RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > ПВО > ЗРК » Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 30.03.2016, 09:39 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 (Германия)
ezup
ezup вне форума

енитные самоходные установки Flakpanzer I позволили частично решить важную проблему, но не смогли оказать заметного влияния на ход боев. К такому результату привело малое число подобных машин (всего 24 единицы), а также устаревшие шасси середины тридцатых годов с малыми остатками ресурса. Как результат, часть ЗСУ этого типа была потеряна в боях, а последние машины попали в котел под Сталинградом. Там они сначала стали трофеем Красной армии, а потом превратились в металлолом. Тем не менее, Вермахт по-прежнему нуждался в самоходной системе, способной защитить войска от нападения с воздуха. Следующей попыткой построить такую машину стал проект Flakpanzer 38(t).

Интересен тот факт, что новый проект «Флакпанцера» стартовал только в первой половине 1943 года – лишь через пару лет после начала работ по машине Flakpanzer I и через несколько месяцев после потери последних подобных самоходок. По некоторым данным, это было связано с особенностями обстановки на фронте. Немецкая авиация все еще удерживала господство в воздухе, а с задачами противовоздушной обороны справлялись и буксируемые системы. По этой причине разработка новой ЗСУ считалась желательной, но не являлась первоочередной задачей. Однако со временем ситуация на фронтах изменилась, что привело к соответствующим последствиям.

В первой половине 1943 года фирма Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM, ныне Českomoravská Kolben-Daněk), работавшая в оккупированной Праге, приступила к созданию новой самоходки с зенитным вооружением. С целью выполнения поставленной задачи было решено широко применять существующие агрегаты. В частности, базой для боевой машины должно было стать имеющееся шасси, созданное на базе одной из предыдущих разработок. Вооружение так же не следовало разрабатывать с нуля: было решено использовать существующую автоматическую пушку, аналогичную примененной на Flakpanzer I.


ЗСУ Flakpanzer 38(t). Фото Panzer-archiv.de


Главным элементом перспективной машины должно было стать гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Эта машина представляла собой переработанное шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) с измененной компоновкой и переделанным корпусом. К середине войны исходный легкий танк уже не в полной мере соответствовал требованиям к боевым машинам, однако все еще мог использоваться в качестве основы для вспомогательной техники. Исходя из такой логики, чешские специалисты разработали измененное шасси, которое планировалось использовать при строительстве различных самоходных артиллерийских установок и другой техники.

В новом проекте планировалось оснастить базовое шасси некоторыми дополнительными агрегатами, которые превратили бы его в зенитную самоходную установку. Прежде всего требовалось предусмотреть монтаж зенитного орудия и защиты для расчета. При этом имелась возможность сократить необходимые переделки шасси, использовав максимальное число готовых агрегатов.

Многоцелевое гусеничное шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M представляло собой переработанный вариант базового танка Pz.Kpfw.38(t) чехословацкой разработки. Эта машина сохраняла большую часть черт исходного танка, но отличалась некоторыми особенностями конструкции. Самое главное отличие заключалось в компоновке корпуса. Предполагалось, что такое шасси будет использоваться при строительстве самоходных артиллерийских установок с кормовым расположением боевого отделения. В связи с этим моторный отсек был перенесен из кормы корпуса в его среднюю часть, что позволило высвободить объем для размещения вооружения и экипажа. Остальные агрегаты шасси были максимально унифицированы с танком.


Легкий танк Pz.Kpfw.38 (t). Фото Wikimedia Commons


Чехословацкий легкий танк имел бронирование толщиной до 25 мм и мог защитить экипаж от стрелкового оружия или малокалиберных артиллерийских систем. В передней части корпуса шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M находились агрегаты трансмиссии, взаимодействующие с ведущими колесами, а также рабочее место механика-водителя. Непосредственно за ними размещался моторный отсек с бензиновым двигателем мощностью 150 л.с., соединенным с передними агрегатами трансмиссии при помощи карданного вала.

Универсальное шасси сохранило ходовую часть базовой машины. На каждом борту имелось по четыре опорных катка, сблокированных попарно, с подвеской на основе листовых рессор. Ведущие колеса располагались впереди, направляющие – сзади. В составе ходовой части также присутствовали четыре поддерживающих ролика (по два на борт), на которых лежали передняя и средняя части верхней ветви гусеницы. Дополнительная поддержка задней половины не предусматривалась: она должна была лежать на задних опорных катках и переходить на направляющее колесо.

В корме базового шасси предложили устанавливать рубку для размещения вооружения и оружия. Над бортами имеющегося корпуса следовало надстраивать конструкцию сложной многоугольной формы, состоящую из 10-мм броневых листов. Лобовые листы такой рубки устанавливались под углом к вертикали с наклоном назад, а борта и корму выполнили клинообразными. Все элементы рубки состояли из двух пластин, соединенных петлями. Таким образом, при необходимости экипаж мог опускать верхние лобовые или бортовые листы, увеличивая углы горизонтальной и вертикальной наводки.

Внутри кормовой надстройки поместили тумбу для монтажа автоматической пушки FlaK 38 калибра 20 мм вместе с частью исходного лафета. Орудие сохранило возможность круговой наводки по горизонтали. Вертикальное наведение могло производиться в пределах от -5° до +90°, что позволяло стрелять как по воздушным, так и по наземным целям. Лафет орудия, почти полностью заимствованный у исходной буксируемой конструкции, имел собственное рабочее место наводчика с ручными приводами наведения, прицел и броневой щит для защиты от обстрела спереди.


Одна из серийных машин. Фото Panzernet.net


Орудие FlaK 38 имело нарезной ствол калибра 20 мм длиной 65 калибров и предназначалось для атаки самолетов противника на малых высотах. Пушка могла вести огонь с темпом до 450 выстрелов в минуту (практическая скорострельность не более 180-200 выстрелов в минуту) и поражать цели на дальностях до 2,2 км. В боекомплект могли входить снаряды нескольких типов, в том числе осколочно-фугасные, бронебойные и т.д. Подача боеприпасов осуществлялась из сменных магазинов емкостью 20 снарядов.

Управлять новой самоходкой должен был экипаж из четырех человек. При этом управление шасси доверялось лишь одному водителю, а за обслуживание орудия должен был отвечать расчет их трех человек.

Ввиду применения шасси, основанного на конструкции легкого танка, готовая боевая машина получилась сравнительно компактной и не отличалась большим весом. Боевую массу определили на уровне 9,8 т, длина составляла 4,6 м, ширина – 2,13 м, высота – 2,25 м.

Проектирование зенитной самоходки на базе шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M завершилось в середине 1943 года. Вскоре был построен первый прототип, который использовали во время испытаний. В целом, машина показала себя неплохо. Имеющийся двигатель позволял разгоняться на шоссе до 40-42 км/ч, а на пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запас хода, в зависимости от трассы, составляла 140-185 км. При удельной мощности более 15 л.с. на тонну самоходка могла преодолевать различные препятствия. Благодаря имеющейся подвижности машина имела возможность передвижения и работы в одних боевых порядках с танками и другой бронетехникой, состоящей на вооружении.


Вид сверху. Фото Panzernet.net


Использованная 20-мм автоматическая пушка FlaK 38 уже активно эксплуатировалась зенитными соединениями и успела хорошо зарекомендовать себя. Тем не менее, ввиду роста скоростей авиации реальная эффективность этого вооружения постепенно падала. В отдаленной перспективе вооружение ЗСУ всего одной автоматической пушкой уже не выглядело достаточным. Однако в случае с новым проектом фирмы BMM это сочли приемлемым. Вероятно, одними из главных доводов в пользу новой самоходки являлись фактическое отсутствие альтернатив и острая необходимость в подобных средствах защиты от нападения с воздуха.

Осенью 1943 года прототип зенитной самоходки прошел все испытания, после чего новую технику приняли на вооружение. По правилам немецкой номенклатуры техники сухопутных войск, ЗСУ получила сложные обозначения Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 («Шасси Panzerkampfwagen 38(t) для 2-см пушки FlaK 38») и Sonderkraftfahrzeug 140 («Машина специального назначения, модель 140»). Кроме того, по аналогии с предыдущим проектом, появилось обозначение Flakpanzer 38(t) – «Зенитный танк на базе Pz.Kpfw.38(t)». В разных источниках и документах на равных используются все эти обозначения.

После принятия нового «Флакпанцера» на вооружение фирма BMM получила заказ на серийное строительство такой техники. Это предприятие в течение нескольких последних лет строило танки Panzerkampfwagen 38(t), а также сравнительно недавно развернуло производство универсальных шасси Selbstfahrlafette 38(t) Ausf.M. Таким образом, никакие серьезные проблемы с производством самоходок не ожидались. Тем не менее, по объективным причинам, таким как загрузка другими заказами, темпы производства новой ЗСУ на практике оставляли желать лучшего. В соответствии с заключенным контрактом, в течение нескольких следующих месяцев пражский завод должен был построить 150 новых боевых машин.


ЗСУ с откинутыми бортами. Фото Panzernet.net
[/center]

В течение нескольких первых месяцев серийного производства предприятие BMM смогло выполнить большую часть заказа. До конца января было построено и передано войскам 87 зенитных самоходок. После этого производство продолжилось, но его темпы постоянно снижались. Последние серийные Flakpanzer 38(t), по разным данным, вышли из сборочного цеха в 1944 году. В общей сложности войска получили 141 машину нового типа из 150 заказанных.

В сентябре 1944 года выпуск ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 был окончательно прекращен. Причиной этого стало развертывание серийного производства новой противотанковой самоходки Jagdpanzer 38(t), порученного BMM. Завод не мог одновременно строить обе машины в требуемых количествах, из-за чего зенитные самоходные установки были сняты с производства. Кроме того, к осени 44-го на вооружение были приняты новые образцы техники аналогичного назначения с более высокими характеристиками. После развертывания их полноценного производства и перевооружения войск необходимость в более старой технике могла полностью отпасть.

Серийные боевые машины нового типа отправлялись служить в различные подразделения германской армии. Не теряя времени, сухопутные войска бросали самоходки в бой с авиацией противника. Имея вооружение в виде одной 20-мм автоматической пушки, подобная техника могла противостоять налетам, однако в некоторых случаях огневая мощь могла быть приемлемой только при одновременной боевой работе нескольких машин. Одновременно с этим зенитные бронемашины в некоторых случаях могли использоваться для поражения сухопутных войск противника, прежде всего легкой техники и пехоты. В таком случае достигалась определенная эффективность огня, но присутствовал риск подвергнуться ответному обстрелу с фатальными последствиями. Несмотря на все проблемы, эксплуатация ЗСУ Flakpanzer 38(t) продолжалась на безальтернативной основе.


Американские солдаты отдыхают после боя. На заднем плане разбитая ЗСУ Flakpanzer 38(t). Нормандия, 1944 г. Фото Wikimedia Commons


По имеющимся данным, свою службу ЗСУ Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 начали на Восточном фронте, а после десанта в Нормандии некоторое число таких машин было переброшено в Западную Европу. По понятным причинам, зенитные вооружения, в том числе и на самоходных шасси, являлись приоритетной целью ударной авиации союзников. Из-за этого зенитные подразделения, вооруженные «Флакпанцерами-38», постоянно несли потери. С развитием наступления войск антигитлеровской коалиции потери только усиливались.

В некоторых источниках упоминается, что к началу зимы 1944 года в строевых частях Германии оставалось не более десятка боеспособных машин Flakpanzer 38(t) из почти полутора сотен построенных. Вскоре после этого сохранявшиеся в строю самоходки разделили судьбу мене удачливых собратьев, погибших немного ранее. К концу войны в Европе или немного ранее все ЗСУ этого типа были уничтожены в боях при тех или иных обстоятельствах. До нашего времени ни одна такая машина не дожила.

Проект Flakpanzer 38(t) / Panzerkampfwagen 38(t) für 2 cm FlaK 38 / Sd.Kfz.140 стал продолжением немецких работ по тематике зенитной самоходной артиллерии для противовоздушной обороны войск на марше и на позициях. В сравнении с предыдущим проектом Flakpanzer I новая машина получилась достаточно удачной и имела массу преимуществ. Кроме того, ей удалось пойти в серийное производство в куда больших объемах. Тем не менее, и 24, и 141, и даже 150 боевых машин с автоматическими пушками не могли серьезно повлиять на ход боев в Европе. Для эффективного противостояния авиации противника Германии требовалось гораздо большее число зенитных самоходок, строительство которых, однако, было почти невозможным или крайне затруднительным. Как следствие, со временем антигитлеровская коалиция завоевала превосходство в воздухе и тем самым значительно приблизила победу.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://panzer-archiv.de/
http://panzernet.net/
Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием