RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот » Избавят ли «Type 26» и ПКР LRASM британский ВМФ от проблемы «No.1» — отсутствия взаимозаменяемости? (часть 1)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 08.06.2018, 01:26 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Избавят ли «Type 26» и ПКР LRASM британский ВМФ от проблемы «No.1» — отсутствия взаимозаменяемости? (часть 1)
ezup
ezup вне форума




На фото запечатлён «горячий» старт ЗУР корабельного ЗРК «Sea Wolf» GWS26 Mod.1 с борта одного из британских фрегатов «Type 23». Ракета оснащена мощным твердотопливным ускорителем-первой ступенью с ОВТ для мгновенного склонения в сторону цели; 1х32 вертикальная встроенная ПУ GWS26 Mod.1 (на дальнем плане) не является универсальной и предназначена лишь для зенитных управляемых ракет, а поэтому на переднем плане можете видеть две стандартные для кораблей НАТО счетверённые ПУ Mk 141 противокорабельного ракетного комплекса «Гарпун», что является главным показателем низких ударных возможностей британских фрегатов Тип 23» и американских «Оливер Перри»


Сколько бы недалекие британские форумчане не обсуждали в глобальной сети «клубы» дыма от 200 тыс., сильной котлотурбинной силовой установки КВГ-4 с четырьмя турбозубчатыми агрегатами ТВ-12-4 нашего авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов», главные проблемы Королевского военно-морского флота Великобритании от этого никак не решаются. А проблемы эти куда более серьёзные, чем, к примеру у наиболее многочисленных ВМС США, или у нашего ВМФ, обладающего выраженной противокорабельной конфигурацией, способной отправить на дно любую американскую АУГ в любой точке Мирового океана.

ДВЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВМФ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, КОТОРЫЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПОЗВОЛЯЮТ РАСПРЕДЕЛЯТЬ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ РАЗНЫХ КЛАССОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КОРАБЕЛЬНЫМ УДАРНЫМ ГРУППИРОВКАМ

Первую и наиболее ощутимую неприятность ВМФ Великобритании недавно поднял на всеобщее обсуждение глава парламентского комитета по вопросам обороны Джулиан Льюис, который устроил настоящую панику в кругах британского истеблишмента, указав на то, что 6 эсминцев ПВО-ПРО класса «Дэринг» («Type 45»), а также 19 противолодочных фрегатов класса «Дюк» («Type 23») неспособны обеспечить достойную оборону Туманного Альбиона, а выход из строя даже одного надводного корабля приведёт к непредсказуемым последствиям. Естественно, подразумевался, но не озвучивался, вариант столкновения британской корабельной ударной группировки с российской на волне впечатлений, полученных от прохода «Адмирала Кузнецова» с «Петром Великим», а также идущих тем же курсом 2-х ударных МАПЛ третьего поколения пр. 971 «Щука-Б», ракетного и торпедного вооружения которых хватило бы для уничтожения не менее, чем половины группировки ВМФ Великобритании.

Но если вопрос с количественным кризисом надводного корабельного состава флота — это только полбеды, и исправить положение может интенсификация производства существующих и новых проектов на судостроительной верфи «Scotstoun Shipyard», то проблема со взаимозаменяемостью кораблей по спектру выполняемых задач является для Лондона настоящей угрозой. О ней британское адмиралтейство и минобороны стараются распространяться как можно реже, пытаясь скорее изменить ситуацию при помощи разработки и принятия на вооружение флота новейшего фрегата класса «Type 26 GCS» («Global Combat Ships») и американских дальнобойных ПКР LRASM в качестве главного их вооружения. Но смогут ли эти многофункциональные ракетные систершипы кардинально изменить плохие тенденции в британском флоте?

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ КОРАБЛЕЙ БРИТАНСКОГО ФЛОТА — ЭСМИНЦЕВ «TYPE 45» И ФРЕГАТОВ «TYPE 23»

Рассматривая наиболее боеспособные надводные корабли ВМФ Великобритании — эсминцы противовоздушной и противоракетной обороны «Тип 45» класса «Daring», наибольшую тактическую ценность можно усмотреть непосредственно в продвинутом корабельном зенитно-ракетном комплексе «PAAMS» и применяемых зенитных управляемых ракетах-перехватчиках «Aster-30». «Астеры», оснащённые газодинамическим «поясом» двигателей поперечного управления (ДПУ) в центре масс ракеты, способны маневрировать с перегрузками до 65 ед., поражая не только крупные аэродинамические объекты, но и малоразмерные баллистические цели методом кинетического перехвата (прямого попадания) «hit-to-kill». Первая твердотопливная стартовая ступень бикалиберной «Aster-30» разгоняет маршевую ступень (диаметром 180 мм) до скорости в 5100 км/ч, выводя её в стратосферу, где малое аэродинамическое сопротивление способствует уменьшению скорости замедления вплоть до 50—60 км траектории полёта. Эффективная же дальность достигает 100 км. Дальность поражения баллистической цели примерно соответствует таковой у комплекса С-300ФМ «Форт-М» и составляет 35 км.

«PAAMS» в «британском» исполнении в лучшую сторону отличается от сухопутной версии комплекса «SAMP-T» тем, что для целеуказания применяется не 10-канальная МРЛС «ARABEL», а 12-канальная МРЛС с АФАР «Sampson», имеющая пропускную способность по обзору 2000 целей и 500 по сопровождению. Двухсторонняя АФАР по 2560 приёмо-передающих модулей мощностью 25 кВт имеет важную отличительную способность — отсутствие «воронки» при сканировании по углу места, который достигает 90 градусов. В этом плане «Sampson» превосходит антенные посты типа 30Н6Е, которыми оснащены С-300ФМ «Форт-М». Обеспечивается полноценная защита даже того эсминца класса «Дэринг», который по каким-либо причинам удалился от основной КУГ: МРЛС «Самсон» может самостоятельно обнаружить и выдать целеуказание по высокоточному оружию, атакующему сверху. Здесь даже американская AN/SPY-1 серьёзно уступает детищу «BAE Systems».

Не менее важную в роль в задачах дальнего радиолокационного обнаружения выполняет и радиолокационный обнаружитель (РЛО) S1850M. Помимо пропускной способности по сопровождению в 1000 воздушных целей, эта РЛС сможет принимать прямое участие в ударных операциях модернизированных эсминцев класса «Дэринг». Так, на удалении 200 км S1850M может обнаруживать и наземные объекты, естественно, расположенные на соответствующей для возвышения над радиогоризонтом высоте в 1500 м (в горной местности). В иных случаях дальность будет меньшая. Дальность обнаружения воздушно-космических целей типа «БР» может достигать 600 и более километров, компании-разработчики и производители «Thales» и «BAE Systems» регулярно работают над повышением обзорных качеств станции.



На фото эсминец «Type 45» класса HMS «Daring» Королевского ВМФ Великобритании. Как можете видеть, антенный пост с многофункциональной РЛС «Sampson» расположен на самой верхушке мачты-надстройки, что более, чем в 2 раза выше, чем расположение антенных решёток МРЛС AN/SPY-1A/D на американских РКР «Тикондерога» и ЭМ «Арлей Бёрк». Высота его расположения — 40-42 м, а поэтому радиогоризонт по низковысотным противокорабельным ракетам ограничивается не 35, а 55 км, что является одним из лучших мировых показателей среди многофункциональных РЛС целеуказания и подсвета для корабельных ЗРК


Достоинства эсминцев «Тип 45» в плане ПВО-ПРО не подлежат обсуждению, а вот противокорабельные особенности этих кораблей оставляют желать лучшего. Как и на большинстве основных классов надводных кораблей флотов НАТО, в качестве противокорабельного вооружения предусматривается 2х4 пусковые установки Mk 141 с 8 ПКР семейства «Гарпун». Ракеты имеют малую скорость полёта до 900 км/ч, низкие маневренные качества и ЭПР около 0,1 м2, из-за чего весьма уязвимы для корабельных ЗРК самообороны типа «Кортик», «Панцирь-М», «Кинжал» и «Оса-МА». Более того всего 8 ракет не смогут создать мощного эффекта массированного удара, а поэтому даже одного боевого модуля (БМ) 3М87-1 и модуля «Гибка» хватит для полноценного отражения подобной угрозы.

Что же касается универсальных встроенных пусковых установок (УВПУ) «Sylver-VLS» A50, установленных на эсминцах класса «Daring», то с ними RGM-84L не унифицированы. Совместимы с А50 лишь высокоманевренные ракеты зенитно-ракетного комплекса самообороны MICA-VL. Противолодочные качества эсминцев класса HMS «Daring» обеспечены современной гидроакустической станцией MFS-7000, размещённой в звукопрозрачном подкильном обтекателе (носовой бульбе) корабля. ГАС представлена акустической ФАР на базе нескольких сотен элементов, и способна обнаруживать звукоконтрастные и звукоизлучающие подводные/надводные цели в ближней и дальней зонах акустической освещённости.



Один из основных элементов радиолокационной архитектуры британских эсминцев класса «Daring» — обзорная РЛС ДРЛО и целеуказания D-диапазона — S1850M. РЛС, изображённая на фото, установлена на эсминец D36 HMS «Defender» ВМФ Великобритании. S1850M, разработанная компанией «BAE Systems», является конструктивным аналогом голландской «SMART-L» от «Thales», но отличается уникальными алгоритмами обработки радиолокационной информации средствами британских микропроцессорных устройств


Но эффективность противолодочного комплекса эсминцев в целом ничем не подтверждена, поскольку официально на «Типе 45» отсутствуют противолодочные ракеты (ПЛУР). Такой огромный недостаток наблюдается из-за несовершенной доктрины Королевского военно-морского флота Великобритании, где роль противолодочных кораблей отведена фрегатам «Тип 23» класса «Дюк» (также известен как «Норфолк»), оснащённым 2-мя спаренными 324-мм торпедными аппаратами противолодочного комплекса мало ближнего радиуса действия MTLS. Главное вооружение комплекса — 324-мм торпеды «Stingray», обладающие дальностью хода 8 км. Торпеда оснащена мощным водомётным движителем, а также высокочувствительной активно-пассивной акустической головкой самонаведения, и является универсальным боевым элементом, поскольку её носителем могут быть и противолодочные вертолёты, и патрульные самолёты типа «Nimrod», «Atlantique ATL3», P-3C «Orion»», а также P-8A «Poseidon». «Стингрей» способна поразить субмарину противника на глубине до 800 м с помощью мощной 45-килограммовой кумулятивной боевой части. К противолодочной обороне фрегаты «Дюк» более подготовлены, чем «Дэринги»: помимо подкильной («бульбовой») ГАС «Type 2050», фрегаты серии оснащены ещё и активно-пассивной низкочастотной гидроакустической системой с гибкой протяжённой буксируемой антенной (ГПБА) «Type 2031» (британский аналог нашей «Виньетки-ЭМ»).




Но при этом противовоздушная и противоракетная оборона фрегатов класса «Дюк» гораздо более слабая, чем у «Дэрингов». За неё отвечает корабельный ЗРК самообороны «Sea Wolf» версии GWS26 Mod.1, который от ранних модификаций комплекса (GWS25 Mod.0 и Mod.3) отличается типом пусковой установки. В нём применена 1х32 ВПУ (вертикальная встроенная пусковая установка), а также модернизированная ракета с дополнительным твердотопливным ускорителем и отклонением вектора тяги для мгновенного всеракурсного склонения после запуска. Данная версия «Sea Wolf» имеет в составе бортового радиоэлектронного оборудования всего 2 РЛС сопровождения целей и наведения «Type 911», а поэтому комплекс является 2-хканальным. Ситуация с низкой канальностью и производительностью не разрешается даже с помощью вертикальной пусковой установки и сокращения времени реакции до 5 секунд: комплекс не сможет отразить удар даже 2-х или 3-х противокорабельных ракет Х-41 «Москит», не говоря уже о более совершенных 3М55 «Оникс». Причиной этого является также устаревающий радиокомандный метод наведения, а также примитивная «прожекторная» система наведения, где один антенный пост с РЛС наведения Ku-диапазона отвечает за перехват лишь одной цели. Данный принцип наведения ЗУР создаёт значительные проблемы с эффективностью и у наиболее эффективной на сегодня боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Aegis» и приданного ей ЗРК SM-3, где в подсвете продолжают участвовать старые добрые одноканальные РЛС непрерывного излучения AN/SPG-62.



На фотографии передний антенный пост сантиметровой РЛС наведения «Type 911» корабельного ЗРК «Sea Wolf», установленного на одном из фрегатов класса «Дюк». РЛС непрерывного излучения является одноканальной и не позволяет одному фрегату обстреливать более 2-х воздушных целей (второй антенный пост расположен на задней надстройке «Type 23»). Между антеннами сопровождения ракеты и цели можете видеть объектив оптико-электронного комплекса визирования процесса перехвата


Противокорабельные возможности фрегатов класса «Дюк» соответствуют уровню ЭМ «Тип 45» и обеспечиваются всё теми же 8 ПКР «Гарпун». Боевое применение данных типов кораблей в существующей конфигурации вооружения и БРЭО, вне единой корабельной/авианосной ударной группировки, может привести либо к быстрому уничтожению «Типа 23» противокорабельными ракетами, либо поражению «Типа 45» массированным применением торпедного вооружения, что как раз и подводит британский флот к его главной проблеме — отсутствию полноценной взаимозаменяемости.

Между тем, британское адмиралтейство уже чётко знает и постепенно воплощает в жизнь долгосрочную программу по приданию флоту должного уровня взаимозаменяемости между двумя основными классами кораблей надводной компоненты.

ФЛОТСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛОНДОНА — ШИРОКА, НО НЕ ИДЕАЛЬНА

Так, ещё в сентябре 2013 года в правительстве Великобритании и командовании ВМФ было принято решение о постепенной замене устаревших ЗРК «Sea Wolf», установленных на «Тип 23», на перспективные многоканальные ЗРК самообороны «Sea Ceptor», вполне способные дать отпор даже массированному налёту средств воздушного противника. Если, к примеру, у КЗРК «Sea Wolf» максимальная скорость ракеты-перехватчика составляла примерно 2,3М, то у ЗУР CAMM комплекса «Sea Captor» скорость достигает примерно 3680 км/ч (1020 м/с). Ракеты CAMM получат радиус действия около 25-30 км, а количество одновременно обстреливаемых целей у «Sea Captor» может составлять от единиц до десятков. Отныне канальность по целям будет зависит лишь от пропускной способности РЛС целеуказания и производительности БИУС корабля.



Судя по технологической инфографике, опубликованной на западном ресурсе Pinterest.com, перспективные корабельные зенитно-ракетные комплексы «Sea Ceptor» на британских фрегатах «Type 23» будут использовать прежнюю 1х32 ВПУ комплекса «Sea Wolf» типа GWS26 Mod.1. Одним из основных недостатков комплекса «Sea Wolf» была максимальная скорость поражаемой цели в 550-600 м/с, что не позволяло поражать даже 2-маховые ПКР и противорадиолокационные ракеты


Если зенитно-ракетный комплекс «Sea Wolf» не был предназначен для уничтожения высокоскоростных противорадиолокационных ракет или совершающих интенсивные противозенитные манёвры сверхзвуковых ПКР, то «Sea Ceptor» способен работать по подобным воздушным объектам. Учитывая озвученную дальность действия ракет CAMM (25 км), максимальная высота поражаемой цели для «Sea Ceptor» может достигать 16-18 км, а поэтому комплекс уже не является средством самообороны небольшого корабельного ордера, а может быть отнесён к корабельным комплексам ПРО среднего рубежа.

Ещё одна причина, по которой боевая устойчивость корабельной группировки в составе модернизированных «Type 23» станет выше, чем ранних версий с комплексом «Sea Wolf», — это высокая унификация ЗУР CAMM(S) c будущими авиационными версиями этих ракет CAMM(A) по модулям и частотам радиокоррекции с бортов многоцелевых истребителей «Тайфун». Ведь все три модификации ракеты (CAMM(S) для флота, CAMM(L) для ПВО СВ и CAMM(A) для тактической авиации) создавались в рамках единого перспективного проекта FLAADS («Future Low-Altitude Air Defense System», «Перспективная система маловысотной ПВО»). Это говорит о том, что радиокомандный модуль ракеты может быть запрограммирован на возможность получения целеуказания от других юнитов, даже если цель по каким-либо причинам утеряна антенным постом корабельного ЗРК «Sea Ceptor».

После обновления фрегатов класса «Дюк» комплексами «Sea Ceptor» их боевой уровень станет более сбалансированным, отвечающим новым угрозам, но противокорабельные качества по-прежнему останутся на старом уровне, который никак не тянет на противостояние даже с такими кораблями, как фрегат пр. 11540 «Неустрашимый». Находящиеся на вооружении этого сторожевого корабля КЗРК «Кинжал» и 2 ЗРАК «Кортик» легко отразят удар боекомплекта «Гарпунов» от двух фрегатов «Дюк» (16 ракет). Решить вопрос со слабым противокрабельным арсеналом британский флот надеется за счёт нового типа фрегатов «Type 26 GCS».

Продолжение следует

Автор: Евгений Даманцев

https://topwar.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 08.06.2018, 01:26 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Избавят ли «Type 26» и ПКР LRASM британский ВМФ от проблемы «No.1» — отсутствия взаимозаменяемости? (часть 1)
ezup
ezup вне форума

Избавят ли «Type 26» и ПКР LRASM британский ВМФ от проблемы «No.1» — отсутствия взаимозаменяемости? (часть 2)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОГО КОМПЛЕКСА ВООРУЖЕНИЯ ПЕРЕДОВЫХ БРИТАНСКИХ ФРЕГАТОВ «GLOBAL COMBAT SHIP»




В первых числах ноября 2016 года гендиректор компании «BAE Systems» Энн Хили заявила о закладке и начальном этапе сборки головного фрегата «Type 26» на судостроительной верфи Скотстаун в шотландском Глазго. Событие намечено на лето-осень 2017 года. Как заявляют представители ВМФ и компании-разработчика, перспективный «Глобальный боевой корабль» должен постепенно заменить устаревающий «Тип 23», и, как видно из названия, новый проект фрегатов должен быть рассчитан на широкое участие в крупных боевых операциях на океанских театрах военных действий, в тысячах миль от берегов Великобритании. Основным предназначением фрегатов «Type 26 GCS», как и их предков «Тип 23», станет надёжная противолодочная оборона корабельных ударных группировок в составе эсминцев ПВО класса «Daring», а также АУГ в составе перспективных авианосцев «Queen Elizabeth» и «Prince of Wales». Но кроме эффективной ПЛО, эти фрегаты будут обладать ещё и возможностью нанесения мощного противокорабельного удара.

С этой целью «Type 26» будет оснащаться универсальной встроенной пусковой установкой Mk 41 на 24 пусковые ячейки, с которой будут унифицированы американские малозаметные противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158C LRASM («оморяченные» версии AGM-158B JASSM-ER), а также противокорабельные версии BGM-109B/E «Tomahawk». Дальность LRASM («Long Range Anti-Ship Missile»), в штатном исполнении «снаряжения» (проникающая ОФ БЧ массой 454 кг или 1000 фунтов) и силовой установки, составляет 980 км. Если британские фрегаты «Type 26 GCS» будут выполнять пуск этих ПКР из Северного моря (у восточных берегов Дании), то рубежи досягаемости полностью охватят всю южную и центральную части Балтийского моря, которые являются основными зонами оперирования надводных кораблей и подлодок нашего Балтийского флота. В случае же, если значительно уменьшить вес боевой части ракеты (с 454 до 170-250 кг), удастся увеличить дальность с 980 до 1400 — 1700 км, что приведёт к появлению стратегической противокорабельной ракеты, способной из Северного моря достигать военных объектов БФ в Ленинградской области.

Кроме того, такие варианты AGM-158C Block X LRASM смогут применяться британским флотом и для поддержки своего войскового контингента, вооружённого РСЗО MLRS, в Эстонии, а также нанесения ударов по объектам ПВО и РТВ в Белоруссии (хорошо известно, что LRASM обладает схожими с JASSM-ER параметрами, и может поражать наземные цели). О планах по увеличению радиуса действия противокорабельных ракет LRASM стало известно от английского ресурса ukdefencejournal.org.uk, со ссылкой на неназванных советников ВМФ Великобритании, которые утверждают, что пожертвовать массой боевого снаряжения ракеты в пользу большей дальности — есть вполне благоразумное решение, так как даже меньшая масса хорошо оптимизированной БЧ позволит вывести из строя довольно крупный надводный корабль класса корвет или фрегат. Более того, ракета может быть оснащена облегчённой микроволновой электромагнитной боевой частью, которая способна выводить из строя корабельные радиолокационные средства и сетецентрическое связное оборудование на расстоянии нескольких километров.

Противокорабельные BGM-109B/E «Tomahawk» обладают меньшей дальностью (до 550 км) и аналогичной 454-киллограммовой БЧ. Скорость оморяченного «Томагавка» может достигать 1200 км/ч (около 1М). За несколько десятков километров ракета поднимается до 100 м для подтверждения координат цели с помощью АРГСН, а на подлёте высота траектории уменьшается до 2-5 м для уменьшения риска перехвата корабельными ЗРК противника. В 2 км от цели ракета делает горку с противозенитным манёвром и устремляется к надводной цели.

Противокорабельные ракеты AGM-158C LRASM и BGM-109B/E «Tomahawk» в разы увеличат гибкость КУГ, в которой будут присутствовать фрегаты «Type 26». Но не будем забывать, что эти ракеты, даже несмотря на сверхмалую радиолокационную сигнатуру первых, являются дозвуковыми, и перехватить их с помощью современных ЗРК самообороны типа «Кинжал»/«Тор-М», «Кортик-М» или более дальнобойных «Штиль-1» и «Редут» не составит большого труда, поскольку время реакции и минимальные значения ЭПР цели для данных систем снижены да минимальных показателей, как иногда говорят, «до размеров птицы». Что стоит отметить ещё, так это количество размещаемых в Mk 41 ПКР. Сообщается, что компания-производитель ЗРК «Sea Ceptor» — MBDA, совместно с американской «Lockheed Martin», проведёт унификацию части ячеек-направляющих УВПУ Mk 41 с ЗУР CAMM(S). И то, в каком соотношении разделят 24-ячеичную ПУ, — пока неизвестно. Исходя из тактических соображений, на LRASM и/или «Томагавки» будет отведено от 8 до 12 ячеек, остальные 9 или 13 ячеек будут модернизированы под ЗУР CAMM(S). Но не спешите обольщаться по поводу малого количества зенитных-ракет перехватчиков на фрегатах «Type 26», поскольку Mk 41 будут унифицированы с ракетами CAMM по той же технологии, что и с ракетами RIM-162 ESSM. О чём это говорит?

Зенитные ракеты RIM-162 ESSM («Eloved Sea Sparrow Missile»), предназначенные для отражения «звёздных налётов» противокорабельных и противорадиолокационных ракет противника, а также вражеской тактической авиации, могут применяться не только из наклонных пусковых установок типа Mk 29, но и из стандартных УВПУ Mk 41. Для этого специалисты «Локхид Мартин» серьёзно доработали ячейки-ТПК Mk 14. Внутренняя ширина канала транспортно-пускового контейнера (пусковой ячейки) Mk 14 может достигать 540 — 560 мм (ширина основания корпуса 635 мм), а диаметр корпуса ЗУР RIM-162 ESSM составляет 254 мм, следовательно спецы смогли установить в стандартный канал ячейки ещё 4 направляющие под эти ракеты, что ровно в 4 раза увеличило боекомплект с боевой устойчивостью корабля-носителя ESSM. Габариты же ракет семейства CAMM(S) ещё меньшие. Существует две версии этих ракет — стандартная CAMM(S) массой 100 кг и дальностью 25-30 км (разработана британским подразделением MBDA), а также дальнобойная модификация CAMM-ER(S) массой 160 кг и дальностью 45 км итальянского подразделения MBDA.

Британский вариант CAMM(S) имеет диаметр корпуса 160 мм, благодаря чему один ТПК Mk 14 сможет вместить 9 ракет подобного типа. Именно над такой конфигурацией Mk 41 сейчас и бьётся совместная группа инженеров из «Локхид Мартин» и MBDA. А теперь считаем. Одна 24-ячеистая УВПУ Mk 41 имеет 21 рабочую ячейку-ТПК (3 традиционно занято загрузочным агрегатом для перезарядки во время нахождения в море), 12 ячеек заняты ПКР LRASM или «Томагавк», а ещё 9 ячеек — зенитными управляемыми ракетами CAMM(S) в пусковых «пакетах» по 9 направляющих, итого имеем 81 ракету-перехватчик комплекса «Sea Ceptor», — вполне неплохой расклад для долгоиграющей самообороны крупной корабельной ударной группировки. Вот такие возможности фрегатам «Type 26» придаёт универсальная ВПУ Mk 41.

Противолодочные способности перспективных «Глобальных фрегатов» «Type 26 GCS» также не ограничиваются использованием тактического противолодочного комплекса MTLS с торпедой малой дальности «Stingray». Всю погоду для ПЛО здесь делает всё та же Mk 41 VLS. С этой пусковой установкой унифицированы противолодочные управляемые ракеты RUM-139 VLA комплекса ASROC. Дальность этой ПЛУР достигает 28 км, что в 3,5 раза дальше, чем у британских торпед «Стингрей». Но унификация по одной лишь пусковой установке не является достаточной мерой для применения RUM-139 VLA с борта фрегатов «Type 26», поскольку программно эта ПЛУР «заточена» под управление средствами гидроакустических станций семейста AN/SQQ-89, интегрированных в БИУС «Иджис» ракетных крейсеров УРО «Тикондерога» и эсминцев УРО «Арлей Бёрк». Изначально потребуется перепрограммирование под новую БИУС британского фрегата.

Для одновременного снаряжения УВПУ Mk 41 фрегатов «GCS» сразу тремя типами ракетного вооружения всего 21 ячейки Mk 14 явно будет недостаточно: корабль получит проблемы с быстрым истощением боезапаса. К примеру, если 8 ТПК будут отведены для LRASM, и 8 — для ПЛУР RUM-139 VLA, то всего 5 единиц останется для ЗУР CAMM(S), а это всего — 45 ракет. Если же будут использованы ракеты с увеличенной дальностью CAMM-ER(S), которых конструктивно в Mk 14 больше 7 не поместится, то боезапас для ближней ПРО не превысит 35 ракет, чего крайне недостаточно.

ПРОЕКТ «TYPE 26» — ТРИ В ОДНОМ

Для ликвидации недостатка, программа «Global Combat Ship», начавшаяся в 1998-м году, предусматривает разработку трёх модификаций «Type 26»: фрегата противолодочной обороны «ASW» («Anti-Submarine Warfare»), многоцелевого фрегата общего назначения «GP» («General Purpose»), а также фрегата противовоздушной/противоракетной обороны «AAW» («Anti-Aircraft Warfare»). Каждая из модификаций будет снаряжаться определённым списком вооружения. Так, к примеру, на борту версии «ASW» будет изобиловать противолодочное и противокорабельное вооружение, для зенитных ракет CAMM(S), напротив, будет отведено минимальное количество ТПК Mk 14. Также этот вариант фрегата получит все необходимые для противолодочной обороны активно-пассвные гидроакустические комплексы, включая ГАС «Type 2087» и гибкую протяжённую буксируемую антенну, способную пеленговать цели в десятках, а то и сотнях километров от корабельной ударной группировки. В вертолётном ангаре «ASW» может располагаться многоцелевой/противолодочный вертолёт типа «Merlin HM Mk.1».

Винтокрылая машина способна брать на борт полезную/боевую нагрузку до 3100 кг, 30 пехотинцев, до 4-х торпед Mk.46 или «Stingray», ПКР «Гарпун»/«Экзосет», либо модульную радиолокационную станцию для обзора морской поверхности, установленную на специализированной подвеске над открытой рампой грузового отсека в полусферическом радиопрозрачном обтекателе. «Мерлин» может в радиусе 350 — 400 км от фрегата расставлять десятки радиогидроакустических буёв для оперативной организации противолодочной обороны обширных участков океанов и морей.

Фрегаты «Тип 26» общего назначения (или «General Purpose») являются многоцелевыми боевыми кораблями и будут нести в УВПУ Mk 41 схожее с противолодочными «ASW» соотношения ракето-торпедного вооружения, но с большим количеством зенитных управляемых ракет для комплекса «Sea Ceptor». Из вспомогательных информационно-боевых юнитов этой модификации можно отметить подводные и надводные беспилотные разведывательные аппараты, быстроходные надводные катера для быстрой и скрытной переброски морских пехотинцев на наиболее напряжённых участках театра военных действий, где имеет место использование противником ныне популярной концепции «ограничения и воспрещения доступа и манёвра» «A2/AD». В таких условиях приближение «Type 26» к побережью контролируемому противником чревато массированным ударом ПКР или других СВН, с которым даже ЗРК «Sea Ceptor» справиться не сможет. И только беспилотные малоразмерные разведывательно-боевые катера типа MAST, и десантные полунадувные катера получат возможность подхода к побережью вероятного противника с целью проведения диверсионно-разведывательных операций, либо выяснения координат хорошо замаскированных военных объектов. Гидроакустические и радиолокационные средства модификации фрегатов «Type 23 General Purpose» аналогичные установленным на остальных двух вариантах.




Противовоздушный вариант «AAW» предназначен для построения мощного противоракетного «зонтика» ордера корабельной/авианосной ударной группировки. В этой версии всё направлено на реализацию наилучших противовоздушных качеств. Практически все ячейки Mk 14 будут нести противоракеты CAMM(S), количество которых может дойти до 189. Но помимо этих ракет самообороны, в Mk 41 британских фрегатов вполне смогут разместиться и дальнобойные противоракеты типа RIM-161A/B (SM-3), способные перехватывать баллистические ракеты средней дальности на высотах до 245 км, а также ЗУР сверхбольшой дальности для загоризонтного перехвата RIM-174 ERAM (SM-6), способные по целеуказанию перехватить цель на удалении до 240 и более километров. Данные ракеты могут поступить на вооружение противовоздушных фрегатов «AAW», но достойная эффективность их применения в противоракетных задачах может быть достигнута только с привлечением сторонних средств целеуказания, среди которых могут быть американские ЭМ УРО класса «Арлей Бёрк» с бортовыми МРЛС AN/SPY-1D, другие «Иджис»-корабли, либо самолёты ДРЛОиУ типа E-3D «Sentry» ВВС Великобритании.

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНЫХ ПРОТИВОРАКЕТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФРЕГАТОВ: БЕЗ «ДЭРИНГА» НЕ ОБОЙТИСЬ

Низкая эффективность применения американских «иджисовских» ракет-перехватчиков в боевой информационно-управляющей системе фрегатов «Type 26 GCS» любой модификации объясняется относительно невысокими энергетическими возможностями планируемой к установке общекорабельной РЛС обзора и целеуказания «Artisan 3D». Данный радиолокационный комплекс имеет инструментальную дальность порядка 200 км по типовой цели типа «стратегический бомбардировщик» на высоте 10 км. Цель с ЭПР порядка 0,01 м2 (малозаметная КР) обнаруживается на удалении 20 км, что в 4 раза меньше, чем у МРЛС «Sampson», а наш тактический истребитель-бомбардировщик Су-34 «Артисан» сможет обнаружить лишь с 65-70 км, когда последний, несомненно, уже успеет выпустить по британской КУГ 6 сверхзвуковых ПКР Х-31АД. В этой ситуации «Тип 26» окажется абсолютно беззащитным даже с арсеналом самых совершенных перехватчиков семейства «Стандарт-3/6».

Для достижения достойных противоракетных возможностей, фрегаты «Global Combat Ships» в версии «AAW» должны получить интегрированную в БРЭО РЛС типа «SMART-L», обладающую штатной инструментальной дальностью в 470 км и расширенной — 800 км. Пассивная фазированная антенная решётка этой станции представлена 16 приёмо-передающими модулями, работающими в режиме АФАР (67% апертуры) и 8 приёмными элементами, которые лишь принимают сигнал (33% апертуры), что является уникальным для пассивных ФАР показателем. Компания «Thales Nederland» регулярно усовершенствует своё изделие, что позволяет с каждым разом добиваться всё больших показателей по обнаружению и сопровождению на проходе малоразмерных баллистических целей. Поэтому о высоких противоракетных качествах «Тип 26» с РЛО «Artisan 3D» просто язык не поворачивается рассуждать, единственный его плюс — пропускная способность по завязке трасс 900 воздушных целей.



Оценив все возможные пути обновления надводной компоненты фрегатов ВМФ Великобритании, а также достоинства и недостатки нововведений, вернёмся к эсминцам класса «Дэринг», которые также обладают солидным модернизационным потенциалом.

Здесь ситуация не такая однозначная как, к примеру, с фрегатами класса «Дюк», поскольку «Тип 45» имеет встроенную вертикальная пусковую установку универсального типа «Sylver A50», которая уже сегодня способна размещать ЗУР типа MICA-VL, предназначенные отражения массированного удара современными ПКР. Но кроме модификации А50 существует ещё и более универсальная модификация А70, длина ячеек-ТПК этой УВПУ составляет 7 м, а поэтому её внутренняя конфигурация может быть адаптирована под любые виды американского и западноевропейского ударного и оборонительного ракетного вооружения. Пусковая установка А70 предназначена для снаряжения тактическими крылатыми ракетами большой дальности «SCALP», стратегическими крылатымиракетами «Томагавк» и их ПКР-версиями BGM-109B/E, ПКР AGM-158C LRASM, зенитными управляемыми ракетами-перехватчиками и противоракетами RIM-161/174, а также противолодочными управляемыми ракетами типа RUM-139 VLA комплекса ASROC.

Более того, источники из Минобороны Великобритании неоднократно опубликовывали информацию, что ведомство и адмиралтейство британского флота давно проявляет интерес к ракетам типа «SCALP Naval», которые от стандартной модификации отличаются в 4 раза увеличенной дальностью полёта (с 250 до 1000 км), а это говорит лишь о том, что Лондон уже окончательно решил изменить правила «игры» на морском театре военных действий, меняя оборонительную концепцию на ударную. А это, в свою очередь, говорит ещё и о том, что в будущем под ударные возможности будут подогнаны и все состоящие на вооружении флота эскадренные миноносцы класса «Daring»,- корабли получат УВПУ «Sylver A70», причём не в стандартном исполнении на 48 транспортно-пусковых контейнеров, а в увеличенном — на 72 ТПК.

Боевые возможности «Дэринга» возрастут примерно на порядок. Мало того, что боекомплект ракетного вооружения увеличится ровно на 50%, 6 эсминцев проекта получат возможность атаковать подводные лодки противника на дальности до 30 км благодаря применению комплекса ASROC, а также стать полноценным структурным элементом в рамках американской программы ЕвроПРО. Впервые в истории современного ВМФ Великобритании, у кораблей класса «эсминец» практически отпадёт необходимость в поддержке со стороны фрегатов в плане надёжной защиты от субмарин противника. Функциональность в выполнении разносторонних задач у британских ЭМ «Тип 45» впервые за 7 лет эксплуатации достигнет уровня американских эсминцев УРО «Арлей Бёрк» и нашего ТАРК «Пётр Великий».

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ БРИТАНСКОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА


Подводя итоги нашего сегодняшнего обзора, на первый взгляд может показаться, что проводящиеся командованием ВМФ Великобритании и минобороны изменения в доктрине флота, благодаря которым сегодня происходит глубокая модернизация комплексов вооружения и БРЭО надводных кораблей, почти полностью ликвидировали все недостатки и «бреши» в вопросах взаимозаменяемости между классами кораблей «фрегат» и «эсминец». Но не всё здесь так гладко.

Во-первых, корабельный состав фрегатов класса «Дюк» («Type 23») и «Type 26 GCS» сможет усилить противоракетный потенциал лишь в плане обороны от некоторых видов сверхзвукового высокоточного ракетного оружия (ПКР, ПРЛР, малоразмерные управляемые авиабомбы и т.д.), что будет достигнуто благодаря установке перспективного КЗРК средней «Sea Ceptor». Что касается защиты корабельного ордера от высокоскоростных баллистических и аэробаллистических средств воздушного нападения со сверхмалой ЭПР, «Си Септор» и ЗУР CAMM(S)/ER(S) столкнутся с массой технологических проблем, связанных не столько с характеристиками самих противоракет, сколько с параметрами радиолокационных станций обнаружения и целеуказания.

Современные высокоманевренные боевые блоки или аэробаллистические ракеты, приспособленные для выполнения широкого спектра задач, включая противокорабельные, обладают ЭПР в пределах 0,01 м2. Обзорный радар «Artisan 3D», обнаруживший их всего с 20-25 км, передаст целеуказание на СУО фрегата примерно за 3-5 сек, ещё 4-6 секунд уйдёт на взятие цели на сопровождение «стрельбовыми» РЛС комплекса «Sea Ceptor» и подготовку ракет CAMM(S). Двигающаяся со скоростью от 1000 до 1500 м/с баллистическая цель за эти 10 секунд пролетит ещё 10-15 км, оказавшись в 10-15 км от обороняемой фрегатами типа «AAW» КУГ. С этого момента начнётся запуск ракет-перехватчиков CAMM(S) с минимальным интервалом около 1 с. Если подлетающий рой из 4-маховых ракет будет состоять из более, чем 10 ракет, «Sea Ceptor» одного фрегата даже технически не успеет перехватить все атакующие элементы высокоточного оружия и КУГ может понести серьёзные потери. А ведь атакующих ракет может быть и 15, и 20, и даже более.

Во-вторых, на таких авторитетных западных ресурсах, как deagel.com указывается, что «Artisan 3D» может сопровождать цели, скорость которых достигает 3M, так что по поводу эффективного противодействия 4-маховым и гиперзвуковым ракетам противника возникают большие сомнения. Не смогут проявить себя и ракеты семейств «Стандарт-3/6», размещённые в УВПУ Mk 41 британских фрегатов «Type 26», если не будет стороннего целеуказания со стороны эсминцев «Тип 45» или радиолокационных комплексов ДРЛОиУ воздушного базирования. Если кратко, эти фрегаты не могут считаться самодостаточными кораблями ПВО-ПРО XXI века, и достойно смотрятся лишь в противолодочных или поисково-спасательных операциях. По линии фрегатов в Королевском ВМФ Великобритании взаимозаменяемости достигнуто не было.

Среди 6 эсминцев УРО класса «Daring», напротив, будет достигнута полная самодостаточность в проведении боевых операций на морском или океанском театрах военных действий. «Type 45» отныне больше не будет нуждаться в противолодочной поддержке со стороны фрегатов класса «Дюк» и «Type 26 GCS». В ходе технологических преобразований надводной компоненты британского флота, реализуется лишь частичная взаимозаменяемость, которая станет возможной исключительно за счёт эсминцев класса «Daring». А противокорабельные и ударные качества обоих классов НК не могут считаться высокими, как для начала XXI века, поскольку дозвуковые КР «SCALP Naval» и LRASM по-прежнему остаются крайне уязвимыми перед современными сверхпроизводительными корабельными системами ПВО.

Источники информации:
https://forum.militaryparitet.com/vi...c.php?id=10996
https://forum.militaryparitet.com/vi...c.php?id=11038
https://www.deagel.com/Ship-Sensors/...002238001.aspx
https://bastion-karpenko.ru/tip_26/
https://bastion-karpenko.ru/type-23/
https://bastion-karpenko.narod.ru/tip_45.html


Автор: Евгений Даманцев

https://topwar.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Корабельная броня в XXI веке - все аспекты проблемы. Часть 4 ezup Военно-морской флот 0 22.03.2016 10:16
Корабельная броня в XXI веке: все аспекты проблемы. Часть 3 ezup Военно-морской флот 0 21.03.2016 11:44
Корабельная броня в XXI веке. Все аспекты проблемы. Часть 2 ezup Военно-морской флот 0 18.03.2016 10:22
Корабельная броня в XXI веке. Все аспекты проблемы. Часть 1 ezup Военно-морской флот 0 17.03.2016 16:06
Белки на завтрак избавят от ночных перекусов ezup Питание и наше здоровье 0 17.04.2013 23:43