплеев и два ЖК-индикатора на лобовом стекле.

Размеры сечения грузового герметичного отсека Ил-276 идентичны размерам самолёта Ил-76МД-90А, что позволяет использовать всю существующую инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств.

Технические характеристики

Экипаж: 4 человека
Макс. грузоподъёмность: 20 т
Длина: 37,7 м
Размах крыла: 35,5 м
Высота: 12,5 м
Длина грузовой кабины: 18 м
Макс. взлётная масса: 72 т
Запас топлива: 30 700 кг
Силовая установка: 2 × ПС-90А-76 или ПД-14М
Пассажировместимость: 150 военнослужащих

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 800 км/ч
Практическая дальность: 2 000 км (с максимальной нагрузкой)
Перегоночная дальность: 7 000 км
Практический потолок: 12 100 м
Длина разбега: 1 450 м
Длина пробега: 1 350 м

Последний раз редактировалось ezup; 20.09.2020 в 10:52.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 26.09.2019, 16:49 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Ил-276 — средний военно-транспортный самолёт
ezup
ezup вне форума

Ил-276. Боевое прошлое и будущее

На смену «Новичку»


Так называемый транспортный дивизион Объединенной авиастроительной корпорация – это сейчас самый загруженный инженерный кластер если не во всей российской отрасли, то в авиации точно. Головным разработчиком направления справедливо был выбран «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», который до апреля 2019 года возглавлял сын Дмитрия Рогозина Алексей. Сейчас на его месте Юрий Грудинин, ранее руководивший ТАНКТ имени Георгия Бериева и имеющий самое непосредственное отношение к авиационному строительству. На данный момент ильюшинцы ведут работу сразу над шестью проектами. Это всеми известная программа дальнейшей глубокой модернизации старичка Ил-76, реинкарнация сверхтяжелого Ан-124, проект легкого «транспортника» Ил-112В, а также две пассажирские машины – небольшой Ил-114 и гигант Ил-96-400М. Сегодня поговорим о военно-транспортной машине среднего класса Ил-276, у которой есть все шансы стать серийной машиной в ближайшие десять лет. Уже к 2030 году заслуженные старички Ан-12 (по классификации НАТО «Новичок») будут выведены из состава Военно-космических сил, заменить их призван Ил-276. Кроме этого, в дальнейшей перспективе новинка заменит «Чебурашку» Ан-72 в ВКС России, а также Ан-32 и Lockheed С-130 Hercules у зарубежных партнёров, прежде всего в Индии. По крайней мере, так планировалось лет пять назад.




История 276-й машины начинается еще в 80-е годы, когда в Советском Союзе родилась идея о замене устаревающего Ан-12 новой, более вместительной машиной. Но в те времена не удалось разработать проект, позволяющий превзойти турбовинтовую машину Антонова. Вернулись к проекту уже на рубеже веков, когда анализ мирового рынка показал потребность в транспортных самолетах, способных брать на борт до 20 тонн и перебрасывать груз на расстояние порядка 3000 км. России в те времена остро не хватало материальных ресурсов для реализации столь сложного проекта и решено было привлечь партнера. Заинтересованность в разработке высказала Индия – наша давняя, но не самая надежная, как показала история, дружественная страна. Первоначально самолет имел аж четыре имени – сначала СВТС (средний военно-транспортный самолет), позже МТА (Medium или Multirole Transport Aircraft), МТС (Многоцелевой транспортный самолет) и Ил-214 (внутризаводское имя).







Ранняя версия самолета, известная как Ил-214


Первые документы, регламентирующие отношения Индии и России в проекте разработки самолета, появились летом 2001 года и предусматривали два варианта исполнения: грузовой и пассажирский на 100 человек. От РФ в программе участвовало КБ Ильюшина, а Индию представляла фирма HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Интересы Индии в данном проекте объясняются прежде всего приобретением опыта конструирования столь непростых летательных аппаратов. В дальнейшем наши партнеры планировали или самостоятельно разработать аналогичную машину следующего поколения, или провести глубокую модернизацию Ил-214. Как бы то ни было, партнеры договорились поровну вложиться в проект и не иметь друг от друга никаких секретов. России это было выгодно: никаких критических для обороноспособности страны технологий Ил-214 не содержал, поэтому с индийцами охотно делились и учили их конструировать.


Один из компьютерных вариантов облика самолета





Макет на МАКСе десятилетней давности


Интересно, что схема оплаты своей доли в проекте Россией была непростая. Финансирование на первых этапах фактически вела Индия в счет своего госдолга нашей стране. Первоначально стоимость всего цикла разработки, испытаний и принятия на вооружения оценивали в 300 млн. долларов в ценах начала 2000-х годов. Как отмечается в издании «Аэрокосмическое обозрение», стоимость каждого произведенного самолета должна была составить от 15 до 17 млн. Планы были грандиозные: если бы тогда все сработало, то мы бы с вами уже лет восемь летали на пассажирских версиях Ил-214, а ВКС эксплуатировали не менее пяти десятков машин. Но, к сожалению, бюрократические проволочки очень серьезно затормозили процесс разработки и, что очень важно, финансирование индийской стороной. Фактически они не были решены до 2007 года, пока не создали российско-индийскую компанию MTLA (Multirole Transport Aircraft Limiterd) со штаб-квартирой в Дели. И снова партнеры принялись мечтать о светлом будущем: собрать не менее 205 машин, из них для России 95 экземпляров, для Индии 45, а всем заинтересованным лицам – 60 самолетов. Мало того, в планах было потеснить на мировом рынке американские С-130J. В течение короткого времени бюджет проекта вместе с закупочной стоимостью Ил-214 вырос в два раза, а первый полет перенесли сразу на 7 лет до 2017 года. Вот если и в этот раз всё бы выгорело, мы с вами уже в текущем 2019 году могли с радостью наблюдать серийный выпуск новинок на ульяновском «Авиастаре», а индийцы в городе Канпуре на мощностях HAL. Но в конце 2015 года Ил-214, так ни разу не взлетевший, приказал долго жить – индийцы без объяснения причин вышли из проекта.

Ил-214 становится Ил-276


«Мы взяли паузу на корректировку программы и уточнения взаимных условий», «индийская сторона проявляет осторожность» — такими дипломатическими оборотами отвечали в начале 2016 года официальные лица проекта. При этом уже тогда, похоже, всем все было ясно: разработчики недвусмысленно кивали в сторону Министерства обороны РФ как на единственно возможного спасителя столь нужного армии самолета. Так до конца и неизвестно, почему Индия заморозила все отношения по ильюшинской машине. Были версии о давлении США в рамках лоббирования закупки индийцами самолетов серии С-130. Также высказываются предположения, что Индии просто стало жалко денег на дальнейшую разработку. В итоге в 2017 году будущий самолет переименовали в Ил-276, избавившись от индийской специфики в конструкции. О чем идет речь, не говорится, но можно предположить, что инженеры отодвинули особенности технического сопряжения с аэродромной инфраструктурой ВВС Индии, а также смягчили требования к работе в высокогорных условиях. Еще в 2014 году, за пару лет до разрыва, конструкторский штаб КБ Ильюшина прорабатывал с Министерством обороны вариант самостоятельной разработки проекта. Как в воду глядели…






Такой видели будущую машину в ВВС Индии


Чего же ждут российские ВКС с принятием на вооружение Ил-276? Это будет классический двухмоторный высокоплан, в сечении полностью повторяющий грузовую кабину Ил-76 (только короче). Будущая машина занимает нишу между легким Ил-112 и серией тяжелых старичков Ил-76. Функционал самолета позволяет трансформировать грузовую кабину в двухпалубный вариант и брать на борт сразу 150 снаряженных бойцов (в обычном однопалубном исполнении – не более 70). Транспортные возможности ограничены 20 тоннами, но позволяют брать на борт стандартные морские и авиационные контейнеры – это немаловажно при гражданской эксплуатации. Самолет получит типично армейские возможности десантировать технику и грузы как с парашютами, так и без них с малых высот. Также в разработке на базе Ил-276 летающий танкер, пункт связи и госпиталь. Ну и, конечно, никто не отказывается от сугубо пассажирского вариант с сотней посадочных мест. Вообще, средний транспортник разрабатывается одновременно и под нормы ВКС РФ, и под требования Международной организации гражданской авиации. С переходом на имя Ил-276 облик машины серьезно изменился. Во-первых, на 4 метра уменьшился размах крыла (до 35,5 метра). Во-вторых, самолет стал короче и одновременно потяжелел до 72 тонн взлетной массы. В-третьих, изменилась конструкция киля самолета – теперь его внешний вид отсылает нас к старшему брату Ил-76. Серьезный настрой разработчиков подтверждают выделение 35 млн. рублей для перепрофилирования ульяновского производства под особенности новой машины. А уже в текущем году появятся первые тренажеры для будущих летчиков 276-й машины.



ПД-14 — двигатель второго этапа для Ил-276






Новая генерация самолета, получившая видоизмененный киль и отечественную начинку грузовой кабины


Настоящий оптимизм на скорую разработку Ил-276 вселяет ситуация с моторами. В начале истории самолета планировали устанавливать пермский ПС-9 с тягой, превышающей 9 тонн. Уже на начальных этапах разработки определились, что высокая надежность двигателя будет определяться не частым, качественным и своевременным обслуживанием, а особенностями самой конструкции. Но создать ПС-9 не удалось, поэтому пришлось адаптировать перспективную машину под ПС-90А-76 и ПД-14. Мощный ПС-90А-76 с тягой в 16 тонн станет двигателем первого этапа, пока будут доводить до ума ПД-14. Во многом именно вынужденный переход на ПС-90А-76 стал причиной увеличения взлетной массы с изначальных 68 тонн до 72 – мотор мощный и прожорливый.

История Ил-276 со всех точек зрения должна иметь своё продолжение. Уже через 8-9 лет ВКС останутся с парком транспортных самолетов, немалая доля (порядка 140 машин) которых будет на пределе своего ресурса, не говоря уже о запредельном моральном устаревании. И если 276-я машина не будет готова к этим срокам, то нам будет прямая дорога на мировой авиационный рынок. Только уже не в роли продавцов…
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
ru.wikipedia.org, forum.militaryparitet.com, bastion-karpenko.ru
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 06.07.2020, 12:35 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Ил-276 — средний военно-транспортный самолёт
ezup
ezup вне форума

Sina: Индия раскается за отказ от совместного производства Ил-276

Опыт работ над новинкой мог бы поднять уровень индийской авиации, считают китайские эксперты.
Фото: Wikipedia
Авторы китайского портала Sina предположили, что Индия «раскается» за отказ от совместного производства Ил-276 с Россией. Индийская сторона выставила себя неблагонадёжным партнёром и лишилась шанса на получение опыта в самолётостроении, уверены в Sina.

Авторы портала подчёркивают, что Индия является одним из крупнейших импортёров оружия, а значимая часть местного военно-промышленного комплекса занята в производстве иностранной военной техники.

Тем не менее, индийским специалистам не хватает опыта для создания собственных конкурентных образцов техники и вооружения, уверены китайские эксперты. Одним из немногих способов получить необходимый опыт являются совместные проекты, вроде строительства военно-транспортного самолёта в сотрудничестве с Россией.

Напомним, в 2001 году в России начался поиск партнёра для совместной реализации проекта нового транспортного самолёта. Это было обусловлено непростой экономической ситуацией. В том же году был инициирован совместный проект — самолёт Ил-276 планировалось производить на индийских и российских предприятиях.

Суммарная стоимость проекта была небольшой по меркам авиапромышленности — сумму в 600 миллионов евро авторы Sina назвали обоюдовыгодной. Это позволило бы России заработать и обеспечить серийное производство для внутренних нужд, а индийская сторона получила бы новый самолёт.

Пять лет назад в Индии пересмотрели соглашение, отказавшись от совместного проекта. В КБ Илюшина продолжилась самостоятельная разработка Ил-276, испытания которого назначены на 2023 год. В Sina подчёркивают, что это «заставит раскаиваться» Дели за опрометчивый выход из соглашения.

Дмитрий Кошевой
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 20.09.2020, 10:56 #4   #4
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Ил-276 (Ил-214 МТС) — средний военно-транспортный самолёт
ezup
ezup вне форума

Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)



Работы по перспективному многоцелевому среднему транспортному самолету, который предполагалось использовать в интересах, как военных, так и гражданских заказчиков (поэтому самолет, и обозначен как транспортный, а не военно-транспортный), были начаты в Авиационном комплексе (АК) им. С.В. Ильюшина в начале 2000 г.: утверждалось, что к тому времени специалистами АК им. С.В. Ильюшина уже были разработаны технические предложения. Первоначально новая машина была известна под обозначением «средний военно-транспортный самолет» (СВТС), также широко употреблялось фирменное «ильюшинское» обозначение Ил-214. Впоследствии, после заключения соответствующего соглашения между Россией и Индией, российской стороной перспективный авиационный комплекс был обозначен как «многоцелевой транспортный самолет» (МТС), а индийской - Multirole Transport Aircraft (МТА). Последнее, в общем-то, в переводе с английского означает то же самое - многоцелевой транспортный самолет.

В конце марта 2001 года АК им. С.В. Ильюшина и Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) сформировали, совместное подразделение без образования юридического лица - Дирекцию по программе Ил-214. А 6 июня 2001 года в Москве в рамках очередного заседания межправительственной комиссии России и Индии по военно-техническому сотрудничеству, был подписан двухсторонний протокол о начале работ по совместному проектированию и серийной постройке перспективного многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА. Причем предусматривалась одновременная разработка двух версий самолета - транспортной (грузовой) и пассажирской (базовой вместимостью 100 мест). Российская сторона тогда была представлена Корпорацией «Иркут» (ИАПО), Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», индийская - корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

В соответствии с соглашением, до конца 2001 г. предусматривалось осуществить разработку плана и технико-экономического обоснования программы создания нового самолета. При этом индийская сторона изъявила желание в ходе участия в работах по программе МТС/МТА (Ил-214), так сказать, пройти вместе с привлеченными к проекту российскими конструкторами последовательно весь цикл проектирования новой машины. Цель такого пожелания - накопить необходимый опыт, который может затем быть использован индийскими специалистами для создания собственных, так сказать, «полностью национальных» самолетов аналогичного назначения. Представители России и Индии определили технические требования, предъявляемые к самолету индийскими и российскими военно-воздушными силами. Заявленные на тот момент основные летно-технические характеристики перспективного самолета в варианте транспортного (грузового) выглядели следующим образом: взлетная масса - 47900 кг, максимальная масса полезной нагрузки - 15000 кг, крейсерская скорость полета - около 870 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой - 2000 км. Планировалось, что уже в 2008 г. состоится первый полет нового самолета, а в 2010 г. его полностью сдадут в эксплуатацию, в том числе и коммерческим заказчикам, заинтересованным в транспортных машинах такого класса.

Эскизное проектирование перспективной машины было начато в 2003 г., однако в последующие годы по целому ряду причин, не последнюю роль в которых играл недостаток финансирования, работы по программе создания Ил-214 шли, что называется, ни шатко, ни валко. Одна из причин этого заключалась в наличии определенных бюрократических барьеров. Лишь 12 ноября 2007 г. Москва и Дели подписали, наконец, самое что ни на есть полноценное Межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания перспективного многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА, которое урегулировало вопросы, связанные с проектированием и серийной постройкой данного типа самолета, а также решало вопрос создания с целью наиболее эффективной реализации программы совместного российско-индийского предприятия MTAL (Multirole Transport Aircraft Limited) по разработке, производству, реализации и послепродажному обслуживанию самолета. При этом поставлять самолеты МТС/МТА предполагалось как военно-воздушным силам России и Индии, так и военным заказчикам из третьих стран. Совокупное число подлежащих к постройке самолетов было определено в 205 машин, которые должны были распределяться следующим образом: ВВС России - 60 самолетов, МЧС России - 15 самолетов, российские коммерческие авиаперевозчики - 25 самолетов, ВВС Индии - 45 самолетов, третьи страны мира - 60 самолетов.



Через два года, в 2009 г. к защите был подготовлен аванпроект многоцелевого транспортного самолета. После этого реализация программы была активизирована. В том числе и по той причине, что Вооруженные силы Индии оказались перед необходимостью в достаточно сжатые сроки модернизировать свой парк военно-транспортных самолетов данного класса и нарастить потенциал (возможности) военно-транспортной авиации национальных ВВС. Кроме того, в том же 2009-м году российское правительство выделило на реализацию данной программы сумму в 2,156 млрд. руб., а самолет был включен в Госпрограмму вооружения. Генеральный контракт по программе МТС/МТА был подписан между транспортным подразделением корпорации OAK (ОАК-ТА) и индийской корпорацией HAL с одной стороны и российско-индийским совместным предприятием MTAL - с другой - в Бангалоре 28 мая 2012 года.

В соответствии с данным контрактом, программа МТС/МТА должна была осуществляться в два этапа: первый этап - разработка предэскизного проекта (заинтересованные стороны должны определить, как наилучшим образом выполнить тактико-технические требования утвержденного ими задания, и установить ключевые требования к различным бортовым системам), второй этап - основная часть проектной работы. Предполагалось, что подготовка проекта будет выполнена в течение 10 месяцев со дня подписания контракта, после чего стороны заключат контракт на выполнение работ по подготовке эскизного проекта.

Начать серийное производство перспективного транспортного самолета планировалось в 2019 г.: в России производителем (финальным сборщиком) был определен ульяновский завод «Авиастар-СП», а в Индии - дивизион транспортных самолетов корпорации HAL в г. Канпур (HAL'S Transport Aircraft Division). Планировалось, что самолеты поступят на вооружение ВВС России (обозначение МТС или Ил-214,100 самолетов - для замены военно-транспортных самолетов семейств Ан-12, Ан-26 и Ан-72, причем не исключалась возможность того, что 40 самолетов из 100 могут быть поставлены заказчикам вне Минобороны РФ, то есть другим российским силовым или иным государственным ведомствам), ВВС Индии (МТА, 45 самолетов - для замены Ан-32, плюс индийской стороной было заявлено о потенциальной возможности выкупа по опциону еще до 100 самолетов), а также будут приняты на вооружение военно-воздушных сил ряда других государств мира (минимум 60 самолетов, тогда как максимальный расчет показывал возможность продажи и вовсе до 240 машин). Как видим, планы тогда были грандиозные - при благоприятном стечении обстоятельств в общей сложности планировалось поставить разным заказчикам аж под 500 самолетов данного типа!

12 октября 2012 года совместное предприятие MTAL подписало с транспортными подразделениями корпораций OAK и HAL контракт на выполнение работ в рамках первого этапа разработки перспективного транспортного самолета МТС/МТА (подготовка предварительного эскизного проекта. Было определено, что проектные работы на данном этапе будут проводиться в Москве, а в состав совместной конструкторской группы включаются 30 индийских специалистов. В рамках корпорации HAL ответственным за проектные работы было назначено подразделение, известное как Авиационный исследовательский и проектный центр (HAL'S Aircraft Research and Design Centre-ARDC) и расположенное в Бангалоре.



А еще через полтора года, 6 февраля 2014 года, в ходе международной выставки вооружений и военной техники «Дефэкспо» в ряде зарубежных и отечественных СМИ была обнародована информация о том, что постройка первого летного прототипа перспективного самолета должна состояться в 2018-19 гг., второго летного прототипа - в 2019 г., а в 2020 г. намечается приступить уже к серийной постройке новых самолетов. Оба летных прототипа, равно как и опытные образцы самолета для статических прочностных и ресурсных испытаний должен был построить завод «Авиастар-СП», а остальные планировалось собрать уже в рамках полноценно функционирующей совместной производственной кооперации российскими и индийскими авиастроителями.

Наконец, в ходе проводившейся в Бангалоре в феврале 2015 г. традиционной международной аэрокосмической выставки «АэроИндия-2015» президент OAK Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что проект создания многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА находится в стадии приемки результатов предварительного проектирования и в течение 2015 г. должен перейти в следующую фазу - проведения опытно-конструкторских работ, а в 2019 г., согласно утвержденному обеими сторонами плану, намечается выполнить облет первого летного прототипа нового российско-индийского среднего транспортного самолета.

Заметим, что на момент проведения выставки «АэроИндия-2015» работы по первому этапу программы МТС/МТА фактически были уже выполнены, а обе заинтересованные стороны, по данным знакомых с ситуацией российских специалистов, уже активно приступили к планированию своих действий по второму этапу программы. Однако для начала работ по нему необходимо заключить соответствующий контракт. Примечательно, что одновременно на выставке в Бангалоре на стенде совместного предприятия MTAL была представлена модель модифицированного варианта среднего транспортного самолета МТС/МТА, а также обнародована самая «свежая» информация по реализации программы и по летно-техническим характеристикам машины, которые претерпели определенные, и зачастую весьма существенные изменения.

В частности, максимальная взлетная масса машины выросла до 72 т; дальность полета без нагрузки составляет 6500 км, тогда как с грузом 4,5 т и 16 т дальность полета составляет, соответственно, 5650 км и 3150 км, а дальность полета с максимально допустимой нагрузкой - 20 т - уже составляла около 2000 км; длина фюзеляжа выросла на 2,5 м - до 40,235 м (сечение кабины осталось прежним - 3,45 х 3,4 м), а размах крыла - на 4 м - до 39,37 м. Кроме того, в глаза бросались и внешние отличия доработанного варианта перспективной машины. В частности, существенно изменились обводы вертикального хвостового оперения самолета, которое стало схожим с вертикальным оперением более тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76.

Впрочем, уже в конце 2015 г. стало известно, что индийская сторона официально покинула совместный проект. В конечном итоге, в марте 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в рамках деловой поездки в Индию сообщил журналистам, что проект по созданию многоцелевого транспортного самолета Ил-214 приостановлен. «Мы не смогли за пять лет реализации этого проекта найти того решения, которое сторонам было бы выгодно в дальнейшем реализовывать», - приводило слова Дениса Мантурова издание РБК со ссылкой на агентство ТАСС. При этом глава российского Минпромторга отметил, что остановка проекта означает «переключение» на другие, «более интересные» проекты, которые Россия реализовала и реализовывает вместе с индийской компанией HAL.

Лётно-технические характеристики самолета МТС (Ил-214)
Размах крыла, м 39,40
Длина самолета, м 39,70
Высота самолета, м 12,51
Максимальная взлетная масса, т 68
Расчетная максимальная полезная нагрузка, т 20
Максимальная масса топлива в баках, т 25
Силовая установка:
- модель двигателя ПД-14М
- количество двигателей, шт. 2
- максимальная взлетная тяга двигателя (МСА, Н=0), кгс 15600
- соответствие нормам ICAO Прил.16, Гл.4
Максимальная крейсерская скорость полета, км/ч 800
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой, км 2000
Дальность полета перегоночная, км 7300
Высота полета, м до 13100
Взлетная дистанция, м 1050
Посадочная дистанция, м 1050
Летный экипаж, чел. 3 (4)
Размеры грузовой кабины
- длина, м 14,0
- ширина, м 3,45
- высота, м 3,40
Ресурс самолета:
- календарный, лет 30
- количество полетов 40000
- количество летных часов, ч. 60000
Вместимость по личному составу:
- личный состав в двухпалубном варианте, чел. 140
- парашютисты-десантники, чел. 90
- раненые (пострадавшие), чел. 80

автор В.Щербаков
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Американский военно-транспортный самолёт потерпел крушение в Ираке ezup Авиационные происшествия 0 29.01.2020 20:52
Ил-76 Средний военно-транспортный самолет ezup Крылья страны 0 26.11.2018 01:23
Многоцелевой военно-транспортный самолёт CASA C-295 ezup Транспортные 0 01.12.2016 00:11
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter ezup История мировой авиации 0 07.11.2015 16:16
Военно-транспортный самолёт C-124 Globemaster II ezup Транспортные 0 13.05.2014 18:37