RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот » Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 18.03.2016, 10:18 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер
ezup
ezup на форуме

Адмирал Шеер (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжелый крейсер типа «Дойчланд», относящийся к периоду Второй мировой войны. Крейсер был назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Первоначально корабль классифицировался в Германии как броненосец, но в феврале 1940 года официально был классифицирован как тяжелый крейсер. Также распространенным является отнесение данного корабля к классу «карманных линкоров», которое ввели в обиход британцы.

Закладка корабля состоялась 25 июня 1931 года, 1 апреля 1933 года он был спущен на воду, а 12 ноября 1934 года введен в строй. Крейсер проектировался с учетом достаточно жестких условий Версальского договора, согласно которым послевоенная Германия не могла иметь более 6 кораблей в классе линкоров. При этом вновь строящиеся корабли не могли превышать по водоизмещению 10 тысяч тонн, а калибр установленных на них орудий ограничивался 11 дюймами — 280 мм. Всего было построено три корабля типа «Дойчланд» — сам «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Корабли незначительно отличались друг от друга. Каждый последующий корабль серии был немного шире и превышал по водоизмещению «Дойчланд».

Главной задачей, которая стояла перед немецкими конструкторами при реализации данного проекта, было создание мощного боевого корабля — океанского рейдера, который не выходил бы за рамки Версальского договора. Самое жесткое ограничение накладывалось на водоизмещение корабля, которое не должно было превышать 10 тысяч тонн. Решить эту задачу немецким инженерам удалось, благодаря свойственной для них склонности к различным инновациям. При постройке корабля очень широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо традиционного использования заклепок). Установленные дизельные двигатели компании MAN оказались существенно легче паровых котлов и турбин, которые использовались на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить на борту тяжелого крейсера шесть 283-мм орудий, незначительно увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Все эти решения позволяли ограничивать водоизмещение корабля. Но даже, несмотря на все усилия инженеров, корабль все равно вышел из дозволенных ему ограничений. Стандартное водоизмещение корабля составляло 11 550 тонн, полное — 15 180 тонн. При этом по официальным документам корабль проходил, как не нарушающий условий Версальского договора.



Admiral Scheer особенности проекта

Вооружение корабля было довольно мощным. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями SK L/52 C28, которые были размещены в двух трехорудийных башнях — одна в носу и одна на корме. Каждая башня весила примерно 590 тонн и обеспечивала расчетам орудий надежную защиту. Толщина лобовой брони составляла 160 мм, задней — 170 мм, по бокам бронирование башен составляло 85 мм, верхней части 105 мм. Техническая скорострельность установленных орудий позволяла делать 3 выстрела в минуту, но на практике скорострельность редко превышала 2 выстрела в минуту. В боекомплект орудий главного калибра входили три типа снарядов, весивших 300 кг. Среди них были бронебойные, бронебойно-фугасные (с замедлением) и фугасные.

Артиллерия вспомогательного калибра включала в себя 8х150-мм орудий SK L/55 C28, расположенных в 8 башнях вдоль бортов крейсера. По сравнению с орудиями главного калибра защищены они были существенно хуже. Расчеты этих орудий были прикрыты броней толщиной всего 10 мм, более того башни орудий вспомогательного калибра были тесными и неудобными для расчетов. Техническая скорострельность 150-мм орудий составляла 10 выстрелов в минуту, на практике же она редко превышала 5-7 выстрелов в минуту и сильно зависела от условий питания боеприпасами. В боекомплект этих орудий входили бронебойные и фугасные снаряды, весившие по 42 кг.

Зенитная артиллерия была представлена отдельно. Для корабля, который проектировался в 1930-е годы, слабость зенитного вооружения была обыденным делом. Мало, кто тогда мог предсказать, что одним из основных врагов боевых кораблей станет именно авиация. Первоначальное зенитное вооружение «Адмирала Шпеер» и так было усилено по сравнению с крейсером «Дойчланд», оно состояло из шести 88-мм орудий L/78 C/31, а также восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30, в четырех спаренных установках. Также на крейсере имелось 8 малокалиберных 20-мм автоматов L/65, размещенных в счетверенных установках. В 1939 году все 88-мм зенитные орудия заменили на более мощные 105-мм орудия L/65 C/33. Число и расположение малокалиберных зенитных автоматов постоянно менялось и к концу войны составляло уже 33 единицы, размещенных в одиночных, спаренных и счетверенных установках.



Силовая установка тяжелых крейсеров традиционно была представлена несколькими паровыми турбинами (обычно по одной на винт), пар в которые поступал из паровых котлов (по 2-4 котла на каждую турбину). Такая схема была тяжелой и громоздкой. В связи с версальскими ограничениями для «карманных линкоров» она не подходила. Поэтому на тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» немецкие инженеры впервые использовали дизельную силовую установку, которая состояла из 4-х групп двигателей. В каждой из групп находилось по два 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN M-9Zu42/58, каждый из которых развивал мощность до 7100 л.с. Суммарная мощность всех 8 дизельных двигателей составляла 56 800 л.с., что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода в 28 узлов.

Инновационным выглядело и бронирование крейсера. Оно отходило от общепринятых правил как мирового, так и немецкого судостроения. На тяжелом крейсере «Адмирал Шеер» широкое применение получила более прочная броня «Вотан», которая была создана на заводах Круппа. На крейсере «Дойчланд» эта броня еще не использовалась. Главными элементами системы бронирования тяжелого крейсера были поясная броня, бронепалуба и броневые переборки. Поясная броня была расположена под углом 13°, она состояла из двух поясов бронеплит — нижнего (80 мм) и верхнего (50 мм). Верхний пояс брони заходил выше, чем на головном крейсере серии, достигая средней палубы. К носу толщина брони постепенно падала, а сам нос крейсера и вовсе не был забронирован. В то же время бронирование кормовой части было усилено и достигало 45 мм. Это было сделано, для того чтобы обеспечить винторулевой установке больше живучести. Толщина бронепалубы и противоторпедной переборки составляла 40 мм, а между верхними броневыми переборками — всего 20 мм. Интересным и не совсем однозначным решением конструкторов стал монтаж продольной броневой 40-мм переборки. С одной стороны она была важным несущим элементом бронепалубы крейсера, а также предохраняла от прямых попаданий в нос, которые были особо опасны из-за слабой защиты. Но с другой стороны такая переборка неоправданно утяжеляла и дисбалансировала «Адмирал Шеер».

Естественно, корабль, который пытались вписать в жесткие рамки ограничений еще на стадии проектирования, имел как свои плюсы, так и минусы. К числу вполне очевидных достоинств крейсеров типа «Дойланд» относили, прежде всего, их артиллерию главного калибра, которая была дополнена достаточно совершенной системой управления огнем. Любой, даже самый хорошо защищенный тяжелый крейсер тех лет был уязвим под обстрелом 283-мм орудий немецких рейдеров. Вторым важным достоинством немецких «карманных линкоров» называли использование в качестве силовой установки дизельных двигателей. Такие недостатки как вибрация и шумность с лихвой компенсировались огромной дальностью плавания, которая делала эти тяжелые крейсера отличными океанскими рейдерами.



Однако были у силовой установки «Адмирала Шеера» и недостатки. Максимальная скорость корабля была недостаточной, она значительно — на 4-5 узлов уступала показателям британских крейсеров тех лет. При этом корабль был построен в точном соответствии с требованиями Кригсмарине. По скорости он превосходил линкоры противника, а по огневой мощи — крейсера. Теоретически это позволяло тяжелому крейсеру успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабо охраняемые конвои противника и уходя от боя с его линкорами. На практике же выяснилось, что загнать «карманный линкор» в угол способна даже группа крейсеров без привлечения для этого линкоров. Примером послужила гибель тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее», который был затоплен собственной командой 17 декабря 1939 года, будучи заблокированным англичанами в эстуарии реки Ла-Плата.

Еще одним слабым местом тяжелых крейсеров «Дойчланд» была их броня. Бронирование совершенно не соответствовало наступательным возможностям данных кораблей, даже самый совершенный в этом плане «Адмирал граф Шпее» не был в достаточной мере защищен от огня 203-мм орудий потенциального противника. Ограничение на водоизмещение корабля сказывало свою роль. Также к недостаткам проекта относили наличие на корабле двух вспомогательных калибров — противоминного и зенитного. В реальных условиях 150-мм орудия оказались слабозащищенными и малоэффективными, а тяжелая зенитная артиллерия присутствовала в недостаточном количестве. По мнению специалистов, предпочтительным решением была бы установка на корабль артиллерии универсального калибра — 120-127-мм, как и было предусмотрено первоначальным проектом.

Рейд капитана Кранке

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» активно использовался Кригсмарине во время Второй мировой войны. Уже 4 сентября 1939 года он стал объектом атаки британских ВВС. В корабль попали три 227-кг бомбы, но все они из-за малой высоты не взвелись и не нанесли кораблю серьезных повреждений. Погиб корабль в самом конце войны, в ночь с 9 на 10 апреля 1945 года, находясь в доке на верфи в Киле, он снова подвергся бомбардировке самолетов британской авиации. Корабль получил 5 попаданий авиабомб, перевернулся и затонул вверх килем. В историю же крейсер вошел в основном двумя рейдерскими операциями. Первая из них, известная как рейд капитана Кранке была удачной, а вот участие в операции «Страна чудес» летом 1942 года, когда крейсер осуществил бомбардировку Диксона, не принесло кораблю особых лавров.


"Адмирал Шеер" в Гибралтаре


Рейд капитана Теодора Кранке с 23 октября 1940 года по 1 апреля 1941 года сделал данный корабль знаменитым, пройдя более 46 тысяч морских миль, он потопил и захватил 16 судов противника, общим водоизмещением 99 тысяч регистровых тонн. Этот рейд позволил кораблю войти в историю, как самому успешному рейдеру Кригсмаирне, действовавшему вплоть до Индийского океана.

23 октября 1940 года «Адмирал Шеер» под командованием капитана I ранга Теодора Кранке покинул Готенхафен и направился в Брунсбюттель в устье Эльбы — начальный пункт своего длительного похода. 30 октября корабль незамеченным миновал Датский пролив и вышел в Северную Атлантику. О том, что немецкий «карманный линкор» вышел в море, в Англии узнали только в конце октября. Условно рейдерство корабля можно было разделить на три этапа: атака на конвой «HX-84», шедший из Галифакса в Великобританию, действия в Атлантике и в Индийском океане.

5 ноября «Адмирал Шеер» потопил свою первую жертву — английское судно «Мопан» (5389 брутто-регистровых тонн, брт). Банановоз послушно остановился и был потоплен 105-мм снарядами за 40 минут, после того, как его команда погрузилась в шлюпки. Вечером того же дня в точке с координатами 52° 45' с.ш. и 32° 13' з.д. немецкий океанский рейдер напал на конвой HX-84, состоявший из 37 судов. Охрану конвоя обеспечивал всего один вспомогательный крейсер «Джервис Бей», который представлял собой вооруженное грузопассажирское судно (14 164 брт). Командующий конвоем адмирал Молтби сразу после обнаружения крупного боевого корабля приказал судам рассредоточиться, а капитан вспомогательного крейсера вступил с «Адмиралом Шеером» в неравный бой. Исход боя был предрешен еще до его начала, «Джервис Бей» был потоплен за 20 минут. Но даже такая небольшая задержка позволила судам конвоя рассредоточиться и поставить дымовые завесы. До наступления ночи немецкий тяжелый крейсер успел пустить на дно 5 судов конвоя, но основной массе кораблей удалось уйти. Жертвами «карманного линкора» стали транспорты «Биверфорд» (10042 брт), «Мэйдан» (7908 брт), «Киебэйн Хэд» (5225 брт), «Тревеллард» (5201 брт) и «Фресно Сити» (4955 брт). Полностью разгромить конвой немецкому крейсеру не удалось, однако его действия заставили англичан на две недели (до 17 ноября) прервать движение трансатлантических конвоев, что в условиях войны было успехом. В то же время очевидным стал тот факт, что силами одного корабля невозможно уничтожить крупный конвой судов, которые рассредоточиваются в разных направлениях.



Англичане оперативно отреагировали на атаку конвоя: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Рипалс» и «Худ» — подходы к Бискайскому заливу, блокировав для немецкого тяжелого крейсера пути отхода на базы. Возможно, именно эти действия заставили «Адмирал Шеер» отправиться на юг. 24 ноября он захватил, а затем потопил английский транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входили 5 легких учебных самолетов. Корабль успел подать сигнал о встрече с немецким «карманным линкором», поэтому крейсер снова изменил курс и ушел на восток, к островам Зеленого Мыса.

1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил очередной британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), который направлялся из Ливерпуля в Калькутту. Так как шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке снова принял решение поменять курс, вновь направив крейсер в Центральную Атлантику. Днем 18 декабря ему удалось захватить крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), на борту которого было 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченный корабль было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля. При этом Теодор Кранке намеренно дал судну возможность передать радиограмму о встрече с рейдером. К этому моменту он получил сообщение о том, что далеко на севере свой первый выход в океан начал тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Хитрость немецкого капитана удалась, англичане направили на юг на перехват «Адмирала Шеера» три корабельных группы, но ячейки раскинутой против него «сети» были очень большими и «карманный линкор» без особых проблем ускользнул, облегчив задачу другому немецкому рейдеру.

Во второй половине декабря крейсер курсировал в Южной Атлантике, где 8 января пополнил запасы топлива и направился на линию между Кейптауном и Фритауном. Здесь он 17 января захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), который перевозил примерно 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. На борт захваченного танкера передали 250 пленных и в качестве призового судна отослали в Бордо. В это время капитан «Адмирала Шеера» решил изменить тактику, он начал сближаться с транспортами днем, а не ночью. Для маскировки он начал пользоваться позывными английского военного корабля. Прием имел успех, 20 января рейдер захватил, а затем потопил голландский транспорт «Барнвельд» (5597 брт), который перевозил 5 легким бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовых автомобилей и более 1000 тонн боеприпасов и другого военного снаряжения. Несколько часов спустя он потопил британский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт) с грузом хлопка на борту. Оба потопленных корабля не успели подать сигнал бедствия.



Рейдерские действия в Атлантике показали, что одиночный корабль, который не обладает информацией о путях следования кораблей противника, обнаруживает их сравнительно редко (6 случаев за 2,5 месяца). При этом данные действия требуют специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности, за это время тяжелый крейсер 4 раза пополнял свои запасы с помощью судна снабжения.

3 февраля 1941 года корабль обогнул мыс Доброй Надежды, взяв курс на Мадагаскар. 20 февраля был захвачен танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), который перевозил практически 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее — захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля океанскому рейдеру удалось захватить и потопить канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырье для производства титана), а 22 февраля — голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), который вез уголь из Дурбана в Сингапур. С двух последних кораблей, ставших жертвами немецкого «карманного линкора», были получены радиограммы. Поэтому британцы предприняли меры, чтобы нейтрализовать тяжелый крейсер. С борта английского крейсера «Глазго», который находился в 140 милях от «Рантаупаджанга», был поднят самолет, которому удалось обнаружить немецкий рейдер. Организованное британцами преследование не смогло привести к уничтожению корабля или установлению с ним постоянного визуального контакта, однако заставило «Адмирал Шеер» вновь вернуться в Атлантику. Рейдерские действия в Индийском океане показали, что в зоне интенсивного судоходства корабль может действовать эффективно — перехватил 4 корабля за 18 дней, но лишь в течение ограниченного времени. Фактически крейсер был вытеснен из зоны действий менее чем за 3 недели.

1 апреля 1941 года корабль без особых приключений вошел в Киль. За 155 дней похода он прошел 46 419 морских миль, потопив один вспомогательный крейсер и захватив и потопив 16 торговых судов общим водоизмещением 99 059 тонн, при этом сам командир крейсера настаивал на цифре 151 000 тонн. Из трех немецких «карманных линкоров» типа «Дойчланд» он стал наиболее успешным рейдером. За совершение этого рейда команда корабля была представлена к наградам, а капитан крейсера получил звание контр-адмирала.


Конец тяжелого крейсера "Адмирал Шеер"


Современные историки оценивают рейд «Адмирала Шеера» не столь однозначно. Безусловно, действия океанского рейдера стали причиной перерывов и нервозности в судоходстве союзников, отвлекли крупные надводные силы для организации сопровождения конвоев, но практический результат не оправдывал затрачиваемых усилий. Немецкие вспомогательные крейсера, которые были замаскированы под гражданские суда, с меньшим риском перемещались по морским путям, а по потопленному тоннажу иногда даже обходили тяжелый крейсер. Именно их использование было более эффективным для рейдерских действий. К тому же действия надводных кораблей оказались несопоставимыми с действиями немецких субмарин, что заставило Кригсмарине со временем отказаться от данной тактики.

Источники информации:
http://warspot.ru/2846-posledniy-reyder
http://wunderwafe.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/05.htm
http://battleships.spb.ru/Germ/Spee/Admiral_Scheer.html
http://fanread.ru/book/4033486/?page=24
Материалы из открытых источников

Автор Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" ezup Авианосцы 60 04.07.2021 19:10
Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 0 02.06.2018 17:50
Атомный тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.7 «Ульяновск» ezup Авианосцы 0 28.11.2016 22:47
FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 0 19.07.2016 13:06
Линкор «Адмирал Шеер» ezup Корабли 0 01.05.2016 21:54