Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 20.08.2015, 10:31 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Оружие и доспехи воинов майя и ацтеков (часть вторая)
ezup
ezup вне форума

Оригинальному оружию индейцев Месоамерики соответствовали и такие же оригинальные доспехи. Главным средством защиты были плетеные щиты-чималли, иной раз настолько прочные, что выдерживали попадания стрел из европейских арбалетов. Щиты обильно украшались перьями, мехом, а внизу имели своеобразную завесу для защиты ног из полос ткани или кожи. Причем их узоры служили не просто для украшения, а опять-таки отображали ранг владельца того или иного щита. Простейшими головными уборами были обычные налобные повязки, из белой хлопчатобумажной ткани, украшенные перьями. Шлемы были деревянными, но нередко были похожи на весьма странные уборы типа колпака. Что они собой представляли и из чего делались, сказать сложно.


Страница 65 «Кодекса Мендоса», показывающая различия в одежде воинов в зависимости от количества взятых пленных. Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Очень популярными были зооморфные шлемы, то есть в виде голов различных животных, например орлов, койотов, ягуаров и аллигаторов. Причем они также помогали в распознавании тех или других воинов и служили своеобразной униформой. Так, шлемы, сделанные в форме головы орла, носили воины-орлы, а головы ягуара – воины-ягуары. Причем устроены они всегда были таким образом, чтобы лицо воина находилось в пасти у животного, а его голова, как бы облекалась со всех сторон его головой. По верованиям ацтеков, в нем он составлял с ним одно целое, ну и, конечно, на человека в таком шлеме было просто страшно смотреть. А еще известны были шлемы в виде голов демонов и человеческих черепов (ацт. тситсимитль), что опять-таки служило для устрашения. Одеждой этим воинам служил своеобразный комбинезон с завязками на спине. У воинов-ягуаров он был из шкуры этого животного, зачастую с хвостом. Воины-цапли имели чучело цапли за спиной, а весь их «комбинезон» был обшит ее перьями.



Воин-ягуар, фрагмент настенной росписи, культура ольмеков-шикаланка. Антропологический музей в Мехико.

Головные уборы воинов Мезоамерики довольно трудно отделить от ритуальных и танцевальных, поскольку магическая составляющая их очевидна. Они декорировались и мозаикой из полудрагоценных камней, и золотыми украшениями, колокольчиками и бубенцами. Перья тропических птиц присутствовали в обязательном порядке. Могли использоваться перья уток, гусей, птицы кетсаль, попугаев, цапель. Плюмажи из перьев кетсаля (ацт. кетсапатсактли), имевшие форму гребня, были особенно популярны. Например, известно, что ацтекский правитель Ауитсотль предпочитал такой убор всем остальным. Были и более функциональные защитные головные уборы. Например, индейцы утверждали, что шлем бога Уитсилопочтли очень похож на испанскую железную каску с назатыльником. Вот только от испанских морионов их отличали нередко просто огромные плюмажи из перьев.

Вместо панцирей из металла ацтеки и майя надевали толстые простеганные куртки без рукавов – ичкауипилли. Выглядели они как современные бронежилеты «мягкого типа», но внутри стеганых «квадратиков» в них была просоленная хлопковая вата. Зачем такой странный наполнитель? А вот зачем: тупить обсидиановые лезвия! Ведь основным режущим материалом у майя и ацтеков был именно обсидиан. Кристаллы соли, видимо, разрушали режущую кромку, а плотная, подобно войлоку, слежавшаяся вата, задерживала само оружие и смягчала удар. Во всяком случае, испанские солдаты Кортеса очень скоро заметили, что эти куртки легче их стальных кирас, а защищают ничуть не хуже! То есть против индейского оружия эта одежды была вполне действенным средством защиты. Использовались также браслеты и деревянные наголенники, причем их иногда даже усиливали металлом. И опять-таки каждый воин носил боевую одежду, которая соответствовала количеству врагов, которых он взял в плен.

Права и обязанности
Интересно, что все ацтекское общество вращалось вокруг войны, воинского могущества и отваги, которым придавали огромное значение. Для воинов, отличившихся в боях, были разработаны особые ритуалы, и заслуги воина оценивались прямо пропорционально количеству приведенных им пленников. Правда, тут тоже были свои тонкости, учитывавшиеся в обязательном порядке. Например, имело значение, взят ли был пленник самостоятельно или при помощи товарищей? Если молодой ацтек действовал не один, а ему помогали, то он был обязан привести сразу шестерых пленников. Только после этого юноша мог войти в группу воинов и получить все права взрослого мужчины. Но если юноша тянул с захватом пленного, то есть проявлял малодушие, тогда его уделом был всеобщий позор: его считали «переростком» и заставляли носить детскую прическу.


Образцы дани, которую ацтекам выплачивали покоренные племена. Оригинал «Кодекса Мендоса». Бодлеанская библиотека, Оксфорд.

Ну, а если пленник был взят молодым человеком без посторонней помощи, его отводили во дворец Монтесумы, где он удостаивался чести беседовать с самим правителем, и получал от него ценные подарки. Тот, на счету которого было четверо или пятеро пленных, получал звание «предводителя» и «право на циновку» (то есть имел право сидеть) в «Орлином доме» – на собраниях «воинов-орлов». Впрочем, быть предводителем или командиром в армии майя или ацтеков было совсем не просто. Помимо воинского мастерства полководец- након, например, все то время, пока он им был (потом выбирали другого!) должен был ограничивать себя в еде, не знать женщин и соблюдать еще массу всяких табу, чтобы обеспечить победу своим воинам.


Эуатль – туника обшитая перьями. Антропологический музей в Мехико.

Обычно юноша, когда его брали в армию, имел одну только набедренную повязку, плетеные сандалии на ногах и домотканый плащ, лишенный всякой раскраски. Взяв одного пленного, он получал право на военный плащ тильматли, вначале простой, а затем (взяв двух пленных) уже расшитый разноцветными перьями и к нему также украшенный колпак. Пленившему четыре человека давали наряд из шкуры ягуара и шлем в форме его головы, а за большее количество пленников он получал убор из перьев птицы кетсаль. Одежда «воина-орла» также состояла из «орлиного шлема», украшавшегося пучком длинных перьев, и разными другими украшениями. В рукописях ацтеков мы постоянно встречаем изображения таких одежд, которые побежденные племена подносили ацтекам в качестве дани. Среди всех прочих даяний в них есть упоминания и «золотого шлема» с клювом орла, покрытого различным золотым шитьем, с султаном из синих и длинных зеленых перьев». Такие богатые шлемы надевали только по особо торжественным случаям – на праздниках или в бою. В обычные дни этот шлем заменяли повязкой с кистями из орлиных перьев. Командиры также имели одеяния, обозначающие их ранг, поэтому в бою индейцы легко отличали, кто есть кто, как и солдаты в современной армии, у которых для этого есть погоны.


Сцена битвы из росписи в Бонампаке.

Мастера войн местного значения
Ацтеки и майя вели войны не похожие на войны европейцев. Они, например, устраивали «химические атаки» на неприятеля, сжигая для этого на жаровнях стручки красного перца и ядовитые растения, так, что дым шел по ветру в его сторону. Сигнализировали тоже с помощью дыма, барабанным боем или даже чем-то вроде гелиографа – солнечного телеграфа, с зеркалами из отполированного пирита.

Сражения начинали с того, что выкрикивали угрозы и оскорбления в адрес друг друга, показывали врагам зад и гениталии – только бы заставить его потерять строй! Потом в него метали стрелы и камни, после чего воины с легким вооружением уступали место воинам с палицами, топорами и мечами, которые бегом бросались на врага, закрываясь щитами. Командиры в это время находились позади и давали команды свистками. Применялись ложные отступления и фланговые охваты. Но в любом случае врагов при этом всеми силами старались не убивать, а брать в плен: оглушать, сдавливать горло, наносить болезненные, но не смертельные ранения. Позже это оказалось испанским конкистадорам даже на руку, которые напротив, старались своих противников убивать. Индейцы других племен ничего не могли противопоставить этой тактике, она их буквально перелиновывала. А вот испанцы, зная, что их ожидает языческий жертвенник, сражались с мужеством отчаяния и убивали каждого, кто только к ним приближался. Теперь уже сами ацтеки оказались морально не готовы к такой форме ведения войны, и в итоге ее проиграли лучше вооруженным, и, главное, психологически по-другому настроенным европейцам. Ну, а когда в итоге не стало крови жертв, то… для индейцев как раз и настал «конец света», а белый христианский бог победил во всем и навсегда. Но ведь он-то нам обещает нечто совершенно другое, не так ли?!


Бубенчик «Воин-орел». Эрмитаж, С. Петербург.

Золотой воин-орел
Пожалуй, наиболее красивое и ценное в историческом плане изображение воина-орла находится у нас в Эрмитаже. Это украшение из золота представляет собой большой бубенчик (5,5 x 4,1 сантиметра) с широким щелевидным разрезом внизу. Внутри него есть шарик из красной меди, поэтому при потряхивании раздается мелодичный звон.

Верхняя часть бубенца изготовлена в виде головы воина в шлеме воина-орла. Рот у него открыт, так что видны даже зубы, нос длинный и прямой, а глаза широко открыты. Лоб имеет четко очерченные надбровные дуги, над которыми видны волосы в виде рельефного жгута с насечками; в ушах – серьги в форме дисков. На груди воина-орла находится какое-то украшение, покрытое извилистыми линиями. Шлем, как уже отмечалось, сделан с раскрытым кривым клювом, а лицо воина смотрит наружу между его челюстями. Над клювом показаны глаза и даже перья орла, и здесь же есть два кольца для шнурка (или цепи) для ношения его на груди.

Вокруг шлема сделана плоская, прямоугольной формы рамка с прорезями, изображающая пышный султан из перьев, какими такие шлемы обычно украшались. Пучки перьев идут вниз до половины туловища, а слева вниз отходит небольшое украшение тоже из перьев в форме крыла. Правая рука воина показана согнутой в локте и поднятой вверх. В руке небольшой жезл с пучком перьев. В левой руке у воина три дротика, а на кисти руки виден небольшой щит, по краям украшенный перьями.

Это украшение было отлито по технологии «потерянной восковой формы» из высококачественного золота желтого цвета. После отливки его зачистили, в некоторых местах доработали резцом и отшлифовали. Интересно, что древний мастер явно использовал обычные нитки, которые он обмакивал в горячий воск и сгибал, пока он еще не застыл, что создает полное впечатление филигранной техники исполнения.

Автор: Вячеслав Шпаковский

Последний раз редактировалось ezup; 04.07.2018 в 18:05.
 
Вверх
Ответить с цитированием