RUFOR.ORG > Социум > История государства российского > Военные архивы » Счастливый МиГ капитана Казакова

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.06.2015, 13:13 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Счастливый МиГ капитана Казакова
ezup
ezup вне форума



Сбить в горах крылатую ракету – вершина мастерства

Когда в феврале на военном совете Военно-морского флота России подводились основные итоги прошедшего учебного года, высшей оценки за выполнение задач по предназначению – приза главнокомандующего ВМФ России – была удостоена эскадрилья истребителей под командованием подполковника Сергея Кодерле Камчатской авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота. Отдельно грамотой главкома ВМФ за уничтожение крылатой ракеты был награждён экипаж истребителя-перехватчика МиГ-31 этой же эскадрильи в составе командира корабля капитана Александра Казакова и штурмана капитана Михаила Королёва. Столь высокого признания камчатские авиаторы заслужили за боевую работу на стратегическом командно-штабном учении «Восток-2014».


Об успехе этих военных лётчиков «Красная звезда» уже кратко сообщала, что называется, по горячим следам. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на той боевой работе, которую они выполнили, тем более что есть значимый повод и выявились весьма интересные подробности. Да и персона самого командира МиГ-31 Александра Казакова, человека безмерно влюблённого в небо, самолёт и профессию, заслуживает большего внимания.
Задачу по поиску и уничтожению крылатой ракеты получили два камчатских экипажа истребителей МиГ-31. Военные лётчики знали, что её запустит стратегический бомбардировщик Ту-95МС из акватории Охотского моря по камчатскому полигону Кура.

– Нам обозначили рубеж, который ракета не должна преодолеть, – вспоминает капитан Александр Казаков. – Её маршрут не был известен, поэтому ещё на земле мы с командованием и коллегами обсудили тактику поиска «непрошеного гостя».

– Перед полётом, конечно, волновались, – рассказывает Александр Казаков. – Такого рода задачу любой лётчик ждёт, как космонавт полёта в безвоздушное пространство. Можно готовиться в течение 15 лет, а полёт (или, как в нашем случае, стрельба) так и не состоится. Кроме того, на кону стоял профессионализм экипажей, честь эскадрильи и всей авиабазы. Задачу усложняло не столько то, что мы её решали впервые, что цель малоразмерная и что эта задача для истребителей-перехватчиков ПВО считается самой сложной, сколько условия, в которых предстояло уничтожить ракету.

Обычно такие упражнения выполняются на полигонах с несложным рельефом или же над водной поверхностью. В бескрайних степях обнаружить крылатую ракету можно даже визуально и вести её на малых высотах. На Камчатке с её естественными укрытиями – сопками и вулканами, которые ракета использует при полёте, это практически невозможно. Добавьте сюда плотную облачность, которая преобладает над полуостровом большую часть года, и задача усложняется кратно.

…Утро. Остались позади инструктажи, контроль готовности к полёту. Лётчиков проверили врачи. У всех самочувствие и пульс, как у Гагарина перед полётом в космос! Все ожидают команды на запуск двигателей – в такие моменты над аэродромом звенящая тишина.

И вот наступило время «Ч». На аэродроме базирования отличная безоблачная погода. По команде руководителя полётов два МиГ-31 устремляются в небо один за другим. Район полигона Кура в отличие от аэродрома встретил камчатских соколов десятибалльной (!) облачностью.

– Конечно, присутствовал элемент волнения, – рассказывает капитан Казаков. – Выйти в район поиска было необходимо точно в установленный срок плюс-минус несколько секунд, – цель ждать не будет. Барражировать приходилось на высоте не ниже пяти тысяч метров над двумя вулканами, один из них – Ключевская сопка – самый высокий в Евразии (4750 м). Опускаться ниже смертельно опасно. Искать ракету, летящую на высоте от 300 до 500 метров и плавно огибающую рельеф местности, с высоты пяти километров очень сложно. Наш радиолокационный комплекс пока ещё не способен «заглядывать» за сопки.

Как потом прокомментируют ситуацию специалисты, вероятность уничтожения крылатой ракеты в таких условиях не превышала 20 процентов. Тем не менее, придерживаясь избранной тактики, истребители-перехватчики приступили к боевому патрулированию. Нужно отметить, что определённую помощь истребителям оказывал самолёт ДРЛО А-50. Всевидящий русский АВАКС ориентировал перехватчиков по времени подлёта крылатой ракеты к назначенному рубежу. И когда самолёт майора Сергея Петренко и капитана Василия Рублёва уходил с боевого курса, капитан Михаил Королёв, умело управлявший прицелом, по самолётному переговорному устройству доложил: «Есть цель, есть захват!». Доли секунды ушли на определение и опознавание цели по условиям безопасности – рядом ведь свои самолёты!

На фюзеляж МиГ-31, экипаж которого сбил крылатую ракету, по фронтовой традиции нанесли победную звёздочку




По правилам учения разрешение на применение оружия истребителям давал А-50. «Цель в захвате, на запрос не отвечает», – доложил капитан Казаков. «Цель ваша. Работу разрешаю», – ответил штурман наведения А-50.

Работать пришлось на предельных параметрах. МиГ-31 на форсаже устремился навстречу крылатой ракете, держа её в прицеле и «подсвечивая» им путь своим крылатым снарядам. Пуск – и МиГ-31 содрогнулся, ушла первая ракета класса «воздух-воздух». Через пять секунд второй оперённый «умный» снаряд устремляется навстречу цели. Командир отрапортовал: «Пуск выполнил, расход две!». Звучит команда «Отворот!», и истребитель уходит с боевого курса. Спустя некоторое время бортовая аппаратура летающего командного пункта и перехватчика констатирует: цель поражена.
– Это было незабываемо, – признаётся капитан Казаков. – Мы были счастливы и горды тем, что выполнили поставленную перед нами задачу, как полагается, как от нас ждали.

Теперь на фюзеляже МиГ-31 капитанов Казакова и Королёва появилась красная звёздочка, свидетельствующая о боевом успехе и профессионализме экипажа.

Успех воздушных асов был в принципе закономерен. И зиждется он на мастерстве исполнителей и огромном потенциале самой боевой машины, по габаритам и технической оснащённости именуемой кораблём.

Капитан Александр Казаков говорит о своём истребителе-перехватчике только определениями в превосходной степени: отличнейший прицел и управляемость, соответствующая задачам самолёта, большая скорость, высокая надёжность и мощь двигателей.

В справедливости этих оценок капитан Казаков убеждался не раз. Один случай изрядно испытал на зрелость его профессионализм, а нервную систему – на устойчивость. Это было во время ночных полётов. Почти сразу на взлёте у МиГ-31 Александра Казакова вышел из строя высотомер и указатель скорости и числа М. 30 тонн тяги легко несут истребитель в ночное небо, а приборы, в том числе и приятным женским голосом речевого информатора РИТА, убеждают в обратном: «Манёвр предельный! Скорость мала!». А крылатая машина между тем безропотно повинуется капитану Казакову. Полагаясь исключительно на визуальные ориентиры – огни населённых пунктов и взлётно-посадочной полосы, которые, к счастью, не были скрыты облаками, командир и штурман развернули самолёт и благополучно совершили посадку.

– Конструкторы в машину заложили колоссальный запас прочности, – говорит капитан Александр Казаков. – Шутка ли, МиГ-31 способен развивать скорость без малого в три Маха – это почти три тысячи километров в час.

О надёжности двигателей истребителя ходят легенды. Случалось так, что в воздухозаборник МиГ-31 попадали посторонние предметы, в результате ломались лопатки турбины, а самолёт продолжал полёт, и лётчик, ни о чём не подозревая, спокойно уже после посадки узнавал, что же произошло.
– Посмотрите на этого красавца. Разве можно не влюбиться в этот самолёт? – спрашивает меня Александр. – Я был безмерно счастлив, когда в нижней палате российского парламента предложили прекратить утилизацию этих самолётов и остановить ликвидацию технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возобновления работ по строительству самолётов данного типа или прототипов с характеристиками, схожими или лучшими, чем у МиГ-31.

Небом и полётами на крылатых машинах наш герой загорелся ещё во втором классе, впервые побывав в небе в качестве пассажира авиалайнера. Чтобы осуществить мечту, Александр записался в аэроклуб на родной Смоленщине. К тому моменту, когда поступил в военное училище, у него было столько часов налёта, что ему завидовали даже старшекурсники.

В лихие 1990-е, когда жизнь испытывала на прочность не только людей, но и боевые машины – отсутствием полётов и керосина, Александру Казакову предлагали сменить и тип самолёта, и командирское кресло на штурманское, и военную службу – на гражданскую работу. Однако он по-прежнему верен себе, истребительной авиации и МиГ-31.

Вот и сыновья Казакова – Александр и Тимур – собрались в будущем идти по стопам отца. Так что, возможно, в скором времени Казаковых в истребительной авиации будет больше.

А ещё наш герой надеется, что в связи с упомянутым достижением и в силу других многочисленных заслуг ему присвоят звание майора (хотя это и не главное для Александра). Вот и его многочисленные сослуживцы, шутливо подтрунивая над сорокалетним капитаном, верят, что справедливость всё же восторжествует и заветная большая звезда упадёт-таки на погон военного лётчика.


Автор Юрий РОССОЛОВ
Первоисточник http://www.redstar.ru/index.php/comp...itana-kazakova
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
военный архив


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Бронеавтомобили штабс-капитана Былинского ezup Автомобили военного назначения 0 09.09.2015 12:39
35 незабываемых цитат капитана Джека Воробья ezup Краткость - сестра таланта 0 25.08.2014 14:12
На волосок от смерти – счастливый день для тюленя ezup Фауна 2 10.10.2013 12:59
Счастливый брак способствует ожирению... ezup Он и Она 15 25.05.2013 01:12
Чэмп – самый счастливый пес в мире ezup Фауна 1 10.03.2013 17:27