RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военный архив » Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г (часть 4)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 05.09.2016, 22:21 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г (часть 4)
ezup
ezup на форуме



После успешной атаки на «Шеффилд» 4 мая 1982 г и до 20 мая, когда британцы начали десантную операцию, в боевых действиях возникла пауза. Не то, чтобы они прекратились совсем, но обе стороны не искали решительного боя, ограничиваясь мелким «покусыванием» неприятеля. Английские самолеты постоянно что-то делали – немного постреляли по безоружным кораблям, осуществляли воздушное патрулирование, никого, впрочем, не перехватив, бомбардировали различные объекты на Фолклендских островах, не нанеся при этом хоть сколько-то заметного ущерба… С точки зрения анализа действия «Си Харриеров» англичан, этот период можно было бы и опустить, но случившееся в период 5-20 мая хорошо иллюстрирует, на какие извращения вынужден идти флот, не имеющий в своем распоряжении адекватной палубной авиации.

Три дня, 5-7 мая ничего особого не происходило ни на море, ни в воздухе. Атомарины англичан после потопления «Бельграно» получили разрешение заняться свободной охотой и отправились вслед за основными силами аргентинского флота к континентальному побережью. Ничего хорошего из этого не вышло – в пределах радиусов действия самолетов и вертолетов сухопутного базирования аргентинцы сколотили неплохое ПЛО. В итоге англичане никого не нашли, зато одну их подводную лодку 5 мая обнаружила и атаковала аргентинская авиация, впрочем безрезультатно. На следующий день, 6 мая, Лондон отозвал субмарины обратно, назначив им районы патрулирования близ Фолклендских островов. В этот же день англичане потеряли 2 «Си Харриера», которые, вероятно, столкнулись в воздухе, а 7 мая аргентинцы возобновили снабжение островов по воздуху – «Геркулес С-130» (позывной – «Тигр») доставил грузы и подразделение ПВО с ракетами «SAM-7». Тогда же аргентинские разведчики обнаружили две корабельные группы британцев, причем маршрут одной из них проходил в радиусе действия ударной авиации, но отвратительная погода не дала воспользоваться этим шансом.

Оживление наступило 8 мая, когда затаившаяся у Фолклендов «Сан-Луис» обнаружила цель, находящуюся примерно в 2700 м от аргентинской подводной лодки и двигающуюся со скоростью 8 узлов. На «Сан Луис» не смогли опознать цель, но атаковали ее противолодочной торпедой Мк 37. Спустя шесть секунд акустики зафиксировали удар металла о металл, однако взрыва не последовало, а контакт оказался утерян. Что это было?

Возможно, все это аргентинским акустикам просто померещилось, такое бывает. Достаточно вспомнить, что фрегат «Ярмут», пытаясь помочь подбитому «Шеффилду», 9 (ДЕВЯТЬ) раз слышал шум винтов торпед, хотя на самом деле никаких торпед не было и быть не могло. Но не исключено, что аргентинцы все же обстреляли реальную цель и попали в атомную подводную лодку «Сплендит». Англичане, конечно, ничего такого не подтверждают, но есть сведения, что после данного инцидента «Сплендит» сразу же покинула район ведения боевых действий и ушла в Великобританию, а никаких других кораблей и судов в районе атаки «Сан-Луис» не было. Если атака действительно состоялась, то можно сказать, что аргентинские подводники прикоснулись к грандиознейшему успеху, ведь уничтожение «Сплендит» стало бы великолепным ответом на гибель «Бельграно». Увы, некачественное оружие вновь подвело аргентинцев. Или все дело в малой дистанции, отчего торпеда не успела взвестись?



В общем, 8 мая подарило любителям военно-морской истории еще одну загадку, но и помимо атаки «Сан-Луиса» произошло кое-что интересное. Именно в этот день эсминец «Ковентри» и фрегат «Броудсворд» получили удивительный приказ: им вменялось в обязанность обеспечить воздушную блокаду Фолклендских островов.

С одной стороны, попытка организовать воздушную блокаду силами корабельного дозора выглядит, по меньшей мере, странно, если не сказать – абсурдно. Ведь для этого кораблям необходимо было подойти как можно ближе к побережью, откуда их радары контролировали бы воздушное пространство над аэродромом Порт-Стэнли, а ракеты ЗРК «Си Дарт» могли бы сбивать грузовые самолеты, если таковые там объявятся. Но в этом случае британский отряд неминуемо будет обнаружен, причем обнаружен в зоне досягаемости аргентинской континентальной авиации. Так что же, англичане по доброй воле напрашивались на повторение истории с «Шеффилдом»? Как могло командование 317-го оперативного соединения додуматься до столь самоубийственной тактики?

Но на самом деле никакого выбора у англичан не имелось – разве что свернуть операцию и, несолоно хлебавши, уйти домой. Бои 1-4 мая убедили англичан, что они не могут контролировать воздушное пространство ни над Фолклендами, ни хотя бы даже над собственным соединением. Надежды, возлагаемые на воздушные патрули СВВП и корабельные радиолокационные дозоры, в которые включались эсминцы с их мощными РЛС и дальнобойными ЗРК «Си Дарт» не оправдались, а никаких других средств контроля воздушной обстановки у британцев не было. И что тут можно было сделать?

После атаки на «Шеффилд» английское командование ударилось в паллиативы самого разнузданного толка. До какой степени отчаяния дошли командиры, свидетельствует один-единственный факт – всерьез обсуждался план заброски британских разведгрупп на континент, с тем, чтобы те, укрывшись в районах аргентинских авиабаз, визуально наблюдали взлет боевых самолетов и радировали о том на корабли. К счастью, до реализации этой идеи дело не дошло. Вероятно, кто-то все же вспомнил, что стационарные наблюдатели с рациями успешно выявлялись и уничтожались еще в годы второй мировой, а с тех пор радиотехника шагнула далеко вперед. Тогда командование 317-ым оперативным соединением привлекло к ведению воздушной разведки… подводные лодки.

Как это реализовали – остается загадкой, англичане об этом особо не распространяются. Вероятно, выполнялось надводное патрулирование АПЛ в районах, приближенных к континентальным авиабазам в надежде, что станции пассивной радиоразведки, либо вахтенные смогут обнаружить взлетающие аргентинские самолеты. Автор статьи не может утверждать наверняка, но не исключено что атака британской субмарины аргентинской авиацией ПЛО, состоявшаяся 5 мая, и есть следствие столь «гениальной» стратегии. Как бы то ни было, идея, очевидно, не оправдала себя, и на нее махнули рукой.

Все это, конечно, оксюморон, но все же не стоит обвинять контр-адмирала Вудворта в непрофессионализме. Такие обвинения должны звучать в адрес тех, кто отправил английских моряков на край географии с негодными для современной морской войны средствами. Адмирал просто пытался найти какой-то выход из положения и выиграть войну с тем, что было в его распоряжении.

Поняв, что экстравагантные тактики не приведут к успеху, англичане постарались рассмотреть проблему с другой стороны. Основной задачей флота было обеспечение десантной операции, но чтобы высадить десант требовалось обеспечивать ПВО амфибийной группы и мест высадки. На «Си Харриеры» особой надежды не было, значит оставались боевые корабли. Следовательно, нужно было придумать наилучшую тактику их использования, которая позволила бы эсминцам и фрегатам с шансами на успех сражаться с аргентинской авиацией. И, конечно, обязательно опробовать эту тактику на практике до начала десантной операции, потому что если вдруг тактика даст сбой в ходе десантирования, океан вокруг Фолклендов покраснеет от крови британской морской пехоты.

Несмотря на фиаско с «Шеффилдом», англичане продолжали считать эсминцы тип 42 и их ЗРК «Си Дарт» мощным средством противовоздушной обороны, и в этом они были правы. Наличие зенитных ракет, способных атаковать цели на дистанции в десятки километров загоняло аргентинские самолеты к самым гребням волн, чем серьезно ограничивало их боевые возможности. Проблема заключалась лишь в том, что, будучи способными загнать аргентинцев на низкие высоты, эсминцы типа 42 не могли там с ними сражаться – если вдруг самолеты (или ракеты) выныривали из-за горизонта, то ЗРК «Си Дарт» не мог «отработать» по ним, поскольку не предназначался для перехвата низколетящих целей. В ходе недавней атаки «Супер Этандаров» эсминец «Глазго» все же успел изготовить свой «Си Дарт» к стрельбе, но его РЛС управления огнем не смогла «держать» цель – радар видел обе ПКР «Экосет», но - в «режиме мерцания», т.е. они то и дело пропадали с экрана и затем появлялись вновь. Из-за этого британская аппаратура не могла обеспечить наведение ракет «Си Дарт» на цель.

Зато новейший, принятый на вооружение в 1979 году ЗРК «Си Вулф» вполне способен был противостоять низколетящей угрозе. Созданный для замены ЗРК «Си Кэт», этот комплекс создавался для перехвата противокорабельных ракет, отличался малым временем реакции и весьма высокой вероятностью поражения цели. По воспоминаниям контр-адмирала Вудворта на испытаниях ракеты «Си Вулфа» успешно попадали в 4,5-дюймовые (114-мм) снаряды. На этот комплекс возлагались большие надежды, поэтому носители «Си Вулф», фрегаты «Броудсворд» и «Бриллиант», обычно ставились в непосредственное охранение британских авианосцев. Конечно, «Си Вулф» был типичным ЗРК малой дальности, чьи ракеты летели всего-то на 6 километров по прямой, но в паре с ЗРК «Си Дарт» мог создать (по крайней мере – теоретически) могучую и эшелонированную противовоздушную оборону. И потому англичане решили совместить мощные радары и дальнобойный ЗРК «Си Дарт» эсминца проекта 42 с новейшими ЗРК «Си Вулф» фрегатов типа «Броудсворд» - и посмотреть, что из этого получится. На кону стояла вся операция, потому что в случае фиаско контр-адмирал Вудворт собирался отменять высадку десанта. Это стало бы ужасным ударом по престижу англичан, но все же не настолько страшным, как если бы британские амфибийные силы были разгромлены ВВС Аргентины.

А как можно было проверить эффективность связки «Си Дарт»&«Си Вулф», не подставляя корабли под удар аргентинских пилотов? Никак. И первая пара, «Броудсворд» и «Ковентри», получили приказ идти в район Порт-Стэнли.

С другой стороны, адмирал попытался минимизировать риски: 8 мая погода была весьма нехороша для полетов, а аргентинцы и так не проявили умения организовывать массированные воздушные удары. Кроме того, в район Фолклендов были направлены «Си Харриеры». Иными словами, контр-адмирал Вудворт обеспечил экипажам «Ковентри» и «Броудсворд» максимальное качество противовоздушной обороны в условиях, когда полеты аргентинской авиации были затруднены.

Эксперимент начался: в ночь с 8-го на 9-е мая британцы обозначили свое присутствие, фрегат «Алакрити» обстрелял побережье в районе Порт-Стэнли, а фрегат «Бриллиант» пошел к входу в Фолклендский пролив, в надежде поймать там аргентинские транспорты снабжения. К утру оба этих корабля отступили к главным силам, но зато к Порт-Стэнли подошли «Ковентри» и «Броудсворд». В то же время «Си Харриеры» развили бурную деятельность, летая как на прикрытие британских кораблей, так и на бомбежку аэродрома Порт-Стэнли. Особого эффекта все это не дало, но в один из таких рейсов «Си Харриеры» обнаружили «Нарвал» - 350-тонный аргентинский траулер, использовавшийся в качестве вспомогательного разведывательного корабля. Вооружения он не нес, так что победить его не составило труда – после отказа лечь в дрейф кораблик сперва обстреляли, потом вертолеты высадили на него британский десант… Аргентинцы, посчитав, что британцы потопили «Нарвал», отправили на спасение экипажа армейский вертолет «Пума», и тут ЗРК «Си Дарт» «Ковентри» сказал свое веское слово – спустя 40 минут после взлета вертолет был уничтожен. Однако авиация аргентинцев так и не появилась.

В ночь с 9 на 10-е мая, спустя 24 часа после начала патрулирования «Ковентри» и «Броудсворд» отступили, а их место заняла следующая пара, состоявшая из эсминца «Глазго» и фрегата «Бриллиант». Контр-адмирал Вудворт считал, что эксперимент нужно довести до конца, и был в этом абсолютно прав, но теперь ему предстояло принять еще одно крайне тяжелое решение.

Отсутствие полноценного авианосца являлось для британцев огромной проблемой, но – далеко не единственной. Наилучшее место для высадки, по мнению англичан, располагалось в Фолклендском проливе, куда вел весьма узкий фарватер, который так несложно было бы блокировать минными заграждениями… Конечно, несколько тральщиков легко решили бы этот вопрос, но у контр-адмирала Вудворта не было тральщиков. И отправлять набитые людьми десантные корабли туда, где, возможно, дожидалась своего часа «рогатая смерть», адмирал не имел никакого права. Обстоятельства не оставляли ему выбора – он должен был отправить один из своих кораблей, чтобы тот на собственной «шкуре» убедился в отсутствии мин. Или… в их наличии.

Вудворт не мог отправить на смерть корабль с «Си Дартами» или «Си Вулфами» - от них зависел успех будущей операции. И посылать крупный эсминец типа «Каунти» с экипажем в 471 человек – тоже. Следовало отправить небольшой корабль, который легко было бы заменить… Выбор пал на фрегат «Алакрити».

Адмирал не смог прямо отдать такой приказ, но он без купюр описал этот эпизод в своих мемуарах:

"Теперь мне предстояла трудная миссия пригласить на связь капитана 2 ранга Кристофера Крейга и сказать: «Я хотел бы, чтобы сегодня вечером вы пошли и проверили, сможете ли утонуть, подорвавшись на мине в Фолклендском проливе»… …Но ничего подобного я не сделал, а просто позвонил капитану 2 ранга Крейгу по закрытому каналу связи и сказал: «Э-э.., Кристофер, я хотел бы, чтобы вы сегодня вечером совершили круговое плавание вокруг Восточного Фолкленда, обогнув его с юга, а затем через Фолклендский пролив мимо мыса Фаннинг на север, где вы встретитесь с «Эрроу». Я также сказал ему, что нужно пройти пролив с большим шумом, произведя стрельбу несколькими осветительными снарядами, чтобы попугать аргентинцев, и добавил: «Если вы увидите что-нибудь движущееся, то потопите его. Но выйдите из пролива с расчетом вернуться до рассвета, отойдите от берега до того, как они смогут летать». Немного помолчав, он ответил:
-М-да, адмирал, я полагаю, Вы хотите, чтобы я несколько раз вошел в северный вход пролива и вышел из него, и чтобы сделал несколько зигзагов?
-О-о, - сказал я, притворяясь удивленным и почувствовав себя выше на два дюйма, - почему вы об этом спрашиваете?
-Полагаю, Вы хотите, чтобы я выяснил, есть ли там какие-то мины, - сказал он спокойно.
Не помню точно, что я ответил, помню только, что чувствовал. Я заметил, что это было бы весьма полезно. С огромным чувством собственного достоинства Кристофер ответил: «Очень хорошо, сэр», - и ушел, чтобы как можно лучше подготовить свой корабль и экипаж к возможной гибели."


«Алакрити» ушел в ночь. Для корабля в 2750 тонн стандартного водоизмещения столкновение с миной, пусть даже времен второй мировой войны, чревато быстрой кончиной, а ночная темень гарантировала также и минимум спасшихся из экипажа в 175 человек…


(на фото - однотипный "Алакрити" фрегат "Амазон")

Интересно, что в подавляющем большинстве обзоров Фолклендского конфликта, этот эпизод обойден молчанием. Из-за неспособности Великобритании обеспечить присутствие тральщиков в зоне конфликта, 175 человек вынуждены были рисковать собственными жизнями, но… историю пишут победители, так почему не заретушировать некоторые, пускай даже героические, но неудобные аспекты?

Разумеется, британские моряки выполнили приказ командующего с абсолютной точностью. «Алакрити» вошел в Фолклендский пролив, и не просто проследовал фарватером до пролива Сан-Карлос, но и походил на нем галсами (то бишь зигзагом) для того, чтобы быть уверенным в отсутствии мин. А чтобы аргентинцы ни о чем таком не догадались, обстрелял обнаруженный в проливе Сан-Карлос транспорт (который впоследствии затонул). Дабы не подставиться поутру под удар аргентинской авиации, «Алакрити» ушел из пролива еще в темноте и, встретившись с ожидавшим его «Эрроу», вернулся к главным силам.



Храбрецам везет – оба фрегата налетели на вездесущую аргентинскую подводную лодку «Сан-Луис». Англичане шли между лодкой и берегом, позиция для торпедного удара была идеальной, но… на лодке вышла из строя система управления стрельбой. Тогда командир «Сан-Луис» лично рассчитал торпедный треугольник и дал двухторпедный залп с дистанции менее 3 миль. Результат… закономерен для аргентинского оружия. Одна торпеда вообще не вышла из торпедного аппарата, вторая же через две с половиной минуты оборвала кабель телеуправления и ушла «в молоко». Из-за высокой скорости фрегатов повторить атаку было уже невозможно, и англичане избежали смертельной опасности, даже не заметив ее. Можно представить, какие чувства испытывали, безусловно, храбрые и умелые, но невезучие аргентинские подводники, у которых законная добыча ускользала из рук уже в третий раз. Регулярные отказы оборудования «Сан-Луис» привели к тому, что единственная подводная лодка больше в боевых действиях не участвовала – после описанного выше инцидента субмарина вернулась в Мар-дель-Плата и там встала на ремонт.

11 мая началось с обстрела побережья «Глазго» и «Бриллиант», а закончилось тем, что зенитная артиллерия, прикрывавшая авиабазу «Кондор», отогнала пару «Си Харриеров», безуспешно пытавшихся бомбить ее аэродром. Но аргентинцам надоело терпеть британские корабли «у самой столицы Фолклендов», и 12 мая началась крупная воздушная операция по их уничтожению.

Первая волна должна была состоять из 8 «Скайхоков» с авиабазы Рио-Гальегос и 6 «Даггеров» с Рио-Гранде, причем было выделено два «летающих танкера» для дозаправки этих самолетов. Развить успех должна была вторая волна той же численности (8 «Скайхоков» 6 «Даггеров») с авиабазы Сан-Хулиан. Это были внушительные силы, но для того, чтобы сбить с толку англичан, в зону Фолклендских островов было направлено еще 30 вспомогательных самолетов разных типов (данная информация упоминается только в одном источнике и представляется несколько сомнительной. Вполне вероятно, что аргентинцы действительно послали какое-то количество самолетов, но три десятка?!!). Их задача была запутать британцев и отвлечь их воздушные патрули. При этом некоторые аргентинские самолеты (такие, как «Лиар Джет») почти ничем не рисковали – превосходя в скорости «Си Харриеры», они всегда могли оторваться от последних.

Первую четверку «Скайхоков» англичане обнаружили в 18 милях от своих кораблей, а когда те сблизились до 15 миль операторы «Си Дарт» готовы были открыть огонь, но… «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»: в этом бою главным противником англичан стали не аргентинские самолеты, а собственное программное обеспечение.

Управляющий огнем нажимает кнопку пуска серии ракет, что соответствует правилам стрельбы по групповой цели. Обе ракеты уже на направляющих, но микропереключатель на одной из них вышел из строя, в результате компьютер не видит ракеты и докладывает: «Неисправность на левой направляющей!». Это неприятно, но не фатально – ведь на правой направляющей все в порядке и можно обстреливать выходящие в атаку самолеты, запуская ракеты с нее, но… в компьютер уже введена команда «Пуск серии ракет» и теперь он ни в какую не хочет стрелять одной ракетой, а отменить ранее данную команду нельзя. Вот так, из-за «премудрого» программного обеспечения англичане лишились своего ЗРК в момент, когда он был нужнее всего. «Глазго» открыл атаку из своей 114-мм артустановки.

Однако два ЗРК «Си Вулф» «Бриллианта» сказали свое веское слово – 2 «Скайхока» сбиты ими во время выхода в атаку, третий, ринувшийся выполнять противоракетный маневр, задел крылом волну и рухнул в океан. Именно в этот момент артустановку «Глазго» заело, и эсминец остался совершенно беззащитен перед самолетами противника. Четвертый «Скайхок» атаковал эсминец, но его бомбы никуда не попали, хотя одна из них рикошетировала от воды и перелетела через «Глазго». Этот последний «Скайхок» невредимым вернулся на базу.

Спустя каких-то пять минут появилась вторая четверка «Скайхоков». Артустановку «Глазго» к тому моменту разблокировали, но с «Бриллианта» попросили задробить огонь – оказывается, 114-мм снаряды, отражаясь на радарах СУО, препятствовали наведению ЗУР «Си Вулф». И зря, ибо в этот раз британский ЗРК оказался не на высоте, хотя с причинами не все ясно. С одной стороны, аргентинские пилоты моментально сделали выводы и атаковали корабли, выполняя противоракетный маневр: шли, хаотично меняя курс и высоту. Но англичане утверждают, что как раз в момент атаки «Скайхоков» вынуждены были… перезапускать внезапно «зависшую» программу управления огнем. И это явно не выдумки – британцы немедленно связались с представителями завода-изготовителя «Си Вулф», тем более что один его представителей как раз присутствовал на «Бриллианте» с целью устранения «икоты системы самонаведения «Си Вулф»» (так выразился об этом эпизоде контр-адмирал Вудворт). Как бы то ни было, ни один «Скайхок» второй волны не был сбит, но все четыре смогли выйти в атаку. На сей раз «Глазго» не избежал удара – бомба пробивает борт на миделе примерно в метре над ватерлинией, пробивает корабль насквозь и улетает, не разорвавшись. Тем не менее, этот удар поставил корабль на край гибели – две турбины вышли из строя, единственный электрогенератор (был и второй, но он сломался раньше) сильно поврежден, так что корабль на некоторое время потерял ход и лишился электроэнергии. К счастью, все удалось восстановить достаточно быстро. Но через 15 минут после второй атаки РЛС «Бриллианта» увидела третью волну аргентинских самолетов, однако те не атаковали. Британцы решили, что их пилоты побоялись нападать из-за гибели самолетов первой волны. Но на самом деле, никакой третьей волны не существовало – из 6 «Даггеров» первой волны на трех обнаружились неисправности, так что командование отменило вылет всех шестерых, а поднимать вторую волну (8 "Скайхоков" и 6 "Даггеров") аргентинцы не стали, так как британские корабли уже отступили от островов. Скорее всего, «Бриллиант» увидел те самые вспомогательные самолеты, которые были направлены на отвлечение британских воздушных патрулей.

Надо ли говорить, что в этот день «Си Харриеры» не смогли обнаружить (не говоря уже о перехвате) ни единого аргентинского самолета? Эта воздушная операция аргентинцев против британских кораблей завершилась далеко не так удачно, как предыдущая (атака «Шеффилда»), уничтожить «Глазго» они не смогли, корабль удалось вернуть в строй силами экипажа буквально через несколько дней. Но за этот довольно скромный успех аргентинцы расплатились 4 «Скайхоками» - два из них сбиты «Си Вулфами» «Бриллианта», третий разбился о воду, а четвертый, тот самый, который сумел результативно отбомбиться по «Глазго», был сбит сверхбдительными зенитчиками Фолклендских островов, которые опять не смогли отличить свой самолет от вражеского.

Контр-адмирал Вудворт результатами боя был вполне удовлетворен. Он справедливо счел, что, не сломайся «Си Дарт» в самый неподходящий момент, его ракеты могли бы сбить 1-2 вражеских самолета, что, вероятно, полностью сорвало бы атаку первой волны и могло бы сказаться на результатах второй. А если бы не перезагрузка программы управления огнем «Си Вулфов» в самый неподходящий момент, то и от второй волны также могли бы остаться только «рожки да ножки».

Итак, принципиальное решение высаживаться было принято, но теперь командующего 317-ым оперативным соединением волновал вспомогательный аргентинский аэродром «Кильдин» на острове Пебл. Островок был маленьким, но находился в каких-то 10 милях от «горла» Фолклендского залива, и десяток базировавшихся там штурмовиков мог нанести удар по высаживающейся морской пехоте. Соображение вполне справедливое, поскольку в момент высадки войска чрезвычайно уязвимы, и даже легкие самолеты вполне могли бы нанести изрядный ущерб.

Что из себя представлял «Кильдин»? Две грунтовые ВПП по 700 метров каждая, 11 открыто стоящих самолетов (5 легких штурмовиков «Пукара» и 6 допотопных винтовых «Менторов», да-да, тех самых, весом около 2 тонн и скоростью в 400 км/ч), несколько зданий технического назначения да взвод пехоты. Была ли у этого аэродрома хоть какая-то ПВО, источники не сообщают, но возможно, что несколько зенитных пушек все же имелось. Хотя и сомнительно – аргентинцы рассматривали этот аэродром как вспомогательный, но поскольку британские «Си Харриеры» до сих пор не почтили его вниманием, считали, что англичанам о «Кильдин» ничего не известно, и мер по укреплению его обороноспособности как будто не предпринимали. В любом случае, «Кильдин» представлял собой не просто легкую, а архилегкую цель даже по меркам второй мировой войны. Для современных самолетов уничтожения такой «авиабазы» и вовсе не должно было составить каких-то проблем.

Англичане изучили различные возможности уничтожения «Кильдин». Рассматривался обстрел корабельной артиллерией или массированный авианалет, но оба этих варианта признаны нецелесообразными – из-за риска потерь и невысокой эффективности. Иными словами, англичане посчитали свои «Си Харриеры» неспособными справиться с элементарнейшей наземной целью! Как же так?

Проблема «Си Харриеров» состояла в том, что самостоятельно они совершенно не могли бороться с наземной ПВО. Причина заключалась, опять же, в отсутствии специализированных самолетов на борту английских авианосцев-носителей СВВП. Как показал Вьетнам и череда арабо-израильских конфликтов, авиация вполне способна драться даже с мощной и эшелонированной наземной ПВО с хорошими шансами на победу, но для этого требуется сперва выявить расположение средств ПВО противника, а затем уж провести операцию по их уничтожению путем подавления средствами радиоэлектронной борьбы и уничтожения противорадиолокационными и крылатыми ракетами. Даже если расположение ПВО некоторой цели, скажем, аэродрома, не вскрыто, то все же можно нанести по нему удар, направив небольшую демонстрационную группу «в атаку» и заставив тем самым «включиться» средства ПВО, а затем атаковать их. И если ударная группа прикрыта самолетами РЭБ, готовых «глушить» вражеские радары, а часть ударных самолетов готова «работать» противорадиолокационными ракетами и иными высокоточными средствами, то шансы на успех будут достаточно велики (хотя риск нарваться на потери – тоже).

Аргентинскую противовоздушную оборону Фолклендских островов нельзя назвать сколько-нибудь серьезной. Но отсутствие у англичан разведывательной авиации, самолетов РЭБ и неспособность «Си Харриеров» применять противорадиолокационные ракеты привела к тому, что даже несколько скорострельных пушек (управляемых простеньким радаром) представляли для них неразрешимую проблему. В результате англичане вынуждены были подходить к цели на небольших высотах, затем, примерно за 5 км до цели резко набирать высоту, сбрасывать бомбы и уходить. Подобная тактика позволяла избегать вхождения в зону артиллерийского огня, но точность бомбометания, естественно, оказывалась ничтожной. Таким образом, ударная мощь британской палубной авиации оказалась околонулевой.

В результате уничтожать аргентинскую авиацию пришлось бойцам британского спецназа SAS. 14 мая группа из трех британских кораблей (в том числе авианосец «Гермес») двинулась к острову Пеббл, и в ночь с 14 на 15 мая началась атака. Данный рейд обычно принято рассматривать как большой успех британских сил спецопераций, но все же будем объективными. Да, диверсионному отряду в 45 человек при поддержке артиллерии эсминца «Глэморган» удалось блокировать взвод (30 солдат и офицер) аргентинской пехтуры, вывести из строя все 11 самолетов, подорвать склад топлива, заминировать ВПП и другие строения. И отступить, обойдясь при этом всего двумя легкоранеными. Никаких претензий к воинам SAS быть не может - абсолютно все задачи операции они выполнили на отлично. Но не могу отделаться от навязчивой мысли, что если бы на месте британцев оказался спецназ СССР, имевший, как и англичане, полуторакратное превосходство в численности, внезапность, да еще и артподдержку с корабля, то… ну, остров, наверное, уцелел бы. А вот хоть что-то живое на нем – очень вряд ли.

Отход британских кораблей 15 мая прикрывали самолеты с «Инвинсибла», которые трижды (в 12:30, 15:47 и 16:26) атаковали аэродром Порт-Стэнли, с тем, чтобы воспрепятствовать взлету аргентинской авиации, которая могла бы обнаружить английскую корабельную группу на отходе. В этом случае «Скайхоки» и «Даггеры» с континентальных аэродромов, имели бы неплохие шансы на акцию возмездия. Сложно сказать, насколько эффективными оказались бомбардировки англичан. Как и ранее, сброшенные с большой высоты авиабомбы не смогли вывести аргентинский аэродром из строя, но все же никаких вылетов в тот день «Эскадрона пукара Мальвинас» не совершал и британские корабли атакам не подвергались - так что, вполне вероятно, впервые с 1-го мая «Си Харриерам» удалось сделать что-то по-настоящему полезное.



Успех данной операции подтолкнул англичан к попытке уничтожить силами SAS и самого страшного врага британских кораблей – штурмовиков «Супер Этандар» вместе с запасами ракет «Экзосет» на континентальной авиабазе Рио-Гранде. Для этого 16 мая авианосец «Инвинсибл», совершив рывок, вплотную подошел к территориальным водам Аргентины. Но на этот раз диверсионная операция потерпела неудачу – вертолет со спецназовцами был засечен в 20 км от цели, в результате англичане приняли решение прервать операцию и посадить вертолет на территории Чили, что и было ими исполнено. Вертолет при этом был уничтожен, его пилоты – сдались чилийским властям, а спецназовцы, разумеется, капитулировать не стали, и спустя несколько дней были эвакуированы подводной лодкой с Огненной Земли.

В целом же, после атаки на злосчастный «Шеффилд» и до высадки британского десанта, состоявшейся 21 мая, «Си Харриеры» не снискали успеха. В актив британской палубной авиации можно записать разве что участие в уничтожении «Нарвала» и еще двух судов, «Рио-Каракана», «Байа Буэн Сусесо». О «Нарвале» уже было сказано выше. «Рио-Каракана» был атакован 16 мая, причем, несмотря на бомбовой удар и огонь из 30-мм пушек, судно осталось на плаву, и было доведено до бухты Фокс-Бэй, где и затонуло спустя несколько дней. Эффективность «Си Харриеров» совершенно не поражает воображения, поскольку подобная цель (одиночный и безоружный транспорт) уничтожалась палубной авиацией второй мировой войны в считанные минуты. Но все же следует принять во внимание, что «Рио-Каракана» вез груз на Фолклендские острова, а в результате британской атаки выгрузить его на сушу аргентинцы не смогли. Что до «Байа Буэн Сусесо», то этот вспомогательный корабль был обстрелян «Си Харриерами» из пушек, после чего аргентинская команда покинула его.

О воздушном господстве речь давно уже не шла. Британское оперативное соединение не смогло прервать воздушное сообщение Аргентины с захваченными ею островами. Не смогло прервать и морское, хотя пару транспортов все же удалось уничтожить. Аэродромы Фолклендов остались работоспособными (исключая несчастный «Кильдин» на о. Пеббл, который аргентинцы после рейда SAS эвакуировали), авиация островов не была уничтожена, системы ПВО и освещения воздушной обстановки – не подавлены. Аргентинский флот отступил и не был найден британцами, вынужденными принимать в расчет вероятность его появления в ходе десантной операции. Единственная относительно крупная воздушная операция аргентинцев (атака «Бриллианта» и «Глазго») осталась незамеченной палубной авиацией британцев. В сущности, все, на что оказались способны «Си Харриеры» - это нервировать аргентинцев своими безрезультатными, но регулярными налетами.

Продолжение следует...

Автор: Андрей из Челябинска

http://topwar.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
военный архив


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
«Харриеры» в бою: Фолклендский конфликт 1982 г. (часть 7) ezup Военный архив 0 05.09.2016 22:26
«Харриеры» в бою: Фолклендский конфликт 1982 г. (часть 6) ezup Военный архив 0 05.09.2016 22:24
Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г (часть 2) ezup Военный архив 0 05.09.2016 22:18
Харриеры в бою: Фолклендский конфликт 1982 г (часть 8) ezup Авиация 0 15.06.2016 10:20
«Харриеры» в бою: Фолклендский конфликт 1982 г. (часть 7) ezup Авиация 0 08.06.2016 01:33