RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот > История Военно-морского флота » «Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть вторая

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 14.12.2016, 00:13 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию «Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть вторая
ezup
ezup вне форума

Действие третье, в котором все торгуются
«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников».
(Евангелие от Матфея 21:12-13)


Как французы ни старались продемонстрировать всему миру свою «невинность», а северян им все же обмануть так и не удалось, и они все узнали, и пришлось Франции оба броненосца в 1864 году продать. Причем, разумеется, уже не южанам, ибо это означало войну с США, а неким «третьим странам»: один Дании, а другой Пруссии, которые в это время как раз воевали друг с другом из-за Шлезвиг-Голбдштейна. Корабли им пришлись как нельзя кстати. «Хеопсу» в Пруссии дали имя «Принц Адальберт», а «Сфинкс» датчане переименовали в «Стэркоддер» («Сильный Оттер») – было у них такое традиционное название для боевого корабля, кочевавшее с одного из них на другой.


Почему они так поступили? А чтобы никого не обидеть и сохранить хорошие отношения и с Данией, и с Пруссией. А уж кто там победит – на все божья воля! Мы, мол, просто торговцы. Кто-то продает пшеницу, а кто-то – боевые корабли. Причем, поскольку время было военное, французы заломили за свой броненосец почти 2,5 миллиона франков. И датчане торговаться не стали, однако остались очень недовольны новым кораблем: помещения для экипажа они посчитали тесными, защиту машин от воды неудовлетворительной, а толщину броневых плит совершенно недостаточной. Ну, а когда в июне он наконец-то вышел в море, то к жалобам инженеров прибавились еще и претензии моряков. Плавание в Копенгаген на корабле, прорезающим волны насквозь и временами скрывавшийся в них по самые мачты, датским офицерам совсем не понравилось.

В своих рапортах они потребовали немедленно вернуть корабль французам. Причем отправили их почтой, со стоянки в ближайшем порту! Тем более что война с Пруссией была уже проиграна, и Дании, мол, такой корабль теперь не нужен. Получилось, что судостроитель Анри Арман вновь получил свой корабль и опять предложил его конфедератам. А чтобы всех запутать, французы пошли на хитрость: прямо в море броненосец был перенаправлен в шведский порт и чисто номинально продан частному лицу, имевшему шведское подданство. Поэтому в Копенгаген корабль прибыл уже под шведским флагом. Здесь на него поднялся главный эмиссар флота Конфедерации, флаг-офицер Сэмюель Баррон, которому он, напротив, очень даже понравился. Поэтому из Англии тут же был вызван капитан Томас Джефферсон Пейдж, который должен был стать командиром этого «замечательного корабля».


«Котетсу» на рейде в Копенгагене.

Пока «Сфинкс» стоял в Копенгагене, его обслуживание оплачивалось банкиром Рудольфом Паггардом, а переговоры с датским правительством шли через агента Армана, некоего барона де Ривьера. Дело было организовано так, что вроде бы со «шведом» о выкупе броненосца договориться не удалось, и тогда де Ривьер вновь предложил купить корабль южанам. Конфедерация же за услуги, оказанные ей де Ривьером, заплатила ему 350 000 франков и еще 80 000 передала банкиру Паггарду. Ну, а в море броненосец отправился с экипажем, набранным из датчан и с датским капитаном торгового флота, но… под французским флагом и совершенно нелепым названием «Олинда».

Море встретило корабль штормом. Но он, однако, не утонул, а сумел дойти до берегов Франции. Но вот войти в какой-нибудь порт было опасно, так как можно было привлечь внимание агентов северных Штатов, буквально карауливших каждый входивший в них корабль. Выход нашли такой: замену экипажей осуществить прямо в море. «Сити оф Ричмонд» — небольшое судно, принадлежавшее южанам, забирало с корабля временную датскую команду и доставляло на борт ее смену – моряков со знаменитой «Алабамы» - рейдера южан, который северяне незадолго до этого потопили в заливе Ла-Манш, а также с «Флориды» и некоторых других каперских судов, что укрывались от юнионистского флота в английских и французских гаванях. Над «Сфинксом» тут же взмыл флаг Конфедерации, а капитан Пейдж дал кораблю новое название - «Стоунволл», - в честь генерала южан Томаса Джонатана Джексона, получившего прозвище «Каменная стена», и павшего от шальной пули в битве при Чанселлорсвилле в мае 18бЗ года.


Генерал Джексон

Второй корабль — «Хеопс» — конфедераты, однако, так и не получили. Дело в том, что для маленькой Пруссии он был ценнейшим приобретением. Поэтому, чтобы конфедераты не попытались перехватить его в нейтральных водах, перегонять его поручили офицерам прусской службы капитанам Шау и Мак-Лину вместе с главным инженером прусского ВМФ Янсеном. Получивший название «Принц Адальберт» броненосец активно участвовал во франко-прусской войне 1870 – 1871 гг., но потом моментально устарел, так что на слом его пустили уже в 1878 году.

В общем, все в этой истории происходило так же, как и всегда: кому-то там война, геройство и слава, а для кого-то все это не более чем очень удобный способ личного обогащения. Интересно, что корпус «Принца Адальберта» был построен так некачественно, что все время протекал из-за плохой подгонки листов обшивки. Из-за этого ему дали прозвище «хромой принц» (поскольку и сам принц Адальберт тоже хромал!).


«Принц Адальберт» в открытом море

Действие четвертое, в котором «Стоунволл» бороздит просторы океанов и почему-то так ни в кого и не стреляет.
«И куда это
нынче выползла улитка
Под таким дождем?!»
(Исса)


«Стоунволлу» нужно было пройти 5000 миль, чтобы добраться до Миссисипи и там разгромить флот Союза. Но разведка у северян работала очень хорошо. Куда и когда он пойдет, они знали. Двум линейным кораблям Союза «Ниагара» и «Сакраменто» должны были в нейтральных водах его перехватить, но, встретив его в открытом море, не посмели вступить с ним в бой, а следовали за ним на почтительном расстоянии. В Лиссабоне, куда броненосец южан зашел пополнить запасы угля, все три корабля встретились на одном рейде! При выходе в море капитан Пейдж даже помахал шляпой командиру эскадры Томасу Крэйвену - своему старому приятелю, вместе с которым служил еще в Вест-Индии на шхуне «Эри». Но и сам «Стоунволл» по дороге в Новый Свет, встретив федеральный торговый клипер, не стал на него нападать, и отпустил его, не причинив вреда.


«Принц Адальберт» - графическая схема. Аналогичным образом выглядел и «Стоунволл».

Вот что было настоящим испытанием для капитана и команды «Стоунволла», так это переход через штормовую Атлантику и препятствия, чинимые снабжению его углем и провиантом европейскими колониальными чинами, не желавшими ссориться с Вашингтоном из-за какого-то одного корабля. Но, несмотря на все препятствия, корабль все-таки сумел добраться до Кубы 5-го мая 1865 г.


Монитор «Диктатор»


Монитор «Миантономо». Картина Оскара Паркса.

Однако у острова его уже ждала эскадра северян из броненосцев «Монаднок», «Каноник» и «Диктатор». Мониторы были вооружены 380-мм дульнозарядными орудиями Дальгрена, «Стоунволл» имел таран и был маневреннее мелкосидящих судов северян, но боя опять не случилось, так как команда корабля узнала о капитуляции армии генерала Ли и о поражении Конфедерации. Однако Пейдж не пожелал сдаваться врагу и передал свой броненосец… губернатору Кубы в качестве подарка испанской королеве с тем, чтобы судьбу корабля решила она!


Модель броненосца «Принц Адальберт» по состоянию на 1865 год. Как это хорошо видно на модели, две из трех пушек располагались в круглой бронированной рубке с четырьмя амбразурами. Борта вокруг башни при стрельбе откидывались. То есть артиллерийская мощь судна была не так уж и велика. Не мог он стрелять и прямо по корме. Однако все недостатки искупались чрезвычайно мощным тараном!

Кубинский губернатор выдал капитану 16 000 долларов, которыми заплатили жалование команде. Удивительно, но большая часть экипажа «Стоунволла» приняла решение остаться на Кубе. Многие разбрелись по Латинской Америке, где ставшие независимыми испанские колонии воевали как друг с другом, так и с бывшей метрополией, и где их военный опыт был востребован. Кстати, на Кубу сбежали многие конфедераты, и даже консулом США на этом острове оказался не кто-нибудь, а племянник самого генерала Роберта Ли — генерал-майор Фицхаг Ли, командовавший раньше 7-м корпусом армии Конфедерации, но… прощенный победителями-северянами. С самого апреля и вплоть до начала лета броненосец «Стоунволл» провел в порту Гаваны, где за ним «присматривал» федеральный монитор «Монаднок». Но в июле 1865 г. испанцы решили возвратить корабль США, и в октябре уже под эскортом другого бывшего корабля конфедератов броненосца «Хорнет» «Стоунволл» отправился на север.


Федеральный броненосец «Галена» после битвы с войсками Конфедерации у Друрис Блафф на реке Джеймс в штате Вирджиния, около 1862 года.

И неизвестно, сколько бы еще времени он провел бы у пирса вашингтонской верфи Невил-Ярд, никому не нужный и всеми позабытый, если бы в это же самое время на другом конце света не разгорелась еще одна гражданская война, в которой бывшему мятежному броненосцу довелось принять самое активное участие. Но для этого «Стоунволлу» нужно было уже в который раз поменять свой флаг. Теперь пятый по счету звездно-полосатый флаг США менялся на шестой по счету и теперь уже последний - золотую японскую хризантему на небесно-голубом поле. Путь ему предстоял неблизкий: от восточного побережья США вокруг мыса Горн в Японию. И этот путь ему нужно было пройти…

Продолжение следует…


Автор: Вячеслав Шпаковский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Подземный бункер. История одного путешествия. Часть вторая ezup Военный архив 0 15.03.2017 17:51
«Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть четвертая ezup История Военно-морского флота 0 17.12.2016 16:49
«Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть третья. ezup История Военно-морского флота 0 14.12.2016 00:14
«Котетсу» – корабль необычной судьбы (драматическая история в шести действиях с прологом и эпилогом). Часть первая ezup История Военно-морского флота 0 06.12.2016 23:02
Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть вторая) ezup Танки 0 08.07.2016 11:54