Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 31.07.2017, 18:27 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию ПВО страны Суоми (часть 5)
ezup
ezup вне форума



Положение Финляндии после выхода из Второй мировой войны оказалось очень тяжелым. Финский народ дорого заплатил за авантюризм и недальновидность своих правителей. Около 86000 финнов погибло в ходе вооруженного противостояния с Советским Союзом, в упадок пришли промышленность, сельское хозяйство и транспорт. По Парижскому мирному договору, заключённому в 1947 году, стране в качестве возмещения ущерба, нанесенного действиями финских войск на территории СССР, предстояло выплатить около $300 млн. Тем не менее, Финляндии, пусть и попавшей в сложное положение, удалось сохранить политическую и экономическую самостоятельность.

После заключения мирного соглашения Финляндии было запрещено иметь наступательные виды вооружений, ракеты и более 60 боевых самолётов. В первые послевоенные годы на вооружении сохранялись поршневые истребители, эксплуатировавшиеся во время войны. В начале 50-х ограничения на закупку современных боевых самолётов были смягчены. И в 1954 году в ВВС поступили реактивные истребители De Havilland DH100 Vampire Mk.52. Всего финские ВВС получили 6 одноместных и 9 учебно-тренировочных реактивных машин.





De Havilland DH100 Vampire Mk.52 ВВС Финляндии


Впрочем, считать эти самолёты британского производства современными в середине 50-х было нельзя. Первые истребители «Вампир» поступили на вооружение RAF в начале 1946 года. Этот истребитель, построенный по архаичной двухбалочной схеме, в горизонтальном полёте развивал скорость 882 км /ч и был вооружен четырьмя 20-мм пушками и по своим лётным данным не намного превосходил поршневые истребители Второй мировой. В СССР в это время тысячными тиражами строились реактивные МиГ-15, МиГ-17 и запускался в серию сверхзвуковой МиГ-19. Понятно, что финские «Вампиры» ни в коей мере не могли конкурировать с советскими истребителями, но от них этого и не требовалось. Лёгкие и простые «Вампиры» помогли накопить необходимый опыт эксплуатации реактивной авиатехники, обучить пилотов и наземный персонал, их служба в Финляндии в качестве учебно-тренировочных самолётов продолжалась до 1965 года.

В 1958 году в Финляндию были доставлены первые лёгкие перехватчики Folland Gnat Mk.1. Для того времени это был достаточно современный боевой самолёт, развивавший в горизонтальном полёте скорость 1120 км/ч. Истребитель Gnat (англ. Комар) сочетал неплохие лётные данные с невысокой стоимостью. При максимальной взлётной массе 3 950 кг истребитель мог взлететь с полосы длиной 300 метров и находиться в воздухе более 2 часов. Среди финских пилотов самолёт пользовался большой популярностью. Истребители демонстрировали высокую надёжность даже в условиях экстремально низких температур на севере Финляндии. Встроенное вооружение состояло из двух 30 мм пушек ADEN. Для борьбы с вражескими бомбардировщиками могли быть подвешены восемнадцать 80 мм НАР Hispano HSS-R.



Folland Gnat Mk.1 ВВС Финляндии


Первоначально финны изъявили желание наладить лицензионное производство «Комаров», но в последствии посчитали, что «овчинка не стоит выделки», так как содержать более 20 единиц будет слишком накладно. Кроме того, военные хотели получить сверхзвуковой истребитель. В итоге стеснённые в средствах финны закупили всего 13 самолётов британского производства — на одну эскадрилью. Уже через 10 лет истребитель считался устаревшим, в силу отсутствия на борту БРЛС, поиск воздушной цели вёлся визуально или по командам наземной РЛС. Управляемых ракет в боекомплекте не было, а дозвуковая скорость полёта не позволяла быстро занимать выгодную позицию для перехвата. Последние «Комары» списали в Финляндии в 1972 году.

Финны очень хорошо усвоили уроки вооруженного противостояния с СССР и поэтому после окончания Второй мировой войны старались поддерживать со своим гигантским восточным соседом дружественные отношения. Финляндия дистанцировалась от блока НАТО и проводила политику нейтралитета. В 1948 году с СССР был заключён Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Ключевым положением Договора стало установление сотрудничества между двумя странами в сфере обороны на случай «военной агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства». Это касалось как ФРГ и стран НАТО, так и ГДР и Варшавского договора. При этом Финляндия сохраняла определённый суверенитет в вопросах обороны, так как совместные военные действия осуществлялись бы только после двухсторонних консультаций. Договор трижды продлевался и действовал до 1992 года. После снятия ограничений на приобретение за рубежом современного вооружения, финны постарались диверсифицировать закупки военной техники, приобретая оружие, как в странах западной ориентации, так и в нейтральной Швеции и в СССР.

Первыми самолётами советского производства, поставленными в 1962 году, стали бывшие в употреблении учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Как раз в это время между советскими и финскими представителями шли переговоры о поставках истребителей, и финнам были нужны самолеты, на которых можно было вести обучение и тренировку по советским стандартам.



МиГ-15УТИ ВВС Финляндии


Первоначально СССР предлагал Финляндии относительно простые и недорогие МиГ-17Ф, а позже МиГ-19. Однако к началу 60-х дозвуковые истребители МиГ-17 уже не могли считаться последним словом техники, хотя в ВВС СССР и стран Варшавского договора их было много. МиГ-19 финны отвергли исходя из того, что получили сведения о большом количестве лётных происшествий с его участием. В итоге сторонам удалось заключить контракт на поставку новейших по тем временам сверхзвуковых истребителей МиГ-21Ф-13.



МиГ-21Ф-13 ВВС Финляндии


Несмотря на то, что США, Франция и Великобритания выступали резко против закупки вооружения и военной техники в СССР, в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи советское руководство пошло на беспрецедентный шаг, продав в капиталистическую страну истребители, которые только начали поступать в собственные ВВС. До начала поставок МиГ-21Ф-13 британцы активно предлагали свой перехватчик English Electric Lightning.

Для начала 60-х годов МиГ-21Ф-13 имел превосходные лётные данные. Самолёт с максимальным взлётным весом 8 315 кг был вооружен одной встроенной 30-мм пушкой НР-30 и двумя УР ближнего боя К-13. Кроме того, для поражения воздушных целей могли использоваться 32 НАР АРС-57М в подвесных блоках УБ-16-57. На большой высоте в горизонтальном полёте самолёт разгонялся до 2125 км/ч и имел практическую дальность без ПТБ 1300 км.

С 1963 года ВВС Финляндии получили 22 истребителя МиГ-21Ф-13. Вскоре к ним добавились две «спарки» МиГ-21У. Так как ресурс боевых машин старались беречь, нагрузка на двухместные машины оказалась очень большой и их списали уже через 15 лет. В 1974 году были поставлены четыре двухместных МиГ-21УМ, летавшие до 1998 года.



МиГ-21Ф-13 в экспозиции Finnish Aviation Museum


При всех своих достоинствах МиГ-21Ф-13 имел очень простое БРЭО и предназначался в основном для полётов в дневное время. В то же время финнам требовался перехватчик способный действовать круглосуточно, оснащённый полноценным радиолокатором.

В июне 1971 года между Финляндией и Швецией был заключён договор аренды 6 истребителей Saab J35В Draken. Регулярные полёты первых «Дракенов» в Финляндии начались в первой половине 1972 года. Самолёты зарекомендовали себя положительно, и в 1976 году их выкупили. Тогда же была приобретена дополнительная партия из 6 Saab 35C Draken. В ВВС Финляндии шведские «Дракены» заменили устаревшие британские лёгкие перехватчики Gnat Mk.1.



Saab 35 Draken ВВС Финляндии


В 1984 году дополнительно закупили 24 истребителя модификации Saab 35F Draken. «Дракены» эксплуатировались в ВВС Финляндии совместно с МиГ-21, последние истребители шведского производства списали в 2000 году.



По сравнению с советскими МиГ-21 «Дракены» оснащённые более совершенными РЛС больше подходили для контроля воздушного пространства страны. Этот истребитель изначально разрабатывался для применения в роли перехватчика, и по возможностям бортового оборудования, в 70-е годы был одним из лучших. Поставленные из Швеции истребители оснащались совершенным БРЭО, в том числе интегрированными системами навигации, целеуказания и управления оружием. Встроенная система передачи данных, совмещенная с полуавтоматической системой обзора воздушного пространства STRIL-60, автопилотом Saab AB FH-5 с вычислителем воздушных параметров Arenko Electronics и прицелом Saab AB S7B, обеспечивали применение управляемых ракет Rb.27 и Rb.28 на встречнопересекающихся курсах. Ракеты Rb 27 и Rb 28 представляли собой лицензионные шведские варианты американской AIM-4 Falcon с полуактивной радиолокационной и инфракрасной ГСН. На модификациях Saab J35В и Saab J35С встроенное вооружение состояло из 30-мм пушек ADEN. На модели Saab 35F одну пушку сократили для размещения дополнительных электронных систем. Истребитель с максимальной взлётной массой 16 000 кг имел дальность полёта с ПТБ 3250 км. Максимальная скорость на большой высоте — 2,2М. Для взлёта требовалась полоса длиной не менее 800 метров.

При больших возможностях по перехвату по сравнению с МиГ-21Ф-13 в тёмное время суток и в сложных метеоусловиях «Дракены» были гораздо дороже, имели высокую стоимость эксплуатации и требовали более квалифицированного обслуживания. С учётом положительного опыта применения МиГ-21Ф-13, финны изъявили желание приобрести наиболее совершенные из семейства «двадцать первых» — МиГ-21бис. По сравнению с ранними моделями, при общей аэродинамической схеме и внешнем сходстве, это был, по сути, истребитель следующего поколения, оснащенный достаточно совершенным БРЭО и новыми ракетами ближнего боя Р-60. Благодаря улучшенной внутренней компоновке и двигателю Р25-300 с взлетной тягой 7100 кгс удалось значительно повысить тяговооруженность. В состав бортового оборудования самолета вошел радиолокационный прицел "Сапфир-21". В варианте снаряжения для воздушного боя, вооружение истребителя включало в себя встроенную 23-мм пушку ГШ-23Л и до 6 ракет «воздух-воздух». При максимальном взлётном весе 9140 кг пригоночная дальность без ПТБ — 1 225 км. Максимальная скорость на большой высоте — 2,05М.



МиГ-21бис ВВС Финляндии


Первые два «биса» в ВВС Финляндии поступили в 1978 году. Следующую партию из 18 машин передали в 1980 году. МиГ-21бис в течение долгого периода времени были самыми летающими финскими истребителями. В классе однодвигательного лёгкого истребителя этот самолёт в то время был одними из лучших, сочетая хорошие боевые и лётные данные с невысокой ценой и приемлемыми эксплуатационными расходами.

Финские пилоты быстро освоили «бис» и любили эту машину. Самолёт обладал достаточно высоким потенциалом, но, так как в ВВС Финляндии не было перехватчика, способного бороться с высотными самолётами-разведчиками и аэростатами, летящими на высоте более 20 км, для этого попробовали приспособить МиГ-21бис. При паспортном практическом «потолке» 17800 метров финны совершили более 20 полётов на высоте превышающей 20000 метров. Абсолютный рекорд высоты полёта в ВВС Финляндии принадлежит лётчику-испытателю Джирки Локканену, который достиг потолка 21500 метров. МиГ-21бис до сих пор остаётся единственным «двухмаховым» финским самолётом.

По сравнению с ВВС СССР, где истребители, как правило, эксплуатировались в неизменном виде в течение всего срока службы, в Финляндии в «бисы» внесли ряд усовершенствований и улучшений. Так, финские МиГи получили связное оборудование западного производства и новую навигационную систему. Также был внедрён ряд улучшений, облегчающих эксплуатацию.

По свидетельству отечественных авиационных специалистов, ввиду относительной малочисленности финской боевой авиации уход и содержание «бисов» были гораздо лучше, чем в ВВС СССР. Что благотворно сказывалось на надёжности и ресурсе истребителей. При заключении соглашения о поставках МиГ-21бис в Финляндию советская сторона выставила условие, согласно которому запрещалось знакомить с составом вооружения, характеристиками радиолокационного прицела и внутренним устройством кабины третьи страны. Стоит отметить, что финны неукоснительно соблюдали это условие, не позволяя иностранным корреспондентам фотографировать кабину изнутри даже во второй половине 90-х годов. Хотя в ВВС России на тот момент «бисов» в строевых авиаполках уже не осталось.

Последние МиГ-21бис в Финляндии сняли с вооружения в 1998 году. За 20 лет эксплуатации в лётных происшествиях было потеряно 6 МиГ-21. Тем не менее, значительная часть финских МиГов на момент снятия с вооружения находилась в очень хорошем техническом состоянии. Эти истребители при должном уходе могли бы использоваться и в 21 веке.



МиГ-21бис в экспозиции Karelia Aviation Museum


В настоящее время в Финляндии в экспозициях трёх авиационных музеев и в мемориально-выставочных комплексах сохранился 21 МиГ-21 различных модификаций. Один МиГ-21бис находится в лётном состоянии, эта машина регулярно принимает участие в различных авиашоу, проходящих и Финляндии и за рубежом.

После развала СССР и изменения расклада сил в мире руководство Финляндии уже не считало необходимым поддерживать доверительные отношения с Россией и предпочло дрейфовать в сторону США. Это неизбежно сказалось на закупках военной техники и вооружения. Финны отказались от предлагаемых истребителей 4-го поколения российского производства, предпочтя американские. Впрочем, Финляндия никогда не отказывалась от западного оружия полностью. В декабре 1977 года был оформлен заказ на 50 учебно-боевых BAE Systems Hawk Mк 51. Поставка самолётов началась в 1980 и завершилась в 1985 году.

Двухместный однодвигательный самолёт с максимальным взлётным весом 5 700 кг имеет максимальную скорость горизонтального полёта 1 040 км / ч и может использоваться в роли штурмовика и для борьбы с воздушными целями на малых высотах. В ВВС Финляндии «Хоки» рассматриваются как средство противодействия БПЛА и боевым вертолетам, а также как перехватчики для принуждения к посадке малоскоростных легкомоторных самолётов. Вооружение финских Hawk Mк 51A включает в себя 30-мм авиапушку ADEN, УР ближнего боя AIM-9P и AIM-9J. Кроме того, для этих самолётов в середине 80-х были адаптированы советские ракеты Р-60, поставлявшиеся вместе с МиГ-21бис.



Hawk Mк 51A ВВС Финляндии


В 90-е годы часть самолётов прошла капитальный ремонт и модернизацию, после чего они стали обозначаться как Hawk Mк 51A. Для замены изношенных машин в Швейцарии за €41 млн. закупили 18 модернизированных Hawk Mk 66. Самолёты поступили в финские эскадрильи в 2011 году. Модернизированные «Хоки» могут ещё летать в течение 15 лет. По состоянию на 2016 год в ВВС Финляндии в лётном состоянии имелось 16 Mk 66 , 7 Mk 51А и 1 Mk 51.

Вскоре после распада СССР финны начали переговоры о закупке в США истребителей McDonnell Douglas F / A-18 Hornet. Если бы Советский Союз не прекратил своё существование, истребителем нового поколения ВВС Финляндии, скорей всего стал бы МиГ-29. Первые «Хорнеты» поступили в конце 1995 года. Всего было заказано 57 одноместных F-18C и 7 двухместных F-18D. Последние 12 одноместных машин собраны на финском предприятии Patria Oy в 2000 году из американских комплектующих. Среди европейских стран, закупавших истребители в США, помимо Финляндии, «Хорнеты» состоят на вооружении только в ВВС Испании и Швейцарии. Большая часть американских союзников в Европе предпочли F-16 Fighting Falcon. По сравнению с более лёгким однодвигательным «Атакующим соколом» двухдвигательный «Шершень» имеет меньшую максимальную скорость — 1 915 км / ч на высоте 12000 метров. В то же время более тяжелый истребитель с максимальным взлётным весом 23540 кг обладает большей дальностью полёта. С полной заправкой и подвесными топливными баками самолёт может покрыть 3300 км. В варианте для воздушного боя истребители ВВС Финляндии несут ракеты AIM-120 AMRAAM и AIM-9 Sidewinder. Встроенное вооружение — 20-мм пушка M61 Vulcan.



F-18C ВВС Финляндии


В целом финские F-18C/ D аналогичны самолетам, состоящим на вооружении в США. Но истребители ВВС Финляндии первоначально были предназначены исключительно для задач ПВО и завоевания превосходства в воздухе, и по политическим мотивам не несли ударного вооружения. Но в ноябре 2011 года Конгресс США одобрил продажу крылатых ракет AGM-158 JASSM и AGM-154 JSOW, управляемых бомб JDAM и прицельно-поисковых контейнеров.

Финские F-18C/ D дважды проходили модернизацию, с 2004 по 2010 год и с 2012 по 2016 год. В ходе первой модернизации самолёты получили новые системы связи и навигации, в кабинах появились ЖК-дисплеи, а в состав вооружения вошли новые ракеты ближнего боя AIM-9Х. В ходе второго этапа обновления на «Шершни» установили аппаратуру обмена данными стандарта НАТО MIDS 16 Link, новую систему предупреждения о радиолокационном облучении AN / ALR-67. Комплект вооружения пополнился новой модификацией УР средней дальности AIM-120С-7.



По данным Military Balance 2016, в Финляндии на вооружении состоят 54 F-18C и 7 F-18D. Они базируются на аэродромах Рованиеми, Тампере и Куопио. Там же находятся штабы территориальных командования ВВС и ПВО: Лапландское, Сатакунтское и Карельское. Штаб-квартира ВВС находится на авиабазе Тиккакоски. Согласно прогнозам, финские «Хорнеты» могут остаться на вооружении до 2030 года, но уже сейчас им начинают искать замену. В качестве возможных претендентов рассматриваются истребители Dassault Rafale, Jas 39E Gripen NG или F-35A Lightning II.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig21f13.html
http://e-libra.su/read/217794-aviaci...997-11-12.html
https://www.pinterest.com/pin/94153448442660897/
http://www.aef.se/Flygvapnet/Notiser...RB28_Notis.htm

Автор: Линник Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ПВО


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
ПВО страны Суоми (часть 6) ezup ПВО 0 04.08.2017 17:35
ПВО страны Суоми (часть 4) ezup ПВО 0 26.07.2017 00:07
ПВО страны Суоми (Часть 3) ezup ПВО 0 24.07.2017 23:59
ПВО страны Суоми (Часть 2) ezup ПВО 0 19.07.2017 17:41
ПВО страны Суоми (Часть 1) ezup ПВО 0 18.07.2017 16:55