Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() Родила царица в ночь… — Пушкин В один из осенних дней 2004 года в тихой заводи фьорда Оденсе появился корабль, изменивший традиционные представления о роли и облике современных военно-морских сил. Сами датчане уверены, что корабль управления и поддержки типа «Абсалон» способен заменить всё многообразие классов боевых и вспомогательных кораблей, использовавшихся до этого в составе флота. Спектр решаемых «Абсалоном» задач чрезвычайно широк. На вопрос: «Что это? Фрегат, эсминец, УДК?» моряки Королевских ВМС Дании просто пожали плечами: «Корабль». Корабль «гибкой поддержки» для участия в современных конфликтах низкой интенсивности, способный решать задачи по контролю морских коммуникаций, оказывать огневую поддержку, высаживать и прикрывать морские десанты, использоваться в качестве транспорта для перевозки стратегических грузов (снаряжения, расходных материалов, боевой техники). А также выполнять функции командно-штабного корабля, минного заградителя и госпитального судна. С технической стороны «Абсалон» представляет собой 137-метровый корабль полным водоизмещением 6300 тонн, в конструкции которого причудливым образом сочетаются технологии военного и гражданского судостроения. Корпус построен с учетом технологии снижения радиолокационной заметности; приняты меры по снижению тепловой сигнатуры корабля. Постоянный экипаж «Абсалона» — 100 человек. Два дизеля MTU (2 х 11 тыс. л.с.) обеспечивают скорость 23 узла. Дальность плавания на экономической скорости составляет 9000 миль. Постоянный состав вооружения включает в себя установленную в носу 127-мм артиллерийскую установку Mk.45, два скорострельных 35 мм зенитных автомата «Миллениум», стреляющих «интеллектуальными» боеприпасами, а также два торпедных аппарата Mk.32 с малогабаритными противолодочными торпедами MU90. Особенно интересен «Миллениум»: прицельный комплекс автомата непрерывно вычисляет траекторию цели, программируя снаряды на подрыв в определенной точке пространства. При взрыве каждого боеприпаса образуются 152 поражающих элемента, что обеспечивает высокую вероятность поражении цели даже при отсутствии прямых попаданий. Скорострельность самой установки достигает 1000 выстр./мин. Перечисленные системы — всего лишь вершина айсберга. Настоящая мощь «Абсалона» едва ли заметна невооруженным глазом. За высоким фальшбортом в средней части корабля скрывается площадка под установку сменных модулей StanFlex. Standard Flex — принятая на вооружение ВМС Дании система из стандартных слотов и съемных модулей (габариты 3х2,5х3,5 м) с различным оборудованием, ориентированных на выполнение конкретных задач. Уникальная система была разработана в 80-е годы. К настоящему времени известно как минимум 12 вариантов модулей: артиллерийский, зенитный, ПЛО (поисковый и ударный варианты), складной кран, ПУ c противокорабельными ракетами, модуль с океанографическим оборудованием, модуль радиотехнической разведки, модуль экологов, грузовой модуль, станция управления беспилотными подводными аппаратами и т.д. ![]() Модуль StanFlex с минно-тральным оборудованием «Абсалон» способен одновременно нести пять модулей StanFlex. В стандартный набор входят два модуля с ПКР (наклонные ПУ Mk.141, общий боекомплект — 16 противокорабельных ракет «Гарпун») и три модуля с зенитными ракетами. Ракетное оружие размещено в ячейках УВП Mk.48 (или Mk.56), суммарный боезапас составляет 36 ЗУР средней дальности ESSM. ![]() Система StanFlex, несомненно, придает кораблю значительную гибкость при ведении боевых действий и выполнении спецопераций на море. Другой особенностью «Абсалона» является наличие универсальной грузовой палубы Flex Deck с выдвижной рампой для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Если отвлечься от громких фраз и красивых аббревиатур, то «гибкая» палуба Flex Deck представляет собой обычный крытый ангар площадью 915 кв. м. c хорошим освещением и подвесными кран-балками. Для каких целей может быть использовано это пространство — фантазия уходит в бесконечность. Например, сюда можно загнать 40 грузовиков или 7 основных боевых танков «Леопард-2». Или установить клетку-обезьянник для пойманных сомалийских пиратов. Можно соорудить офисные перегородки и организовать штаб. Развернуть на борту мобильный госпиталь. Либо разделить ангар на отдельные кубрики для морпехов (до 170 человек на борту). Здесь выбор на любой вкус. ![]() Авиационное вооружение корабля представлено двумя транспортными вертолетами EH-101 (грузоподъемность — 38 чел. или 5 тонн груза). Вертолетная площадка площадью 850 кв. м. в кормовой части рассчитана на прием тяжелых вертолетов «Чинук» или CH-53E. Также в стандартное оснащение «Абсалона» входят два быстроходных катера SRC-90E с возможностью их спуска/подъема на ходу с помощью выдвижного крана и лацпорта в корме корабля. ![]() Радиоэлектронное оборудование: Несмотря на солидный состав вооружения, радиотехнические системы корабля «Абсалон» выглядят достаточно примитивными. Состав РЭО более соответствует десантному или патрульному кораблю, чем современному эсминцу или фрегату с управляемым ракетным оружием. Основным средством обнаружения является многофункциональный радиолокатор Thales SMART-S дециметрового диапазона, одновременно выполняющий функции дальнего обзора и слежения за горизонтом. Простой и надежный SMART-S — неплохой выбор для навигации и контроля воздушной обстановки в простой ситуации. Но в случае внезапной атаки низколетящих противокорабельных ракет корабль «Абсалон» окажется абсолютно беззащитным. Там, где не всегда справляются даже специализированные РЛС для обнаружения НЛЦ, скромному радару S-диапазона надеяться не на что. ![]() Помимо SMART-S, на борту корабля установлены еще три радара: — РЛС управления зенитным огнем Saab Systems Ceros 200 («подсветка» целей для ракет ESSM); — РЛС обнаружения надводных целей и управления артиллерийским огнем Terma Scanter 2001; — наконец, простенькая навигационная РЛС «Скаут». Для обнаружения подводных целей на борту «Абсалон» установлен немецкий гидролокатор Atlas Elektronik ASQ-94. Станция работает на средних частотах, что явно свидетельствует о её не слишком впечатляющих характеристиках (в отличие от низкочастотных ГАС, применяемых на «полноценных» эсминцах). На корабле установлена современная БИУС Terma C-Flex, выполненная по традиционному стандарту С4I (Combat management and Command, Control, Communications and Intelligence) — информационное обеспечение, контроль и управление в бою, связь и разведка. Все поступающие данные обрабатываются в едином информационном пространстве на 20 многофункциональных консолях. Системы связи представлены стандартными «натовскими» каналами передачи данных LINK 11 и LINK 16 + многоканальной спутниковой связью на военных и гражданских частотах. В настоящий момент в составе Королевских ВМС Дании находятся два корабля управления и поддержки — «Абсалон» (оперативный код — L16) и «Эсберн Снаре» (L17). Корабли получили свои имена в честь средневековых епископов — основателей Дании. Оба корабля вступили в строй в период 2004-05 гг. Зачем построен «Абсалон»? Многофункциональный транспортно-боевой корабль с модульной компоновкой. Что это — смелый шаг в будущее или следствие обычных бюджетных сокращений? Насколько оправдано строительство подобных гибридов? Официальная версия объясняет постройку «Абсалона» изменением характера боевых действий на море — отсутствие серьезных морских угроз вынуждает искать новые способы применения флота. Интересы моряков постепенно смещаются в прибрежную зону — где преобладают операции контртеррористического и гуманитарного характера. Здесь и появляется необходимость в «гибкой» боевой платформе, способной решать самый широкий спектр задач. Ели отказаться от ханжеской бюрократической терминологии, это значит буквально следующее: современной Дании флот не особенно нужен. В то же время финансовое состояние маленького королевства позволяет иметь на вооружении пару подобных «игрушек» — для укрепления международного статуса страны и ограниченного участия в миротворческих операциях. Удел вооруженного транспорта «Абсалон» — демонстрировать флаг и путаться под ногами ВМС США, чтобы в Вашингтоне случайно не забыли о существовании маленькой, но гордой Дании. Что касается боевых возможностей «Абсалона», то при всем его великолепии и «хай-тек» начинке, он не годится для участия ни в каких реальных операциях. Танки и продовольствие доставляют обычные ролкеры и океанские линейные контейнеровозы — их вместимость раз в 10-15 больше, чем у маленького датского кораблика. Штаб или флагманский командный пункт могут быть с успехом развернуты в БИЦ любого Иджис-эсминца (или схожего по возможностям корабля). Размещение раненых и пострадавших на боевом корабле — не лучшая идея. Для этого существуют специальные госпитальные суда, с белой окраской и нанесенными на бортах огромными красными крестами. В отличие от «Абсалона», они гарантируют хоть какой-то уровень безопасности. Стрельба по ним считается военным преступлением; далеко не каждый рискнет их атаковать. Нахождение «Абсалона» в зоне крупных военных конфликтов исключено: тихоходный корабль, лишенный зональной ПВО и с ограниченными возможностями средств обнаружения представляет собой чрезвычайно легкую мишень. Обстрел побережья из 127-мм пушки возможен только в случае, если противник — папуас из каменного века. Ответный залп Д-30 или «Града» превратит небронированный «Абсалон» в пылающие руины. Вступать в дуэль с берегом ему противопоказано. Наконец, участие в контртеррористических операциях на море и борьба с пиратством. Как оказалось, в современных условиях «Абсалон» не способен выполнять даже такие простейшие задачи. Впрочем, у «Абсалона» и «Эсберн Снаре» есть одно важное преимущество — стоимость постройки каждого составила всего 170 млн. евро. Разумеется, в эту сумму не была включена стоимость модулей StanFlex и прекрасных швейцарских автоматов «Эрликон Миллениум». Немало удивили сроки постройки — «Абсалон» был спущен на воду всего через 3 месяца после его закладки и менее чем через год был введен в строй (впрочем, насыщение корабля современным оборудованием продолжалось еще полтора года). Несколько слов про сомалийский вояж «Абсалона». Реальную боевую значимость датского вооруженного транспорта продемонстрировала его боевая служба в районе Африканского рога. 15 сентября 2008 года «Абсалон» был назначен флагманом Task Force 150 — группировки международных кораблей, выполняющих задачи по противодействию сомалийскому пиратству. Что из всего этого получилось, достойно сюжета комедии «Полосатый рейс». 17 сентября «Абсалон» обнаружил пару подозрительных фелюг с чернокожими рыбаками, судорожно прячущими под снастями «Калашниковы» и абордажные лестницы. Боевой корабль ВМС Дании приблизился к противнику и мужественно навел на него свою 127-мм пушку. Командир связался по спутнику с Копенгагеном и запросил дальнейшие инструкции. ![]() Моряки спустили на воду пару скоростных катеров, без единого выстрела повязали сомалийцев и переправили их на борт «Абсалона». Пленников поместили в клетку на грузовой палубе. А далее началось нечто невообразимое. Вместо того, чтобы вышвырнуть злодеев за борт, предварительно выдав каждому по спасательному якорю, гуманные европейцы вознамерились судить их судом праведным. Но тут из Копенгагена поступила шифровка — датская Фемида отказалась судить пиратов. На мостике «Абсалона» воцарилось тяжелое молчание. В этот время пленные уплетали за обе щеки матросские пайки и загаживали универсальную грузовую палубу Flex Deck — до такой степени, что у датчан едва хватило химикатов, чтобы отмыть корабль после ухода «гостей». Попытка сплавить пленных на другие корабли европейских стран не удалась. В результате негодующих пиратов, которые к тому времени неплохо прижились на уютной палубе «Абсалона», погрузили на катера и высадили на сомалийский берег под прикрытием темноты. «Операция по устрашению пиратов будет продолжена! — обратился к нации министр обороны Дании Сорен Гаде. — «Абсалон» уже сумел навести порядок в зоне своей ответственности». Хотя глава оборонного ведомства все же скромно признал, что с катанием отдыхающих пиратов по морю вышла «неувязка». Еще более забавные результаты дала встреча с сомалийскими пиратами 4 декабря 2008 года. Доблестный экипаж «Абсалона» обнаружил в штормовом море неопознанный катер, подававший сигналы бедствия. Корабль приблизился и свесил из торпедного лацпорта шторм-трап. По которому на борт «Абсалона» полезли чернокожие ребята с автоматами и РПГ наперевес. Не желая наживать себе очередных проблем, датчане разоружили сомалийцев, посадили на их спасательный плотик и высадили в море, передав координаты места сомалийским властям. Все бы ничего, но бравые потомки викингов вознамерились уничтожить катер сомалийцев, изрешетив его пулеметным огнем. Через сутки этот дуршлаг обнаружил французский корабль и поднял тревогу: «Жестокое нападение на мирный катер»! И все корабли Task Force 150, включая флагманский «Абсалон», бросились прочесывать море в поисках злодеев, кто обстреливает из пулемета мирные катера… По материалам: Автор Олег Капцов
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
транспорт «Абсалон» |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Самый необычный транспорт | ezup | Авто-Мото | 0 | 08.03.2017 19:17 |
Скоростной десантный транспорт «Юма» | ezup | Корабли | 0 | 09.02.2017 23:04 |
Дания закупает 309 БТР Piranha V | ezup | Новости Сухопутных войск | 0 | 16.12.2015 17:11 |
Опытный транспорт UHAC (США) | ezup | Корабли | 0 | 23.07.2014 14:43 |
Необычный транспорт 19-го века | ezup | Авто-Мото | 0 | 22.05.2013 18:36 |