RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Боеприпасы > Ракеты » Проект противокорабельной ракеты «Щука»

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 30.03.2016, 09:40 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект противокорабельной ракеты «Щука»
ezup
ezup на форуме

Применение ракетного вооружения позволяет значительно повысить ударный потенциал боевого корабля в сравнении с его аналогами, имеющими только артиллерийское и торпедное оружие. По этой причине вскоре после окончания Великой Отечественной войны в нашей стране стартовали работы по созданию перспективного управляемого вооружения для кораблей. Первые результаты этих работ появились только через несколько лет, а итогом стало появление первой корабельной управляемой ракеты для стрельбы по надводным целям П-1 «Стрела».

Созданию ракеты П-1 предшествовало изучение трофейных немецких разработок. После окончания войны советские инженеры получили возможность ознакомиться с массой вражеских изделий, в том числе с планирующими бомбами Hs-293 и Hs-294 фирмы Henschel. Вскоре было принято решение скопировать бомбу Hs-293 и попытаться усовершенствовать ее конструкцию. До определенного времени работы шли с переменным успехом, но позже их прекратили. В 1948 году прошли очередные испытания переработанной немецкой бомбы, которые показали нецелесообразность продолжения ее развития. Несколько лет назад это оружие представляло большой интерес, но теперь оно не имело заметных перспектив. Таким образом, новое оружие следовало разрабатывать с нуля, на основе имеющегося опыта.

РАМТ-1400

Развитием немецкого проекта занималось КБ-2 (позже ГС НИИ-642, после ряда преобразований вошло в состав НПО Машиностроения). В апреле 1948 года решением Совета министров СССР ему же доверили разработку нового управляемого вооружения для флота. Руководителем проекта был назначен Д.Л. Томашевич. В дальнейшем его место занял М.В. Орлов. На основе полученного опыта, трофейной документации и некоторых новых идей требовалось создать управляемую ракету воздушного базирования для поражения кораблей противника. Проект получил обозначение РАМТ-1400 «Щука». В силу определенных причин самолет-снаряд назвали «реактивной авиационной морской торпедой», что было выведено в ее обозначение. В дальнейшем проект несколько раз менялся и получал новые названия, пока не дошел до принятия на вооружение под обозначением П-1 «Стрела».


Общий вид ракеты РАМТ-1400Б "Щука-Б". Рисунок Airwar.ru


Предварительные работы по «Щуке» привели к формированию общего облика перспективного оружия. В дальнейшем в предложенную концепцию вносились некоторые изменения, но общие положения проекта оставались прежними. Предлагалось строить крылатую ракету с фюзеляжем большого удлинения и трапециевидным крылом малой стреловидности. Также предлагалось V-образное оперение, обеспечивавшее правильное управление полетом и уменьшавшее габариты изделия. Изначально планировалось использовать жидкостный ракетный двигатель. В головной части фюзеляжа следовало крепить отделяемую проникающую фугасную боевую часть.

Заметные проблемы возникли при проработке вопроса систем управления. В идеале новая ракета должна была выходить в район цели по командам, а затем самостоятельно находить цель при помощи активной радиолокационной головки самонаведения. Тем не менее, готовые изделия такого класса отсутствовали, а их разработка была крайне трудной задачей. По этой причине появилось предложение о проработке двух вариантов проекта РАМТ-1400. Одну из ракет можно было оснастить активной радиолокационной ГСН, а вторая модификация должна была комплектоваться радиокомандным наведением и управляться с носителя.

Заказчик согласился с приведенными доводами в пользу двух проектов, результатом чего стало постановление Совмина от 27 декабря 1949 года. В соответствии с этим документом, КБ-2 должно было создать ракеты РАМТ-1400А «Щука-А» с радиокомандным управлением и РАМТ-1400Б «Щука-Б» с системами самонаведения. Целесообразность параллельной разработки двух проектов вскоре была подтверждена практикой. Работы по созданию активной радиолокационной ГСН серьезно затянулись, из-за чего в течение длительного времени реальные перспективы имела только ракета «Щука-А».

Обе новые ракеты должны были иметь максимально схожую конструкцию, однако некоторые особенности новых проектов привели к появлению ряда отличий. Так, самолет-снаряд с литерой «Б» получался немного крупнее, но отличался от «Щуки-А» меньшей массой. Кроме того, должны были присутствовать отличия в конструкции головного обтекателя: весь нос РАМТ-1400А можно было полностью отдать под боевую часть, тогда как на РАМТ-1400Б следовало предусмотреть объем под головку самонаведения.

Обе реактивные авиационные морские торпеды должны были получить схожий фюзеляж круглого сечения общей длиной 6,7 м («Щука-А») или 6,8 м («Щука-Б»). Диаметр фюзеляжа обеих версий был одинаков – 0,7 м. По имеющимся данным, носовая часть ракеты с радиолокационной ГСН должна была иметь полусферический обтекатель, а в нижней ее части предусматривалась продолговатая выемка для установки конической боевой части. «Щука-А», в свою очередь, должна была получить конический заостренный обтекатель, прикрывающий унифицированную боевую часть. В хвостовой части фюзеляжа располагалось сопло жидкостного маршевого двигателя. На нижней поверхности фюзеляжа предусматривались несколько выступающих блоков. Так, в случае с «Щукой-Б» под фюзеляжем разместили сбрасываемую боевую часть.

Обе ракеты должны были получить крыло схожей конструкции, имевшее трапециевидную в плане форму. Размах крыла РАМТ-1400А составлял 4 м, РАМТ-1400Б должна была получить наклоненные вниз законцовки консолей, увеличивающие размах до 4,55 м. На задней кромке крыла расположили узкие интерцепторы, которые планировалось использовать для управления по крену. Хвостовое оперение двух ракет было унифицированным и состояло из двух стабилизаторов, установленных с развалом в виде V. На задней кромке оперения так же имелись отклоняемые плоскости управления.

Имеющиеся особенности конструкции должны были привести к заметной разнице в весовых параметрах двух ракет. Самолет-снаряд с радиокомандным управлением должен был весить порядка 2 т, «Щука-Б» – не более 1900 кг.


Схема полета ракеты РАМТ-1400Б при запуске с самолета-носителя. Рисунок Airwar.ru


Для обеих ракет РАМТ-1400 была разработана общая боевая часть весом 620 кг с зарядом 320 кг. Боевая часть имела коническую форму и оснащалась контактным взрывателем ВУ-150, обеспечивающим подрыв при столкновении с целью. При разработке боевой части использовались наработки по немецкому проекту, что привело к формированию необычного способа применения. На некотором расстоянии от корабля-цели боевая часть должна была отделяться от ракеты и падать в воду. При помощи специального выступа на головной части, т.н. кавитационного кольца, отделившийся заряд должен был двигаться по изогнутой траектории и поражать цель в подводную часть борта. За счет скорости и сравнительно тяжелого заряда боевая часть могла нанести цели серьезный урон, вплоть до предпосылок к потоплению.

Заказчик устанавливал достаточно жесткие сроки, что приводило к ускорению тех или иных работ. Тем не менее, некоторые необходимые агрегаты отсутствовали, что сказывалось на проведении испытаний. Несмотря на затянувшуюся разработку систем управления, испытания новых ракет стартовали уже в конце 1949 года. К этому времени КБ-1 изготовило и подготовило к проверкам несколько опытных ракет, фактически представлявших собой только планер с жидкостным двигателем и нештатной упрощенной системой управления. Для удержания изделия на нужном курсе применялся сравнительно простой пневматический автопилот типа АП-19.

До конца 1949 года успели провести полтора десятка испытательных пусков, в которых проверялись летные данные ракет и работа двигателя. Во время этих и последующих испытаний, по некоторым данным, использовалась наземная пусковая установка. Другие источники говорят о применении самолетов-носителей. В следующем году собрали несколько «Щук» с радиокомандным управлением. Ввиду проблем собственного проекта аппаратуру скопировали с немецкого аналогичного оборудования. Тогда же, в 1950-м, провели несколько испытаний подобных изделий. Специализированная советская система управления «КРУ-Щука» была готова только в середине 1951 года. В августе состоялись первые пуски ракет, управляемых по радиоканалу. Теперь в качестве носителей использовались самолеты Ту-2 и Ил-28.

Преобразования

В конце 1951 года в истории проекта «Щука» начался достаточно длительный период различных преобразований. Решениями руководства и командования была проведена реорганизация предприятий, участвующих в проекте РАМТ-1400. Кроме того, было принято решение об изменении проекта в соответствии с новыми требованиями. При всех возникших сложностях, все это приблизило ракету «Щука» к службе на флоте.

В середине декабря КБ-2 объединили с заводом №67, результатом чего стало появление Государственного союзного научно-исследовательского института №642 (ГС НИИ-642). Вновь созданная организация продолжила работы по проекту РАМТ-1400, однако до определенного времени перспективы этого оружия были предметом споров. Дальнейшая судьба «Щуки» была решена летом 1953 года. Тогда в руководстве промышленности был поднят вопрос создания совершенно нового оружия. На основе проекта РАМТ-1400Б предлагалось построить перспективную ракету, предназначенную для вооружения кораблей и способную поражать надводные суда противника. Предварительная проработка предложения показала возможность оснащения существующих и перспективных боевых кораблей пусковыми установками для новых ракет. Одновременно с этим следовало изменить и сами самолеты-снаряды.

Первым шагом в деле создания нового ударного вооружения для кораблей стала разработка проекта модернизации существующих кораблей. Осенью 1954 года ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро) представило вариант модернизации эсминца проекта 30-бис, подразумевавшей демонтаж двух орудийных башен с их заменой двумя рельсовыми пусковыми установками для ракет.

Предложенный проект представлял большой интерес с точки зрения и тактических преимуществ, что сказалось на дальнейшем ходе работ. В последних числах 1954 года ГС НИИ-642 поручили разработать новое ракетное оружие для кораблей на основе наработок по проекту РАМТ-1400. В течение двух лет требовалось представить на испытания управляемую ракету с дальностью стрельбы 50-60 км и активной радиолокационной ГСН. Новый проект получил условное обозначение КСЩ – «Корабельный снаряд «Щука».

Изделие КСЩ

Для выполнения обновленных требований следовало значительно изменить базовый проект. В частности, было установлено, что применение жидкостного двигателя не позволит новой «Щуке» лететь на требуемую дальность. Кроме того, применение ракеты на кораблях предъявляло специфические требования к стартовым системам. В итоге было решено оснастить изделие КСЩ твердотопливным стартовым двигателем и маршевым воздушно-реактивным. Также потребовались некоторые другие изменения конструкции.


Общий вид ракеты КСЩ "Щука". Рисунок Popmech.ru


Общая архитектура ракеты, с поправками на применение новых деталей, была сохранена. Использовался вытянутый фюзеляж круглого сечения, под центральной частью которого находился ковшовый воздухозаборник. Для размещения всего необходимого оборудования диаметр фюзеляжа пришлось увеличить до 0,9 м. Длина фюзеляжа составляла 7,6 м. Использовалось трапециевидное крыло небольшой стреловидности с отогнутыми вниз законцовками. Размах крыла – 4,6 м. Строение хвостового оперения осталось прежним, но плоскости были уменьшены. Также добавились нижние V-образные плоскости.

Отделяемую боевую часть выполнили в виде цилиндрического блока с заостренным обтекателем и подвесили под носовой частью фюзеляжа, перед воздухозаборником. Как и ранее, ее предлагалось сбрасывать на расстоянии нескольких десятков метров от цели. Сама носовая часть фюзеляжа была использована для размещения активной радиолокационной головки самонаведения. Прочие части фюзеляжа вмещали топливные баки и другое оборудование.

В качестве силовой установки был выбран турбореактивный двигатель АМ-5А. Это изделие уже применялось на некоторых новых истребителях. Предлагалось в ходе ремонта снимать с самолетов двигатели с небольшим остатком ресурса и монтировать их на ракеты. Это позволяло сэкономить на разработке и производстве новых двигателей, одновременно решив проблему строительства управляемого вооружения. Старт с пусковой установки предлагалось осуществлять при помощи твердотопливного ускорителя ПРД-19М. Примененная силовая установка из стартового и маршевого двигателей позволяла разгонять ракету массой 2,9 т до сравнительно высоких скоростей.

Наведение на цель предлагалось осуществлять при помощи новой ГСН «РГ-Щука». Поиск и захват цели производился на дистанции не более 25 км в пределах сектора шириной 150°. Первую часть траектории ракета должна была проходить при помощи автопилота, после чего управление производилось по командам радиолокационной ГСН. В автопилоте предусматривался самостоятельный сброс боевой части при приближении к цели.

Использованная силовая установка и другие агрегаты ракеты, по расчетам, позволяли поражать цели на дальностях до 100 км. Тем не менее, на практике это было невозможно. В то время отечественные боевые корабли еще не располагали совершенными РЛС с большой дальностью обнаружения. Таким образом, реальная дальность применения «Щук» не могла превышать 35-40 км. Целеуказание с другого корабля до определенного времени было нереализуемым.

Для использования новых ракет на кораблях в ЦКБ-34 (ныне КБ специального машиностроения) была разработана пусковая установка СМ-59. Это изделие базировалось на стабилизированной платформе и оснащалось двумя пусковыми направляющими. Также предусматривались устройства для подъема ракет из трюма и установки на направляющую. Имелись системы наведения направляющей в двух плоскостях по командам с поста управления стрельбой. Основные элементы пусковой установки и ракета защищались бронированием.


Пусковая установка СМ-59. Рисунок Cmboat.ru


В середине 1955 года судостроительная промышленность получила приказ разработать корабль-носитель ракет на базе эсминца проекта 56. В начале следующего года был представлен проект 57, в котором предусматривалось использование систем СМ-59 с ракетами «Щука». Проект представлял определенный интерес, но отличался сокращением некоторых характеристик в сравнении с существующими кораблями. По этой причине был создан проект 56-ЭМ с одной установкой СМ-59 и боекомплектом из восьми ракет.

В конца 1953 года в Николаеве велось строительство эсминца «Бедовый» проекта 53. Летом 1955 года было принято решение достраивать его по проекту 56-ЭМ, подразумевающим использование ракет КСЩ. В 1958 году корабль был включен в состав Черноморского флота. Еще до официального начала службы «Бедовый» успел стать платформой для испытания новых самолетов-снарядов. К началу 1957 года ракета была готова к испытаниям, а корабль получил все необходимое оборудование.

2 февраля 1957 года «Бедовый» впервые в мире произвел запуск управляемой противокорабельной ракеты. К сожалению, первый пуск оказался неудачным. Еще до сброса стартового двигателя «Щука» начала заваливаться на бок, после чего упала в воду, пролетев буквально пару километров. В середине февраля состоялся второй пуск, на этот раз завершившийся удачно. Изделие КСЩ успешно вышло на цель в виде недостроенного корабля и поразило ее. Остальные пуски, проводившиеся весной и летом, завершались как успехами, так и неудачами.

6 сентября 57-го состоялся первый пуск «Щуки» по движущейся цели, в качестве которой использовался торпедный катер с радиоуправлением. Ракета пролетела свыше 20 км, навелась на цель, движущуюся со скоростью порядка 30 узлов, и успешно поразила ее. За счет маршевой скорости более 250 м/с ракета просто разрубила катер пополам.

В 1958 году к испытаниям присоединился корабль «Прозорливый» проекта 56-М. Он так же получил пусковую установку СМ-59 и мог применять новые ракеты. Дальнейшие испытания ракет и вспомогательного оборудования проводились с применением двух кораблей-носителей. Подобные проверки позволили провести доводку всех систем, а также сформировать оптимальный способ применения вооружения. Так, после старта и подъема на высоту более 100 м ракета должна была опускаться до 60 м над поверхностью и на такой высоте лететь к цели.

Также на этом этапе были проведены испытательные пуски с дистанции 75 и 85 км от цели. Ракета, запущенная с 75 км, захватила цель с расстояния 20 км, после чего уверенно навелась на нее. Сама ракета упала в воду перед судном-целью, а сброшенная боевая часть ушла под воду и взорвалась под целью, затопив ее. Запуск с 85 км закончился неудачей. Ракета несколько раз захватывала и теряла цель. Последний захват произошел на расстоянии в несколько километров, когда ракета уже не могла правильно маневрировать. Промах составил 2 км по азимуту и 5 км по дальности.


Эсминец "Неуловимый" проекта 56-М, 1970 г. В кормовой части видна пусковая установка ракет КСЩ. Фото Wikimedia Commons


По результатам испытаний в 1958 году ракету КСЩ приняли на вооружение. Новый противокорабельный ракетный комплекс получил обозначение П-1 «Стрела» и стал вооружением нескольких боевых кораблей советского флота.

Корабли и ракеты

Первым носителем комплекса «Щука» стал эсминец «Бедовый» проекта 56-ЭМ, сданный Черноморскому флоту в 1958 году. В дальнейшем аналогичное оружие получили три корабля проекта 56-М: «Прозорливый», «Неуловимый» и «Неудержимый». Еще один эсминец проекта, «Неукротимый», был зачислен в списки флота, но не закладывался и не строился. Эсминцы проекта 56-ЭМ/М получали по одной пусковой установке для самолетов-снарядов КСЩ. Боекомплект состоял из восьми ракет.

Проект эсминца «57» в предложенном виде не устроил заказчика. По этой причине его переработали, вследствие чего появился проект 57-бис. В 1957-61 годах было заложено девять кораблей этого типа, восемь из которых были переданы флоту: «Гневный», «Гремящий», «Упорный», «Жгучий», «Гордый», «Бойкий», «Зоркий» и «Дерзкий». Еще один корабль после спуска на воду сняли со строительства и законсервировали. Позже последний эсминец серии, «Храбрый», стал энергетическим судном. На носу и корме кораблей «57-бис» монтировались две пусковые установки ракет КСЩ / П-1. Общий боекомплект двух установок достигал 16 ракет.

Пусковые установки для ракет П-1 «Стрела» получили только 12 кораблей. Эксплуатация этого вооружения продолжалась в течение длительного времени, за которое моряки успели изучить все сильные и слабые стороны. Прежде всего, отмечалась невысокая надежность ракет, связанная с общим несовершенством конструкции. Доходило до того, что при парном пуске одна из ракет поражала цель, а вторая падала в воду вблизи корабля. Тем не менее, если ракете удавалось добраться до цели и попасть в нее, эффект мог быть весьма высоким.

В 1961 году эсминец «Гневный» проекта 57-бис выполнил учебно-боевую стрельбу ракетой П-1 с инертной боевой частью по списанному эсминцу старого типа. Важной особенностью этих учений было применение цели без демонтированного оборудования: мишень сохранила все надстройки, башни и т.д. Таким образом, появилась возможность отработать обнаружение полноценного корабля, а также изучить результаты его атаки.

Перед стрельбой корабль-мишень не поставили на бочки, из-за чего он постоянно менял свое положение. В момент попадания эсминец стоял кормой к «Гневному» и именно туда пришлось попадание ракеты. «Щука» с инертной боевой частью ударилась о кормовую часть палубы, срикошетила и полетела вперед. На своем пути она срывала с мест и разбрасывала в стороны орудийные башни, части надстройки и т.д. Затем ракета пропорола палубу и остановилась около носовой артиллерийской установки. «Условный противник» остался на плаву, но вряд ли мог вернуться к боевой службе без капитального ремонта.

Вскоре провели стрельбы по старому крейсеру «Адмирал Нахимов» проекта 68-бис. С дистанции 68 км эсминец «Прозорливый» (проект 56-М) запустил ракету «Щука», снова оснащенную инертной боевой частью. Ракета вошла в борт цели и оставила крупную пробоину в виде восьмерки, образованной двигателем и боевой частью. «Стрела» пробила корабль навылет и проделала в другом борту выходное отверстие меньших размеров. Часть отверстия оказалась ниже ватерлинии, что привело к частичному подтоплению мишени. Кроме того, произошло возгорание разлившегося керосина из ракеты. Спасателям пришлось постараться, чтобы потушить пожар и вернуть крейсер на базу для дальнейшей разделки на металл.

К началу семидесятых годов ракеты КСЩ / «Щука» / П-1 морально и физически устарели. К этому времени были созданы новые противокорабельные ракетные комплексы, из-за чего продолжение эксплуатации «Стрелы» посчитали нецелесообразным. Одновременно с этим все 12 кораблей-носителей все еще могли продолжать службу. Следствием этого стала модернизация кораблей с установкой нового оборудования и вооружения.


Эсминец "Гремящий" проекта 57-бис после модернизации по проекту 57-А. Пусковые установки СМ-59 заменены другим оружием. Фото Wikimedia Commons


Незадолго до окончания эксплуатации ракет П-1 состоялся последний запуск подобного оружия. В 1971 году корабль «Неуловимый» принял участие в испытаниях новейшего зенитного комплекса «Шторм». Эсминец запустил четыре ракеты «Стрела», которые выполняли функции учебных мишеней. Из-за специфики траектории полета и недоработанности ЗРК ни одна из мишеней не была поражена.

В 1972 году эсминец «Бедовый» ушел на модернизацию по новому проекту 56-У. Проект подразумевал демонтаж всего оборудования комплекса П-1 с установкой артиллерийских систем АК-276 и ракетного комплекса П-15 «Термит». В дальнейшем аналогичную модернизацию прошли и остальные корабли проекта 56-М.

Одновременно с модернизацией «Бедового» стартовала переделка эсминцев проекта 57-бис. В соответствии с новым проектом 57-А они лишались устаревших ракет и получали новое оружие. Интересно, что после такой модернизации эсминцы становились большими противолодочными кораблями.

Уже в новом качестве и с новым вооружением 12 эсминцев продолжали службу до конца восьмидесятых и начала девяностых годов. В дальнейшем их списали и разделали на металл ввиду морального и физического устаревания.

***

С конца сороковых годов специалисты нескольких организаций занимались созданием нового ракетного вооружения пока еще отсутствовавшего класса. Результатом их работы стало появление комплекса П-1 «Стрела», также известного под названием КСЩ «Щука». Это была первая отечественная противокорабельная ракета, предназначенная для использования кораблями. Кроме того, «Стрела» оставила за собой и первенство в мировом масштабе. Эсминец «Бедовый», в свою очередь, стал первым в мире кораблем с противокорабельными ракетами.

Как и многие другие первопроходцы в своей области, «Щука» не отличалась высокими характеристиками и имела недостаточную надежность. Тем не менее, она дошла до серийного производства и использовалась военно-морским флотом. В дальнейшем советская промышленность создала массу других противокорабельных ракетных комплексов, но первой такой системой была П-1 «Стрела».


По материалам:
http://armoredgun.org/
http://commi.narod.ru/
http://cmboat.ru/
http://popmech.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ракеты


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Атомная подводная лодка Проект 671РТМ, шифр «Щука» Проект 671РТМК, шифр «Щука» ezup Подводные лодки 0 21.01.2019 00:12
ВМС США: У нас похитили данные по проекту противокорабельной ракеты для АПЛ ezup Новости ВПК 0 09.06.2018 14:47
Первый пуск китайской противокорабельной ракеты YJ-83K в рамках учений ezup Боеприпасы 0 17.12.2016 16:12
Проект противокорабельной баллистической ракеты Р-33 ezup Противокарабельные баллистические ракеты 0 27.04.2016 12:10
Проект противокорабельной ракеты КСС ezup Ракеты 0 31.03.2016 11:02