Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 07.04.2016, 11:22 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Крылатая ракета подводных лодок П-6
ezup
ezup вне форума

В середине пятидесятых годов конструкторскому бюро В.Н. Челомея была поручена разработка первой крылатой ракеты для вооружения подводных лодок, впоследствии получившей обозначение П-5. Это оружие предназначалось для стрельбы по удаленным надводным целям и могло доставлять к ним фугасную или специальную боевую часть. Для наведения на заранее определенную цель ракета должна была применять автопилот, из-за чего в ходе испытаний КВО достигало 3 км. В ходе дальнейшей модернизации требовалось значительно повысить точность ракеты, а также внести некоторые изменения в ее конструкцию. Так появилась ракета П-6.

Работы по проекту П-6 начались в соответствии с постановлением Совмина от 17 августа 1956 года. Разработку новой ракеты поручили ОКБ-52 во главе с В.Н. Челомеем. К этому времени конструкторское бюро уже было занято проектом крылатой ракеты П-5. В ходе нового проекта планировалось решить несколько новых задач, при помощи чего военное руководство собиралось серьезно повысить ударный потенциал подводных лодок. Прежде всего, следовало создать и установить на ракету головку самонаведения, что позволяло наводиться на конкретную цель, а не на предполагаемый район ее местонахождения. Кроме того, планировались некоторые другие нововведения, связанные с тактикой применения.


Ракета П-6 в одном из музеев. Фото Testpilot.ru


Перспективный ракетный комплекс на базе ракеты П-6 должен был стать элементом крупной системы поиска и уничтожения целей в Мировом океане. Помимо подлодок с ракетами эта система должна была включать в себя космические аппараты, патрульные самолеты и другие средства обнаружения надводных и подводных целей. Ракета П-6, в свою очередь, должна была применяться в качестве одного из основных средств поражения обнаруженных целей.

Требования к летным характеристикам были сформированы с учетом достигнутых успехов проекта П-5. Для упрощения разработки и эксплуатации было решено строить новую ракету П-6 на базе разрабатываемой П-5. Это позволяло сэкономить на создании нового планера и силовой установки, а также упростить эксплуатацию вооружений в будущем. В итоге две готовые ракеты почти не имели внешних отличий, а также получили схожие основные характеристики, за исключением точности попадания.

Основой новой ракеты стал уже разработанный планер, построенный по нормальной аэродинамической схеме. Его главным элементом был обтекаемый фюзеляж с оживальной головной частью и хвостовым соплом маршевого двигателя. В центральной части фюзеляжа, под днищем, располагался воздухозаборник. От П-5 ракета П-6 «унаследовала» среднерасположенное стреловидное крыло. Для уменьшения габаритов в транспортном положении ракета получила складные консоли крыла. В транспортном положении они опускались поворотом вниз и фиксировались у бортов фюзеляжа. Сразу после выхода ракеты из пускового контейнера крыло должно было раскладываться специальным автоматом. Интересно, что разработка автомата раскладки крыла оказалась одной из самых трудных конструкторских задач: на его создание ушло около пяти лет. В хвостовой части ракеты П-6 предложили сохранить несколько небольших гребней и рулей, а также киль с рулем направления, расположенный под фюзеляжем. По бокам от киля планировалось крепить два стартовых твердотопливных двигателя.


Внешне П-6 почти не отличалась от П-5. Фото Bastion-karpenko.narod.ru


Габариты нового изделия соответствовали базовой ракете. Длина П-6 равнялась 10,2 м, диаметр корпуса достигал 1 м. Размах крыла в разложенном положении, как и ранее, составлял 2,5 м. Ракета с запасом топлива, но без стартовых двигателей весила 4,5 т, полная стартовая масса достигала 5,67 т. Полезная нагрузка в виде боевой части требуемого типа могла весить до 1000 кг.

Силовая установка ракеты П-6 состояла из двух сбрасываемых стартовых двигателей, собранных в единый блок, и одного маршевого. Для первоначального разгона и подъема ракеты в воздух предлагалось использовать два пороховых ускорителя тягой 18,3 т. Запаса топлива хватало на 2 с работы, после чего ракета, набрав скорость, могла продолжать полет самостоятельно. Полет к цели предлагалось производить при помощи маршевого турбореактивного двигателя КРД-26 тягой 2250 кг. Параметры маршевого двигателя и связанные с ними летные характеристики ракеты зависели от нескольких факторов: от атмосферных условий до особенностей полетного задания. По этой причине максимальная скорость полета могла достигать 1650 км/ч, а максимальная дальность определялась на уровне 650 км.

Новая ракета могла использовать боевые части двух типов. Одна из них имела фугасно-кумулятивное действие, вторая представляла собой специальный боеприпас. При собственном весе не более 1000 кг последний имел мощность 20 кт. Предложенные боевые части позволяли атаковать как отдельную надводную цель, так и корабельное соединение целиком.


Хвостовая часть ракеты. Вверху сопло маршевого двигателя, внизу - стартовые ускорители. Фото Militaryrussia.ru


Специально для ракеты П-6 была разработана новая активная радиолокационная головка самонаведения, а также система управления по радиоканалу. В ходе боевой стрельбы предлагалось поочередно использовать обе системы, что могло обеспечить максимальную эффективность стрельбы. Реализация оригинального предложения, касавшегося применения разны способов управления ракетой, в дальнейшем привела к некоторому усложнению систем управления. В частности, позже было предложено дополнить бортовые средства подлодок-носителей системами специальных самолетов и вертолетов, при помощи чего достигалось значительное увеличение радиуса работы ракетного комплекса.

Для применения ракет П-6 подводная лодка должна была получать собственную радиолокационную станцию поиска целей. В ходе стрельбы ракетами она также применялась для слежения за полетом ракеты и корректировкой ее траектории. Также подлодка должна была иметь систему радиосвязи с ракетой и пункт управления стрельбой. Для взаимодействия с подобной аппаратурой носителя ракета должна была иметь систему двухсторонней радиосвязи, а также активную радиолокационную ГСН и радиокомандное управление.

Был предложен оригинальный метод применения ракеты. Сразу после старта изделие П-6 при помощи автопилота должно было подниматься на высоту до 7 км, обеспечивавшую уверенное ее сопровождение радиолокационной стацией носителя и правильный прием команд управления. Далее большая часть маршрута должна была преодолеваться при помощи автопилота, удерживающего заданный курс, и команд оператора. Задачей последнего было слежение за ракетой и корректировка его курса. Пульт управления позволял давать ракете команды для доворота вправо или влево.


Проекции ракет П-5 и П-6. Рисунок Navy.su


После подлета к цели на расстояние порядка 40 км активная радиолокационная головка ракеты должна была начинать слежение за обстановкой и производить обнаружение целей. Подобная информация не использовалась ракетой самостоятельно, но передавалась на пульт оператора. При обнаружении одиночной или групповой цели оператор должен был самостоятельно выбирать один из найденных объектов и давать команду на его атаку. После этого ГСН ракеты захватывала указанную цель и самостоятельно наводилась на нее. После захвата цели ракета, более не нуждающаяся в командах оператора, могла снижаться на сравнительно малую высоту и так преодолевать системы защиты противника.

Помимо комбинированного командного и самостоятельного наведения аппаратура ракеты П-6 позволяла проводить атаки только с использованием ГСН. В таком случае, в частности, подлодка могла произвести стрельбу залпом из нескольких ракет без необходимости контроля за их полетом и распределения целей. Конкретный режим боевой работы должен был определяться в соответствии с актуальными задачами.

Будучи дальнейшим развитием ракеты П-5, изделие П-6 получило аналогичный пусковой контейнер. Хранить и запускать ракету предлагалось при помощи контейнера СМ-49, представлявшего собой цилиндр с внутренним диаметром 1,65 м и длиной 12 м. Внутри контейнера предусматривались набор необходимых разъемов и рельсовые направляющие для движения ракеты. С обоих торцов контейнер закрывался при помощи двух герметичных крышек с уплотнением. Во избежание различных проблем в транспортном положении контейнер предлагалось заполнять азотом. Перед пуском гидравлика подлодки должна была поднимать его в рабочее положение с углом возвышения 15°.


Боевой пост командира подлодки, используемый при стрельбе ракетами П-6. На экран выводится информация с ГСН ракеты. Фото Flot.com


Важнейшей особенностью проектов П-5 и П-6 была максимально возможная степень унификации. При этом, однако, далеко не все подлодки-носители П-5 могли быстро получить возможность применения ракет П-6. Для новых ракет требовалось соответствующее оборудование для поиска целей и управления ракетами. Кроме того, уже после начала испытаний и освоения ракеты П-6 был выявлен еще один фактор, затруднявший быструю замену ракет. Как оказалось, изделия П-5 и П-6 получили разные разъемы для соединения с системами носителя. Для переоборудования контейнеров субмарины с монтажом новых разъемов иногда требовалось несколько суток.

Несмотря на использование готового планера и отработанной силовой установки, ракета П-6 прошла все необходимые испытания. Так, в конце декабря 1959 года на стенде 4А под Балаклавой стартовали первые пробные пуски. До июля следующего года было выполнено пять испытательных пусков ракет без радиоэлектронного оборудования. Удачное завершение этих испытаний позволило продолжить работу и приступить к проверке ракет в полной комплектации.

С июля по декабрь 1960 года на полигоне Ненокса было выполнено шесть запусков ракет с неподвижного и качающегося стенда. В ходе этих проверок было большое число неудач, связанное с неудовлетворительной работой аппаратуры управления ракетой. Следующий 1961 год ушел на доработки систем управления и новые испытания. До конца 61-го выполнили еще семь запусков с удовлетворительными результатами. Большую часть выявленных недостатков удалось ликвидировать.


Пуск ракеты П-5 с подлодки проекта 651. Фото Kollektsiya.ru


В мае 1962 года на том же северном полигоне начались совместные летные испытания, продолжавшиеся до конца года. Было выполнено 13 запусков, из них 7 удачных. Интересно, что во время этого этапа испытаний состоялось мероприятие «Касатка». В конце июля высшему руководству страны были продемонстрированы пуски нескольких новейших крылатых ракет, в том числе П-5 и П-6. В частности, ракетой П-6 удалось успешно поразить списанный эсминец. После попадания ракеты корабль развалился на две части и затонул. Н.С. Хрущев, присутствовавший на этом мероприятии, одобрил работу инженеров и ракетчиков, но раскритиковал затопление большого количества металлолома.

К лету 1963 года было завершено переоснащение одной из подлодок проекта 675 по проекту 675-У. Целью этих работ была установка новой аппаратуры, необходимой для применения ракет П-6. По имеющимся данным, все доработки касались только радиоэлектронного оборудования. Штатные ракетные контейнеры СМ-49 получали только новые разъемы. Переоборудованная субмарина могла нести восемь крылатых ракет в контейнерах, попарно расположенных перед ограждением рубки и позади него (2 контейнера перед, 6 – позади). Используя разные режимы работы систем, можно было осуществлять стрельбу залпом из четырех ракет.


Подлодка проекта 675 - представитель самой массовой серии носителей ракет П-5 и П-6. Фото Forums.airbase.ru


В июле-октябре 1963 года единственная лодка типа 675-У провела пять запусков новых ракет. Два пуска привели к прямому поражению цели с последующим ее затоплением. Испытания признали успешными.

К осени того же года были завершены работы по подготовке к третьему этапу совместных испытаний. На этот раз носителями ракет должны были стать подлодки проектов 651 и 675, разработанные для применения изделий П-5. После установки некоторой новой аппаратуры строевые субмарины получили возможность применения ракет П-6. Подлодка проекта 651 выполнила три запуска, а «675» – девять. Первая успешно выполнила все стрельбы, тогда как два пуска лодки проекта 675 завершились неудачами. К этому времени в общей сложности было выполнено более 45 испытательных пусков ракет П-6.

Успешное завершение всех испытаний открыло ракете П-6 дорогу к полноценной эксплуатации и серийному производству. 23 июня 1964 года Совет министров СССР постановил принять ракету П-6 на вооружение подводных лодок. Вскоре после этого началась интеграция таких ракет в комплекс вооружения имеющихся подлодок проектов 651 и 675. Для этого субмарины получали некоторое новое оборудование, необходимое для поиска цели и управления ракетой. Нести ракеты П-6 могли одна опытная подлодка проекта 675-У с восемью пусковыми установками, 16 подлодок проекта 651 с четырьмя контейнерами и 29 атомных субмарин проекта 675 с боекомплектом из восьми ракет.


Погрузка крылатой ракеты в кормовые контейнеры подлодки проекта 651. Фото Flot.com


Еще в ходе испытаний было установлено, что далеко не во всех случаях подлодка-носитель имеет полноценную возможность самостоятельно находить цель и вести к ней ракету. Малая высота антенн подлодок ограничивала дальность обнаружения целей, а также сокращала максимальную дистанцию пуска ракеты. По этой причине в комплекс средств управления ракетой в полете пришлось вводить ретрансляторы, обеспечивающие уверенную работу ракетного комплекса на любой дальности. Сигналы с подлодки и от ракеты теперь предлагалось «пропускать» через аппаратуру самолетов Ту-16РЦ и Ту-95РЦ либо вертолета Ка-25РЦ. Это позволяло осуществлять стрельбу комбинированным способом (управление оператором и самонаведение) во всем доступном диапазоне дальностей. Новая система ретрансляции сигналов МРСЦ-1 была принята на вооружение в 1965 году, серьезно повысив ударный потенциал лодок с ракетами П-6.

Вероятно, после принятия на вооружение базовой ракеты П-6 было принято решение о продолжении развития этого проекта. Имеются сведения о разработке изделий П-6М и П-6Д, однако точные данные о них отсутствуют. Кроме того, есть основания сомневаться в самом существовании этих проектов. К примеру, о ракете П-6М известно лишь то, что она представляла собой доработанную и усовершенствованную версию исходной П-6. Список изменений при этом отсутствует.

Единственной известной модификацией ракеты П-6 является переоборудованная ракета-мишень. Подобные изделия применялись для тренировки расчетов зенитных комплексов вплоть до девяностых годов прошлого века. Сверхзвуковая ракета, приближающаяся к цели на высоте порядка 100 м, представляла собой достаточно сложную цель для зенитных систем.


Применение ракеты П-6 при использовании самолета-ретранслятора. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.


Эксплуатация ракет П-6, по разным данным, продолжалась до конца шестидесятых годов. После этого в состав флота начали входить новые подлодки с более совершенными ракетными комплексами, отличавшимися повышенными характеристиками. По этой причине большая часть носителей ракет П-5 и П-6 со временем была переоборудована под новые ракеты. Тем не менее, насколько известно, ракеты П-5 и П-6 достаточно долго использовались в качестве мишеней для тренировки зенитчиков.

В рамках проекта крылатой ракеты П-6 впервые в отечественной практике и в мире была решена проблема залповой стрельбы с избирательным поражением кораблей соединения, назначенных целями. Это позволяло в разы повысить эффективность новых ракет в сравнении с существующими П-5 за счет выведения оружия прямо на цели, а не в указанный район их нахождения. С учетом характеристик ракет и систем ПВО того времени подлодки с изделиями П-6 могли наносить серьезный урон корабельным соединениям условного противника.

Следует отметить, ракета П-6 отличалась от П-5 не только в положительном смысле. Так, из-за нового способа наведения увеличивалось время, в течение которого подлодка-носитель должна была оставаться на поверхности. При пуске ракет П-5 лодка в течение нескольких минут могла подготовить оружие и произвести стрельбу, а затем уйти под воду. При применении ракет П-6 следовало в течение достаточно длительного времени, до момента захвата цели ГСН, оставаться на поверхности без возможности ухода на глубину. Тем не менее, рост боевой эффективности за счет кардинального повышения точности посчитали приемлемой платой за такие недостатки.

Параллельно с ракетой П-6 для подводных лодок ОКБ-52 разрабатывало аналогичную систему для вооружения надводных кораблей. Результатом этого проекта стало появление комплекса с ракетой П-35. Это изделие было максимально унифицировано с П-6 и в течение длительного времени оставалось важным элементом вооружения надводного флота. Таким образом, идеи, заложенные в проекте П-5, в дальнейшем были развиты и получили удачное продолжение в виде нескольких типов нового ракетного вооружения.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://flot.com/
http://nevskii-bastion.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-391.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ракеты


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Крылатая ракета подводных лодок П-10 ezup Ракеты 0 14.04.2016 11:09
Крылатая ракета подводных лодок П-7 ezup Ракеты 0 14.04.2016 10:57
Крылатая ракета подводных лодок П-5 ezup Ракеты 0 06.04.2016 11:52
Баллистическая ракета подводных лодок M45 ezup Стратегические 0 22.12.2013 23:35
Баллистическая ракета подводных лодок Р-29Р (РСМ-50) ezup Стратегические 0 20.12.2013 01:44