RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Специального назначения » Поисково-спасательный гидросамолёт «Син Мэива» US-1 (Япония)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.05.2018, 17:40 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Поисково-спасательный гидросамолёт «Син Мэива» US-1 (Япония)
ezup
ezup вне форума

С конца пятидесятых годов японская машиностроительная компания «Син Мэива» разрабатывала перспективный гидросамолет, пригодный для решения широкого круга задач. Первым реальным результатом этого проекта стала летающая лодка PS-1, оснащавшаяся поисковой аппаратурой и противолодочным вооружением. Еще до принятия такого самолета на вооружение стартовала разработка новой модификации иного назначения. Новый образец, позже принятый на вооружение под названием US-1, предназначался для ведения поисково-спасательных работ.

К началу семидесятых годов командование Морских сил самообороны Японии пришло к выводу о необходимости обновления парка поисково-спасательных самолетов. Имеющиеся в строю летающие лодки Grumman UF-2 Albatross устаревали морально и физически, вследствие чего в обозримом будущем их пришлось бы списать. Решать эту проблему предложили самым простым путем. Компания «Син Мэива» уже разработала новый гидросамолет, предназначенный для использования в составе противолодочной обороны. Путем определенной переделки конструкции и установки нового внутреннего оснащения он мог бы стать удачной заменой «Альбатросам».


Гидросамолет US-1 на взлете. Фото Airwar.ru

Разработка нового поисково-спасательного самолета началась в середине 1970 года. Главным конструктором машины стал Сидзуо Кукихара, ранее руководивший созданием PS-1. Новый проект получил заводское обозначение SS-2A, определявшее его как модификацию существующей разработки. Кроме того, использовалось название PS-1 «Каи» («модернизированный»). При принятии на вооружение новому самолету присвоили еще одно обозначение – US-1. С определенного времени компания-разработчик начала выпуск серийных самолетов US-1A.

В соответствии с требованиями заказчика, в рамках нового проекта существующая летающая лодка должна была лишиться ряда систем, вместо которых требовалось установить новое оснащение. Кроме того, требовалась определенная переработка конструкции, направленная на упрощение эксплуатации в разных условиях. При этом общие черты планера, состав силовой установки, оригинальные системы управления и т.д. не нуждались в серьезной переделке.


Схема летающей лодки первой модификации. Рисунок Aviadejavu.ru


Техническое задание на проект SS-2A / PS-1 «Каи» предусматривало удаление всего вооружения и аппаратуры для поиска подлодок. В крупной грузовой кабине следовало оборудовать места для размещения сидячих и лежачих раненых, а также для сопровождающих. На борту должен был присутствовать набор различного оборудования для выполнения спасательных работ, от прожекторов для поиска пострадавших в темное время суток до медицинского оснащения. Кроме того, заказчик хотел получить универсальную машину, способную взлетать не только с воды, но и с сухопутных аэродромов.

Новое техническое задание позволяло обойтись без кардинальной переработки имеющейся конструкции. По этой причине новый самолет сохранил архитектуру свободнонесущего цельнометаллического высокоплана с турбовинтовой основной силовой установкой. Была сохранена имевшаяся конструкция корпуса-лодки. Также предлагалось вновь использовать отработанную и проверенную систему сдува пограничного слоя с управляющих поверхностей, для которой требовалась вспомогательная силовая установка.


Серийный самолет US-1A. Фото Минобороны Японии / mod.gov.jp


Будущий US-1 получил цельнометаллический фюзеляж характерной формы, отличавшийся большой высотой. Нижняя часть фюзеляжа была оформлена в виде лодки однореданной конструкции. Сохранялись продольные выступы-скулы, ранее разработанные для PS-1. Фюзеляж отличался простотой компоновки. В носовой его части, со смещением вверх, находилась кабина экипажа, рядом с которой поместили приборный отсек. Нижняя часть корпуса-лодки отдавалась под установку некоторых систем и агрегатов. Все прочие объемы являлись грузовой кабиной. В хвостовой части кабины, на левом борту, появился крупный квадратный люк для работы с крупными грузами. В частности, с его помощью можно было спускать на воду надувную лодку. Как и ранее, обитаемые отсеки не имели герметизации, что в известной мере ограничивало высотность самолета.

Было сохранено крыло двухлонжеронной схемы с прямоугольным центропланом и трапециевидными консолями. На центроплане и консолях помещались четыре гондолы двигателей. Механизация крыла осталась прежней. На передней кромке располагались подвижные предкрылки, на задней – двухсекционные закрылки и элероны. Также предусматривалось использование интерцепторов на верхней поверхности крыла. Между плоскостями, внутри характерного обтекателя, находилась вспомогательная силовая установка.

Вблизи законцовок под крылом устанавливалась пара поплавков, необходимых для улучшения остойчивости на воде. При выходе на сушу они оказывались на безопасном расстоянии от поверхности.


Машина в полете. Фото Минобороны Японии / mod.gov.jp


Вновь использовалось Т-образное хвостовое оперение с развитым гаргротом. Стреловидный киль нес руль направления, а на трапециевидном стабилизаторе помещались рули высоты. Хвостовые рули, равно как и механизация крыла, управлялись при помощи необратимого гидроусилителя.

Для улучшения управляемости, особенно на малых скоростях, в проектах PS-1 и SS-2A предусматривалась система сдува пограничного слоя. Газотурбинный двигатель General Electric T58 мощностью 1360 л.с. при помощи системы трубопроводов подавал сжатый воздух к закрылкам и рулям высоты. Через соответствующие патрубки воздух выводился на поверхность плоскостей, сдувал пограничный слой и тем самым повышал их эффективность.

Основная силовая установка нового гидросамолета состояла из четырех турбовинтовых двигателей General Electric T64-IHI-10E американской разработки, по лицензии производившихся японской компанией «Исикавадзима-Харима». Двигатели развивали мощность по 3060 л.с. каждый. Впрочем, такие двигатели получили только несколько серийных машин. Все остальные летающие лодки комплектовались изделиями T64-IHI-10J мощностью 3500 л.с. Такая модификация самолета поступила на вооружение под обозначением US-1A. Обе версии летающей лодки комплектовались регулируемыми воздушными винтами Hamilton Standard 63E-1 диаметром 4,42 м.


Вид сзади. Фото Минобороны Японии / mod.gov.jp


Базовый самолет «Син Мэива» PS-1 мог взлетать только с воды. Эксплуатации на наземных аэродромах мешала недостаточная прочность шасси, которое позволяло только спускаться или подниматься по слипу, а также выполнять несложные маневры на земле. В новом проекте шасси заметным образом усилили. Теперь трехопорная система с носовой стойкой обеспечивала взлет и посадку на стандартные полосы, благодаря чему самолет стал амфибийным. В полете или на воде стойки убирались в ниши фюзеляжа.

В носовом обтекателе фюзеляжа помещалась поисковая радиолокационная станция AN/APS-80N. Также в состав бортового радиоэлектронного оборудования входили разнообразные средства связи, пеленгаторы и иные системы для поиска пострадавших. При необходимости экипаж мог использовать даже прожекторы большой мощности, облегчавшие поиск в темное время суток. Визуальное наблюдение можно было осуществлять как при помощи фонаря кабины, так и через полусферические бортовые иллюминаторы.


Гидросамолет в воздухе. Можно рассмотреть очертания днища. Фото Минобороны Японии / mod.gov.jp


В грузовой кабине были оборудованы места для 20 сидячих пассажиров. При необходимости самолет мог принять и 36 пострадавших. Соответствующие крепления позволяли разместить на борту 12 носилок с лежачими ранеными. В распоряжении экипажа имелись медицинское и спасательное оборудование, медикаменты и приборы для оказания первой помощи и т.д. Предполагалось, что во время спасательной операции самолет сможет садиться на воду рядом с пострадавшими и сразу поднимать их на борт. Кроме того, в таких ситуациях можно было бы использовать штатную надувную лодку.

Собственный экипаж самолета SS-2A состоял из четырех человек. Он включал двух пилотов, штурмана и бортового инженера. Состав команды спасателей определялся в соответствии с особенностями планируемой операции. Самолет мог доставить к месту работ нескольких врачей и спасателей вместе с целевым оборудованием.

Новый гидросамолет являлся доработанной версией существующего противолодочного, и потому основные характеристики двух машин были на одном уровне. Длина SS-2A / PS-1 «Каи» / US-1 достигала 33,5 м при размахе крыла 33,15 м. Стояночная высота – 9,95 м. Собственная масса самолета определялась в 23,3 т, максимальный взлетный вес – 45 т. В полете машина могла разгоняться до 510 км/ч. Максимальная дальность превышала 3800 км. Потолок – около 7,2 км.


Носовая часть машины. Видна форма носовой части лодки. Фото Wikimedia Commons


Необходимость серьезной переработки конструкции отсутствовала, и потому компания «Син Мэива» смогла подготовить новый проект в кратчайшие сроки. В начале семидесятых годов было запущено строительство опытного образца нового типа. В середине 1974 года эту машину передали на испытания. 15 октября состоялся ее первый полет. Любопытно, что первый самолет SS-2A не рассматривался только в качестве прототипа, пригодного исключительно для испытаний. Его заодно считали и первой серийной машиной, которой в скором будущем предстояло поступить на службу.

Проверки опытной / серийной амфибии осуществлялись на базе 51-й испытательной эскадрильи на авиабазе Ивакуни. Ранее это подразделение отвечало за проверки опытных PS-1. В июле 1976 года в составе авиации Морских сил самообороны была сформирована новая 71-я поисково-спасательная эскадрилья. Сразу после формирования ей передали первый самолет SS-2A, к этому времени принятый на вооружение и переименованный в US-1. Вскоре подразделение получило несколько следующих серийных летающих лодок.


Экипаж самолета US-1A оказывает помощь условному пострадавшему во время совместных японско-американских учений, 8 января 2013 г. Фото US Marine Corps / dvidshub.net


Первые шесть самолетов US-1 были построены по исходному проекту, но затем появилось решение о модернизации техники. Начиная с седьмой машины, серийные образцы комплектовались двигателями T64-IHI-10J увеличенной мощности. Такая модификация обозначалась как US-1A. С середины семидесятых все новые гидросамолеты строились по проекту с литерой «A». Кроме того, во время плановых ремонтов осуществлялась модернизация базовых US-1. В результате этого к началу восьмидесятых в строю находилась только техника типа US-1A с силовой установкой увеличенной мощности.

По известным данным, к середине восьмидесятых годов компания «Син Мэива» построила и передала заказчику 12 самолетов, включая первый «прототип». Следующий заказ был получен в начале девяностых годов и предусматривал строительство еще четырех машин. 17-й US-1A был заказан и оплачен в 1999 году. После этого новые контракты на выпуск подобной техники не заключались.

Уже в середине июля 1976 года – всего через пару недель после начала службы – самолет US-1 впервые принял участие в реальной поисково-спасательной операции. В 350 милях от японского берега находилось греческое судно, с которого нужно было срочно забрать раненого моряка. Экипаж успешно справился с задачей и в минимальное время доставил пострадавшего в больницу. В дальнейшем подобная работа продолжилась.


Списанный гидросамолет в музее базы морской авиации Каноя. Фото Wikimedia Commons


Как и базовый PS-1, новый поисково-спасательный самолет US-1 рассматривался в качестве базы для техники иного назначения. В первую очередь, конструкторы во главе с С. Кукихарой разработали новый вариант пожарного гидросамолета. При содействии канадских специалистов они создали комплекс специального оборудования, позволявшего брать на борт 15 т воды. Баки можно было заправлять при помощи специальных заборных устройств прямо во время движения по воде. Сброс осуществлялся через хвостовые трубы в минимальное время.

Также имеющиеся объемы внутри фюзеляжа можно было использовать для размещения пассажирских кресел. Подобная модификация летающей лодки могла перевозить от 40 до 60 пассажиров, в зависимости от конфигурации салона. Однако пожарная и пассажирская модификация не нашли своих заказчиков. Работы по ним были прекращены.


US-1A в аэрокосмическом музее г. Какамигахара. Фото Wikimedia Commons


В эксплуатации серийных US-1 использовался любопытный подход. Морские силы самообороны сохраняли в строю одновременно не более 7-8 самолетов. Остальные машины в это время могли проходить ремонт или привлекаться к решению иных задач. При этом ротация и замена одних амфибий другими обеспечивали постоянное дежурство. Самолеты в любой момент могли вылететь в район бедствия и оказать помощь пострадавшим. Как стало ясно позже, подобные подходы к эксплуатации полностью оправдали себя и позволили получить желаемую эффективность работы.

В 1999 году командование Морских сил самообороны сообщало, что за все время эксплуатации самолеты US-1A приняли участие более чем в 500 поисково-спасательных операциях. Было эвакуировано свыше 850 человек. Высокие летно-технические характеристики позволяли машинам работать на большом удалении от Японских островов, что тоже положительным образом сказалось на эффективности их эксплуатации и на судьбе терпевших бедствие. Длительная работа поисково-спасательных самолетов получала самые высокие оценки.


Преемственность поколений: летающие лодки US-2 (слева) и US-1A (в центре и справа) участвуют в показательных полетах на базе Ивакуни, 18 сентября 2011 г. Фото US Marine Corps / marines.mil


В целом, самолеты «Син Мэива» US-1A устраивали эксплуатанта, но со временем возникла необходимость в создании новой техники аналогичного назначения. В середине девяностых годов компания-разработчик противолодочной и поисково-спасательной машин получила заказ на создание нового гидросамолета. Через несколько лет в воздух поднялся опытный образец самолета US-1A «Каи». К настоящему времени такая техника принята на вооружение и используется под названием US-2.

Запуск производства новой амфибии позволил начать программу списания существующей техники. US-1A, постепенно вырабатывавшие свой ресурс, снимались с вооружения. Последняя машина этого типа закончила службу совсем недавно – в декабре прошлого года. Несколько списанных летающих лодок стали музейными экспонатами, тогда как другие следовало отправить на разборку.

Морские силы самообороны Японии получили от компании «Син Мэива» почти два десятка поисково-спасательных гидросамолетов US-1 и US-1A. Эксплуатация этой техники продолжалась более 40 лет. За это время самолеты двух моделей приняли участие в сотнях реальных операций и спасли сотни жизней. Не так давно устаревшие самолеты уступили свое место новой технике. Удастся ли нынешним US-2 повторить успехи предшественников – покажет время.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
http://mod.go.jp/
https://militaryfactory.com/
https://airspacemag.com/
http://airvectors.net/
http://nvo.ng.ru/

Автор: Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Поисково-спасательный корабль Проект 596П ezup Разведывательные корабли 0 28.09.2019 19:03
Поисково-спасательный и противолодочный вертолет Ка-27 ezup Полигон и Т24 представляют 0 16.05.2019 18:34
Противолодочный гидросамолёт «Син Мэива» PS-1 (Япония) ezup Специального назначения 0 24.04.2018 00:37
Бразилия получит дополнительный поисково-спасательный самолет C-295 ezup Авиационные новости 0 25.01.2018 20:47
ВВС Бразилии передан первый поисково-спасательный самолет SC-105 / C-295 ezup Авиационные новости 0 08.08.2017 11:56