RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Артиллерия и бронетехника > САУ » Проект самоходной артиллерийской установки Heuschrecke (Германия)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.02.2016, 23:43 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект самоходной артиллерийской установки Heuschrecke (Германия)
ezup
ezup на форуме

Преимущества самоходной артиллерии перед буксируемой стали очевидны еще до начала Второй мировой войны. Тем не менее, облик перспективных САУ сформировался далеко не сразу. В ходе многочисленных споров специалисты и военачальники предлагали самые разные варианты подобной техники, в том числе и довольно странные. Хорошим примером интересной, но неоднозначной или даже сомнительной концепции артиллерийской самоходки является немецкий проект Heuschrecke 10.

C конца тридцатых годов фирма Krupp работала над проектами различной бронетехники, в том числе и самоходных артиллерийских установок. Одним из результатов этих работ стало формирование облика САУ с полноповоротной башней, в которой предлагалось устанавливать существующее артиллерийское орудие. Подобная концепция была опробована в проекте Sd.Kfz. 165/1, дошедшем до строительства предсерийной партии и ее войсковых испытаний. Новая САУ не пошла в серию, но стала основой для следующего проекта, в котором было предложено использовать нестандартное оригинальное техническое решение.

Точные сведения о предпосылках к появлению оригинального предложения, к сожалению, отсутствуют. В силу некоторых причин, вероятно связанных с вопросами мобильности и тактики применения, было решено строить не просто самоходку, а САУ с функцией транспортера вооружений. Перспективную машину предлагалось оснастить вращающейся башней, а также специальным краном, при помощи которого башню можно было быстро снять с погона и установить на соответствующую основу. Кроме того, предлагалось обеспечить буксировку снятой башни при помощи корпуса САУ или иного тягача.


Одна из опытных самоходок


Подобный облик позволял перспективной самоходке, в зависимости от тактической необходимости, обстреливать противника (в том числе на ходу), подвозить боеприпасы, работать в качестве ремонтно-эвакуационной машины и т.д. Снятая с корпуса башня, в свою очередь, могла превращаться в стационарную огневую точку с пушечным вооружением. Предложенная идея была крайне смелой и даже сомнительной, но все же получила одобрение со стороны руководителей фирмы-разработчика и заказчика.

Работы по новому проекту стартовали в 1942 году. Разработка получила условное обозначение Heuschrecke («Саранча»). В дальнейшем к названию добавлялись дополнительные индексы, обозначавшие различные версии проекта, разные машины-прототипы и т.д. Кроме того, использовалось сложное официальное обозначение 10.5 cm leFH 18/1(Sf) auf Geschützwagen IVb – «105-мм легкая полевая гаубица на шасси Geschützwagen IVb». В проекте предлагалось самым активным образом использовать существующие узлы и агрегаты, что позволило ускорить разработку.

В качестве основы для новой самоходки было выбрано шасси Geschützwagen IVb от САУ Hummel, построенное на базе танков PzKpfw III и PzKpfw IV. При этом шасси базовой самоходки было доработано в связи с особенностями компоновки «Саранчи». Дело в том, что при создании САУ «Хуммель» немецкие инженеры были вынуждены переработать базовое танковое шасси и перенести его двигатель в среднюю часть корпуса, высвободив объем для боевого отделения в корме. Новая самоходка Heuschrecke должна была иметь среднее боевое отделение, из-за чего двигатель вернулся в корму.


Вид на корму. Колеса тележки для башни установлены на креплениях


Корпус шасси сваривался из нескольких катаных броневых листов различной толщины. Лобовая часть корпуса образовывалась несколькими листами, размещенными под углом друг к другу. Максимальная толщина лобовой преграды составляла 30 мм. Бортовая проекция и корма корпуса защищались 16-мм листами. Крыша и днище являлись самыми тонкими элементами брони и имели толщину лишь 10 мм. Компоновка корпуса была стандартной для немецких танков времен Второй мировой войны. В передней части располагались агрегаты трансмиссии и отделение управления. В центре размещалось боевое отделение, под полом которого проходил карданный вал. Корма отдавалась под двигатель и часть трансмиссии.

Основой силовой установки должен был стать бензиновый двигатель фирмы Maybach. Опытные образцы самоходки планировалось оснастить двигателями HL90 мощностью 360 л.с., тогда как серийные машины предполагалось комплектовать моторами HL100 мощностью 410 л.с. Механическая трансмиссия была без изменений заимствована у базового шасси.

Ходовая часть использованного шасси представляла собой развитие конструкции танка PzKpfw IV с внедрением некоторых деталей от PzKpfw III. Она имела по восемь сблокированных попарно опорных катков на каждом борту. В задней части корпуса располагались направляющие колеса, в передней – сравнительно крупные ведущие. В силу определенных обстоятельств ведущие колеса были заимствованы у танка PzKpfw III. Под верхней ветвью гусеницы имелось четыре поддерживающих ролика на каждом борту.


Процесс демонтажа башни


На крыше корпуса имелся погон для установки башни с вооружением. Сама башня представляла собой броневой агрегат с толщиной защиты от 30 мм (лоб и маска) до 16 мм (борта и корма). Передняя часть башни образовывалась наклоненными внутрь лобовым листом и двумя скуловыми. Позади них находились два борта, за которыми предусматривалась корма, состоящая из двух частей. Крыша башни не спользовалась. Интересной особенностью башни САУ Heuschrecke было использование бортов и кормы, состоящих из двух частей. Нижняя часть бортов и кормы закреплялась жестко, а верхняя могла откидываться. При этом скошенные части бортов откидывались вперед-вниз, а кормовые «люки» – только вниз. За счет такой конструкции бортов можно было немного увеличить объемы, доступные для экипажа.

Главным оружием перспективной самоходки «Саранча» должна была стать легкая полевая гаубица leFH18/1 калибра 105 мм со стволом длиной 28 калибров и дульным тормозом. Орудие монтировалось в лобовой установке башни, позволявшей наводить его в пределах вертикального сектора от 0° до +68°. Круговая горизонтальная наводка обеспечивалась поворотом всей башни. Орудие комплектовалось телескопическим прицелом SlfZF2. Характеристики орудия позволяли обстреливать цели на дальностях до 10,6 км. Благодаря возможности стрельбы с большими углами возвышения гаубица могла вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций, решая различные боевые задачи. Возимый боекомплект состоял из 60 снарядов. Все эти боеприпасы располагались в укладках боевого отделения.

Экипаж новой САУ должен был состоять из пяти человека: механика-водителя, радиста, командира, наводчика и заряжающего. Места водителя и радиста находились в передней части корпуса, остальные члены экипажа должны были работать в башне. При снятии башни или возвращении ее на свое место экипаж также должен был выполнять функции крановщиков, такелажников и т.д. Для посадки на свои места экипаж должен был использовать люки в корпусе и открытую верхнюю часть башни.

На крыше корпуса, по бокам от башни и на кормовом листе, в походном положении размещалось самое интересное оборудование самоходки – различные средства для работы с башней. Основным элементом этого «комплекса» был складной кран, фактически состоявший из двух самостоятельных кранов мостового типа. В центральной и кормовой части бортов имелись шарнирные крепления для четырех качающихся опор (по две на каждый борт). Сверху с опорами соединялись две балки с рельсами для перемещения тельферов. Во избежание срыва тельферов на концах рельсов предусматривались складные предохранительные устройства. В походном положении элементы крана складывались поворотом вперед и укладывались вдоль бортов, не мешая работе экипажа и повороту башни. Для использования крана следовало поднять балки и установить опоры с наклоном назад.


Спуск башни на раму тележки


В ходе подготовки к работе крана на балках устанавливались два тельфера с ручным приводом. С их помощью предлагалось поднимать башню с места, перемещать по рельсам балок и опускать на грунт или иную опору. Для взаимодействия с цепями тельферов на бортах башни предусматривался набор крюков. За счет правильного положения, учитывающего балансировку башни, крюки позволяли без особых проблем снять башню или установить ее обратно.

В проекте Heuschrecke предусматривались средства не только для опускания башни на опору или для подъема обратно. При необходимости САУ или иная машина могла буксировать снятую башню к нужному месту. Для этого была разработана специальная металлическая рама с креплениями для колес. В походном положении рама в разобранном виде перевозилась на крыше моторного отсека шасси и на бортах, а колеса крепились на кормовом листе. При необходимости три детали снимались со своих мест и собирались в тележку, пригодную для буксировки.

Предложенный комплекс специального оборудования позволял решать ряд специфических задач. При необходимости САУ «Саранча» могла сгрузить башню на подготовленную опору и превратить ее в стационарную огневую точку. Освободившееся шасси в таком случае могло использоваться в качестве подвозчика боеприпасов, а также выполнять иные функции. В частности, наличие крана позволяло машине участвовать в ремонте техники.

Согласно расчетам, общая длина перспективной самоходки не превышала 6 м, а ширина и высота (с башней) находились в пределах 3 м. Несмотря на наличие сравнительно тяжелой пушки и большого боекомплекта, боевая масса осталась на уровне 23 т. В таком случае имеющийся двигатель позволял машине показывать неплохие характеристики подвижности, позволяющие использовать ее в войсках.


Самоходка с тележкой на буксире, кран в рабочем положении


В самом начале 1943 года фирма Krupp построила три опытных образца САУ нового типа. Эта техника получила обозначение Heuschrecke 10 или Heuschrecke IV. До конца зимы три прототипа успели пройти необходимые испытания и показать свой потенциал. Ходовые характеристики машин остались на уровне танков PzKpfw IV. Так, максимальная скорость на шоссе достигала 45 км/ч, запас хода – до 300 км. С точки зрения преодоления препятствий самоходка не сильно отличалась от имеющихся в войсках танков.

По результатам испытаний началась разработка модернизированной версии САУ Heuschrecke с новым двигателем и другим орудием. За счет использования двигателя Maybach HL100 мощностью 410 л.с. и 105-мм гаубицы leFH43 предлагалось повысить подвижность и огневую мощь. При этом планировалось сохранить возможность быстрого демонтажа башни с установкой на различные опоры. Также имеется информация о предварительной проработке аналогичных проектов на базе более новых танков, таких как PzKpfw V Panther и т.д. Ввиду загруженности промышленности все эти разработки не дошли до практической реализации.

Весной 1943 года отчет об испытаниях трех опытных самоходок со съемными башнями был представлен руководству бронетанковых войск. Главный инспектор Панцерваффе Г. Гудериан назвал предложенную САУ достаточно интересной. В то же время военачальник отметил, что начало производства самоходок может ударить по строительству танков. В итоге он пришел к выводу, что плюсы от новой техники не смогут оправдать связанное с ней сокращение производства танков. Как следствие, САУ Heuschrecke 10 не рекомендовалась к принятию на вооружение.


Единственный сохранившийся экземпляр


По другим данным, споры о перспективах «Саранчи» продолжались до 1944 года. Еще в 42-м фирма Rheinmetall-Borsig начала разработку собственного проекта самоходки с 105-мм гаубицей, аналогичной использованной в проекте компании Krupp. Прототип этой машины был построен только весной 1944 года. По результатам испытаний военные стали склоняться к разработке «Рейнметалла», однако потребовали переработать шасси представленного образца. В конце 44-го командование и промышленность пытались выбрать лучший образец из имеющихся и строили планы по его серийному строительству. Подобные планы не были реализованы из-за проблем финального этапа войны.

Так или иначе, три опытных самоходки Heuschrecke 10/IV, построенные в начале 1943 года, оказались единственными машинами своего типа. Опытные САУ с более мощными двигателями и орудиями не строились и не испытывались. После завершения испытаний три машины были возвращены заводу-изготовителю, где и пробыли до конца войны. Одна из опытных самоходок фирмы Krupp весной 1945 года стала трофеем американских войск. Как и множество других серийных и опытных образцов, найденных на немецких предприятиях, эта техника подверглась тщательному изучению. Самоходку вывезли в США, где испытали на Абердинском полигоне. В настоящее время единственный экземпляр «Саранчи» является экспонатом артиллерийского музея Форт-Силл (шт. Оклахома). Судьба двух других машин неизвестна. Вероятно, они были уничтожены в ходе боев.

В основе проекта Heuschrecke лежала оригинальная и необычная идея: при необходимости боевая машина должна была самостоятельно снимать с себя башню с оружием и устанавливать ее на подходящую опору. Причины появления такого предложения до конца не понятны. Кроме того, могут возникать вопросы, связанные с продвижением столь оригинальной и необычной идеи, в результате которого проект дошел до стадии строительства нескольких прототипов с их последующими испытаниями. Проверки подтвердили жизнеспособность идеи, однако необходимость сокращения производства танков ради выпуска новых САУ поставила точку в перспективном проекте.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://serkoff.narod.ru/
http://williammaloney.com/

Автор Рябов Кирилл

Использованы фотографии:Wikimedia Commons, Aviarmor.net
 
Вверх
Ответить с цитированием