RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот > Подводные лодки » Проект 667 БДРМ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 03.05.2011, 23:11 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект 667 БДРМ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения
ezup
ezup вне форума

Проект 667 БДРМ - ракетные подводные крейсера стратегического назначения







Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами (что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения), флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок.

В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. Ленинградское КБ “Арсенал” приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. Работы велись по двум параллельным направлениям - созданию БР с двигателем на баллистных порохах, а также на более перспективном смесевом топливе. Недостатком первого варианта являлась необходимость использования громоздкой связки из четырех двигателей, что приводило к чрезмерному росту габаритов ракеты, а создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 50-60-х годов оказались еще “не по плечу” отечественному ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены.

Тем же правительственным постановлением ОКБ В.П.Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному “лодочному” комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку 667-го проекта. При этом вся техническая документация, разработанная “арсенальцами” по программе Д-6, была передана в СКБ-385.

Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР “Поларис”А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев(и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требовании.

В то же время в КБ “Арсенал” продолжались работы над стратегическими ракетами наземного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил “Арсеналу” выйти с предложением о разработке для модернизированный ПЛАРБ пр.677 твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты “Посейдон” С-3.

Предложение Ленинградцев получило поддержку, и в начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, “Арсенал” получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс “667АМ” (шифр “Навага - M”). Он разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” под руководством главного конструктора О.Я.Марголина (заместитель Е.А.Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.

Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ пр.667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.

Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 - второй корабль пр.667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе “Звездочка” в Северодвинске в 1973 году

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северный широты стрелять по боевому полю “Кура” на Камчатке.

В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: “Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов”. Собственно, “накоплением опыта” все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей 667-го проекта. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.

Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...

В 1969-1971 гг. в ЦКБ “Волна” под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31, однако дальнейшего развития это направление не получило: в начале 70-х годов ВМФ, несмотря на очевидные эксплуатационные преимущества твердотопливных ракет, отдали предпочтение ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными жидкостными межконтинентальными ракетами.

Российский Военно-морской флот имеет семь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДРМ ("Дельфин") вооружённых межконтинентальными баллистическими ракетами. Эти корабли были разработаны (ЦКБ "Рубин", г. С-Петербург, главный констуктор - Ковалев С.Н.) и строились параллельно РПКСН пр. 941 "Акула" (небезызвестные "Тайфуны"). Конструкторские работы были начаты в 1975г. Строительство осуществлялось в Северодвинске в период с февраля 1981 по февраль 1992 г. Первый РПКСН проекта, K51, был вступил в строй в декабре 1985. Подводные лодки дислоцируются на военно-морской базе Сайда-Губа, Северный Флот (по др. данным - губе Оленья (г.Гаджиево)). По натовской классификации именуются Дельта 4 (Delta IV)

Конструкция

Конструкция РПКСН проекта 667БДРМ подобна проекту 667БДР (Delta III). По сравнению с проектом 667БДР был увеличен диаметр корпуса и удлинена носовая часть. В результате водоизмещение выросло на 1200 тонн, а длина - на 12 метров. Субмарина имеет двухкорпусную конфигурацию с ракетными шахтными пусковыми установками, размещенными во внутреннем корпусе. Для усиления прочности корпуса при строительстве применялись специально обработанные высокопрочные стали. Корпус имеет 10 отсеков. Операционная глубина погружения - 320 метров, максимальная - 400 метров. Двигательная установка обеспечивает скорость 24 узл. в надводном и подводном положении. Запасы позволяют совершать походы продолжительностью до 80 дней.

В процессе разработки РПК СН пр. 667BDRM были приняты несколько мер, чтобы уменьшить уровень шумности. Механизмы и оборудование зафиксированы на общей основе, изолированной от прочного корпуса, отсеки где размещается ЭУ также изолированы. Б Была увеличена эффективность антигидроакустических покрытий наружного корпуса и внутренних прочных корпусов. Используются новые семилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками.

Ракетное вооружение

РПКСН проекта 667БДРМ оснащены баллистическими ракетами межконтинентального радиуса действия с ядерными боеголовками, предназначенными для поражения военных и промышленных объектов противника. Подводные лодки несут ракеты РСМ-54 разработки КБ Макеева (натовское обозначение: SS-N-23 Скиф) - трехступенчатые жидкостно-реактивные баллистические ракеты с дальностью поражения 8,300 километров. В состав боеголовки входит от четырёх до десяти разделяющихся головных частей индивидуального наведения мощностью 100 кТ каждый. Наведение инерциальное по звёздам, вероятное отклонения (возможный радиус от заданной точки поражения) составляет 500 метров. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

Кроме того могут приниматься противокорабельные ракеты "Новатор" (SS-N-15).

Торпедное вооружение

Представлено 4-мя 533-мм торпедными аппаратами, предназначенными для запуска любого типа торпед, включая противолодочные торпеды и устройства - акустического противодействия. Имеется система быстрой перезарядки торпедных аппаратов. Боезапас составляет 18 ракет и/или торпед. Торпедное вооружение расположено в носовой части корпуса.

Средства РЭБ

Имеется датчик оповещения о радиолокационном облучении.

Средства обнаружения

РПКСН оснащён радиолокационной станцией обнаружения надводных целей.

Средства акустического обнаружения включают гидроакустический комплекс который оперирует в низком и среднем диапазоне частот в активном и пассивном режимах поиска и атаки. Также есть активный гидролокатор работающий на высокой частоте, пассивный низкочастотный гидролокатор и буксируемый акустический комплекс.

Средства связи

Имеется два плавающих радиобуя для принятия радиограмм, данных целеуказания и кораблевождения с использованием навигационных спутников при нахождении подводной лодки под водой на безопасной глубине.

Энергетическая установка

РПКСН проекта 667БДРМ имеют атомная ЭУ типа ОК-700 (и модификации) с двумя водо-водяными реакторами типа ВМ-4, с тепловой мощностью - 2 х 90 МВатт. Двигательная установка приводит в движение два вала с семи-лопастными винтами с фиксированным шагом.

Состояние

Операционная продолжительность службы этих РПКСН, составляет 20-30 лет, хотя, чтобы использовать корабль в течение этого периода требуется раз в 7-8 лет производить капитальный ремонт. В противном случае, срок службы сокращается до 10-15 лет. Четырехлетние ремонтные работы на первом РПКСН пр. 667 БДРМ (K-51) были закончены в ноябре 1999 на судоремонтном заводе "Звёздочка" в Северодвинске. Предполагается, что после этого субмарина будет нести службу еще 5-7 лет.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Проект 667 БДРМ


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ракетные крейсера Проект 1164, шифр «Атлант» ezup Боевые корабли 0 22.12.2018 23:40
Ракетные крейсера Проект 1134, шифр «Беркут» ezup Боевые корабли 0 20.12.2018 01:16
Ракетные крейсера Проект 58, тип «Грозный» ezup Боевые корабли 0 06.12.2018 00:05
Ракетные войска стратегического назначения РФ ezup Военный кинозал 0 25.10.2016 23:18
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДРМ «Дельфин» (Delta-IV class) ezup Подводные лодки 0 20.09.2012 09:54