Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 14.05.2016, 17:15 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс» (СССР)
ezup
ezup на форуме



2К1 «Марс (по классификации НАТО - FROG-2) - советский тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой. Головным предприятием по комплексу 2К1 «Марс» был определен НИИ-1 MOM - будущий Московский институт теплотехники (МИТ). Он же и делал ракету ЗР1. Главный конструктор Н.П. Мазуров. НИР по этой ракете проводились в 1948–1951 гг., но официально техническое задание на проектирование тактических неуправляемых ракет «Марс» и «Нептун» с дальностью стрельбы до 50 км было выдано в 1953 г.

Ракета 3Р1 комплекса 2К1 «Марс» принципиально была устроена подобно 3Р2 «Филин». Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда - 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависела от окружающей среды: при +40 °C - 17,4 т; при +16 °C - 17,3 т, а при -40 °C - 13,6 т. Стабилизация ракеты в полете осуществлялась вращением за счет косонаправленных сопел двигателя. Боевая часть ракеты с ядерным зарядом покрывалась специальным чехлом для термостатирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем - с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортно-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор. Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при +15 С и 32 м/с при -40 °C. Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле вертикального наведения +24°. При минимальной дальности рассеивание ракет было максимальным(среднее рассеивание - 770 м). При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели 350 м/с, рассеивание минимальное - 200 м.

Постановлением Совмина №3–2 от 2 января 1956 г. проектирование пусковой установки для комплекса 2К1 «Марс» было возложено на СКБ-3 ЦНИИ-58 МОП. Первоначально схема, разработанная ЦНИИ-58, предусматривала создание комплекса С-122 из трех установок: пусковой, заряжающей и транспортирующей, смонтированных на ходовой части плавающего танка ПТ-76. Пусковая установка С-119 транспортировала один реактивный двигатель ракеты «Марс», то есть без головной части, а заряжающая установка С-120 - три таких двигателя. Боевые части этих четырех ракет перевозились в специальном контейнере на транспортирующей установке С-121. Таким образом, комплекс обеспечивал транспортировку на боевую позицию четырех ракет «Марс» и их последующий запуск без перестановки машин на огневой позиции.



Кроме того, пусковая установка С-119 могла передвигаться на заданное тактико-техническим требованием расстояние в полностью заряженном виде и производить запуск одной ракеты «Марс», независимо от двух остальных машин комплекса. Такая схема комплекса обеспечивала возможность большого удаления технической станции от огневой позиции, использования заряжающей и транспортирующей установок в качестве промежуточной полевой станции, а также заряжания (разряжания) пусковой установки и загрузки (разгрузки) транспортирующей и заряжающей установок грузоподъемными средствами транспортно-заряжающих машин. Для пусковой установки разрабатывались стволы (направляющие) двух вариантов: с винтовым пазом для вращения бугеля крутизной 4° и с прямолинейным направляющим пазом. Крутизна паза в 4° потребовала вести в конструкцию направляющей боковые ограничители (рога).

Но первоначальная схема пускового комплекса не была одобрена Артиллерийским комитетом Главного Артиллерийского Управления (АК ГАУ), поскольку нерационально иметь на каждую пусковую установку две вспомогательные установки на дефицитных гусеничных ходовых частях. Кроме того, в Арткоме сочли недопустимым стыкование боевой части с двигателем на пусковой установке, Поэтому ЦНИИ-58 разработал ряд новых схем пускового комплекса и, получив утвержденные тактико-технические требования, представил свои разработки на рассмотрение технического совещания с участием представителей Арткома ГАУ, НИИ-1 и ЦНИИ-58.



5 апреля 1956 г. совещание приняло для дальнейшего проектирования и изготовления схему пускового комплекса из двух установок: пусковой С-119А (2П2) и заряжающей С-120А (2ПЗ). В этой схеме предусматривалась транспортировка одной полностью собранной ракеты «Марс» непосредственно на пусковой установке и двух таких ракет - на заряжающей установке, на которой был смонтирован кран заряжания, предназначенный для загрузки (разгрузки) установок ракетами. Комплекс в целом получил индекс С-122А (2П1). Таким образом, машина С-121 выпала из состава комплекса. Принятая этим совещанием схема пускового комплекса, как и первоначальная схема, удовлетворяла всем тактико-техническим требованиям № 007100. По решению совещания работы по первоначальной схеме пускового комплекса были прекращены, а сделанные конструктивные разработки использованы при разработке технического проекта по утвержденной новой схеме пускового комплекса С-122А (2П1).

Опытные образцы установок пусковой 2П2 и заряжающей 2ПЗ были изготовлены в ЦНИИ-58 и испытаны на Фрязинском полигоне. Заводские испытания выявили до двухсот конструктивных недостатков. Самым критическим недостатком стал большой вес пусковой установки (17 т), что на 1,5 т превысило вес, указанный в тактико-техническом задании. Также необходимо было решить задачу обеспечения устойчивости пусковой установки при старте ракеты, что требовало доработок и самой ракеты «Марс». Постановлением Совмина № 328–199 от 20 марта 1958 г. комплекс 2К1 «Марс» был принят на вооружение Советской армии. В апреле 1958 г. на совещании руководителей предприятий разработчиков и изготовителей комплекса заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов потребовал изготовить к середине 1959 г. 25 комплексов 2К1 «Марс» в составе основных машин: пусковой установки 2П2 и транспортно-заряжающей машины 2ПЗ. Любопытно, что к этому времени еще не были закончены полигонные испытания 2К1 «Марс» в Капустином Яре. Последние 15 пусков прошли в июне — июле 1958 г. с площадки № 8 с баллистической пусковой установки С-121.

Гусеничное шасси пусковой установки 2П2 имело ряд недостатков, в том числе тряску «специзделия». Поэтому конструкторы ОКБ завода «Баррикады» во главе с Г.И. Сергеевым разработали колесную пусковую установку на шасси автомобиля ЗИЛ-135. Проект был закончен к 20 сентября 1958 г. Колесная пусковая установка получила индекс Бр-217, а колесная транспортно-заряжающая машина - Бр-218. Однако Устинов отказался от создания колесной пусковой установки. Главным аргументом этого стало сдвигание срока сдачи комплекса войскам до I960 г., а то и до 1961 г. В конце сентября 1958 г. шасси на базе танка ПТ-76 начали поступать на завод «Баррикады». В декабре 1958 г. на заводе были собраны по одной системе 2П2 и 2П3, а затем начались их заводские испытания. На основании директивы Главнокомандующего сухопутных войск № КС/589261 от 27 декабря 1958 г. комиссией, назначенной приказом начальника ГАУ №001 от 13 января 1959 г., в период с 30 января по 28 февраля 1959 г. проведены испытания комплексов «Марс» и «Луна» в условиях естественных низких температур на Агинском артиллерийском полигоне Забайкальского военного округа.

Испытания проходили головные образцы опытной серии пусковой установки 2П2 и транспортно-заряжающей машины 2П3, а также пусковая установка 2П16 и транспортно-заряжающая машина 2П17, поставленные из ЦНИИ-58. На испытаниях проверялись системы обогрева — водяная и электрическая, а также был запланирован пробег и 8 пусков ракет (6 ракет 3Р5 и 2 ракеты 3Р1). Результаты испытаний оказались удовлетворительными.

Комплекс 2К1 «Марс» получил всего два замечания:

1. Воздействие газовой струи на контрольную площадку направляющей и на прицел С-85.
2. Электрочехол был эффективнее водяного, но тоже не обеспечивал желаемого результата в части температурного режима.

Пока шли испытания 2К1 «Марс», Устинов готовил разгром ЦНИИ-58. И вот приказом ГКОТ от 3 июля 1959 г. ЦНИИ-58 было включено в состав ОКБ-1, которым руководил С.П. Королев. Фактически ЦНИИ-58 перестал существовать как самостоятельное предприятие, а В.Г.Грабин остался без работы.

Серийное производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин для комплекса 2К1 «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959–1960 гг. заводом «Баррикады» было изготовлено 25 пусковых установок 2П2 и 25 транспортно-заряжающих машин 2П3. В 1970 г. комплекс 2К1 «Марс» был снят с вооружения Советской армии.

Данные первых советских твердотопливных тактических ракет 3Р1 «Марс» / 3Р2 «Филин»

Калибр, мм: ракеты 324 / 612
надкалиберной боевой части 600 / 850
Длина ракеты, мм/клб 9040/27,3 / 10370/17
Вес боевой части, кг 565 / 1200
Бес топлива, кг 496 / 1642
Вес ракеты стартовый, кг 1760 / 4430
Дальность стрельбы, км:
- максимальная 17,5 / 25,7
- минимальная 10 / —
Время работы двигателя, с 7,0 / 4,8
Длина активного участка траектории, км 2,0 / 1,7
Скорость максимальная, м/с 531 / 686

Данные пусковой установки С-122А комплекса «Марс»

Угол ВН, град +15°; +60°
Угол ГН, град ±5°
Длина направляющей, мм 6700
Расстояние от грунта до оси снаряда, мм 2650
Расстояние от грунта до оси цапф ПУ, мм 2100
Клиренс ПУ, мм 400
Вес качающейся части без ракеты, кг 1377
Вес вращающейся части (без качающейся части и ракеты), кг 1105
Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5112
Вес шасси, кг 11329
Полный вес ПУ в боевом положении, кг 16441
Расчет, чел 3
Запас хода по шоссе по горючему, км 250
Скорость максимальная, км/час:
- заряженной ПУ 20
- незаряженной ПУ 30—40
Мощность двигателя шасси, л. с 235

http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/7664-takticheskii-raketny.html
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 08.08.2016, 11:36 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс» (СССР)
ezup
ezup на форуме

Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс»

Ядерные вооружения первых моделей, отличавшиеся большими габаритами, могли использоваться только авиацией. В дальнейшем прогресс в области ядерных технологий позволил сократить габариты специальных боеприпасов, что привело к значительному расширению списка потенциальных их носителей. Кроме того, прогресс в этой области поспособствовал появлению новых классов военной техники. Одним из прямых следствий имевшихся достижений стало появление тактических ракетных комплексов, способных нести неуправляемые реактивные снаряды со специальной боевой частью. Одной из первых отечественных систем этого класса стал комплекс 2К1 «Марс».

Работы по созданию перспективной самоходной машины, способной перевозить и запускать баллистическую ракету с ядерной боевой частью, начались еще до появления пригодных к применению боеприпасов. Первые работы по новому проекту стартовали в 1948 году и осуществлялись специалистами НИИ-1 министерства общего машиностроения (ныне Московский институт теплотехники). Изначально целью работ было изучение возможности создания требуемой техники, а также определение основных ее особенностей. В случае получения положительных результатов работы могли перейти в стадию проектирования реальных образцов техники.

Изучение проблематики создания тактического ракетного комплекса продолжалось до 1951 года. Работы показали принципиальную возможность создания такой системы, что вскоре привело к появлению новых распоряжений со стороны заказчика. В 1953 году НИИ-1 получил техническое задание на разработку тактической ракеты с дальностью стрельбы до 50 км. Помимо дальности полета в техническом задании оговаривались весовые и габаритные параметры изделия, а также требования относительно применения малогабаритной специальной боевой части. В соответствии с новым распоряжением НИИ-1 начал разработку требуемой ракеты. Главным конструктором стал Н.П. Мазуров.


Музейный образец пусковой установки 2П2 с макетом ракеты 3Р1. Фото Wikimedia Commons


В первых числах 1956 года постановлением Совета министров СССР к работам по перспективному ракетному комплексу привлекли СКБ-3 ЦНИИ-56 во главе с В.Г. Грабиным. Эта организация должна была разработать самоходную пусковую установку для ракеты, создаваемой НИИ-1. Через несколько месяцев после постановления Совмина основные предприятия, задействованные в работах, представили готовую документацию, благодаря чему появилась возможность начать подготовку к испытаниям.

В дальнейшем тактический ракетный комплекс нового типа получил условное обозначение 2К1 и шифр «Марс». Ракета комплекса обозначалась как 3Р1, для пусковой установки использовался индекс 2П2, для транспортно-заряжающей машины – 2П3. В некоторых источниках ракета также упоминается под названием «Сова», однако правильность такого обозначения вызывает некоторые вопросы. В отношении разных компонентов комплекса на определенных стадиях разработки применялись некоторые иные обозначения.

Изначально был предложен состав тактического ракетного комплекса, не получивший одобрения заказчика. Первый проектный вариант комплекса «Марс» имел обозначение С-122 и должен был включать несколько различных средств, построенных на одних и тех же шасси. Предлагались самоходная пусковая установка с условным обозначением С-119, способная перевозить ракету без боевой части, транспортно-заряжающая машина С-120 с тремя ложементами для ракет и транспортная машина С-121, способная перевозить специальный контейнер с четырьмя боевыми частями. В качестве базы для машин комплекса «Марс» предлагалось использовать гусеничное шасси легкого плавающего танка ПТ-76, принятого на вооружение в начале пятидесятых годов.


Правый борт пусковой установки. Фото Wikimedia Commons


Вариант комплекса С-122 не устроил заказчика по целому ряду причин. К примеру, военные не одобрили необходимость соединения ракеты и боевой части прямо на пусковой установке. Из-за отказа заказчика проектные работы были продолжены. На основе имеющихся наработок, с учетом пожеланий военных, был разработан новый вариант комплекса С-122А. В обновленном проекте было решено отказаться от некоторых компонентов и принципов работы. К примеру, ракеты теперь следовало перевозить в сборе, что позволяло не использовать отдельную машину-транспортер боевых частей. Теперь в состав комплекса включалось только две самоходные машины: пусковая установка С-119А или 2П2, а также транспортно-заряжающая С-120А или 2П3.

В проекте С-122А предлагалось сохранить предложенный ранее подход к созданию техники. Все новые образцы техники должны были иметь максимально возможную унификацию. Их вновь предлагалось строить на базе плавающего танка ПТ-76. В ходе создания новых самоходных машин следовало удалить с имеющегося шасси все ненужное оборудование, вместо которого планировалось монтировать новые узлы и агрегаты, в первую очередь пусковую установку или иные средства перевозки ракет.

Шасси танка ПТ-76 имело противопульную защиту в виде броневых листов толщиной до 10 мм, размещенных под разными углами к вертикали. Использовалась классическая компоновка корпуса, доработанная в соответствии со специфическими требованиями. В передней части корпуса помещалось отделение управления, позади которого располагалась башня. Корма отдавалась под двигатель и трансмиссию, связанную как с гусеницами, так и с водометными движителями.

В моторном отсеке танка ПТ-76 и машин, строившихся на его базе, помещался дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса гусениц или на привод водометного движителя. Имелось по шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. При помощи имеющихся силовой установки и ходовой части плавающий танк мог развивать скорость до 44-45 км/ч на шоссе и до 10 км/ч на воде.


Опорное устройство пусковой установки. Фото Russianarms.ru


Проект 2П2 подразумевал удаление с имеющегося шасси всех ненужных узлов и агрегатов, вместо которых требовалось монтировать новые устройства, в первую очередь пусковую установку. Основным элементом пусковой установки стала поворотная платформа, установленная на имеющемся погоне крыши башни. На ней следовало помещать шарнир для установки направляющей длиной 6,7 м. В кормовой части платформы имелись опоры-аутригеры, которые при подъеме направляющей должны были опускаться на грунт и обеспечивать стабильное положение пусковой установки.

Балочная направляющая имела пазы для удержания ракеты в нужном положении до схода с установки. Интересно, что на стадии предварительного проектирования предлагалось два варианта направляющих: прямолинейные и с небольшим отклонением от оси для придания ракете вращения. Направляющая ракеты оснащалась набором дополнительного оборудования. Так, имелись гидравлические приводы для подъема направляющей на необходимый угол. Для защиты ракеты и исключения ее смещения при перемещении пусковой установки на боковых частях направляющей имелись держатели рамочной конструкции. Их конструкция обеспечивала удержание ракеты, но при этом не мешала перемещению ее оперения.

В транспортном положении передняя часть направляющей, расположенной под некоторым наклоном, закреплялась на передней опорной раме, установленной на лобовом листе корпуса. На этой раме также крепились кабели, используемые некоторыми системами.

Конструкция пусковой установки позволяла изменять горизонтальную наводку при стрельбе в пределах 5° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальная наводка менялась в пределах от +15° до +60°. В частности, для запуска ракеты на минимальную дальность следовало устанавливать возвышение направляющей 24°.


Поддерживающая рама направляющей. Фото Russianarms.ru


Общая длина самоходной пусковой установки 2П2 составляла 9,4 м при ширине 3,18 м и высоте 3,05 м. Боевая масса машины неоднократно менялась. Техническое задание требовало сохранить этот параметр на уровне 15,5 т, однако опытный образец весил 17 т. В серии массу удалось довести до 16,4 т. Общий вес пусковой установки, установленной на шасси, вместе с ракетой превышал 5,1 т. Без ракеты машина 2П2 могла развивать скорость до 40 км/ч. После установки ракеты скорость ограничивалась 20 км/ч. Запас хода составлял 250 км. За управление машиной отвечал экипаж из трех человек.

Транспортно-заряжающая машина 2П3 отличалась от пусковой установки набором специального оборудования. На крыше этого образца устанавливались два набора креплений для перевозки ракет, а также подъемный кран для их перегрузки на пусковую установку. Шасси двух машин комплекса «Марс» имело максимальную степень унификации, упрощавшую совместную эксплуатацию и обслуживание техники. Характеристики машин 2П2 и 2П3 отличались незначительно.

В рамках проекта 2К1 «Марс» сотрудниками НИИ-1 была разработана новая баллистическая ракета 3Р1, в некоторых источниках обозначаемая шифром «Сова». Ракета получила цилиндрический корпус большого удлинения, вмещающий твердотопливный двигатель. Предусматривалось использование надкалиберной головной части, вмещающей сравнительно крупный боезаряд. В хвостовой части корпуса располагался стабилизатор с четырьмя плоскостями. Общая длина изделия 3Р1 составляла 9 м при диаметре корпуса 324 мм и диаметре головной части 600 мм. Размах стабилизаторов составлял 975 мм. Стартовый вес ракеты – 1760 кг.

В увеличенной головной части ракеты 3Р1 помещался специальный боеприпас. Это изделие было разработано в КБ-11 под руководством Ю.Б. Харитона и С.Г. Кочарянца. Примечательно, что создание боезаряда для комплекса «Марс» началось только в 1955 году, когда основная часть конструкторских работ по ракете была закончена. Масса боевой части составляла 565 кг.


Вид на левый борт сзади. Фото Wikimedia Commons


После отказа от проекта С-122, подразумевавшего отдельный транспортировщик боевых частей, были приняты меры, направленные на обеспечение требуемых условий для специальных зарядов. При перевозке на ТЗМ и пусковой установке головная часть ракеты накрывалась специальным чехлом с системой обогрева. Предлагались электрический и водяной обогрев. В обоих случаях питание систем чехла осуществлялось штатным генератором бронемашины.

Внутри корпуса ракеты 3Р1 помещался двухкамерный твердотопливный двигатель. Головная камера двигателя, помещенная в передней части корпуса, имела несколько сопел, разведенных в сторону для отвода газов во избежание повреждения конструкции. Хвостовая камера двигателя использовала набор сопел в торце корпуса. Сопла двигателя помещались под углом к оси ракеты, что позволяло придавать изделию вращение во время полета. Двигатель ракеты использовал баллиститный порох типа НМФ-2.

Тяга твердотопливного двигателя зависела от некоторых параметров, в первую очередь от температуры заряда топлива. При температуре +40°C двигатель мог развивать тягу до 17,4 т. Снижение температуры приводило к некоторому сокращению тяги. Имеющегося заряда топлива весом 496 кг хватало на 7 секунд работы двигателя. За это время ракета могла пролететь около 2 км. К концу активного участка скорость ракеты доходила до 530 м/с.


Макет ракеты 3Р1. Фото Russianarms.ru


Ракета комплекса 2К1 «Марс» не имела никаких систем управления. Во время пуска запас топлива должен был расходоваться полностью. Разделение ракеты со сбросом головной части не предусматривалось. Наведение должно было осуществляться путем установки пусковой направляющей в необходимое положение. Для некоторого повышения точности во время полета ракета должна была вращаться вокруг продольной оси. Такой способ пуска и параметры двигателя позволяли атаковать цели на минимальной дальности 8-10 км. Максимальная дальность стрельбы достигала 17,5 км. Расчетное круговое вероятное отклонение составляло сотни метров, и должно было компенсироваться мощностью боевой части.

Весной 1958 года началось создание комплекса вспомогательной техники, которую следовало применять для работы с ракетами 3Р1. Передвижная ремонтно-техническая база ПРТБ-1 «Степь» предназначалась для обслуживания ракет и специальных боевых частей. Основной задачей средств передвижной базы была транспортировка боевых частей в специальных контейнерах и их установка на ракеты. В состав комплекса «Степь» входило несколько машин различного назначения на унифицированных колесных шасси. Имелись перевозчики боевых частей, машины обслуживания, автокран и т.д.

В марте 1957 года на полигон Капустин Яр были доставлены опытные образцы перспективной ракеты 3Р1, которые планировалось использовать в испытаниях. По причине отсутствия готовой к использованию самоходной пусковой установки в ходе первых этапов испытаний испытывалась упрощенная стационарная система. Изделие С-121 (не следует путать с транспортировщиком из раннего проекта С-122) представляло собой пусковую установку, аналогичную предлагаемой для использования на машинах 2П2. Стационарная пусковая установка использовалась в испытаниях до середины 1958 года, в том числе и после появления машины 2П2.


Совместная работа ТЗМ 2П3 и пусковой установки 2П2. Фото Militaryrussia.ru


Чуть ранее начала испытаний ракеты были построены используемые в комплексе «Марс» самоходные бронемашины. Уже первые полигонные испытания показали, что имеющиеся прототипы 2П2 и 2П3 не в полной мере отвечают имеющимся требованиям. В первую очередь, поводом для претензий стал излишний вес конструкции: самоходка с пусковой установкой была на полторы тонны тяжелее требуемого. Кроме того, оставляла желать лучшего устойчивость пусковой установки при старте ракеты. В общей сложности заказчик отметил около двух сотен недостатков представленной техники. Требовалось начать работы по их устранению, причем в некоторых случаях речь шла о доработке как пусковой установки, так и неуправляемой ракеты.

С июня 1957 года на полигоне Капустин Яр велись испытания комплекса 2К1 «Марс» в полной комплектации. В ходе этого этапа проверок ракеты запускались не только с установки С-121, но и с машины 2П2. Подобные проверки с запусками ракет, разделенные на несколько серий пусков, продолжались до середины лета следующего года. В ходе стрельб на полигонах были подтверждены основные характеристики ракетного комплекса, а также уточнены некоторые его параметры.

Были подтверждены расчетные параметры подготовки комплекса к стрельбе. После прибытия на огневую позицию расчету ракетного комплекса требовалось 15-30 минут для подготовки всех систем и выполнения запуска ракеты. Помещение новой ракеты на пусковую установку при помощи транспортно-заряжающей машины занимало около часа.

Во время испытаний выяснилось, что при стрельбе на минимальную дальность комплекс «Марс» показывает наименьшую точность. КВО в таком случае достигало 770 м. Наилучшая точность с КВО на уровне 200 м получалась при стрельбе на максимальную дальность – 17,5 км. В остальном комплекс полностью соответствовал требованиям заказчика и мог быть принят на вооружение.


Передвижная ремонтно-техническая база ПРТБ-1 "Степь". Фото Militaryrussia.ru


Еще до завершения всех испытаний было принято решение о принятии ракетного комплекса на вооружение. Соответствующее постановление Совмина вышло 20 марта 1958 года. Вскоре после этого, в апреле, состоялось заседание с участием руководства предприятий, занятых в проекте. Целью этого мероприятия было формирование графика серийного производства техники и определение основных сроков. Заказчик потребовал поставить к середине 1959 года 25 комплексов нового типа в составе самоходной пусковой установки и транспортно-заряжающей машины. Таким образом, подготовка к серийному производству началась до завершения испытаний.

К середине 1958 года начались работы по созданию альтернативных самоходных машин для тактического ракетного комплекса. Гусеничное шасси, заимствованное у танка ПТ-76, имело некоторые негативные особенности. В частности, наблюдалась значительная тряска ракеты, установленной на пусковой установке. В связи с этим появилось предложение о разработке новой самоходной техники на колесных шасси. В качестве основы для такой версии «Марса» предлагалось четырехосное шасси ЗИЛ-135. Колесная пусковая установка получила условное обозначение Бр-217, ТЗМ – Бр-218.

Проекты Бр-217 и Бр-218 были разработаны к концу сентября 1958 года и представлены заказчику. Несмотря на некоторые преимущества перед существующими машинами 2П2 и 2П3, проекты не получили одобрения. При сохранении имеющихся компонентов ракетный комплекс мог начать службу уже в 1960 году. Замена гусеничных шасси колесными могла сдвинуть сроки примерно на год. Военное ведомство посчитало такой перенос начала эксплуатации неприемлемым. Проекты колесной техники были закрыты.


Подготовка пусковой установки к стрельбе. Фото Militaryrussia.ru


В конце сентября 1958 года завод «Баррикады» (г. Волгоград) получил несколько шасси танка ПТ-76, которые следовало использовать в качестве основы для элементов ракетного комплекса. К концу года сотрудники завода построили по одной самоходной пусковой установке и ТЗМ, которые в дальнейшем использовались в заводских испытаниях. После завершения заводских проверок появился приказ о проведении дополнительных испытаний. Имеющуюся технику комплексов «Марс» и «Луна» следовало отправить на Агинский артиллерийский полигон Забайкальского военного округа. Проверки проводились в течение февраля 1959 года при низких температурах и в соответствующих погодных условиях.

По результатам испытаний в Забайкалье комплекс 2К1 «Марс» получил всего два замечания. Военные отметили негативное влияние струи ракетного двигателя на отдельные агрегаты пусковой установки, а также недостаточную эффективность систем обогрева боевой части ракеты. Электрический обогрев специального боезаряда оказался эффективнее водяного, но и он не справлялся с нагрузкой в некоторых диапазонах температур.

После завершения дополнительной проверки в условиях низких температур военные дали добро на развертывание полноценного серийного производства нового тактического ракетного комплекса. Машины 2П2 и 2П3 строились серийно в течение 1959-60 годов. За это время было построено лишь полсотни изделий двух типов, а также оборудовано некоторое количество шасси для вспомогательной техники. В итоге войска получили только 25 комплексов «Марс» в составе одной самоходной пусковой установки, одной транспортно-заряжающей машины и некоторых других средств. Параллельно со строительством бронемашин на других предприятиях велась сборка ракет и специальных боевых частей для них. Малые объемы производства, в первую очередь, были связаны с развертыванием выпуска техники с более высокими характеристиками. Так, комплекс 2К6 «Луна» с более совершенной ракетой мог атаковать цели на дистанциях 45 км, из-за чего дальнейшее производство «Марсов» не имело смысла.


Один из сохранившихся музейных образцов машины 2П2. Фото Wikimedia Commons


Малое количество выпущенных комплексов 2К1 «Марс» не позволило провести полномасштабное перевооружение ракетных войск и артиллерии. Новую технику получили лишь несколько подразделений. Войсковая эксплуатация тактического ракетного комплекса продолжалась до начала семидесятых годов. В 1970 году систему «Марс» по причине морального устаревания сняли с вооружения. К середине десятилетия все имевшиеся в войсках боевые машины были списаны и выведены из эксплуатации.

Большая часть этой техники отправилась на утилизацию, однако некоторым образцам удалось дожить до нашего времени. Одной из самоходных пусковых установок 2П2 теперь владеет Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (г. Санкт-Петербург). Пусковая установка находится в одном из залов музея и демонстрируется вместе с макетом ракеты 3Р1. Также известно о существовании еще нескольких подобных экспонатов в других музеях.

Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс» стал одной из первых систем своего класса, созданных в нашей стране. Перед авторами проекта стояла задача разработки самоходной системы, способной перевозить и запускать баллистические ракеты со специальной боевой частью. Первые проработки подобных вопросов начались еще в конце сороковых годов, а к середине следующего десятилетия дали первые результаты. К началу шестидесятых все работы были завершены, а войска получили первые серийные машины нового ракетного комплекса. Комплекс «Марс» позволял доставлять боевую часть на расстояние не более 17,5 км, что было значительно меньше исходного технического задания. Тем не менее, в условиях отсутствия реальных альтернатив вооруженные силы Советского Союза начали эксплуатацию этой техники.

После появления более совершенных образцов система «Марс» отошла на вторые роли и постепенно была вытеснена ими. Однако, несмотря на не слишком высокие характеристики и малое количество построенной техники, комплекс 2К1 «Марс» оставил за собой почетное звание первого представителя своего класса отечественной разработки, дошедшего до серийного производства и эксплуатации в войсках.


По материалам:
//dogswar.ru/
//rbase.new-factoria.ru/
//militaryrussia.ru/blog/topic-187.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 05.05.2017, 14:42 #3   #3
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Тактический ракетный комплекс 2К1 «Марс» (СССР)
ezup
ezup на форуме

Самоходная пусковая установка 2П2 ракетного комплекса 2К1 «Марс» (СССР)



Самоходная пусковая установка 2П2 с пороховой оперативно-тактической ракетой класса «земля-земля», входившая в состав тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс» (С-122А), была принята на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 марта 1958 г. Комплекс предназначался для поражения командных пунктов, огневых средств, боевой техники, укреплений и средств ядерного нападения противника с открытых и закрытых позиций. Разработка комплекса велась ЦНИИ-58 на основании Постановления СМ СССР от 2 января 1956 г. В декабре 1958 г. на Сталинградском заводе «Баррикады» были собраны опытные образцы пусковой установки (ПУ) и транспортно-заряжаюшей машины (ТЗМ) и проведены их заводские испытания. В период с 30 января по 28 февраля 1959 г. на Агинском артиллерийском полигоне Забайкальского военного округа были проведены испытания головных образцов опытной серии ПУ и ТЗМ.



Комплекс оснащался пороховой двухкамерной неуправляемой ракетой 3Р1 «Марс». Надкалиберная (диаметр 600 мм) боевая часть ракеты с ядерным боеприпасом была закрыта специальным термостатическим чехлом. Стартовая масса ракеты составляла 1760 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 17,5 км, минимальная - 10 км. Самоходная пусковая установка 2П2 (С-119А) и транспортно-заряжающая машина 2П3 (С-120А) были созданы в 1957-1959 гг. в ЦНИИ-58 под общим руководством В.Г. Грабина. Базовой машиной при разработке 2П2 и 2П3 являлся легкий плавающий танк ПТ-76. Серийное производство 2П2 и 2П3 для комплекса «Марс» было налажено на Сталинградском заводе «Баррикады». Всего с 1959 по 1960 гг. заводом "Баррикады" было изготовлено по 25 пусковых установок 2П2 и транспортно-заряжающих машин 2П3. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в феврале 1960 г. производство комплекса было прекращено. В 1970 году комплекс 2К1 «Марс» был снят с вооружения.



Пусковая установка 2П2 предназначалась для пуска пороховых ракет и транспортировки одной ракеты в полностью снаряженном виде. В состав оборудования ракетной пусковой установки входили: вертлюг со стволом, уравновешивающий механизм пневматическая система и система обогрева головной части ракеты. Вертлюг устанавливался на крыше корпуса машины и предназначался для окончательной (точной) горизонтальной наводки ракеты, установленной на стволе длиной 6700 мм. На стартовой позиции пусковая установка обеспечивала наводку ствола в вертикальной плоскости в диапазоне от +15° до +60° и в горизонтальной - ±5°. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть пусковой установки 2П2 были такими же, как и на базовой машине - танке ПТ-76. При боевой массе 16,4 т пусковая установка с полностью снаряженной ракетой развивала максимальную скорость до 20 км/ч. Запас хода по топливу составлял 250 км. Боевой расчет состоял из 3-х человек.

В состав тактического ракетного комплекса 2К1 «Марс» (С-122А) входила и транспортно-заряжающая машина 2П3, которая также, как и пусковая установка 2П2, была создана на базе легкого танка ПТ-76. На ТЗМ 2П3 находились две ракеты и кран.


автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
трк


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Тактический ракетный комплекс 2К5 «Коршун» (СССР) ezup Тактические РК 0 11.10.2019 15:59
Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока» / «Ока-У» (СССР) ezup Тактические РК 1 11.02.2018 21:59
Тактический ракетный комплекс 2К4 «Филин» (СССР) ezup Тактические РК 1 13.08.2016 14:06
Тактический ракетный комплекс «Резеда» (СССР) ezup Ракетные комплексы 0 15.05.2016 20:23
Тактический ракетный комплекс БР-215 «Вихрь» (СССР) ezup Ракетные комплексы 0 15.05.2016 12:41