Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Первые самолёты ДРЛО в США создавались ещё в годы Второй мировой войны. Острая потребность в таких машинах появилась после нападения Японии на Пёрл-Харбор. Американские адмиралы желали получать информацию приближающихся вражеских самолётах с запасом времени достаточным для подъёма в воздух истребителей. Кроме того, самолёты радиолокационного дозора могли управлять действиями собственной авиации на удалении от авианосца. Первый американский «летающий радар» TBM-3W с РЛС APS-20 строился на базе торпедоносца «Эвенджер». Прототип ХТВМ-3W впервые поднялся в воздух в августе 1944 года, и ВМС США, столкнувшиеся с атаками камикадзе в боях за Окинаву, заказали немедленную переделку 40 самолетов ТВМ-3 и ТВМ-3Е в самолёты радиолокационного дозора ТВМ-3W. Однако на войну эти машины не успели, первое оперативное подразделение с боеготовыми ТВМ-3W, появилось в составе флота только в начале 1946 года. Эксплуатация ТВМ-3W на палубах авианосцев и береговых аэродромах позволила накопить необходимый опыт и сформулировать требования к «летающим радарам» следующего поколения. К американским военным пришло понимание, что наряду с компактным палубным самолётом также необходима машина берегового базирования, обладающая большей дальностью и временем нахождения в воздухе. Кроме того, использование более вместительной четырёхдвигательной платформы позволяло улучшить условия работы, увеличить число членов экипажа и мощность РЛС. В 1945 году 24 бомбардировщика В-17G после установки РЛС APS-20 эксплуатировались ВВС США под обозначением PB-1W. Принять участия в войне, так же, как и ТВМ-3W, эти машины не успели, но они продолжали службу до 1955 года, пока не были заменены самолётами радиолокационного дозора WV- 2. В 1951 году в самолёты ДРЛО WB-29 для ВВС было переоборудовано три бомбардировщика В-29, на эти машины установили улучшенную РЛС APS-20А. В отличие от «Эвенджера», дальние бомбардировщики имели значительно большее время патрулирования. Но возможности уже устаревающего локатора с дальностью обнаружения 50 миль уже не устраивали военных. При создании следующего самолёта радиолокационного дозора американские специалисты обратили внимание на Lockheed C-69 Constellation («Созвездие»). Эта четырёхмоторная военно-транспортная машина, начиная с 1944 года использовались американскими вооруженными силами для осуществления дальних транспортных перевозок. В целом самолёт зарекомендовал себя неплохо, во время войны успели построить 22 единицы, но после окончания боевых действий масштабных заказов от военного ведомства, на которые рассчитывало руководство фирмы «Локхид», не последовало. ![]() Lockheed C-69 Constellation В послевоенное время на базе военно-транспортного С-69 был создан пассажирский авиалайнер L-049, но ему было трудно конкурировать с Douglas DC-6. Самолёт фирмы «Дуглас» авиакомпании покупали гораздо охотней, кроме того, в транспортно-пассажирском гражданском сегменте в США сразу после войны наблюдался избыток самолётов, так как на рынке оказалось много демобилизованных недорогих машин, находящихся в очень хорошем состоянии. В связи с этим, в общем-то, очень неплохой авиалайнер L-049 оказался мало востребован. Некоторые авиакомпании приобрели «Созвездие» для дальних маршрутов, так, Pan American World Airways (Pan Am) с 5 февраля 1946 года использовала модернизированный Lockheed L-749 Constellation с увеличенным запасом топлива и усиленным шасси для трансатлантических перелётов. В 1948 году появился военно-транспортный С-121А, отличавшийся усиленным полом и большой кормовой грузовой дверью. В 1947 году ВВС США ВВС США (USAF) подписали контракт с «Локхид» на десять транспортных самолётов. В 1950 году шесть C-121A были переоборудованы для перевозки VIP-персон и переименованы в VC-121A, из них три использовались для осуществления зарубежных официальных визитов президента Дуайта Эйзенхауэра. ![]() VC-121A Дуайта Эйзенхауэра Именно на базе С-121А ВМС США (USN) решили строить самолёты ДРЛО берегового базирования под обозначением PO-1W (позже WV-1). Первый полёт РО-1W состоялся 9 июня 1949 года. Обтекатели РЛС на этом самолёте размещались в нижней и верхней части фюзеляжа. ![]() PO-1W на аэродроме Барберс Пойнт в 1952 году Первые самолёты радиолокационного дозора и наблюдения PO-1W, по сути, являлись летающими лабораториями, и построено их было немного. На двух PO-1W происходило тестирование оборудования и отработка методики несения дежурства в воздухе. Вскоре выяснилось, что состав радиолокационного оборудования и его размещение неоптимальны. После переименования в WV-1 самолёты были переданы в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), где использовались до 1959 года. Специалисты фирмы «Локхид» в конце 40-х предприняли попытку увеличения грузоподъёмности и топливной эффективности авиалайнера путём удлинения фюзеляжа. Но в тот момент для них не оказалось подходящих двигателей. В 1953 году в воздух поднялся Lockheed L-1049 Super Constellation удлинённый на 18 футов (5,5 м). На новой модификации использовались поршневые двигатели со ступенчатым турбонаддувом Wright R-3350. Двигатели семейства Wright R-3350 Duplex-Cyclone являлись одними из самых мощных серийных поршневых двигателей, представляя собой двойную 18-цилиндровую звезду с воздушным охлаждением и турбонаддувом. Первоначально эти моторы использовались на бомбардировщиках В-29. На серийные военно-транспортные самолёты устанавливалось четыре двигателя Wright R-3350-75 мощностью 2500 л.с. каждый. Пассажирский самолёт «Супер Созвездие» послужил основой для ВТС С-121C, а на базе этого варианта в 1953 году создавался самолёт ДРЛО PO-2W. Первоначальный заказ предусматривал строительство 10 машин. ![]() Третий построенный экземпляр PO-2W во время испытательного полёта В отличие от PO-1W, удлинённые PO-2W с новыми двигателями являлись уже вполне полноценными самолётами контроля воздушного пространства. При их проектировании были учтены недостатки предыдущей модели. На PO-2W монтировались усовершенствованная РЛС APS-20Е и РЛС APS-45. Усовершенствованная РЛС APS-20Е с пиковой мощностью до 2 МВт работала на частоте 2880 МГц, она обнаруживала крупные надводные цели на дальности до 300 км. Дальность обнаружения бомбардировщика В-29 летящего на высоте 7000 метров у станции APS-20Е составляла 150 км, а истребителя F-86 — 115 км. Дальность обнаружения станции APS-45 работающей на частоте 9375 МГц в нижней полусфере составляла 200 км. В состав экипажа PO-2W первоначально входило 18 человек, из них шесть офицеров (два пилота, два штурмана, два старших сменных офицера) и 12 человек рядового состава (два бортинженера, один радист, два сменных командира операторов, пять операторов РЛС, два радарных техника). На поздних вариантах с расширенным составом оборудования штатная численность экипажа составляла 26 человек. ![]() Рабочее место оператора РЛС APS-45 В 1954 году PO-2W переименовали WV-2. Самолёты поступили в распоряжение ВМС и с 1956 по 1965 гг. использовались в «Барьерных силах». К началу массового поступления самолетов радиолокационного дозора в авиацию ВМС США взгляды адмиралов относительно их использования изменились . Вместо прикрытия авианосных групп, главной задачей стало обеспечение ПВО континентальной части США. Самолёты ДРЛО вошли в состав созданного в 1956 году так называемого «Атлантического барьера», а 1958 в состав «Тихоокеанского барьера». Впрочем, WV-2 были не единственными средствами контроля воздушной обстановки вдоль западного и восточного побережий США. В единую сеть оповещения были увязаны береговые РЛС, корабли радиолокационного дозора (переоборудованные транспортные корабли типа «Либерти» и эсминцы), а также аэростаты ZPG-2W и ZPG-3W. Основным назначением «Барьерных сил», расположенных на атлантическом и тихоокеанском побережьях США, был контроль воздушного пространства с целью раннего предупреждения о приближающихся советских бомбардировщиках. «Барьерные силы» являлись дополнением к радиолокационным станциям DEW-линии расположенным на Аляске, в Канаде и в Гренландии. Первые самолёты ДРЛО поступили в две эскадрильи в Патаксент Ривер, ещё по одной эскадрильи было размещено в Канаде в районе Ньюфаундленда и Барберс Пойнт. После того, как ВМС США в течение полугода тестировали WV-2 и устраняли «детские болячки», был размещён заказ ещё на 132 самолёта ДРЛО. Следующие варианты получили более совершенное БРЭО. Спроектированная ещё во время Второй мировой устаревшая морально и физически РЛС APS-20 была заменена современной станцией AN/APS-95 работающей в диапазоне частот 406-450 МГц. Станция AN/APS-95 могла видеть надводные и воздушные цели на дальности до 400 км. Ещё на этапе проектирования конструкторы уделили большое внимание удобству работы и условиям обитаемости экипажа и операторов радиоэлектронных систем, а также обеспечению защиты персонала от СВЧ излучения. Время патрулирования обычно составляло 12 часов на высоте от 4000 до 7000 метров, но иногда продолжительность полёта доходила до 20 часов. В связи с тем, что продолжительность полёта зачастую превышала 12 часов, на борту имелись холодильник с запасом продуктов, кухня и места для отдыха. Для ВМС фирма «Локхид» предлагала самолёт дальнего радиолокационного дозора XW2V-1 с турбовинтовыми двигателями Allison T56 на базе авиалайнера Lockheed L-1249 Super Constellation. Он должен был обладать большей скоростью полёта и нести радиолокаторы нового поколения, кроме того, самолёт предполагалось вооружить ракетами «воздух-воздух». То есть, помимо функций ДРЛО, новая машина могла использоваться как барражирующий перехватчик. Однако данный проект не заинтересовал военных, и ни одного прототипа так и не было построено. ![]() «Летающие радары» патрулирующие на атлантическом побережье летали до Азорских островов, также в их зону ответственности входила Гренландия, Исландия и Британские острова. Самолёты совершали промежуточную посадку на авиабазе Кефлавик в Исландии. На Тихом океане взлетев с Барберс Пойнт, WV-2 иногда долетали до Гавайев и совершали промежуточную посадку на аэродроме Мидуэй. Для полного радиолокационного покрытия на маршруте патрулирования должно было находиться пять самолётов радиолокационного дозора. При этом они тесно взаимодействовали с кораблями ВМС США. Для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе, с учётом возможных технических неполадок, требовалось наличие девяти машин. В 1962 году WV-2 получил обозначение ЕС-121C Warning Star, а уже в 1965 году операции «Барьерных сил» были прекращены. В первую очередь это было связано с тем, что основную угрозу территории США стали представлять не советские дальние бомбардировщики, а МБР, своевременно обнаружить которые самолёты ДРЛО не могли. Примерно половина самолётов ЕС-121C первой серии. принадлежащих ВМС, была отправлена на базу хранения «Девис Монтан» или они переоборудовались для других целей. 13 флотских самолётов ДРЛО WV-2 переделали в самолеты радиотехнической разведки WV-2Q. Они использовались в составе эскадрилий РТР VQ-1 (Тихоокеанский флот) и VQ-2 (Атлантический). Несколько самолётов в результате замены радиоэлектронной начинки сменили специализацию. Восемь WV-3 (WC-121N) применялись для разведки погоды и слежения за тайфунами. Для этого штатные РЛС самолёта ДРЛО были модернизированы, что позволяло находиться вне зоны штормового ветра и вести наблюдение за вихрем с безопасного расстояния. Тем не менее, служба «ловцов ураганов» была довольно-таки опасной. 1 августа 1964 года ураган «Клио» сильно потрепал борт №137891. У самолета стихией деформировало фюзеляж, оторвало концевые топливные баки, вывело из строя большую часть бортовой электроники. Тем не менее, экипажу удалось благополучно посадить не подлежащую восстановлению машину. Оставшиеся в эксплуатации машины прошли восстановительный ремонт и модернизацию и использовались для слежения за воздушным пространством Кубы, СССР, КНР и КНДР. Самолёты базировались на авиабазах «Ацуги» в Японии, «Рота» в Испании, «Джексонвил» во Флориде, «Рузвельт Роудс», в Пуэрто-Рико и «Аганья» на Гуаме. ![]() NC-121С Самолёт, обозначавшийся NC-121С, получил комплект оборудования для постановки радиоэлектронных помех. Данная машина использовалась в основном как «учебная парта» при подготовке специалистов в области радиоэлектронной борьбы. Кроме того, на учениях NC-121С часто имитировал советские самолёты РЭБ, с него ставили помехи американским наземным, морским и самолётным РЛС. Самолёт под номером 141292 прослужил в 33-й тактической эскадрильи ВМС (VAQ-33) дислоцированной на авиабазе «Ки Уэст» до 1982 года, после чего был отправлен на «кладбище костей» в «Девис Монтан». ![]() WV-2E В 1957 году была построена летающая лаборатория WV-2E с РЛС AN/ APS-82, которая имела вращающуюся антенну в дисковидном обтекателе. Благодаря такому решению увеличились возможности по обнаружению воздушных целей на фоне земли. Но самолёт «Варнинг Стар» с вращающейся антенной строился в единственном экземпляре. Усовершенствованная радиолокационная станция кругового обзора способная обнаруживать цели на фоне земли, показала не высокую надёжность и требовала доводки. Кроме того серьезным недостатком самолета с относительно маломощными поршневыми двигателями был небольшой практический потолок (чем выше расположена РЛС, тем большую дальность она может охватить). Несколько позже, чем во флоте, ЕС-121 приняли на вооружение в ВВС США. При этом были учтены особенности эксплуатации и недостатки ранних моделей. Первыми в ВВС стали 10 RC-121C, первоначально предназначавшиеся для флота. На этих машинах устаревшая РЛС APS-20 была сразу заменена станцией AN/APS-95. В ВВС ЕС-121С свели в специально сформированные 551-е и 552-е крылья ДРЛО и управления, дислоцированные на авиабазах «Отис» (шт. Массачусетс) и «Мак Киллан» (шт. Калифорния). Но век ЕС-121С в ВВС был недолог, после появления более совершенных модификаций «Варнинг Старов» их все поспешили вывести в резерв и переоборудовать в учебные самолеты ТС-121С, предназначавшиеся для подготовки операторов самолётов ДРЛО. ![]() EC-121D Вскоре основным для ВВС стал EC-121D, от более ранних модификаций эта модель отличалась улучшенным оборудованием кабины операторов и увеличенным запасом топлива. Всего ВВС в 1952-1954 годах получили 72 новых RC-121D. Ещё один 73-й экземпляр этой модификации был получен путем переоборудования одного из военно-транспортных С-121С. Внедрение в США и Канаде автоматической системы наведения истребителей-перехватчиков SAGE потребовало модернизации оборудования самолетов EC-121D, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. В 1962 году началось дооборудование самолётов ДРЛО аппаратурой автоматической передачи данных наземным пунктам управления системой ПВО. Антенна ретранслятора монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Всего такие передатчики получили 42 самолета. Машины с автоматизированными ретрансляторами радиолокационной информации получили обозначение ЕС-121Н и EC-121J. Эти самолёты различались между собой составом БРЭО рабочих мест операторов. Штатное количество членов экипажа на поздних модификациях ЕС-121 доходило до 26 человек. Внедрение в США и Канаде автоматической системы наведения истребителей-перехватчиков SAGE потребовало модернизации оборудования самолетов EC-121D, чтобы они могли взаимодействовать с этой системой. В 1962 году началось дооборудование самолётов ДРЛО аппаратурой автоматической передачи данных наземным пунктам управления системой ПВО. Антенна ретранслятора монтировалась в небольшом обтекателе наверху фюзеляжа. Всего такие передатчики получили 42 самолета. Машины с автоматизированными ретрансляторами радиолокационной информации получили обозначение ЕС-121Н и EC-121J. Эти самолёты различались между собой составом БРЭО рабочих мест операторов. Штатное количество членов экипажа на поздних модификациях ЕС-121 доходило до 26 человек. ![]() Наиболее совершенной, но немногочисленной модификацией «Варнинг Старов» в ВВС стал ЕС-121Q. На этом самолёте РЛС AN/APS-45 были заменены РЛС AN/APS-103. Новый радар позволял устойчиво видеть цели на фоне земной поверхности. Четыре самолёта ЕС-121Q вошли в состав 966-го авиакрыла ДРЛО и управления на авиабазе «Маккой» (шт. Флорида). В самом конце 60-х семь ЕС-121Н и 15 EC-121D получили новую аппаратуру "свой-чужой" и улучшенные средства отображения радиолокационной информации. Этот вариант обозначался ЕС-121Т. В 1973 году часть ЕС-121Т оснастили станциями радиотехнической разведки и постановки помех AN/ALQ-124. В 60-70-е годы изрядно забытые в настоящее время ЕС-121 Warning Star являлись одним из символов «холодной войны» наряду с бомбардировщиками В-52 Stratofortress, базовыми патрульными Р-3 Orion или истребителями F-4 Phantom II. Первой «горячей точкой» для ЕС-121 стала Куба. Южная оконечность штата Флорида находилась, что называется на расстоянии «одного шага» от кубинского побережья. Расстояние в 100 км истребитель, летящий со скоростью звука, мог покрыть примерно за 5 минут. После того, как на Кубе появились поставленные из СССР современные реактивные боевые самолёты американские «летающие радары» начали контролировать воздушное пространство «Острова свободы». Кроме слежения за взлетающими с кубинских аэродромов самолётами ЕС-121 вели сопровождение и оказывали информационную поддержку высотным разведчикам U-2 регулярно летавшим над островом. Особенно пристальным внимание к Кубе стало с началом «Карибского кризиса». После того как стороны договорились, и ракеты с острова были выведены, напряженность в этом регионе существенно уменьшилась, тем не менее, патрульные полёты ЕС-121 вокруг Кубы продолжались вплоть до вывода этих самолётов из эксплуатации. Так же, как и у многих других американских самолетов, боевым дебютом ЕС-121 стала война в Юго-Восточной Азии. В 1965 году Комитетом начальников штабов вооруженных сил США было принято решение направить в зону боевых действий три EC-121D из состава 552-го авиакрыла. Однако самолёты направились не в Южный Вьетнам, а на Тайвань, в начале 1967 года аэродромом базирования стал «Убон» в Таиланде. В 1965 году активность авиации ДРВ была небольшой, главной задачей экипажей «Варнинг Стар» было управление воздушным движением в воздушном пространстве Южного Вьетнама, а также навигационная поддержка самолётов участвовавших в налётах на ДРВ. Однако уже в 1967 году самолёты ДРЛО начали координировать действия американской авиации при ведении воздушных боёв с северовьетнамскими МиГами. В середине 1970 года из-за проблем с обеспечением безопасности полётов и разрушительным влиянием тропического климата на БРЭО самолёты EC-121D вывели из Таиланда. Но командиры авиационных частей, непосредственно участвующих в боевых действиях, оставшись без поддержки воздушных дозорных, настойчиво требовали их возвращения. К тому моменту МиГ-21 ВВС ДРВ уже представляли серьёзную угрозу для американской авиации. На авиабазу «Корат» в Таиланде самолёты ДРЛО вернули в ноябре 1970 года. Это были семь модернизированных ЕС-121Т 552-го авиакрыла ДРЛО и РЭБ. «Варнинг Стары» осуществляли боевые вылеты до 15 августа 1973 года действуя, в том числе с тайской авиабазы «Убон». Благодаря своевременно полученной от самолётов ДРЛО информации удалось сорвать несколько атак серовьетнамских МиГов. Кроме того радары ЕС-121Т неоднократно фиксировали пуски ЗРК С-75 по находящимся в воздушном пространстве ДРВ американским бомбардировщикам. Это давало возможность своевременно осуществлять манёвр уклонения, применить средства противодействия и определить местонахождение позиций ЗРК. ЕС-121 в Юго-Восточной Азии в 13921 вылетах налетали 98699 часов, не понеся при этом боевых потерь, хотя несколько раз отмечались попытки прорыва к ним истребителей ВВС ДРВ. Обычно при несении дежурства ЕС-121 прикрывало звено «Фантомов». При информационной поддержке «Варнинг Стар» в воздушных боях было сбито полтора десятка МиГов, осуществлено около 135000 самолето-вылетов ударных машин и проведено более 80 поисково-спасательных и специальных операций. Рассказывая о самолётах ДРЛО, стоит сказать и о других машинах из семейства «Созвездия». Пять ЕС-121С были переделаны ЕС-121R Batcat, эти самолёты-разведчики летая над Южным Вьетнамом, получали информацию по радиоканалу от сети разведывательных акустических и сейсмических датчиков разбрасываемых с воздуха. Анализируя информацию полученную с самолётов-разведчиков ЕС-121R, американское командование принимало решение о нанесении ударов по тем или иным участкам джунглей, пытаясь таким образом не допустить скрытного передвижения партизан. Ценность наземных разведдатчиков была особенно велика в ночное время, когда вести визуальную авиаразведку было затруднительно. ![]() ЕС-121R Batcat Самолёты ЕС-121R Batcat имели камуфляжную окраску, затрудняющую их обнаружение на фоне земли. Во Вьетнаме потеряно два таких самолёта. Один разбился во время посадки 6 сентября 1969 года. Другой был потерян 25 апреля 1969 года, считается, что он потерпел крушение во время грозы. Самолёт радиоэлектронной разведки получил обозначение EC-121M. Несколько таких машин также действовали с авиабаз расположенных на территории Таиланда. Помимо определения координат РЛС и характеристик высокочастотного излучения, радиоэлектронные разведчики были способны перехватывать сообщения, передаваемые с УКВ радиостанций и по линиям радиорелейной связи. С июля 1970 по январь 1971 года в Юго-восточной Азии действовали пять самолётов РЭБ EC-121S из состава 193-й эскадрильи радиоэлектронной борьбы. Кроме постановки помех, радиоэлектронное оборудование этих самолётов позволяло фиксировать работу бортовых источников радиоизлучения истребителей советского производства. Служба самолётов ДРЛО, РЭБ и электронной разведки семейства «Созвездие» продолжалась в США почти 30 лет. ЕС-121 серийно строились с 1953 по 1958 год. В конце 50-х новый RC-121D обходился американской казне более чем в $2 миллиона. По американским данным за это время ВВС и ВМС было передано 232 самолёта, но, по всей видимости, в это количество входят не только самолёты радиолокационного дозора, но и другие специальные модификации. При этом большая часть построенных самолётов неоднократно подвергалась переоборудованию и модернизации, в основном это касалось "электронной начинки". В его состав внедрялись автоматизированные системы управляемые компьютерами. Переход с электровакуумных приборов на твердотельную электронику давал возможность снизить вес оборудования и его энергопотребление. Самолёты ЕС-121 всех модификаций достаточно активно использовались на передовой линии «холодной войны». В 60-70-е годы эти машины часто совершали провокационные полеты, держа в напряжении советскую систему ПВО. Зачастую для выдворения их из советского воздушного пространства приходилось поднимать в воздух истребители. Всего за годы службы ВМС США в лётных происшествиях потеряли 20 ЕС-121, при этом погибло 113 членов экипажей. ВВС в свою очередь лишились 5 самолётов, в катастрофах погибло 50 человек. ![]() Но не все «Варнинг Стары» были потеряны по «естественным причинам», достоверно известно об одном сбитом самолёте, хотя их могло быть больше. 15 апреля 1969 года разведывательный EC-121M с тактическим номером "PR-21" из состава эскадрильи воздушной радиоэлектронной разведки VQ-1 ВМС США в 07:00 по местному времени взлетел с авиабазы «Ацуги» в Японии. Самолёт взял курс на северо-запад Японского моря, экипаж намеревался пролететь вдоль воздушной границы с Советским Союзом и КНДР. После завершения миссии EC-121M должен был совершить посадку на авиабазе «Осан» в Южной Корее. В прошлом этот и другие аналогичные самолёты уже выполнили около 200 разведывательных полётов по данному маршруту. Полёт выполнялся в интересах разведывательных служб Седьмого флота, Единого азиатско-тихоокеанского командования и Агентства национальной безопасности США. На борту находился 31 человек. Помимо пилотов, штурманов, бортинженеров, офицеров управления, операторов РЛС и техников, обслуживающих радиоэлектронное оборудование, в состав экипажа входили лингвисты, владевшие русским и корейским языками. Командир экипажа имел инструкцию не приближаться ближе, чем на 50 морских миль (90 км) к побережью Северной Кореи. После взлёта самолёт поддерживал связь и радиолокационный контакт с авиабазами «Хаката» и «Йокота» в Японии. При этом американские станции радиоперехвата в Японии и Южной Корее контролировали радиосети советских и северокорейских сил ПВО. В 10.15 были перехвачены сигналы из КНДР свидетельствующие о том, что американский самолёт-разведчик обнаружен, но, так как ЕС-121М шел за пределами воздушного пространства Северной Кореи, эта активность была сочтена не опасной. Радары в Южной Корее зафиксировали несколько МиГ-17 и МиГ-21 взлетевшие в районе Вонсана, но вскоре потеряли их из виду. Около 14:00 по местному времени была утрачена связь с ЕС-121М. Через 10 минут в воздух с аэродрома в Южной Корее для контроля поднялись два перехватчика F-106 Delta Dart, однако они не смогли обнаружить пропавший с экранов радаров «Варнинг Стар». Через несколько часов началась поисково-спасательная операция, к предполагаемому месту падения приблизительно 90 морских милях (167 км) от северокорейского порта Тхенгдинбу направили поисковый HC-130 Hercules и заправщик KC-135A Stratotanker. Из японского порта «Сасебо» на поиски вышли два американских эсминца. Первые результаты были получены на следующий день, примерно в 09:30 утра. Американский противолодочный самолёт Р-3B Orion обнаружил в этом районе два советских эсминца пр. 56 и пр.61 и установил с ними радиосвязь. С советских кораблей сообщили об обнаружении обломков самолёта. Прибывший на место крушения американский эсминец «Генри У. Такер» принял с борта эсминца «Вдохновенный» обнаруженные обломки, после чего корабли ТОФа покинули район поисков. Американцам среди обломков удалось обнаружить тела двух членов экипажа пропавшего ЕС-121М. Вскоре по характеру повреждений некоторых фрагментов обнаруженных обломков американцы пришли к выводу, что их разведывательный самолёт был сбит ракетой типа К-13. По всей видимости, ЕС-121М подвергся атаке северокорейского МиГ-21. Вскоре официальные представители КНДР заявили, что американский «самолёт-шпион» был сбит после того, как вторгся в воздушное пространство КНДР. Особую пикантность этому происшествию придаёт тот факт, что атака на «Варнинг Стар» произошла 15 апреля 1969 года — в день празднования 57-го дня рождения Ким Ир Сена. Можно так же напомнить, что незадолго до этого 23 января 1968 года произошел инцидент с американским разведывательным судном «Пуэбло». Боевые корабли КНДР после обстрела отконвоировали «Пуэбло» в северокорейский порт «Вонсан». США пришлось публично извиниться и признать вторжение в территориальные воды Северной Кореи в обмен на обещание властей КНДР отпустить пленных американских моряков. После того как весь мир узнал о том, что американский самолёт был сбит северокорейским истребителем, никаких серьёзных последствий для КНДР не последовало. Получив информацию об уничтожении ЕС-121М, руководство США первоначально отдало приказ направить к берегам Северной Кореи эскадру кораблей. Наиболее крупными кораблями эскадры бы являлись атомный авианосец «Энтерпрайз», авианосцы «Тикондерога», «Рейнджер», «Хорнет» и линкор «Нью-Джерси». В Южную Корею были дополнительно переброшены сотни самолётов бомбардировочных и тактических эскадрилий. Но в итоге администрация Никсона предпочла не обострять ситуацию на фоне крайне воинственной риторики руководства КНДР. В конце 70-х ЕС-121 начали заменяться в эскадрильях радиолокационного дозора самолётами ДРЛО E-3A системы AWACS на базе пассажирского Boeing 707-300B. После вывода в запас самолёты ЕС-121 до конца 80-х находились на базе хранения авиационной техники «Девис Монтан» в Аризоне, после чего их разделали на металл. В настоящее время в американских музеях экспонируется 11 уцелевших ЕС-121 различных модификаций. По материалам: //www.dean-boys.com/ec-121.htm //www.historynet.com/ec-121-warning-star.htm //fas.org/man/dod-101/sys/ac/ec-121.htm //www.airwar.ru/enc/spy/ec121.html //kimepoha.do.am/publ/7-1-0-47 //www.alternatewars.com/BBOW/Radar/APS_Series.htm Автор Сергей Линник
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
история авиации |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Lockheed P-80 Shooting Star | ezup | США | 0 | 24.05.2014 00:11 |
Lockheed F-80A Shooting Star | ezup | США | 0 | 15.04.2014 23:23 |
Lockheed F-80B Shooting Star | ezup | США | 0 | 15.04.2014 23:19 |
Lockheed F-80C-5 Shooting Star | ezup | США | 0 | 15.04.2014 23:15 |