RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот » Проблемы проектов Columbia и Dreadnought. Дефектная сварка против подлодок будущего

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 18.08.2018, 18:45 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Проблемы проектов Columbia и Dreadnought. Дефектная сварка против подлодок будущего
ezup
ezup вне форума

Все перспективные проекты вооружения и техники обычно сталкиваются с теми или иными затруднениями разного рода. Определенные проблемы могут возникнуть на стадии производства первых серийных агрегатов новой модели, что нередко приводит к срыву установленного графика. Последние проблемы американской промышленности тоже могут иметь подобные последствия, однако на этот раз они затрагивают кораблестроительную программу сразу двух стран. Из-за брака при производстве пусковых установок для подлодок могут пострадать важнейшие проекты США и Великобритании.

Как известно, около 10 лет назад командование военно-морских сил США приняло принципиальное решение относительно комплекса вооружения перспективных атомных подлодок с баллистическими ракетами. В перспективном проекте Ohio Replacement, ныне известном как Columbia-class, предлагалось использовать специальный унифицированный ракетный отсек с несколькими шахтными пусковыми установками. Такой компонент подлодки получил название Common Missile Compartment («Общий ракетный отсек»).


Предполагаемый облик подлодки USS Columbia. Рисунок US Navy

Уже в конце прошлого десятилетия Вашингтон и Лондон договорились о взаимодействии при создании новых стратегических АПЛ. Согласно двухстороннему соглашению, «Общий ракетный отсек» должен был создаваться сразу для двух перспективных подлодок. Носителями CMC должны были стать новые подлодки проектов Columbia (США) и Dreadnougt (Великобритания). На американских лодках планируется устанавливать четыре унифицированных отсека, на британских – три.

Бракованные швы

В начале августа в зарубежной прессе появились сообщения о проблемах при производстве компонентов для будущих подлодок двух стран. Предприятие, которому в ближайшем будущем предстоит строить новые подлодки для американского флота, получило несколько готовых пусковых шахт для отсеков CMC. При их обследовании были выявлены существенные проблемы.

В соответствии с имеющимися контрактами, компания General Dynamics Electric Boat ведет подготовку к будущему строительству подлодок типа «Колумбия». На правах субподрядчика к работам привлечены несколько предприятий, в том числе BWX Technologies Inc. Задачей последнего на данный момент является производство вертикальных пусковых установок для баллистических ракет, которые в дальнейшем войдут в состав отсеков CMC.

Как сообщает издание Defense News, к настоящему времени фирма BWXT успела изготовить и передать заказчику семь пусковых установок, которые теперь планировалось подготовить к монтажу в будущие ракетные отсеки. Еще пять аналогичных изделий находятся на стадии производства и пока не готовы к передаче на следующий этап строительства. Появление новых шахт пока не ожидается. В связи с выявлением брака в готовых изделиях ВМС и «Дженерал Дайнемикс» были вынуждены приостановить производство.

По данным Defense News, полученным от неназванного источника, не так давно было установлено, что на заводе BWXT качество сварных швов оценивалось при помощи аппаратуры, не соответствующей требованиям. Дальнейшее обследование изделий с использованием других приборов показало, что на заводе-изготовителе пропустили несколько некачественных швов. В связи с этим руководство программы было вынуждено принять ряд особых решений и приостановить работы.

Как сообщается, сборка пусковых установок на предприятии BWXT приостановлена до завершения текущих работ по поиску прочего брака и исправления недочетов. Строящиеся и уже готовые установки, переданные предприятию General Dynamics Electric Boat, в ближайшее время пройдут новое обследование, по результатам которого будут сделаны выводы.

По известным данным, сложившаяся ситуация с шахтными установками может иметь самые серьезные последствия. Во-первых, повод для тревоги вызывает тот факт, что существенный брак допустила компания с хорошей репутацией, давно принимающая участие в строительстве кораблей для ВМС США. Также появляется повод для опасений относительно сроков выполнения актуального заказа. На переделку готовых пусковых установок и на перенастройку производства новых понадобится определенное время. Заказчику остается надеяться, что подобные работы не окажут значительного влияния на общий ход проекта Columbia.


Описание унифицированного отсека CMC. Рисунок News.usni.org

Специалисты компаний, занятых в проекте, уже пытаются выяснить причины брака и принять необходимые меры. При этом известно, что два других субподрядчика, так же занятых в изготовлении пусковых шахт, пока поставляли только качественные изделия с нормальной сваркой. Возможно, при определенном развитии ситуации это позволит перераспределить имеющиеся заказы и вовремя получить требуемые шахты.

Пусковые установки для «Колумбии»

В первую очередь, новые шахтные пусковые установки и отсеки Common Missile Compartment предназначаются для перспективных АПЛ типа Columbia, которым предстоит служить в составе ВМС Соединенных Штатов. Более того, сама идея унифицированного отсека впервые появилась именно в контексте американского проекта. Как следствие, проблемы с производством в первую очередь могут ударить именно по «Колумбии».

Согласно открытым данным, каждая подлодка нового проекта будет нести четыре отсека CMC с общим боекомплектом из 16 ракет Trident II D5. С некоторого времени в прессе упоминается неподтвержденная возможность сокращения боекомплекта до 12 ракет в трех отсеках. Унифицированный отсек будет отличаться максимально плотной компоновкой агрегатов, в результате чего под вооружение отводится сравнительно небольшой объем прочного корпуса подлодки. Кроме того, перспективном проекте предлагаются некоторые другие оригинальные решения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных характеристик.

В соответствии с техническим заданием, служба новых подлодок будет продолжаться 42 года. За это время каждая субмарина должна будет более 120 раз выйти на боевую службу. Предложено использование ядерной энергетической установки, не требующей замены топлива в течение всего срока службы. «Колумбия» в подводном положении будет иметь водоизмещение 20,8 тыс. т. Длина – порядка 170 м, ширина – около 13 м. В качестве движителя предлагается использовать водомет.

В настоящее время участники проекта Columbia занимаются подготовкой к будущему строительству головной подлодки. Закладка этого корабля запланирована на 2021 год; к этому времени планируется построить и испытать некоторые агрегаты, в том числе вертикальные пусковые установки из состава CMC. На строительство и испытания планируется потратить около 10 лет. Сдача первой лодки состоится в 2031 году. В дальнейшем флот желает получить еще 11 подлодок с ракетами. Программа списания субмарин, соответственно, стартует в первой половине семидесятых.

Согласно имеющимся планам, общая стоимость программы «Колумбия» превысит 122 миллиарда долларов в нынешних ценах. Каждый из кораблей серии в среднем обойдется в 10 с лишним миллиардов. Удастся ли сохранить стоимость строительства на запланированном уровне – покажет время.

Судостроители Соединенных Штатов уже заняты подготовкой к строительству головной подлодки, и потому бракованные пусковые установки могут оказать ощутимое влияние на программу строительства. Впрочем, пока официальные лица воздерживаются от пессимистичных оценок, хотя и не проявляют излишний оптимизм. ВМС намерены выполнить необходимые работы и в кратчайшие сроки выявить причины появления дефектов сварки. Далее производство будет усовершенствовано и, возможно, участникам проекта удастся уложиться в заданный график.


"Колумбия" в разрезе. Можно оценить пропорции отсеков CMC. Рисунок News.usni.org

Влияние на Великобританию

С начала текущего десятилетия британские ученые и инженеры работают над перспективным проектом подлодки с баллистическими ракетами под названием Dreadnought. Главной задачей этого проекта является создание новой субмарины, способной в средней перспективе заменить имеющиеся корабли типа Vanguard. Поскольку Великобритания давно отказалась от разработки собственных баллистических ракет для подлодок, новые «Дредноуты» должны будут нести изделия «Трайдент-2» в пусковых установках отсека типа Common Missile Compartment.

Британский проект предусматривает строительство субмарины водоизмещением 17,2 тыс.т длиной более 150 м. Ее оснастят ядерной энергетической установкой, соответствующей современным техническим и эксплуатационным требованиям. Как и в случае с «Колумбией», предлагается использование водометного движителя. В состав прочного корпуса подлодок Dreadnought планируется включить три унифицированных отсека типа CMC. Таким образом, общий боекомплект корабля будет состоять из 12 ракет Trident II D5.

Планы британского военного ведомства предусматривают строительство серии всего из четырех новых подлодок. Работы по строительству первых двух уже стартовали. Еще в 2016 году компания BAE Systems Maritime – Submarines запустила необходимые работы на судостроительном заводе Barrow-in-Furness. Пока оба заказа находятся на ранних стадиях, и на их достройку понадобится еще несколько лет.

Согласно исходным планам, головная подлодка Dreadnought должна будет поступить на службу к 2028 году. Три последующие флот получит в течение тридцатых годов. Ожидается, что параллельно со строительством и передачей новых лодок будет осуществляться постепенное списание имеющихся «Вэнгардов». Служба перспективных подлодок будет продолжаться до последней четверти текущего века.

Как недочеты на производстве пусковых установок скажутся на проекте «Дредноут» – пока не уточнялось. Официальные лица двух стран намерены изучить эту проблему только после завершения текущего расследования. Установив все обстоятельства проблемного производства, они смогут скорректировать график и список работ по перспективному проекту.

Последствия брака

Компания BWXT, поставившая бракованные пусковые установки, уже выступила с комментарием и огласила свои планы в контексте последних новостей. Исполнительный директор компании Рекс Геведен признал наличие проблем, но при этом отметил, что ее корни кроются не в технологиях сварки, но в процессе проверки готовых швов. Именно это привело к тому, что на одном предприятии дефектные швы прошли контроль, но, к счастью, были обнаружены на другом.

Предприятию придется вернуться на предыдущие этапы подготовки к выпуску новых изделий и соответствующим образом изменить технологическую цепочку, а именно ее участок, отвечающий за контроль продукции. Очевидно, что все это приведет к дополнительным тратам, но точная стоимость перенастройки оборудования пока остается неизвестной. При этом Р. Геведен отметил, что пока отсутствуют признаки существенного влияния имеющейся ситуации на бизнес-процессы его компании.


Подлодка Dreadnought в представлении художника. Рисунок Savetheroyalnavy.org

Компания BWX Technologies является одним из трех субподрядчиков, отвечающих за производство пусковых установок для отсеков Common Missile Compartment. По известным данным, два изготовителя таких агрегатов справляются со своими задачами без каких-либо проблем, тогда как третий допустил существенный брак. Как следствие, появляются основания полагать, что сложившаяся ситуация может повлиять на подготовку к строительству головной «Колумбии». В то же время, не стоит ожидать, что такое влияние окажется решающим или даже фатальным.

Вряд ли перенастройка проверяющей аппаратуры займет много времени и приведет к заметному отставанию от установленного графика. Если же это произойдет, заказ на партию установок может быть перераспределен между двумя другими участниками производства. Это, конечно, приведет к затягиванию строительства, но позволит получить требуемые изделия в приемлемые сроки.

Великобритания уже начала строительство своих новейших подлодок, и проблемы с поставкой отсеков CMC могут привести к неприятным последствиям. Впрочем, британская позиция на данный момент не отличается пессимизмом. Выводы будут сделаны только после завершения необходимых разбирательств.

Положение американской промышленности выглядит иначе. Так, именно она допустила брак, который способен помешать важнейшим проектам сразу двух стран. Кроме того, именно ей придется разбираться с проблемой, причем за свой счет и в минимально возможные сроки. Едва ли не единственный повод для оптимизма в этой ситуации заключается в том, что закладка подлодки USS Columbia состоится примерно через три года, и у предприятий пока есть некоторый запас времени для решения актуальных задач.

Нельзя не отметить, что нынешняя ситуация выглядит весьма иронично. Проект унифицированного ракетного отсека Common Missile Compartment основывался на соображениях упрощения и удешевления массового производства агрегатов для подлодок. До недавнего времени такие ожидания, в целом, оправдывались. Теперь, однако, возникли проблемы. Достаточно большое количество готовых или только собираемых пусковых остановок было сделано с браком, и это оказывает негативное влияние на ход проекта.

На исправление недочетов необходимы дополнительное время и определенные траты. Таким образом, вместо ускорения и удешевления производства ВМС США получает заметные задержки с ростом стоимости. Текущие задачи обязательно нужно решить, чтобы можно было продолжать программу строительства подлодок и осуществлять перевооружение флота.

Несмотря на все возникшие затруднения, есть основания полагать, что судостроительная промышленность Соединенных Штатов и смежные предприятия справятся с поставленной задачей и построят 12 требуемых подлодок нового типа. Впрочем, не стоит исключать такой вариант развития событий, при котором реальный ход работ будет отставать от установленного графика, производство столкнется с новыми проблемами, а программа изрядно вырвется за пределы утвержденной сметы. Пока же перед Пентагоном и промышленностью стоят другие вопросы. Из-за чего они появились и как следует на них отвечать? Вероятно ответов пока не знает даже американское командование.

По материалам сайтов:
https://defensenews.com/
https://news.usni.org/
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
http://navyrecognition.com/
https://defense.gov/
https://gov.uk/

Автор:
Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием