Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.08.2015, 16:24 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума






Как создавались и на что оказались способны российские атомные субмарины четвертого поколения

Чуть больше года назад в состав Военно-морского флота России вошла субмарина К-560 «Северодвинск» — первая многоцелевая подводная лодка проекта «Ясень», он же проект 885. И первая подлодка, заложенная не в Советском Союзе, а уже в России: закладка «Северодвинска» состоялась в 1993 году.

По очевидным причинам строительство первого корабля проекта «Ясень» растянулось на 20 лет. Но, несмотря на это, «Северодвинск» как головная лодка проекта и остальные субмарины, которые должны принять на вооружение до 2020 года, полностью соответствуют и вызовам времени, и концепции современного военного флота. Хотя судьба подлодок четвертого поколения была очень и очень непростой…

Нам нужны субмарины четвертого поколения!


Начало работ над подводными лодками четвертого поколения принято относить ко второй половине 1970-х. Темой занялись одновременно и в СССР, и в США — главные державы-соперницы двухполярного мира соревновались между собой во всех областях.

В Советском Союзе проектированием субмарин следующего поколения занялись три основных конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» и «Малахит» и нижегородский «Лазурит». В соответствии с господствовавшей тогда военно-морской доктриной в новом поколении должны были появиться атомные подлодки всех трех основных типов: с баллистическими ракетами, с крылатыми ракетами и многоцелевые. Первыми и вторыми, как обычно, занимались в «Рубине», третьими — в «Малахите» и «Лазурите».

Конструкторам «Рубина» предстояло создать атомный подводный крейсер с крылатыми противокорабельными ракетами. Именно такие лодки на Западе принято называть «убийцами авианосцев». Специалисты «Лазурита» взялись за создание противолодочной подлодки — такой же, как разработанная чуть ранее в том же КБ субмарина проекта 945 «Барракуда» с титановым корпусом. А в «Малахите» работали над наиболее перспективным проектом — многоцелевой подлодкой, способной нести на борту и торпеды, и крылатые ракеты, и ракето-торпеды.

Создание вооружений нового поколения, если только оно не ведется в условиях войны, никогда не бывает быстрым. Вот и работа над новыми советскими субмаринами затянулась до второй половины 80-х. Пропорционально затраченным усилиям и улучшению характеристик будущих лодок росли и их цена, и сложность строительства и обслуживания. И наконец, настал момент, когда стало ясно: поддерживать в отечественном ВМФ прежнюю многотипность ударных подлодок не удастся. Нужно было искать вариант, который сможет совместить возможности и торпедных субмарин, и лодок с крылатыми ракетами, и противолодочных подлодок.

Создать из трех хороших подлодок одну лучшую


Таким вариантом в конечном счете и стал проект 885 «Ясень» ленинградского КБ «Малахит». Новым «малахитовским» подлодкам предстояло стать первыми в России подводными кораблями столь широкой специализации. Впрочем, это решение, будучи совершенно революционным для нашей страны, с успехом применялось в других государствах. А изменявшаяся на глазах конфигурация мировой политики и явная смена вызовов, которые приходится принимать военному флоту, говорили о том, что такие лодки-универсалы очень скоро выйдут на первые роли во флотах всего мира.

Основой для проекта «Малахита» — и в то же время лодками, на смену которым должна была прийти новая субмарина, — стали многоцелевые подлодки проектов 705(К) «Лира» и 971 «Щука-Б» и вооруженные крылатыми ракетами лодки проекта 949А «Антей», нацеленные на борьбу с авианосными соединениями. Было понятно, что по внешнему виду, который обеспечивал наибольшую подводную скорость, новые лодки будут похожи на «Лиры» и «Щуки-Б», а по размерам, позволяющим разместить на них пусковые установки крылатых ракет, — на «Антеи».


Проект 705К. Фото: topwar.ru

Но подобных проектов в СССР до тех пор еще не было. По сути, конструкторам «Малахита» предстояло повторить подвиг конструктора Т-34 Михаила Кошкина — создать в порыве озарения универсальную субмарину, способную решать практически любые задачи, кроме разве что ударов баллистическими ракетами. Не удивительно, что столь трудная задача потребовала и больше времени на ее реализацию. Проект, который можно было запускать в серию, был готов только к 1990 году. То есть как раз тогда, когда переставала существовать страна, заказавшая столь необычную подлодку. И было совершенно непонятно, кто, как и когда отдаст приказ начинать строительство новой субмарины проекта 885 «Ясень», которая должна была стать основой подводного флота СССР — государства, которого больше не было.

Двадцать лет и девять дней предыстории первого «Ясеня»

Несмотря на катастрофические удары, которые новая российская власть наносила своим главным и единственным союзникам — армии и флоту, в стране нашлись холодные головы, которые понимали: если не заложить новые лодки сейчас, то их, может быть, вообще никогда никто не построит. И успели добиться, чтобы 21 декабря 1993 года на «Севмаше» заложили первую субмарину проекта 885 «Ясень». В списки кораблей ВМФ новая лодка была внесена на 11 дней раньше — 10 декабря 1993 года, и получила бортовой номер К-560.

«Северодвинск» — а именно такое название по месту рождения обрела новая лодка — стал первым боевым кораблем, заложенным в постсоветской России. Но первые несколько лет всем, кто имел отношение к строительству новых кораблей для российского флота, казалось, что он же будет и последним. Потому что заложить-то лодку заложили — а потом, кажется, забыли. Во всяком случае, финансирование строительства этой подлодки, как и всех других лодок, заложенных чуть раньше, в последние годы Советского Союза, медленно, но верно сходило на нет. И к 1996 году сошло окончательно: работы по строительству лодки были остановлены на долгие восемь лет.

За это время успело произойти немало событий, определивших дальнейшую судьбу лодки. В 2001 году решено перепроектировать уже строящуюся лодку по проекту 08850 — с новым оборудованием и модернизированным вооружением. Тогда же запланировали, что доработанная и достроенная лодка будет спущена на воду через четыре года. Но этот срок выдержать не удалось. К этому времени успели только завершить формирование прочного корпуса «Северодвинска», и спуск на воду отложили еще на пять лет.

Новые сроки оказались более реальными — не в последнюю очередь потому, что руководство и работники «Севмаша», видя, что их усилия не только не пропали даром, но и оказываются вновь очень востребованными, работали изо всех сил. 15 июня 2010 года «Северодвинск» вышел из стапельного цеха в плавучий док «Сухона», а через девять дней, 24 июня, лодка была спущена на воду.

На первые ходовые испытания в море подлодка вышла только через год с лишним — 12 сентября 2011 года. А еще через два с лишним года, 30 декабря 2013-го, «Северодвинск», успевший за это время совершить 14 выходов в море общей продолжительностью 222 дня, пройти несколько тысяч миль и совершить более сотни погружений, был официально принят на вооружение российского ВМФ. Дата, можно сказать, круглая: со дня закладки к этому времени прошло ровно 20 лет — и еще 9 дней…


Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов на церемонии закладки атомных подводных лодок четвертого поколения на предприятии ОАО «ПО Севмаш» в Северодвинске. Фото: / РИА Новости


Семья из семи «Ясеней»


24 июля 2009 года, когда до спуска «Северодвинска» на воду оставался еще год без малого, на том же предприятии — «Севмаше» — заложили следующую подлодку того же класса, «Казань». Точнее, почти того же: за прошедшие с момента закладки первого «Ясеня» 16 лет проект существенно модернизировали. Так что и «Казань», и следующие за ней субмарины считаются построенными по проекту 08851, он же «Ясень-М».

Существенных различий в конструкции между «Северодвинском» и его фактическими систер-шипами проекта 08851 нет. Специалисты упоминают разве что оптимизированные обводы лодок модернизированного проекта, которые должны положительно сказаться и на скорости, и на шумности. Зато в оборудовании отличий более чем достаточно! Ведь если даже на «Северодвинске» некоторые заложенные в проект виды оборудования к моменту их реальной установки заменили более современными, то что же говорить о «Казани» и других лодках.

Первое и самое главное различие между лодками проектов 885 и 08851 — это элементная база. В «начинке» первого «Ясеня», что закономерно для лодки, спроектированной на закате СССР, было множество агрегатов, механизмов и приборов, которые производились на предприятиях братских советских республик. Полностью отказаться от выпущенных фактически в иностранных государствах элементов к моменту оборудования первой лодки так и не удалось, хотя уже многое было заменено российскими комплектующими и агрегатами. А вот на «Казани» российское все — как говорится, от первой заклепки до последнего проводка. И не просто российское, а доведенное, модернизированное или спроектированное за последние 10–15 лет. Не случайно же в открытых источниках можно найти множество сведений о «Северодвинске», причем зачастую появившихся раньше, чем сама лодка покинула стапельный цех. А вот о «Казани» и других — почти ничего.

Между тем на сегодняшний день в семье «Ясеней» уже числятся пять субмарин. Помимо первого «Северодвинска» и головной «Казани» это подлодки «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск».

«Новосибирск», которому присвоен бортовой номер К-573, заложен на «Севмаше» через четыре года после «Казани»: 26 июля 2013 года. По прогнозам, он должен быть принят на вооружение не позднее 2019 года, а некоторые оптимистично настроенные эксперты считают, что и раньше, возможно, уже в 2017-м.

К-571 «Красноярск» заложили на североморской верфи через год после «Новосибирска», 24 июля 2014 года. А меньше чем через год, 19 марта 2015-го, там же был заложен и «Архангельск». Обе эти лодки должны вступить в строй не позднее 2020 года — тогда же, когда и еще две подводные лодки проекта «Ясень», которые планируется заложить до конца нынешнего года. Закладка последней, седьмой лодки проекта, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, запланирована на 2016-й, а вступление в строй — на 2023 год.

Семь подводных лодок проектов «Ясень» и «Ясень-М» должны обойтись российскому бюджету в общей сложности в 258 млрд рублей. Самыми дорогими, как это обычно и бывает с новыми проектами, оказались головные лодки — «Северодвинск» и «Казань»: каждая из них обошлась в 47 млрд рублей. Остальные пять лодок стоят меньше — всего по 32,8 млрд рублей каждая. Впрочем, на фоне общей суммы ассигнований на строительство новых боевых кораблей для российского ВМФ, которая должна быть выделена до 2020 года — а это 4 триллиона рублей! — такая цена не выглядит слишком уж высокой. Тем более что новых атомных многоцелевых субмарин наш флот не получал очень давно — с 2001 года, когда вступила в строй подлодка К-335 «Гепард» проекта 971 «Щука-Б».


Подводная лодка «Казань», на которой испытывался прототип ГАК «Иртыш-Амфора» г. Северодвинск. Фото:pilot.strizhi.info
Атомарина, каких в России еще не было

Что же представляют собой подводные лодки проекта «Ясень» (вместе с «Ясень-М») с точки зрения конструкции, оборудования и вооружения? И в чем выражается их принадлежность не к хорошо зарекомендовавшему себя третьему поколению субмарин, а к новому, четвертому?

Начать следует с конструкции. Подводные лодки проекта «Ясень» — полуторакорпусные, то есть легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично: сферический — в носовой части, легкая надстройка — в центре, в районе ограждения рубки и начиная от ракетных шахт к корме. Это абсолютное новаторство для отечественных атомных подводных лодок, которые всегда были двухкорпусными. Пойти на столь радикальный шаг конструкторов вынудили требования военных сделать лодку как можно менее шумной, а значит, как можно более незаметной. Ведь именно внешний легкий корпус играет роль своеобразного резонатора для всех шумов, которые может издавать подлодка.

Прочный корпус лодки разделен на девять отсеков. В первом, длина которого составляет 12 м, находится центральный пост — так сказать, мозг лодки. И отсюда же проложен выход в прочную рубку, к всплывающей спасательной камере, в которой может уместиться весь экипаж «Ясеня» — 90 человек. Второй отсек длиной 9,75 м — торпедный. Такое необычное расположение торпедных аппаратов — почти в середине лодки, да еще и под углом к продольной оси — тоже никогда ранее не применялось на отечественных многоцелевых атомных подлодках. Как правило, торпедные аппараты располагаются в носовой части — но на «Ясене» вся она занята антенной гидроакустического комплекса. Третий отсек длиной 5,25 м занимают общекорабельные приборы и механизмы, четвертый, 9-метровый, отведен под медицинские и жилые помещения.

Что примечательно, на второй, третий и четвертый отсеки приходится почти половина общей длины прочного корпуса, и при этом именно здесь практически отсутствует легкий корпус — не считая надстройки. А вот дальше, начиная с пятого, ракетного отсека длиной 12,75 м, лодка становится классической двухкорпусной, при этом прочный корпус резко уменьшается в диаметре. Шестой отсек длиной 10,5 м — реакторный, седьмой и восьмой, имеющие длину по 12 м, — соответственно турбинный и вспомогательный.

Ракеты, торпеды и ракето-торпеды


Но сама по себе лодка без вооружения и систем управления — всего лишь металлический корпус, пусть и созданный с учетом самых современных требований. Настоящим боевым кораблем субмарина становится тогда, когда на нее устанавливают все оборудование, предназначенное для ведения боевых действий.

И с этой точки зрения подлодки проекта «Ясень» обладают удивительно мощным снаряжением! Начать следует, пожалуй, с восьми ракетных шахт, крышки которых расположены позади ограждения рубки. В них располагаются транспортно-пусковые контейнеры крылатых ракет оперативно-тактического комплекса «Оникс» — основное оружие подлодок проектов 885 и 08851. В каждой шахте умещается по четыре контейнера с крылатыми ракетами, так что общий боезапас лодки составляет 32 ракеты. Причем на месте «Оникса» при необходимости можно установить стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101 (или Х-102, если ракета имеет ядерную боеголовку).

Кроме того, в штатное вооружение подлодок проекта «Ясень» входят комплекс ракетного оружия «Калибр», в составе которого находятся противокорабельные крылатые ракеты, крылатые ракеты для поражения наземных целей и противолодочные ракеты. Все эти элементы могут выстреливаться из торпедных аппаратов лодки или из транспортно-пусковых контейнеров в пусковых шахтах.

Наконец, не стоит забывать и о традиционном вооружении подлодок — торпедах. На субмаринах проекта «Ясень» используются специально созданные для них универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ: их боезапас составляет 30 штук. Причем все торпеды традиционного калибра 533 мм: от применения на лодках этого проекта более тяжелых торпед калибра 650 мм отказались уже в процессе постройки «Северодвинска», хотя в эскизном проекте лодки они еще присутствовали.


Закладка головного корабля «Северодвинск». Фото: militariorgucoz.ru
Очень тихая подлодка с очень острым слухом

Отдельного упоминания заслуживает гидроакустический комплекс подводных лодок проекта «Ясень» — глаза и уши этих многоцелевых субмарин. Именно для основного элемента комплекса — сферической антенны «Амфора» — конструкторы и пожертвовали классическим размещением торпед в носовом отсеке. Причем впервые в истории отечественных подводных сил вся обработка гидроакустической информации ведется исключительно программными средствами. Для этого, в частности, используется цифровая библиотека акустических данных «Аякс-М». Ее именем иногда ошибочно именуют и весь гидроакустический комплекс, хотя в действительности он носит более сложное наименование «Иртыш-Амфора-Ясень», поскольку в таком виде предназначается именно для подлодок проектов 885 и 08851.

Несмотря на то что подобные технические и программные решения, давно уже использующиеся за рубежом, были для российских конструкторов новинкой, характеристики и боевые возможности отечественных разработок нисколько не уступают иностранным аналогам. Причем эта оценка дается не только и не столько российскими экспертами, но в первую очередь их зарубежными коллегами. Именно они первыми забили тревогу по поводу появления в составе российского ВМФ подлодки «Северодвинск». Ведь гидроакустический комплекс субмарин проекта «Ясень» позволяет этим лодкам обнаруживать противника раньше, чем это сделает он. Причем, как считают зарубежные эксперты, такому заблаговременному обнаружению с помощью комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень» подлежат и ближайшие конкуренты отечественных субмарин четвертого поколения — американские «Си Вулф» и «Вирджиния».

Но не только способность «слышать» противника пугает иностранных специалистов и моряков. Не меньше их нервирует и существенно более низкая, чем у прежних отечественных подлодок, шумность субмарин проекта «Ясень». На то, чтобы добиться настолько низкой шумности лодки, были направлены отдельные усилия — и они увенчались успехом. Так, главная энергетическая установка лодки — реактор КТП-6-185СП с водо-водяной паропроизводящей установкой КТП-6-85 — представляет собой единый корпус, в котором смонтированы реактор и его первый контур охлаждения. За счет этого решения удалось избавиться от паропроводов большого диаметра и циркуляционных насосов, которые и дают существенную часть шумов современных атомных субмарин. Правда, это, к сожалению, не касается первой лодки — «Северодвинска»: для него новый интегральный реактор произвести не успели и установили обкатанный на субмаринах третьего поколения ВМ-11, который отличается гораздо большей шумностью.

О том, что снизить шумность подлодки удалось за счет полуторакорпусной конструкции, мы уже говорили. Кроме того, на подлодках проекта «Ясень» применяется активная система гашения шумов, которой оборудованы фундаменты всех критических узлов, а на смену традиционным резинокордовым амортизаторам устройств и механизмов пришли гораздо более эффективные спирально-тросовые, негорючие. На снижение шумности подлодок проекта «Ясень» работает и их главный движитель — семилопастной гребной винт особой конструкции.

Непереводимый Yasen


Одним словом, даже с учетом того, что от начала проектирования первой подлодки четвертого поколения типа «Ясень» до вступления ее в строй прошло три с лишним десятка лет, эти субмарины сегодня вполне соответствуют современным задачам и вызовам. Тем более что шесть из семи подлодок проекта будут построены по его модернизированному варианту, который предусматривает использование куда более современных механизмов и оборудования, чем первоначальный. Как считают и российские, и зарубежные эксперты, как минимум до середины XXI века субмарины проекта «Ясень» будут способны выполнить все поставленные перед ними задачи. А к тому времени — и надеяться на это есть все основания — на вооружение российского ВМФ уже поступят подлодки пятого поколения, к которому, кстати, иностранные специалисты поначалу относили и «Ясени»: очень уж необычными по идее и исполнению оказались эти новые российские подлодки.

Кстати, примечательный факт, косвенно свидетельствующий о действительном отношении иностранных военных к проекту «Ясень». Из всех принятых на вооружение советского и российского ВМФ подлодок только эти в классификации НАТО обозначаются тем же именем — Yasen (иногда по головной лодке проекта — Severodvinsk). Формальное объяснение простое: дескать, к концу 80-х все 25 букв латинского алфавита, которыми традиционно обозначались в Североатлантическом альянсе советские подлодки, закончились. Что, правда, не помешало дважды использовать, например, букву «Т»: в слове Typhoon — для обозначения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула», и в слове Tango — для обозначения субмарин проекта 641 «Сом». Но, видимо, «Ясени» оказались настолько прорывными подлодками, что на Западе решили оставить за ними их собственное имя — и совершенно справедливо. Российская подлодка четвертого поколения оказалась во всех смыслах непереводимой.


Автор Сергей Антонов
Первоисточник http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/po...sen-18088.html

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 11:05.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 06.04.2016, 11:09 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Пятую АПЛ проекта «Ясень-М» заложат в июле

Многоцелевая АПЛ «Пермь» проекта 885М будет заложена в июле текущего года на «Севмаше», сообщает ВПК со ссылкой на «Интерфакс-АВН».



«Торжественная церемония закладки очередного "Ясеня", который получит имя "Пермь", состоится в Северодвинске и будет приурочена ко Дню ВМФ, который отмечается в этом году 31 июля», – сказал источник.

Он напомнил, что «до 2020 г. планируется построить для ВМФ семь подлодок проекта "Ясень", из них шесть – по модернизированному проекту 885М начиная с "Казани", которая была заложена в июне 2009 года».

Головная АПЛ «Северодвинск» (проект 855) передана флоту в июне 2014 г, и до недавнего времени находилась в опытной эксплуатации.

Последующие лодки – «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» – строятся по обновлённому проекту 855М.

По данным разработчика (морское бюро машиностроения «Малахит»), «в проекте применены многие технические решения, ранее не использовавшиеся в отечественном подводном судостроении». Отмечается, что «элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и систем жизнеобеспечения является исключительно российской».

Справка «ВПК»: «Многоцелевые атомные субмарины типа "Ясень" имеют надводное водоизмещение 8,6 тыс. тонн, подводное – 13,8 тыс. тонн. Они могут погружаться на 600 метров и развивать под водой скорость примерно в 30 узлов. В проекте применена смешанная система конструкции – лёгкий корпус облегает только часть прочного корпуса в носовой части лодки для снижения шумности».


Использованы фотографии:http://bastion-karpenko.narod.ru

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 11:09.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 30.07.2016, 10:12 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

В Северодвинске заложена шестая АПЛ «Ясень»

Серия многоцелевых АПЛ «Ясень» (проект 885) будет построена к 2023 г, передаёт РИА Новости сообщение заместителя главкома ВМФ Виктора Бурсука.



«Всего будет построено не менее семи "Ясеней". Эта серия будет готова до 2023 года, а дальше… техника всегда подразумевает пути дальнейшего развития», – сказал Бурсук в пятницу на церемонии закладки атомохода.

По его словам «Ясени» модернизированного проекта «продолжат поступать на Тихоокеанский и Северный флот, выполняя те же задачи, только с гораздо большей интенсивностью».

Шестая АПЛ получила название Пермь. Головной корабль серии «Северодвинск» был передан флоту в июне 2014-го.

«Это знак, связывающий Архангельскую область и Пермский край. Как связывает нас и фамилия купцов Строгановых, почитаемая на юге Поморья и в Пермском крае», – отметил Губернатор Архангельской области Игорь Орлов.



В свою очередь гендиректор предприятия-проектировщика (КБ «Малахит») Владимир Дорофеев заявил, что крейсеры этого проекта способны применять все типы крылатых ракет, созданных для подводных лодок.

«"Ясени" несут на себе все типы крылатых ракет, предназначенных к применению с подводных лодок», – сказал он.

Справка агентства: «Многоцелевые АПЛ "Ясень" – корабли четвертого поколения с пониженным уровнем акустического поля. Они предназначены для поражения наземных и надводных и подводных объектов. На вооружении подлодок состоят крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс", которые могут поражать цели на море и на земле на расстоянии до 1,5 тысячи километров, а также универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. "Ясень" имеет водоизмещение 13,8 тысячи тонн, способен погружаться на глубину до 600 метров и развивать подводную скорость до 31 узла».


Использованы фотографии://www.korabel.ru

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 10:54.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 17.12.2016, 16:47 #4   #4
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. По состоянию на 2015 год головной корабль проекта «Северодвинск» вошёл в состав Северного флота, второй — «Казань», третий — «Новосибирск», четвертый корабль «Красноярск», пятый корабль «Архангельск» и шестой корабль «Пермь» строятся по усовершенствованному проекту 885М «Ясень-М».

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.



Первоисточник: https://defendingrussia.ru

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 10:55.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 18.03.2017, 13:24 #5   #5
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Названа самая опасная для американского флота российская атомная подлодка

Назван самый опасный российский потенциальный противник для ВМС США, который еще не спущен на воду. Но до спуска остались считанные дни.



Российская атомная подводная лодка проекта 885 и головная в проекте 885М «Казань» может стать самым опасным потенциальным противником для ВМС США, сообщает The National Interest.

Напомним, что спущена на воду многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» будет 30 марта в Северодвинске.

885М является первым кораблем в своем классе, который задумывался как значительное улучшение оригинального проекта 885, сообщил специалист по российским вооруженным силам из Центра военно-морского анализа Майкл Кофман.

Атомные подводные лодки проекта 885 оснащены восемью универсальными пусковыми установками, в которых могут быть размещены в сумме 32 крылатые ракеты разного назначения. Использованы ракеты могут быть как для уничтожения кораблей, так и объектов на берегу. Также специалисты оснастили лодку десятью торпедными аппаратами, калибр которых 533 миллиметра.

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 11:11.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 20.03.2017, 00:00 #6   #6
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Вооружение "Ясеня": что же там под брезентом?

Несмотря на то, что головной атомный подводный крейсер (АПКР) пр. 885 начали проектировать, заложили, спустили на воду, передали ВМФ и ввели в состав сил постоянной готовности СФ соответственно 26, 23, 6, три и около года назад (28.09.1990, 21.12.1993, 15.06.2010, 30.12.2013 и 03.2016), состав его вооружения до сих пор относится к разряду гостайны. Прежде всего, это касается количества торпедных аппаратов, и всё же начнём с ПУ.


1. АПКР К-560 "Северодвинск" в ПД-50, 82 СРЗ, Росляково, Мурманск, 15.01-18.02.2017

Пусковые установки


С установками вертикального пуска (УВП) всё более-менее ясно (по крайней мере, для пр. 885 без буквы "М"), однако и тут периодически случаются разночтения. Так, в выпуске №12/2015 уважаемой мною "Морской коллекции" фигурируют 8 ПУ комплекса "Калибр-ПЛ" с боезапасом 24 ракеты или ракето-торпеды [1-6], а в соответствующей статье англоязычной Википедии − 32 "Оникса" или 40 "Калибров".

Чтобы внести ясность, для начала воспользуемся размещёнными ниже фотоматериалами. На фото 2 (корма слева, нос справа) отчётливо видны первые три крышки УВП правого борта (если ПУ пронумерованы в соответствии со ст. 377 Корабельного устава, они должны иметь номера 1, 3 и 5). На фото 3 и 4 можно разглядеть все четыре крышки УВП левого борта − вытянутым прямоугольником с диагональной штриховкой, как и на ПБ, обозначена вторая с носа УВП (не уверен, но, может быть, это ПУ для ракет с СБЧ, доля которых во времена Холодной войны составляла 25% [2-512]?).

На фото 5, сделанном на Обуховском заводе и опубликованном без подписи 17.05.2013, запечатлена круглая плоская деталь с четырьмя круглыми отверстиями, которая, судя по всему, относится к УВП пр. 885, т. к. завод производит изделия для ВМФ (на момент публикации − 25% от общего объёма), а именно "пусковые установки для противокорабельных ракет семейства Club ["Калибр"] корабельного и подлодочного базирования". Судя по диаметру отверстий (не менее 800 мм, если взять за ориентир длину плеча рабочего), деталь вполне подходит для УВП "Ясеня" − диаметр ТПС "Оникса" равен 720 мм. В некоторых источниках установка именуется СМ-343, однако это не совсем так.

Самая достоверная информация по БЧ-2 пр. 885 (от С. Кудрявцева, доцента кафедры "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" БГТУ "Военмех"): "Основным вооружением АПЛ проекта 885 являются ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр" с крылатыми ракетами вертикального пуска, размещёнными в ТПС. Для сопряжения этих ракетных комплексов используется универсальная корабельная система управления стрельбой. Тридцать два ТПС с ракетами находятся в восьми универсальных вертикальных шахтных ПУ СМ-346, расположенных в два ряда. ПУ СМ-346 разработаны в конструкторском комплексе №2 КБСМ под руководством главного конструктора В. Ф. Потапова. Конструкторская документация на ПУ передана заводу-изготовителю для серийного производства в 1989 г.

Универсальная пусковая установка СМ-346 предназначена для размещения ТПС СМ-324 или ТПС 3С44 с крылатыми ракетами различных комплексов. ПУ СМ-346 устанавливается в прочном корпусе АПЛ. Четыре ТПС с крылатыми ракетами размещаются в люльке, подвешенной внутри контейнера пусковой установки на амортизаторах продольной и поперечной амортизации. Создание универсальной пусковой установки СМ-346 открыло широкие возможности по варьированию ракетного боекомплекта в зависимости от поставленных боевых задач и по модернизации ракетных комплексов..." [3-4].

Торпедные аппараты

Приличной фотографии, дающей исчерпывающее представление о количестве ТА на "Ясене", в открытом доступе нет до сих пор. Все торпедные аппараты расположены ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ) − при съёмке лодки в надводном положении они не видны по определению, а при доковании торпедный отсек всегда прикрывают брезентом (фото 7 и 8). Поэтому даже уважаемые судомоделисты с профильного форума Авиабазы, воссоздающие по крупицам облик АПКР пр. 885, не могут быть уверены доподлинно в достоверности своих чертежей. В своё время в качестве возможных вариантов назывались шесть (илл. 9) [4-52], восемь (илл. 10) [4-52] [5-67] [6-653] и десять ТА (оригинал).

Наверное, первым снимком, на котором торпедные аппараты "Ясеня" (точнее, закрывающие их снаружи щитки) можно наблюдать "в натуре" стало фото 1, сделанное в период 15.01-18.02.2017 в плавдоке ПД-50 82 СРЗ (Росляково, Мурманск). Благодаря удачно съехавшему брезенту (по недосмотру, а может быть и нарочно − вспомним историю со "Статусом-6") отчётливо видны два верхних ТА левого борта, кончики третьего и четвёртого и угадывается пятый. Наряду с картинкой со стенда в вестибюле "Малахита" (фото 11) и моделью, представленной на "Армии-2016" (фото 12), снимок от коллеги avsky даёт достаточно оснований считать, что АПКР пр. 885 вооружён десятью торпедными аппаратами.

Вопрос с калибром ТА пока остаётся открытым. Есть мнение, что при наличии большого количества УВП для разнообразных крылатых ракет и ракето-торпед необходимость в крупнокалиберных (650-мм) подводных боеприпасах отпадает сама собой, однако А. Царьков, включивший в состав вооружения "Северодвинска" помимо 8 533-мм ТА два 650-мм [1-6], считает иначе. Про 650-мм ТА упоминают в своей замечательной книге и В. Ильин с А. Колесниковым [7-160].

Напомню, что для создания оптимальных условий для работы носовой антенны ГАК большого диаметра впервые в истории нашего атомного подводного кораблестроения торпедные аппараты были вынесены из носовой оконечности во 2-й отсек и расположены по бортам под углом к диаметральной плоскости. Судя по одному из интервью гендиректора "Малахита", все связанные с этим проблемы удалось решить − на испытаниях подтвердилась правильность схемы акустической развязки носовой оконечности, торпедные аппараты стреляли нормально (ссылка 4) (надо полагать, что каким-то образом удалось обеспечить и вызывавшую опасения продольную прочность торпед при выходе из ТА под ненулевым курсовым углом на больших скоростях подводного хода).

На первый взгляд, число ТА на борту 885 представляется избыточным − ведь в пр. 671 всего шесть 533-мм аппаратов, в 671РТ, 671РТМ(К) и 971 − четыре (плюс 2/2/4 "экзотических" 650-мм). Думается, что отличие торпедного вооружения "Ясеня" от предшественников сродни различию между самозарядными винтовками (карабинами) с магазинами разной ёмкости (скажем, СВТ и СКС). С учётом ошибок в прицеливании и применения ложных целей, в скоротечном дуэльном подводном бою количество готовых к стрельбе боеприпасов играет едва ли не решающее значение − тем более, что наши главные противники (ПЛА типа "Вирджиния") могут выпустить залпом всего четыре торпеды.

Кроме того, большое количество торпедных аппаратов позволяет при необходимости иметь в них б'ольшую номенклатуру средств поражения, готовых к немедленному применению. В сочетании с универсальными УВП (американские ПЛА несут в своих 12 VLS только "Томагавки") 10 ТА делают пр. 885 недосягаемым для конкурентов.

Заключение

Несмотря на все наши кораблестроительные недомогания, атомные подводные крейсера с необыкновенно мощным и разнообразным вооружением в настоящее время строим только мы, причём строим серийно − пять корпусов одновременно. На "Казани" неделю назад приняли воздух (смонтировали систему ВВД), спуск на воду К-561 и закладка седьмого "Ясеня" с вероятностью близкой к 100% произойдут в 2017 г..

Напомню, что кроме 885М на Севмаше строятся пять РПКСН пр. 955А и две ПЛАСН пр. 09851 и 09852, и к концу года суммарное надводное водоизмещение подводных атомоходов, строящихся на стапелях одного СМП превысит 150 000 тонн. Наряду с ударными темпами строительства ДЭПЛ на Адмиралтейских верфях, это даёт довольно веский повод говорить о постепенном оздоровлении российского военного кораблестроения − раз получилось у двух предприятий, получится и у других. Я не могу (и не хочу) запретить грустить, возмущаться, ругаться матом и пить горькую тем, кто не верит, что нам удастся построить полноценный океанский флот (судя по комментариям, таковых немало), но одновременно не могу и не хочу отказывать себе в удовольствии верить в это. ■


2. К-560 "Северодвинск", Североморск, 09.05.2015


3. "Северодвинск" на госиспытаниях, 15.10.2013 (


4. К-560 "Северодвинск", церемония подъёма флага, 17.06.2014


5. Деталь УВП СМ-346, Обуховский завод, СПб


6. Двухракетный залп ПКРК "Оникс", предп. 07.11.2013


7. "Северодвинск", спуск на воду с помощью плавдока "Сухона", 15.06.2010


8. "Северодвинск", 15.06.2010


9. Боковой вид АПКР пр. 885, "исправленный Кафовский"


10. Продольный, поперечный разрезы и план АПКР пр. 885


11. Боковой вид АПКР пр. 885 со стенда СПМБМ "Малахит"


12. Модель АПКР пр. 885 на выставке "Армия-2016"


13. Продольный разрез АПКР пр. 885. Уточнение: третий отсек − жилой, четвёртый − электро-механический)


14. Внешние виды АПКР пр. 885


15. Внешние виды АПКР пр. 885


16. Вид сбоку АПКР пр. 885, носовая оконечность правого борта

Первоисточник: http://navy-korabel.livejournal.com/157465.html

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 10:56.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 26.03.2017, 10:57 #7   #7
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Инфографика

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — проект российских многоцелевых атомных подводных лодок c крылатыми ракетами (ПЛАРК) четвёртого поколения. По состоянию на 2015 год головной корабль проекта «Северодвинск» вошёл в состав Северного флота, второй — «Казань», третий — «Новосибирск», четвертый корабль «Красноярск», пятый корабль «Архангельск» и шестой корабль «Пермь» строятся по усовершенствованному проекту 885М «Ясень-М».

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.




Первоисточник: https://riafan.ru/



Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 10:56.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 10.07.2020, 15:20 #8   #8
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

«Ясень-М»: долгожданный, нужный и дорогой


Некоторые размышления о наших атомных подводных лодках с крылатыми ракетами проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень М».

О задачах МАПЛ

В отличие от РПКСН, их не так-то легко определить. С морским компонентом стратегических ядерных сил все просто: его основной задачей в мирное время является ядерное сдерживание, а в военное – полномасштабное ракетно-ядерное возмездие каждому, кто покусится. А вот с многоцелевыми атомными подводными кораблями все намного сложнее по той простой причине, что очень уж широк спектр задач, которые хочется возложить на этот класс кораблей.

Уничтожать вражеские подводные лодки, выцеливающие наши РПКСН, готовящиеся наносить удары КРМБ «Томагавк» или же прикрывающие неприятельские АУГ? Вне всякого сомнения! Громить вражеские надводные боевые корабли — как одиночные, так и действующие в составе КУГ, АУГ или амфибийных соединений? Всенепременно и обязательно! Пресекать враждебные морские коммуникации, топя военные транспорты, везущие что-то бахающее и бухающее к нам на материк? Конечно! Наносить удары по сухопутным целям, инфраструктуре неприятеля? А как же иначе!

Но можно ли создать МАПЛ, которая могла бы одинаково эффективно решать столь различные задачи? Технически — да. Вот только, как показывает практика, стоимость такого решения превысит все мыслимые пределы и рассчитывать на сколько-то массовое оснащение такими кораблями флота – совершеннейшая утопия.

Об атомных суперкораблях


Интересно, что попытки создания МАПЛ предельно высоких ТТХ предпринимались дважды, в США и СССР/РФ. Американцы построили грандиознейшую для своего времени «машину смерти» «Сивулф». Но даже в самых оптимистичных планах они не предполагали полного перевода своих ВМС на МАПЛ этого типа – максимальная программа строительства «Сивулфов» предполагала ввод в строй только 29 субмарин. На деле и этого оказалось слишком много, так что в конечном итоге серия «усохла» всего лишь до 3 единиц. Выбор был сделан в пользу менее «боевитых» АПЛ типа «Вирджиния», имевших более скромные ТТХ, но, при этом, еще и существенно меньшую цену.

Что же до СССР, то в нем работы по созданию универсальной МАПЛ велись с 1977 г., и окончательно воплотились в металле в проекте 885М или «Ясень-М». Головным кораблем этого проекта стала «Казань», и я очень надеюсь, что она пополнит состав ВМФ РФ в 2020 г. Что же до «изначального» «Ясеня», то, к сожалению, «Северодвинск», в силу ряда компромиссов между желаниями моряков и бюджетом ВМФ получился в известной мере «промежуточным» кораблем, в котором не удалось реализовать все возможные и нужные нам технологии.

Но что же в итоге получит ВМФ РФ «в лице» «Казани»? По сути дела – крупнейшую многоцелевую АПЛ в мире, чье надводное водоизмещение, скорее всего, превышает 8 000 т, хотя, вероятно, и не дотягивает до 8 600 т «Северодвинска». Аналогичный показатель «Сивулфа» составляет 7 460 т., «Вирджинии» — в зависимости от модификации и по разным данным от 7 080 до 7 925 т, британский «Астьют» — 6 500 т. Почему так?


Конечно, ТТХ «Ясень-М» секретны, но они, по всей видимости, отличаются от таковых у «Ясеня». Известно, например, что корпус проекта 885М на 9 метров короче, что и дает основание предполагать несколько меньшее водоизмещение в сравнении с «изначальным» «Ясенем» проекта 885. Кроме того, вероятно, изменился состав вооружения. Если «Ясень» несет 10 торпедных аппаратов и 8 вертикальных пусковых установок (ВПУ) для ракет, то «Ясень-М», предположительно, имеет 8 торпедных аппаратов и 10 ВПУ. Общий боекомплект «Ясеня» составляют 30 торпед/ракето-торпед или ракет, применяемых из торпедных аппаратов и 32 ракеты в ВПУ. Соответственно, можно предположить, что боекомплект «Ясеня-М» будут составлять 24 торпеды или то же количество иных боеприпасов для торпедных аппаратов и 40 ракет.

Так вот, первый ответ на причины большого водоизмещения самой современной отечественной МАПЛ – это состав ее вооружения. «Сивулф» и «Астьют» не несут ВПУ совсем, а у «Вирджинии», в зависимости от модификации, имеются ВПУ на 12, а у Block V – даже 40 крылатых ракет «Томагавк». И именно эта модификация «Вирджинии» как раз и приближается по своему надводному водоизмещению к нашему «Ясеню-М». Но нужно учитывать, что американские ВПУ более компактны – просто в силу того, что американские «Томагавки» существенно легче, чем отечественные «Калибры» и, тем более, «Ониксы».

Кроме того, не следует забывать, что британские и американские АПЛ – однокорпусные, а вот «Ясень-М» — полуторакорпусный корабль, что, очевидно, несколько утяжеляет корпус нашей подводной лодки.

Как бы то ни было, в лице «Казани» наш ВМФ получит очень грозный подводный крейсер-универсал, вполне способный эффективно решать перечисленные выше задачи. В теории «Ясени-М» должны получить все самое лучшее что мы смогли придумать для наших подводников. Возможно, конечно, что это и не так, и что наша наука и промышленность способна была дать еще лучшие торпеды, ГАК и иные агрегаты и оборудование (да вот те же водометы, к примеру), чем то, что фактически устанавливается на «Ясенях-М». Но подобные вещи следует относить уже к нашим внутренним недосмотрам и подковерным играм, а не к «проколам» концепции корабля. Скажем, ничто не мешает оснастить «Ясень-М» качественными противоторпедами и ловушками-имитаторами ПЛ — были бы эти самые торпеды/ловушки и желание.

Иными словами, в лице «Ясень-М» мы действительно можем получить (и, хочется верить, получим) универсальную многоцелевую АПЛ предельных характеристик… вот только стоимость ее по разным оценкам в 1,5-2 раза выше, чем у РПКСН проекта 955 «Борей». Что, кстати, хорошо согласуется с результатами, полученными в США. Их серийные «Огайо», входившие в строй в 90-х годах стоили 1,3-1,5 млрд. долл., в то время как стоимость серийной АПЛ типа «Сивулф» — «Коннектикут» — оценивалась в 2,4 млрд. долл., но по факту скорее всего вышла еще дороже.



"Коннектикут" вроде слева…

А вот стоимость постройки серийных «Вирджиний» в какой-то момент упала аж до 1,8 млрд. долл., при том, что строились они значительно позднее, уже в ХХI веке и доллар с тех времен заметно «полегчал» — на размер инфляции. Потом, конечно, инфляция взяла свое, стоимость того же «Иллинойса», переданного флоту в 2016 г достигла 2,7 млрд. долл. Но не будем забывать, что «Коннектикут» вошел в строй в декабре 1998 г., а «Иллинойс» — в октябре 2016 г. Инфляция доллара за это время составила 47,4%, то есть в ценах 1998 г. «Иллинойс» стоил бы только 1,83 млрд. долл., то есть в как минимум в 1,3 раза дешевле серийного корабля типа «Сивулф».

Иными словами, США, победив в холодной войне и находясь на пике своей экономической мощи, все же свернули строительство супер-«Сивулфов» в пользу массового производства более дешевых МАПЛ. А вот Российская Федерация, имея совершенно несопоставимые с США экономические возможности приступили к серийному строительству «Ясеней-М» с предельными ТТХ.

Очередная ошибка планирования?


Прочитав эти строчки, уважаемый читатель, наверное, совершенно уверен в том, что автор сейчас в который уже раз обрушится с критикой на МО РФ. Но… не в этом случае.

Во-первых, у нас, по всей видимости, и выбора-то никакого не было. Как уже говорилось ранее, универсальную МАПЛ стали разрабатывать еще в СССР и к моменту его распада это был наиболее современный проект из имеющихся. Создание нового проекта в 2000-х годах обещало затянуться если не до бесконечности, то очень надолго, в то время как «дикие 90-е» и финансирование флота «в год по чайной ложке» в период 2000-2010 гг. привели к обвальному сокращению МАПЛ в составе ВМФ РФ. Ждать еще, ничего не делать до разработки оптимального для ВМФ проекта, было просто нельзя и граничило с преступлением. Мы и так уже «дореформировались» до состояния, когда на весь Тихоокеанский флот в какой-то момент осталась всего 1 (ОДНА) многоцелевая АПЛ типа «Щука-Б».

Во-вторых, многие новинки, которые получил «Ясень-М», следовало бы испытать в металле, прежде чем браться за создание более продвинутых аналогов для новейшей МАПЛ.

В-третьих, в 2011-2020 гг. РФ предстояло реанимировать производственные мощности по постройке подводного флота. Если мы вообще хотели (а мы хотели) сохранить эту отрасль, требовалось заказывать многоцелевые АПЛ, причем – срочно. И единственным проектом, который можно было оперативно «довести до ума» и до закладки как раз и был «Ясень-М».

В-четвертых, появление «белых слонов» — то есть строительство ограниченной серии атомных подводных «суперкрейсеров» предельных характеристик, по крайней мере в теории, неплохо вписывается в концепцию ВМФ РФ.

О полезности МАПЛ предельных характеристик


В полномасштабном конфликте с США даже сравнительно небольшое количество таких МАПЛ способно оказывать сдерживающее воздействие на операции надводных сил американцев. Стать целью для ракетного залпа в 40 «Цирконов» не захочет ни один американский адмирал, так что неприятельским АУГ и КУГ придется действовать значительно осторожнее, чем они могли бы. Но следует понимать, что РФ в обозримом будущем может угрожать не только тотальный ракетно-ядерный Армагеддон, но и конфликты рангом пониже, с применением только конвенционального оружия.

Можно сколько угодно говорить о том, что «мы – ядерная держава» и «если что – весь мир в труху!», но факт в том, что Китай, напав на Даманский, почему-то проигнорировал всю нашу советскую «ядерность». СССР же решил китайский вопрос хоть и радикально, но вполне конвенционально. А в новейшей истории даже бывшая Грузия, нынешняя Джорджия, которую без лупы на карте мира не найти, умудрилась атаковать Цхинвал, убивая наших миротворцев. И опять же, вопрос решался нами строго конвенциональными средствами. Можно вспомнить и иностранный опыт – Англия в 1982 г. тоже не торопилась хвататься за «ядерную дубину», предпочитая решить вопрос о принадлежности Фолклендских островов «на кулачках». Причем, с учетом заметного количества британских морпехов, убитых и раненных в штыковых схватках с аргентинской пехотой, «на кулачках» можно было писать и без кавычек.

В общем, до мира во всем мире еще очень и очень далеко. Территориальных претензий к нашей стране предостаточно – взять хотя бы те же Курилы. Да еще и США со своими «арабскими вёснами» и «революциями оранжевых достоинств» так и норовят устроить военно-политический хаос у наших границ. Чтобы эффективно противостоять всему этому, РФ совершенно необходимо иметь мощные вооруженные силы общего назначения – наземные, космические, воздушные, и, вне всякого сомнения, морские. Вот только в силу географического фактора мы вынуждены дробить наши корабли между 5 театрами: Балтийским, Черным и Каспийским морями, Севером и Дальним Востоком.

Получается интересно. Если просуммировать численность всех наших флотов, то ВМФ РФ имеет полное право претендовать на третье место в мире после ВМС США и Китая. По боевому потенциалу, с учетом качества наших подводных кораблей можно, пожалуй, говорить о паритете с Китаем – они, конечно, эсминцев и корветов настроили, как нам и не снилось, но вот в части подплава у «Желтого Дракона» все совсем не так однозначно. Таким образом, ВМФ РФ, даже невзирая на обвальное сокращение своего состава, все еще представляет собой значительную силу, обеспечивая Российской Федерации достойное место среди великих морских держав. Но это если считать общую численность флота.

А вот если смотреть каждый морской театр в отдельности, то картина получается совсем не радужная. На сегодняшний день мы попросту неспособны насытить наш флот таким количеством кораблей, при котором каждый отдельный флот превосходил, или хотя бы стоял вровень с сильнейшими ВМФ присутствующих там держав. Тихоокеанский флот уступает японским ВМС на Дальнем Востоке, Северный едва ли имеет паритет с флотом Его Величества, Балтийский слабее германского ВМФ, а Черноморский имеет куда меньший корабельный состав, нежели ВМС Турции.

Соответственно, для того, чтобы эффективно предотвращать возможные неядерные конфликты с серьезными морскими державами, или, если уж предотвратить не удалось, то побеждать в них, необходим межтеатровый маневр сил нашего ВМФ. Да, это займет определенное время, но в современном мире такого рода конфликты обычно не возникают на пустом месте – им предшествует некий период политической напряженности, за который вполне можно успеть совершить необходимые «рокировки». И наши «Ясени-М», будучи чрезвычайно мощными и универсальными боевыми кораблями, как нельзя лучше подходят на роль той самой «кавалерии», способной быстро усилить наше военно-морское присутствие в нужное время на нужном театре.


Понятно, что в Балтийское или Черное моря МАПЛ не пойдут, но там возможны иные средства усиления. Зато весь мировой океан, включая наши северные и дальневосточные рубежи, а также и Средиземное море кораблям проекта 885М вполне доступны.

Изначально ГПВ 2011-2020 гг. включала в себя слишком мало «Ясеней» — всего 7 ед., из которых действительно современных «Ясень-М» было только шесть. Этого для ВМФ РФ было категорически недостаточно, и автор от всей души радовался новости о закладке еще двух кораблей проекта 885М, что должно было довести общее количество «Ясеней-М» до 8. В идеале следовало бы строить еще хотя бы 3 «Ясеня-М», чтобы сформировать по дивизии из 6 кораблей (включая «Северодвинск») на Северном и Тихоокеанском флотах.

А что дальше?


Несмотря на высокую стоимость «Ясеней-М», бюджет РФ вполне способен выдержать строительство еще 3 кораблей данного типа. Разумеется, не сразу, но по мере постепенной сдачи флоту находящихся сейчас в постройке «Бореев-А» и «Ясеней-М» будут высвобождаться стапели и производственные мощности, так почему бы и нет? Но и в этом случае общее количество МАПЛ проектов 885 и 885М составит всего лишь 12 ед., которые флот получит никак не раньше, чем к 2030 г. И это, конечно, совершенно не вровень со стоящими перед нами угрозами.

Попытаемся составить оптимистичный прогноз, какими подводными силами общего назначения будет располагать Северный флот в 2030 г при условии закладки 3 «Ясень-М» в дополнение к уже заказанным. В этом случае СФ получит, в дополнение к «Северодвинску» еще 5 «Ясеней-М», а кроме того, по всей видимости, флот будет располагать еще 2 или даже 3 модернизированными «Антеями» («Воронеж», «Смоленск» и «Орел»), что позволит сформировать полноценную противоавианосную дивизию по советскому образцу из 8-9 кораблей.

Кроме этого, в настоящее время в составе СФ числится 6 МАПЛ проекта 971 различных модификаций. Можно надеяться, что 5 из них к 2030 г все еще останутся в строю. Но вот «Пантере», сданной флоту в 1990 г, аккурат «стукнет» уже 40 лет, при том что последний ремонт, на сегодняшний день, она завершила в 2008 г. Шансы на то, что в период 2020-2030 гг. она получит серьезную модернизацию с продлением срока службы относительно невелики, так что, скорее всего, если к 2030 г она еще и будет в составе флота, то уже в полной готовности к «уходу на пенсию». Что же до МАПЛ более ранних проектов, то они, если даже каким-то чудом и сохранятся в составе СФ, будут иметь уже минимальное боевое значение.

С ДЭПЛ ситуация следующая: все 7 «Палтусов» проекта 877, очевидно, отправятся на заслуженный отдых, так как срок их службы достигнет или превысит 40 лет. Кроме них имеется еще головной корабль проекта 677 «Санкт-Петербург». Предполагается также, что из 4 ДЭПЛ типа «Лада», находящихся сегодня в постройке, либо заказанных к таковой, одна («Великие Луки») тоже уйдет на СФ. В общем, в оптимистичном сценарии, при котором с проектом 667 все у нас получится, и мы успеем в текущем десятилетии развернуть их серийное строительство, Северный флот к 2030 г. сможет иметь в своем составе до 8 ДЭПЛ проекта 677.

А всего получается на СФ 22 подводных лодки, в том числе: 14 МАПЛ, из которых шесть – 4-го поколения, восемь – 3-го поколения и 8 ДЭПЛ. Повторяю, в оптимистичном сценарии. Теперь посмотрим, что у наших «заклятых друзей».

ВМС США на сегодняшний день располагают по меньшей мере 28 МАПЛ типа «Лос-Анджелес», (статус «Олимпии» и «Луисвилла» непонятен – возможно, готовятся к утилизации, если нет – тогда 30), 3 корабля типа «Сивулф» и 19 -типа «Вирджиния». То есть по меньшей мере, 50 МАПЛ, не считая четверки переделанных в носители крылатых ракет ПЛАРБ типа «Огайо». Возможно, конечно, что это количество может сократиться еще, поскольку американцы весьма энергично списывают свои «Лос-Анджелесы» и может сложиться ситуация, когда поступление новейших «Вирджиний» не будет компенсировать вывод из строя кораблей предыдущего поколения. Но США имеют 9 «Вирджиний» в постройке, и есть заказ еще на 10 кораблей. Таким образом, даже если не последует новых заказов, что крайне сомнительно, общее количество «Вирджиний» в составе ВМС США достигнет 38 ед., а общее количество МАПЛ 4-го поколения – 41 ед. (плюс 3 «Сивулфа»). С учетом того, что американцы стремятся сегодня закладывать по 2 МАПЛ в год, завершение строительства 38-ой «Вирджинии» состоится не позднее 2031 г. Это – тот минимум, ниже которого американский флот не упадет, при этом можно предполагать, что американцы все же будут стремиться поддерживать свой подводный флот МАПЛ на уровне не меньшем, чем 50 ед. Но, поскольку у нас тут оптимистичный для России сценарий, предположим, что к 2030 г ВМС США будут располагать 40 МАПЛ. Из которых, вне всякого сомнения, они смогут выделить 15-18 кораблей для действий в северных морях. Их будут поддерживать 8 МАПЛ типа «Астьют» британского ВМФ (на сегодняшний день – 3 в строю, 4 в постройке, на 1 подписан контракт) и 6 французских типа «Барракуда».



АПЛ типа "Астьют". На лицо ужасные, да и не то, чтобы добрые внутри…

И, конечно же, 6 ДЭПЛ Норвегии, хотя предсказать сейчас, какие именно это будет лодки не получится. Норвежцы собирались строить новые корабли на смену своим 6 ДЭПЛ «Ула», но затянули с контрактом, и не исключено, что к 2030 г. именно «Улы» (ровесники наших «Палтусов») все еще будут составлять основу подводных сил флота этой северной страны.

А всего у НАТО на северном театре к 2030 г получается – 35-38 подводных лодок, в том числе 29-32 МАПЛ 4-го поколения и 6 ДЭПЛ.

Таким образом, мы получаем более чем двойное превосходство НАТО в МАПЛ, при том что у нас кораблей полноценного 4-го поколения будет только 5 («Северодвинск» все же промежуточен) против 29-32 американских и европейских. То есть по равноценным кораблям соотношение составит примерно 1:6 не в нашу пользу. И 8 наших МАПЛ проектов 945А, 971 и 971М, хотя бы и модернизированные, все же будут по целому ряду параметров будут уступать своим иностранным визави. Иными словами, даже в оптимистичном сценарии, по части МАПЛ к 2030 г. налицо подавляющее количественное и качественное превосходство стран НАТО, при этом небольшое преимущество в ДЭПЛ, разумеется, компенсировать его не может.

Получив такой расклад в оптимистичном сценарии, про пессимистичный говорить уже не хочется.

Выводы


По мнению автора, которое он, впрочем, никому не навязывает, строительство многоцелевых атомных подводных лодок проектов 885 и 885М в количестве 9 единиц полностью оправдано, и отвечает насущным потребностям ВМФ. Критиковать здесь можно разве что малый размер серии: очень хотелось бы довести количество «Ясеней» и «Ясеней-М» в составе нашего флота до 12 ед., чтобы сформировать 2 дивизии таких кораблей – по одной для Северного и Тихоокеанского флотов.

Однако дальнейшее строительство предельных по своим характеристикам, высокоэффективных, универсальных (и от этого крайне дорогих) подводных кораблей не позволит создать подводный флот нужной нам численности. В будущем нам понадобятся иные подводные корабли.

Продолжение следует…
Автор:
Андрей из Челябинска

Последний раз редактировалось ezup; 12.05.2021 в 10:57.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 12.05.2021, 11:13 #9   #9
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные лодки ПЛАРК проекта 885/885А «Ясень»
ezup
ezup вне форума

Ура тем, кто сдал «Казань»


Итак, второй подводный крейсер проекта 885 в общем и первый проекта 885М поднял флаг и вошел в состав флота.

На эту тему уже высказались многие СМИ, многие эксперты и специалисты. Высказывания разные, от совсем шумных, со всеми этими «не имеющими аналогов…» и до сдержанно-сомневающихся. Мы займем место посередине, поскольку несмотря на завесу секретности хочется понять, насколько это знаковое событие и серьезное подспорье флоту. Но главное – какие у нас открываются перспективы в будущем.

Подводные лодки (очень надеюсь, что про них будем говорить именно во множественном числе) многие называют будущим подводного флота России. С приемкой «Казани» будущее постепенно становится настоящим.

Вообще сложившаяся разнокалиберность наших подводных лодок немного удручает. Проекты 941, 667БДРМ, 955, 885, 949, 945, 671, 971 – многовато. Унитарность американских подводных сил, оперирующих в основном двумя видами лодок («Лос-Анджелес» и «Вирджиния») достойна подражания.

Собственно, мы ничуть не хуже в этом плане и рано или поздно приведем подводный флот в порядок. Естественно, хотелось бы пораньше. И, учитывая, что мы можем строить атомные подводные лодки, с этим проблем быть не должно, если только не станут мешаться под ногами приверженцы авианосной секты.

И тут все просто. Даже по металлу, сколько стали можно потратить на одно плоскопалубное корыто, наверняка хватит на три, а то и четыре ракетных подводных крейсера, которые смогут стать реальным щитом страны, а не потребителем бюджетных денег.

Кстати, мысль не моя, у Кайла Мизоками из «Националь Интереста» взял. Американцы тоже всерьез думают, что подводные лодки дешевле и эффективнее плавучих ангаров с самолетами. Но у них ключевое слово «дешевле».

У нас же важнее скорость, с которой мы можем строить новые корабли.

С «Казанью» все оказалось не так просто. Сдачу корабля затянули, и затянули здорово. И хотя теперь без разницы, в целом, почему так получилось, думаю, причина кроется немного не в тех причинах, которые озвучивали «эксперты».

«Казань» все-таки очень сильно отличается от первой лодки, «Северодвинска». Так-то корабли вроде бы схожи, «Казань» покороче немного (9 метров), но ракет берет больше. Размещение дополнительных пусковых шахт – дело непростое. А «Северодвинск» берет 40 «Калибров» или 32 «Оникса». «Казань» - 50 «Калибров» или 40 «Ониксов».

Значит, место высвободилось именно благодаря большей автоматизации всех процессов. Плюс, проходила информация, что на «Казани» установлен «бореевский» гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Почти полностью автоматизированный гидроакустический комплекс с дальностью действия более 300 км.

На испытания «Казань» вышла очень давно, в 2018 году и неоднократно заходила на завод. Что-то там доделывали и переделывали. Руководство флота и Минобороны отделывались невнятными релизами на тему того, что «идет устранение недостатков в работе вспомогательной системы». В прессе ожидаемо поднимался вой на тему того, что «и подводную лодку построить не можем».

Однако, тут стоит все-таки понимать, что релиз «для всех» - это одно, а доработка принципиально нового вооружения, например, которым вполне могли оказаться ракеты «Циркон» - это другое. И тут нужен несколько иной подход. Но «Циркон» вполне нормально себя вел при испытаниях на «Северодвинске», так что, возможно, тут что-то совсем новое. Есть вероятность, что «Калибр-М», который, как поговаривают, будет потолще предшественника, а потому с ним могут быть связаны некоторые сложности.

Кроме того, у нас вообще есть много чего, что можно зарядить в пусковую шахту. Так что критика, конечно, дело хорошее, но тогда, когда она обоснована.

Кстати, о критике. Почему-то никто не критикует с пеной у рта американский авианосец нового поколения «Джеральд Форд». Он как бы в составе флота с 2017 года, но не доведен до ума. Авиагруппы нет, электромагнитные катапульты отказывают, барахлят электрические подъемники, в общем – стандартный набор «детских» болезней. И сколько американцы еще будут допиливать «Форда», никому толком не известно. Ибо очень сложный механихм.

Подводный крейсер тоже не простой корабль. Тем более – напичканный новинками. На «Казани» мы имеем новый реактор, более компактный и более тихий. Еще одна новинка – всплывающая спасательная капсула, рассчитанная на весь экипаж. Способная поднять людей с глубин, «вплоть до предельных».

Но в нашем случае дело даже не в количестве новинок. Понятно, что в качестве. Повторюсь, что дело в качестве и количестве.

Давайте посмотрим (хоть это будет и печально) на состав наших подводных сил. Понятно, речь пойдет о двух наших флотах, где имеются в наличии атомные подлодки.

АРПКСН проекта 941 - 1
АРПКСН проекта 667БДРМ - 7
АРПКСН проекта 995 - 4

ПЛАРК проекта 885/885А - 2
ПЛАРК проекта 949А - 8
АМПЛ проекта 971 - 10
АМПЛ проекта 945/945А - 4
АМПЛ проекта 671РТМК - 2

В общем, сравнивать с флотом США как-то не хочется. 12 стратегических крейсеров и 26 атомных подводных лодок как с крылатыми ракетами, так и без оных.

США имеют в распоряжении флота ровно 70 АПЛ различного назначения и свежести.

ПЛАРБ (стратеги) «Огайо» третьего поколения - 14
ПЛАРК «Огайо» - 4

МПЛАТРК «Лос-Анжелес» - 32
МПЛАТРК «Сивулф» - 3
МПЛАТРК «Вирджиния» - 17

«Сивулфы» и «Вирджинии» - это, замечу, четвертое поколение. 20 АПЛ, пусть три из них не очень, программа «Сивулф» закрыта, но двадцать лодок – это двадцать лодок.

И здесь у нас самый важный момент всего исследования. Наиболее ценным в данной ситуации является даже не то, насколько совершенной в плане новинок является «Казань». Наиболее ценно то, что массовое производство лодок возможно и возможно сегодня.

«Новосибирск» проходит швартовые испытания. «Красноярск» готовится к спуску на воду. «Архангельск», «Пермь», «Воронеж», «Владивосток», «Ульяновск» строятся. Рубеж окончания работ по последней (надеюсь, по крайней) лодке – 2028 год. То есть, через 7 лет у нас будет на 8 АПЛ четвертого поколения больше.

Это не сравнимо с американским флотом, но этого в принципе достаточно, чтобы держать потенциальных в напряжении и понимании неотвратимости. Понятно, в какой ситуации.

Если для того, чтобы снести с лица земли какую-либо страну необходим залп 10 стратегических крейсеров, то не стоит держать флот из 70. Достаточно 20, с запасом. Но в боевой готовности, с обученными экипажами и так далее.

Нам реально нужен подводный меч, который станет щитом.

Именно атомная подводная лодка, неуязвимая на большой глубине, плохо обнаруживаемая, с современным оружием на борту в пусковых шахтах – вот настоящее завтра. Что бы там не пытались доказать поклонники бюджетопоедательных кораблей с ангарами. Ибо даже три авианосца ничего особенного не смогут сделать в масштабе войны завтрашнего дня.

А что может сделать залп атомного подводного стратегического крейсера? 16 ракет с 10 боеголовками по 100-150 килотонн каждая?

«Толстяк», который стер с лица земли Нагасаки, был 21 килотонна. Тут можно сами понимаете, каких дел натворить. Одним подлым в своей неотвратимости залпом хоть всплыв, хоть из-под воды.

Так вот, пока наши заводы трудятся над постройкой остальных кораблей серии, над «Казанью» будут работать, исправляя все возникающие недостатки и недочеты. И это нормально. Это не китайский дизель добывать путем разрезания корпуса корабля вдоль. Это нормальная работа.

А вот когда с «Казанью» закончат, то с остальными будет проще.

Начало, можно сказать, положено. Сдачей «Казани». Да, звучит двусмысленно, но это как раз тот случай, когда сдать «Казань» примерно то же самое по эффективности, что и взять Казань. И тут надо просто максимально быстрее сдать все остальные города серии.

Автор:
Роман Скоморохов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф россии


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Подводные лодки проекта 705(К) «Лира» ezup Подводные лодки 5 10.02.2021 15:35
Подводные лодки проекта 941 «Акула» ezup Подводные лодки 5 20.03.2019 00:05
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» ezup Подводные лодки 9 21.09.2018 17:37
Подводные лодки проекта 690 «Кефаль» ezup Подводные лодки 0 03.03.2016 21:50
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень» ezup Подводные лодки 0 12.10.2012 09:59