RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > История мирового оружия > Бронетехника > Бронетехника Германии » Тяжелый танк Т-VI В "Королевский тигр" или "Тигр II" Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.12.2018, 00:57 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Тяжелый танк Т-VI В "Королевский тигр" или "Тигр II" Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.
ezup
ezup вне форума



Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 году фирмой "Порше" и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр". Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Танк "Королевский тигр"

"Королевский тигр" имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.

История создания тяжелого танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.
VK 4502 (P1)


Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker" мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

Проект Порше VK 4502 (P1)

VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Tiger II с башней Порше

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger" - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Tiger II с серийной башней

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".


В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.


Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Производство танков

1943 1944 1945
январь - 3 40
февраль - 5 42
март - 6 18
апрель - 6 -
май - 15 -
июнь - 32 -
июль - 45 -
август - 84 -
сентябрь - 73 -
октябрь 1 26 -
ноябрь - 22 -
декабрь 2 60 -
Итого 3 377 100

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Всего было выпущено 489 танков "Королевский тигр"

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II с башней Порше в
Бовингтонском музее
Тигр-II в Бовингтонском музее

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
В Германии В Бельгии

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
в Швейцарии в США


В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.




Танк "Королевский тигр". Описание конструкции

Компоновка танка "Тигр" Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии.Отделение управления находилось в передней части танка. В нем размешались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа - курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления - над коробкой передач и правой бортовой передачей.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над боевым отделением на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет. Слева от пушки располагались механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки располагалось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении находился боекомплект. На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, размешались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждении, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка. Силовая установка танка "Тигр" Ausf.B была целиком заимствована у танка - "Пантера", а трансмиссия - у танка "Тигр" Ausf.F.

Отделение управления "Королевского тигра"

Тигр II имел классическую компоновку: отделение управления - в лобовой, боевое - в средней, моторное - в кормовой части танка, с передним расположением трансмиссии.

Корпус "Королевского Тигра" по форме был идентичен корпусу танка - "Пантера". Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 150-мм до 25-мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета. В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор. Кроме того в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке "Пантера" люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами имелось вентиляционные отверстие закрытое броневым колпаком.


Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средних - для его отвода. В крыше центрального отсека имелся люк, в крышке которого размещались две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, и три отверстия: для заливки волы в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой OПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков). В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк. Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.


Башня танка "Королевский Тигр" - сварная, овальной обтекаемой формы с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа "ласточкин хвост". Борта и задняя стенка башни были наклонены под углом 25°. На левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз, который позже заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того в обеих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривались.

Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту, имевшую переменную толщину - 80-мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60-мм, а затем плавно - до 50-мм. В передней стенке башни имелись три выреза: центральный - для установки пушки; правый - для спаренного пулемета, левый - для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки имелись два выреза).
Компоновка башни
Типа "Порше" Типа "Хеншель"

Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных, и центрального - горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка "Тигр" Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним - прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни устанавливался вентилятор, имелись лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе - люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах, в которой, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.

Начиная с 51-го танка была введена новая башня типа "Хеншель", отличавшейся от башни типа "Порше" более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и отсутствием люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180-мм. Наконец, ввели новую маску грушевидной формы, заимствованную у тяжелого танка "Пантера II". В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850-мм. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка "Тигр" Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче - за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика. Снаружи корпус и башня танка покрывались "циммеритом", поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

Основное вооружение танка "Королевский тигр" - пушка 8,8 cm KwK 43 калибра 88-мм, производившаяся на заводе фирмы "Fr.Garny" во Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр - 6298-мм: вместе с дульным тормозом - 6595-мм. Масса пушки - 1605 кг,а всей установки вместе с маской - 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда - 1000 м/с. Предельная длина отката - 580-мм. Вертикальная наводка - в пределах от -8град. до +15град.

Характеристики снарядов орудия KwK 43 L/71
Тип снаряда PzGr 39/43
(бронебойный)
PzGr 40/43
(подкалиберный)
HiGr 39
(кумулятивный)
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 1000 1130 600
Бронепробиваемость, мм, при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 185 217 90
1000 165 193 90
1500 147 170 90
2000 132 152 90

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки - винтового типа. Пушка уравновешивалась с помощью специального уравновешивающего механизма. располагавшегося в башне с правой стороны от пушки.

Спусковой механизм электрического типа с предохранительным устройством. В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34 (на танках последних выпусков МG-42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства для зенитной стрельбы "Fliegerbeschussgerat 42" можно было установить пулемет MG-34.

Танк "Королевский тигр"

По комплексу "огневая мощь - бронезащита" танк "Королевский тигр" был одним из сильнейших танков Второй мировой войны.

Танки "Королевский тигр" первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF9d/l, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно поднималась к крыше башни и имела регулировку по высоте.

Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5-кратное, при включении третьей линзы 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25 градусов. Курсовой пулемет MG-34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF2. Боекомплект пушки состоял из 84 (у первых 50 танков из 77) выстрелов, которые укладывались в нише башни (22) и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов.

В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался "устройством ближнего боя"- ("Nahkampfgerat") - мортиркой калибра 26-мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

Тяжелый танк "Королевский тигр"

"Тигр II" оснащался V-образным 12-цилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения фирмы "Майбах", модель HL 230 P30.

На танке "Тигр II" устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Mavbach HL230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130-мм. Ход поршня 145-мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 градусов. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг. Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л.

Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов "Solex." Карбюраторов - четыре, марки "Solex 52FFJHD".Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.

Система охлаждения - жидкостная. Радиаторов - четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов около 114 л. По обеим

Сторонам двигателя располагались вентиляторы типа "Zyklon". Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью пускача. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B "Tiger II"

Высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надежность немецкого танка "Тигр II".

Для пуска двигателя с помощью пускача снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка с помощью двух держателей и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя. С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей "Kubelwagen" или "Schwimmwagen". Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое двухпоточный механизм передач и поворота.

Коробка передач "Maybach OLVAR" OG(B) 40 12 16В продукции завода "Zahnradfabrik" в Фридрихсхафене - безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала восемь передач вперед и четыре назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

Немецкий тяжелый танк "Tiger II"

В ряде официальных советских документов 1940-х годов танк назывался "Тигр-Б", а в советской литературе - "T-VIB".

В случае отказа гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Особенностью коробки передач танка "Тигр" Ausf.B по сравнению с танком "Тигр" Ausf.E являлось наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный - 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В - ширина танка. Бортовые передачи - двухрядные, комбинированные. с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза LB900.4 были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой "Argus".

Königstiger (нем.- "бенгальский тигр")

Танк Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B "Tiger II", Германия, 1945 год.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре - во внутреннем). Размеры катка - 800x95-мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона - от 60-мм до 63-мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.

Немецкий Panzerkampfwagen VI Ausf. B

Ходовая часть "Тигра II" с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не имелось.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650-мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 - двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 - 818-мм, транспортных Kgs 73/660/52 - 658,5-мм. Транспортные гусеницы танка "Королевский тигр", представляли собой боевые гусеницы "Пантеры" и использовались при перевозке по железной дороге.



Электрооборудование "Королевского тигра" было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTLN700/12-1500L1 мощностью 0,7кВт, два аккумулятора "Bosch" емкостью 150А.ч. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24В, необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер "Bosch" BPD 6/24 мощностью 4,4кВт и напряжением 24В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащаюсь электрическим обогревателем мощностью 100Вт.

Немецкий танк

Танк Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B "Tiger II", март 1945 года

Все танки оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном и 9,4 км телеграфом, и системой внутренней связи "Bordsprechanlagе В".

Система пожаротушения - автоматическая,включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси "СВ" общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. Если температура в силовом отделении превышала 120 градусов по Цельсию, то система разбрызгивала один заряд смеси в течении 7 секунд. Если пожар не удавалось погасить, то срабатывал другой заряд и.т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Тактико-технические характеристики танка
"Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B)
Боевая масса, т ......................... 69,8 (68,5)
Экипаж, чел. ............................5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед....... 10286 (10280)
длина корпуса ................................. 7380
ширина............................................ . 3755
высота ............................................. 3090
клиренс........................................... ...495
Высота линии огня, мм ................... 2260
Толщина брони, мм:
лоб корпуса ....................................... 150
борт и корма .......................................80
крыша .................................................. 40
днище .........................................40 - 25
лоб башни .................... 180 (80-60-50)
борт и корма .......................................80
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе .............................................38
по пересеченной местности ...............20
Запас хода, км:
по шоссе ........................................... 170
по пересеченной местности .............. 120
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град..............................35
ширина рва, м ....................................2,5
высота стенки, м ................................0,85
глубина брода, м ............................... 1,6
Длина опорной поверхности, мм ........4120
Удельное давление, кг/см2................... 1,02
Удельная мощность, л.с./т ................... 10,3

в скобках приведены отличающиеся данные танка с башней "типа Порше"


Танк "Королевский тигр" в бою


"Королевские тигры" поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов "schwere Panzerabteilung - sPzAbt", в которых заменяли танки "Тигр I". Никаких новых частей для оснащения этими танками ни в вермахте, ни в войсках СС не создавалось. Батальоны отзывались с фронта, и в учебных центрах на полигонах в Ордурфе и Падерборне получали новую материальную часть и проходили переподготовку. Последняя облегчалась использованием на "Королевском тигре" большого количества стандартных для других немецких танков узлов и агрегатов. В частности, органы управления практически полностью соответствовали таковым на обычном "Тигре".

Танк Королевский тигр

Королевский тигр - последний серийный тяжелый танк Германии Второй мировой войны

Организационно к весне 1944 года немецкий тяжелый танковый батальон включал в себя три танковых роты по три взвода в каждой. Взвод состоял из четырех машин, рота - из 14 (из них два - командирских). С учетом трех штабных танков батальон по штату должен был иметь 45 боевых машин. Одним из первых получил новые танки 503-й батальон. 25 мая 1944 года его сняли с Восточного фронта и отправили в тыл для отдыха и пополнения. В июне 1944 года в Ордурфе батальон получил 12 "Королевских тигров" с башней Порше и 33 обычных "Тигра", доведя таким образом численность парка до штатных 45 машин. Новыми танками вооружили 1-ю роту. 27 июня батальон отправили на Западный фронт, куда часть прибыла лишь в начале июля из-за постоянных задержек на железной дороге. Танки были выгружены с поезда в Дре, примерно в 80 км западнее Парижа. "Королевским тиграм" потребовались четыре ночи, чтобы пройти оставшиеся 200 км до фронта. Движение днем было невозможно из-за полного господства в воздухе авиации союзников. 6 июля батальон понес первые потери - неподалеку от Мезидона "Тигр" фельдфебеля Зайделя рухнул с моста. Эвакуировать и восстановить боевую машину не удаюсь. На следующий день батальон сосредоточился в окрестностях Кана, поступив в оперативное подчинение 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии.


Сражение в Нормандии было в самом разгаре. Находившиеся здесь 101-й и 102-й тяжелые танковые батальоны СС были вооружены танками "Тигр" Ausf.E. В мае 1944-го, пять новых "Королевских тигров" поступили в штабную роту Учебной танковой дивизии "Panzer-Lehr-Division". Однако, из-за технических неисправностей эти танки вышли из строя незадолго до высадки союзников. Так что прибытие "sPzAbt 503" было весьма кстати. Первой боевой операцией батальона стала ликвидация прорыва противника около Коломбеля. В первом бою "Тигры" 3-й роты подбили 12 "Шерманов" 148-го королевского танкового полка. Два "Шермана" были захвачены в исправном состоянии. С одного из них сняли башню и использовали в батальоне в качестве эвакуационного тягача. 18 июля союзники начали операцию "Goodwood". Немецкие позиции у Кана подверглись налету 2100 самолетов союзников. Авиация стала дли союзников наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками. Благо у них было абсолютное господство в воздухе. В эти дни, если верить горькой шутке немецких солдат, у них стал вырабатываться так называемый "немецкий взгляд", то есть взгляд, устремленный в небо в ожидании очередной атаки английских или американских "Jabo" ("Jagdbombenflugzeug"-истребитель-бомбардировщик) - "Темпестов", "Тайфунов" и "Тандерболтов".


В результате авианалета в 3-й роте 503-го тяжелого танкового батальона один танк был сожжен, а другой опрокинуло близким разрывом авиабомбы. Не получили повреждений только восемь танков, но лишь шесть из них смогли занять боевые позиции. Вскоре два "Тигра" были подбиты "дружественным огнем" 88-мм зенитной пушки. К концу дня в 3-й роте остался один исправный танк. Что касается 1-й роты, то она совместно с 1-м батальоном 22-го танкового полка контратаковала вдоль дороги Троарн - Кан. "Королевские тигры" оказались буквально в эпицентре наступления 8-го английского корпуса. Три его бронетанковые дивизии - Гвардейская, 11-я и 7-я - обрушились на немецкие позиции утром 18 июля.


Головные части 11-й бронетанковой дивизии и 7:30 двинулись с исходного рубежа и в течение первых двух часов быстро продвигались вперед, прежде чем встретили упорное и все усиливавшееся сопротивление противника. Вокруг деревни Каньи всего четыре 88-мм зенитных орудия из 16-й авиаполевой дивизии избежали бомбового удара союзной авиации. Полковник Ганс фон Люк, командир 21-й танковой дивизии, угрожая расстрелом, заставил командира зенитных орудий забыть про их назначение как средство борьбы с самолетами и открыть огонь по приближавшимся английским танкам. Из 16 появившихся в зоне обстрела "Шерманов" одиннадцать были уничтожены только этими четырьмя 88-мм орудиями. Было уже 4 часа дня, когда Гвардейская танковая дивизия вступила в деревню Каньи.


Когда другие английские части пересекли железнодорожную насыпь дороги Кан - Вимон и попытались идти дальше на Бургибю, они натолкнулись на сильный огонь "четверок" 22-го танкового полка, "Королевских тигров" и "Тигров" 503-го тяжелого танкового батальона. Автомашина, на которой находился единственный в 11-й бронетанковой дивизии передвижной пункт связи с авиацией, была уничтожена в первые же часы боя, так что наземные войска оказались без авиационной поддержки. Между тем Гвардейская и 7-я бронетанковые дивизии сильно задержались в тылу, так как образовались огромные пробки у проходов через английские минные поля. Не имея поддержки, головная 29-я бронетанковая бригада попала в тяжелое положение едва углубившись в немецкую оборону. Единственный полк 7-й бронетанковой дивизии, который должен был присоединиться к атаке 29-й бронетанковой бригады, избежав хаоса у реки Орн, добрался до бригады только к 17:00, когда та уже потеряла до 50% своих танков, а общие потери 11-й бронетанковой дивизии составили 126 танков. Гвардейская бронетанковая дивизия в этом первом своем сражении лишилась 60 танков. В этот день танкисты 503-го тяжелого танкового батальона записали на свой боевой счет 40 английских танков. Собственные безвозвратные потери составили три "Королевских тигра и четыре танка "Тигр I".


Боевой дебют новых танков на Восточном фронте состоялся в августе 1944 года. За послевоенные годы в печати это событие описывалось неоднократно и постепенно обрастало многочисленными и далеко не всегда достоверными подробностями. Не вызывает сомнений, пожалуй, только сам факт произошедшего боя, а в остальном авторы расходились даже и дате, не говоря уже о количестве участвовавших и подбитых "Королевских тигров". Если говорить коротко, то наиболее популярная версия выглядела так: "На Сандомирском плацдарме немцы бросили в бой танковый батальон (иногда - полк) "Королевских тигров", всего до 40 машин, и были разбиты, потеряв половину танков. При этом несколько танков были захвачены нашими войсками в исправном состоянии. И, наконец, наиболее пикантная подробность: в головном танке погиб его конструктор Фердинанд Порше (в некоторых публикациях сын конструктора), самонадеянно уверовавший в несокрушимость своей машины."


Однако, немецкий конструктор Порше умер в 1951 году, его сын - в 1998-м. К тому же на Сандомиском плацдарме действовали танки с башней типа "Хеншель", к которым Порше не имел никакого отношения. Что касается остального, то нужно опираться на факты. Все началось 14 июля 1944 года, когда в Ордурф прибыл для переформирования 501-й тяжелый танковый батальон. Получив новые танки, батальон убыл на фронт и 9 августа 1944 года выгрузился на железнодорожной станции недалеко от польского города Кельне. В ходе марша к линии фронта много танков вышло из строя по техническим причинам, так что утром 11 августа в батальоне оставалось только восемь боеготовых танков. Весь день велись ремонтные работы, и часть неисправных машин была введена в строй.


Обстановка же на этом участке советско-германского фронта к этому времени складывалась следующая: войска 1-го Украинского фронта к 4 августа 1944 года захватили плацдарм до 45 км по фронту и 25 км в глубину на левом берегу Вислы. Противник предпринимал отчаянные попытки отбросить наши войска, вышедшие в район Сандомира. В первую очередь немцы нанесли ряд контрударов по флангам советских войск, находившихся на правом берегу Вислы. Встречными ударами с севера и юга в общем направлении на Баранув немецкие войска стремились выйти в район переправ, отсечь наши соединения, находившиеся за Вислой, от остальных сил и восстановить оборону по левому берегу. После провала контрудара, противник предпринял попытки ликвидировать непосредственно наш плацдарм на левом берегу. Первый контрудар силами двух танковых и моторизованной дивизий враг нанес 11 августа в направлении Сташува и продвинулся за два дня на 8 км. Плацдарм к этому времени представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада из состава 6-го гвардейского танкового корпуса. К исходу дня 12 августа бригада оставила сначала железнодорожную станцию Шидлув, а затем - село Оглендув. Здесь имеет смысл обратиться к воспоминаниям командира бригады В.С.Архипова, который не без неточностей и противоречий (воспоминания-то писались спустя 30 лет после описываемых событий) воспроизводит события тех дней.


"В ночь на 13 августа в бригаде никто не спал. Во тьме, особенно летом, далеко и хорошо слышно. А звуки, которые до нас доносились, говорили, что утром будет тяжелый бой. За передним краем противника, в стороне Оглендува, непрерывно и слитно, все приближаясь и нарастая, гудели танковые моторы. Местность была здесь не просто песчаная, но с песком слабым и зыбучим. Достаточно сказать, что попытки танкистов отрыть укрытие для машин были тщетными - стены окопа оседали тут же. В предыдущих атаках мы не раз наблюдали, как буксуют в этих песках немецкие "Пантеры", как их механики-водители вынуждены подставлять нам борта машин. В боях за Шидлув и Оглендув эти поистине черепашьи маневры "Пантер", значительно уступавшие "тридцатьчетверке" в подвижности, помогли нам нанести противнику очень чувствительные потери (только за 11 августа бригада уничтожила восемь танков противника) . Надо полагать, что атаке в лоб по песчаным открытым полям он предпочтет обходное движение. Перед нашим левым флангом (батальон Коробова) вся местность на виду. Зато на правом фланге (батальон Мазурина) есть глубокая и широкая лощина, по которой из Оглендува к Сташуву, пересекая передний край, тянется полевая дорога. За лощиной,где занимала оборону стрелковая часть, танки не пройдут - там болото. Значит, надо плотно прикрыть огнем выход из лощины. Решили поставить несколько танков в засаду. Есть неофициальный термин: "заигрывающий танк". Его задача - заставить вражеские танки развернуться так, чтобы они подставили борта под огневой удар главных сил обороны. Эту роль мы поручили группе танков из батальона Мазурина. Возглавил группу - два средних танка и один легкий - заместитель комбата старший лейтенант П.Т Ивушкин".



Танки обложили копнами сжатой ржи, замаскировав их таким образом под стога. Ближе к лощине стоял танк Т-34-85 младшего лейтенанта А.П.Оськина, получившего приказ без команды огня не открывать. Остальные танки бригады расположились справа и слева от дороги за грядой невысоких песчаных дюн. Впрочем, после нескольких недель непрерывных боев танков в 53-й гвардейской танковой бригаде оставалось по-видимому не более 15 машин. Но поскольку бригада находилась на направлении главного удара противника, в ночь на 13 августа командир 6-го гвардейского танкового корпуса генерал-майор В.В.Новиков передал в ее распоряжение много артиллерии. Прибыли корпусные 185-й гаубичный и 1645-й легкий артполки и 1893-й самоходный артполк СУ-85. Потом подошел 385-й армейский полк ИСУ-152. Хотя все эти части и не имели штатной численности, тем не менее представляли собой грозную силу. Кроме того в тылу бригады был развернут 71-й гвардейский тяжелый танковый полк (11 танков ИС-2 и 1 ИС-85). Таким образом, выход из лощины находился под прицелом нескольких десятков орудийных стволов калибра от 76-мм до 152-мм. На руку нашим танкистам было и то, что немецкая авиаразведка приняла вторую линию обороны бригады (батальон автоматчиков и часть артиллерии) за первую. В результате предшествовавший атаке удар вражеской артиллерии и авиации пришелся не по танковым батальонам.



В 7:00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 11 (по другим данным 14) танков "Тигр" Ausf.B 501-го тяжелого танкового батальона.

"Туман мало-помалу рассеивался, - вспоминает В.С.Архипов, - тянулся уже клочьями. Ивушкин доложил: "Танки пошли. Нe вижу, но слышу. Идут лощиной". Да я и сам слышал этот низкий, приглушенный откосами лощины гул. Приближался он очень медленно, нервы напряглись, чувствую, как капли пота катятся по лицу. Каково же им там, впереди?! Но копны были недвижимы. Глаза были прикованы к выходу из лощины. Чудовищных размеров танк выбирался из нее. Он полз на подъем рывками, буксуя в песке.
Радировал с левого фланга и майор Коробов: "Идут. Те самые, неопознанные". (В ночь на 13 августа разведка бригады доложила о появлении в Шидлуве танков неизвестного типа). Отвечаю: "Не спешить. Как уговорились: бить с четырехсот метров". Между тем из лощины выползла вторая такая же громадина, потом показалась и третья. Появлялись они со значительными промежутками. То ли это дистанция у них уставная, то ли слабый грунт их задерживал, но пока вышел из лощины третий, первый уже миновал засаду Ивушкина. "Бить?" - спросил он. "Бей!- Вижу, как слегка шевельнулся бок копны, где стоит танк младшего лейтенанта Оськина. Скатился вниз сноп, стал виден пушечный ствол. Он дернулся, потом еще и еще. Оськин вел огонь. В правых бортах вражеских танков появлялись ясно различимые в бинокль черные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло. Третий танк развернулся было фронтом к Оськину, но прокатившись на раздробленной гусенице, встал и был добит".



"Заигрывающие танки" сыграли свою роль. Немецкие боевые машины, выходя из лощины, поворачивали в сторону засады, подставляя свои левые борта под пушки танкистов и самоходчиков тяжелого полка. Прямой наводкой ударило десятка три стволов, гаубичные дивизионы накрыли лощину навесным огнем, и она на всем протяжении до Оглендува скрылась в тучах дыма и песчаной пыли. В довершение немецкие боевые порядки "проутюжили" наши штурмовики. Словом, сами того не подозревая, наши войска применили по атакующим немцам прием "ТОТ" - сосредоточенный огонь из всех видов оружия. Атака противника захлебнулась. Во второй половине дня 16-я немецкая танковая дивизия возобновила атаки, но судя по всему "Королевские тигры" в них уже не участвовали. Во всяком случае среди 24 подбитых в тот день немецких танков, оставшихся на поле боя, их было только три. Причем все три сгорели, и по утверждению В.С.Архипова сжег их экипаж младшего лейтенанта А.П.Оськина. в который помимо него самого входили механик-водитель Л.Стеценко, командир орудия А.Мерхайдаров, радист А.Грушин и заряжающий А.Халычев.


Впрочем, сам же В.С.Архипов пишет об этом бое: "Кто подбил и сколько - вопрос трудный, потому что вели огонь и танкисты двух батальонов - Мазурина и Коробова, и приданные нам два артиллерийских и два самоходно-артиллсрийских полка. Отлично работала и штурмовая авиация, и не только в поле нашего зрения. но и за его пределами".

Маловероятно, чтобы "тридцатьчетверка" Оськина, пусть даже и с предельно короткой дистанции, когда каждый выстрел - в цель, за считанные минуты, если не секунды, успела подбить три немецких тяжелых танка. В засаде были ведь еще два танка, которые тоже вели огонь. Наконец, на головные немецкие машины обрушился шквал огня основных сил 53-й гвардейской танковой бригады и частей усиления. Огонь велся с разных направлений и отнюдь не одним танком.

По-видимому, абсолютно точно можно утверждать, что экипаж А.П.Оськина подбил головной "Королевский тигр", что тоже не мало. За этот бой Александр Петрович Оськин и был удостоен звания Героя Советского Союза, а Абубакир Мерхайдаров - ордена Ленина. Натолкнувшись на мощную противотанковую оборону, а к полудню 13 августа в распоряжение 53-й гвардейской танковой бригады в дополнение к уже приданым частям усиления были переданы несколько батарей 1666-го истребительно-противотанкового полка и дивизион 272-го гвардейского минометного полка БМ-13-знаменитых "Катюш", немцы к вечеру отошли на исходные позиции. К концу дня бригада заняла оборону по южной части высоты 247,9 в 300 м от деревни Оглендув. Пополнив 1-й и 2-й батальоны танками за счет 3-го и 10 машинами прибывшими из ремонта, около полуночи бригада без артподготовки атаковала Оглендув, к рассвету деревня была очищена от противника.


Среди взятых трофеев оказались и немецкие танки неизвестного типа. Тут-то и выяснилось, что бой накануне пришлось вести с тяжелыми танками "Тигр-Б". Об этом узнали из инструкций но эксплуатации, обнаруженных в брошенных танках. Утром, в горячке боя, разбираться было некогда. Поэтому в первом донесении, сосчитав горящие танки, сообщили об уничтожении трех "Пантер". С учетом внешнего сходства это было неудивительно. Захваченные боевые машины имели башенные номера 102, 234 и 502. Танки №102 и №502 были командирскими - на них имелись дополнительные радиостанции. Танк №502 обнаружили во дворе дома на окраине деревни. Причина, по которой экипаж бросил технически исправную машину прозаически проста и понятна: чтобы бежать не мешала. В танке находился полный боекомплект и достаточный запас топлива. Судя по всему в утреннем бою 13 августа эта машина участия не принимала. При попытке запустить двигатель он завелся с "пол-оборота".


Захваченные танки "Тигр-Б" было решено доставить в Кубинку на НИБТПолигон. По результатам испытаний на полигоне было сделано заключение, что "танк "Тигр-Б" представляет собой дальнейшую модернизацию основного тяжелого немецкого танка T-V "Пантера" с более мощным бронированием и вооружением". Для оценки бронестойкости было решено подвергнуть испытаниям обстрелом корпус и башню танка №102. Узлы и агрегаты с трофейной машины демонтировали для дальнейших исследований, а вооружение передали на ГАНИОП.


Испытания обстрелом проводились в Кубинке осенью 1944 года и дали следующие результаты:
  1. "Качество брони танка "Тигр-Б" по сравнению с качеством брони танков "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинанд" резко ухудшилось. В броне танка "Тигр-Б" от первых одиночных попаданий образуются трещины и отколы. От группы снарядных попаданий (3 - 4 снарядов) в броне образуются отколы и проломы большой величины.
  2. Для всех узлов корпуса и башни танка характерным является слабость сварных швов. Несмотря на тщательное выполнение, швы при обстреле ведут себя значительно хуже, чем это имело место н аналогичных конструкциях танков "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинанд".
  3. В броне лобовых листов танка толщиной от 100-мм до 190-мм, при попадании в них 3 - 4 бронебойных или осколочно-фугасных снарядов калибра 152-мм, 122-мм и 100-мм с дистанции 500 - 1000 м образуются трещины, отколы и разрушения сварных швов, влекущие за собой нарушение работы трансмиссии и выход танка из строя.
  4. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100-мм) и Л-19 (122-мм) производят сквозное пробитие при попадании в кромки или стыки лобовых листов корпуса танка "Тигр-Б" на дистанциях 504 - 600 м.
  5. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100-мм) и Л-19 (122-мм) производят сквозное пробитие в лобовом листе башни танка "Тигр-Б" на дистанциях 1000 - 1500 м.
  6. Бронебойные 85-мм снаряды пушек Д-5 и С-53 лобовые листы корпуса танка не пробивают и не производят каких-либо разрушений конструкции с дистанции 300 м.
  7. Бортовые броневые листы танка отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми листами и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка.
  8. Бортовые листы корпуса и башни танка пробиваются бронебойными снарядами 85-мм отечественной и 76-мм американской пушек с дистанции 800 - 2000 м.
  9. Бортовые листы корпуса и башни танка не пробиваются бронебойными снарядами 76-мм отечественной пушки (ЗИС-3 и Ф-34).
  10. Американские 76-мм бронебойные снаряды пробивают бортовые листы танка "Тигр-Б" с дистанции в 1,5 - 2 раза большей, чем отечественные 85-мм бронебойные снаряды".

При исследовании брони танка в лабораториях ЦНИИ-48 было отмечено, что "заметно постепенное снижение количества молибдена (M) на немецких танках T-4 и T-5 и полное отсутствие его в T-6 Б. Причину замены одного элемента (М) другим (V-ванадием) надо, очевидно, искать и истощении имевшихся запасов и потерь баз, снабжавших Германию молибденом".

Источники:
  • Михаил Барятинский. Танки III Рейха. Самая полная энциклопедия;
  • Михаил Барятинский "Королевский тигр". Последний аргумент Гитлера;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • "Военные машины". Королевский тигр - германский тяжелый танк;
  • El Carro Pesado Konigstiger [Carros De Combate 12];
  • П. Н. Сергеев. Королевский Тигр. Германский тяжёлый танк. (Tornado);
  • Дж. Форти. Германская бронетехника во Второй мировой войне;
  • H. Scheibert. Konigstiger. Tiger II;
  • Thomas L. Jentz: Tiger I und II - Kampf und Taktik;
  • Wolfgang Schneider: Waffen-Arsenal - Der Konigstiger;
  • Jentz, Thomas; Doyle, Hilary. Germany's Tiger Tanks - Vk45 to Tiger II: Design, Production & Modifications;
  • Schneider, Wolfgang. Elefant Jagdtiger Sturmtiger: Rarities of the Tiger Family;
  • Alexander Ludeke Weapons of World War II.

 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Немецкий танк "Королевский Тигр" и борьба с ним ezup Бронетехника Германии в боях 0 21.01.2019 23:46
Сверхтяжелый танк "Маус" Panzerkampfwagen VIII "Maus", Porsche 205 . ezup Бронетехника Германии 0 06.12.2018 01:08
Тяжелый танк Т-VI "Тигр", Pz.Kpfw. VI "Tiger I" Ausf Н/Е (Sd.Kfz.181) ezup Бронетехника Германии 0 06.12.2018 00:41
Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» (Sd Kfz 182) ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 0 17.08.2012 09:19
Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf Н «Tiger» (Sd Kfz 181) ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 0 14.08.2012 09:34