RUFOR.ORG > Социум > История государства российского > Военные архивы » Слава и трагедия подводника Маринеско

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27.04.2013, 16:15 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Слава и трагедия подводника Маринеско
ezup
ezup на форуме

За подвиги в годы Великой Отечественной войны 34 подводника удостоены звания Героя Советского Союза и Российской Федерации. Среди них по тоннажу потопленных вражеских кораблей самым результативным признан капитан 3 ранга Александр МАРИНЕСКО.

15 января 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения этого легендарного военного моряка. Александр Иванович - личность неоднозначная, но, несомненно, героическая и яркая. По сей день упоминание о капитане Маринеско зачастую вызывает бурную реакцию - от ненависти до восхищения его военным талантом.

Особенно часто подвергается нападкам поход лодки С-13 под его командованием в январе-феврале 1945 года, когда экипаж уничтожил шедший из Данцига немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлоф». Многие политические деятели и историки называют это потопление «атакой века», а самого Александра Маринеско - «подводником № 1» отечественного флота. Вместе с тем, особенно на Западе, звучат обвинения, что экипаж С-13 совершил военное преступление и погубил тысячи мирных беженцев.



К примеру, Википедия так описывает это событие: «30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлоф» (водоизмещением 25.484 брт), на котором находились 10.582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8.956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Транспорт шёл без конвоя (торпедолов учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем) в сопровождении лёгкого миноносца Lowe. Из-за нехватки топлива лайнер шёл прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли ему развить большую скорость (корабль шёл на скорости всего 12 узлов)».

Но есть и иные точки зрения на это событие. К примеру, автор двухтомного издания «Лучшие подводные асы Второй мировой войны» капитан 1 ранга Геннадий Дрожжин в главе «Грандиозный «подарочек» Гитлеру», основываясь на документах Центрального архива ВМФ, Военно-морского музея и свидетельствах ветеранов-подводников, приводит другие факты относительно «атаки века».

Прежде чем перейти непосредственно к описанию торпедирования, автор напоминает читателю о ситуации, сложившейся в тот период на втором фронте. В декабре 1944 - начале 1945 года командование вермахта предприняло мощное контрнаступление в Арденнах с целью рассечь и в последующем разгромить англо-американские войска. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в письме И. Сталину пишет о создавшемся «тревожном» положении и слёзно просит начать крупное наступление, чтобы немцы перебросили на Восточный фронт войска с Западного направления. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, Ставка Верховного Главнокомандования, идя навстречу союзникам, во второй половине января начинает широкие наступательные действия по всему Центральному фронту. Вскоре в районе Данцига - Кёнигсберга оказалась прижатой к морю огромная группировка войск, в которую входило в общей сложности 580 тыс. солдат и офицеров, а кроме того - 200 тыс. фольксштурмистов (ополченцев).

21 января 1945 года вышел приказ главнокомандующего военно-морскими силами Германии гросс-адмирала Карла Деница, предписывающий всем имеющимся немецким кораблям и судам принять участие в эвакуации беженцев. В этом документе также указывается, что в первую очередь следует эвакуировать выпускников школы подводного плавания. Это был цвет фашистского подводного флота - 3.700 человек, экипажи для 70-80 новейших подлодок, предназначенных для блокады Англии. Их определили на самое крупное судно, стоящее в Данцигской бухте, - «Вильгельм Густлоф».

Говоря о погрузке этого корабля, Геннадий Дрожжин опирается на воспоминания как военных, так и гражданских лиц. В частности, он цитирует выдержки из книг бывшегопассажирского помощника капитана «Вильгельма Густлофа» Гейнца Шена, в обязанности которого входило размещение пассажиров, поэтому он хорошо запомнил, что за «мирный» контингент грузился на лайнер. По его словам, в основном это были высокопоставленные военные и разный чиновный люд из представителей гражданских властей, администраций концлагерей Майданек, Аушвиц, Штутхоф. Кроме того, в обстановке полной секретности на корабль грузились большие обитые железом ящики (в некоторых источниках высказывались предположения, что это были фрагменты Янтарной комнаты и золото рейха). По утверждению Шена, на «Густлоф» могли попасть только по специальным документам, подписанным высокопоставленными фашистскими бонзами. При этом, уточняет немец, в соответствии с секретными инструкциями всё должно было выглядеть как загрузка ранеными госпитального судна, для чего на дымовой трубе был срочно нарисован огромный красный крест. Этот маскарад проводился на случай появления над портом разведывательных советских самолётов.

30 января 1945 года суперлайнер вышел в море. А в это время на боевом патрулировании почти 20 суток находилась советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско, которая и обнаружила выходящий из бухты громадный транспорт в сопровождении конвоя. Корабли охранения шли с правой стороны лайнера, прикрывая его с открытой части моря, полагая, что вдоль берега, где небольшие глубины, советским подводным лодкам невозможно пройти незамеченными. Но С-13 направилась именно туда. Убедившись, что немецкий корабль идёт на большой скорости, Маринеско, чтобы выйти в торпедную атаку, принимает решение идти в надводном положении, рискуя быть обнаруженным. Так и случилось. С «Вильгельма Густлофа» замелькал свет прожектора с запросом: «Кто такой?» Сигнальщик с С-13 по приказу командира ответил каким-то матерным словом. Немцы приняли лодку за своего тральщика TF-18, идущего с левого борта в снежной завесе, и успокоились.

Тем временем на подлодке царило громадное напряжение. Чтобы обогнать лайнер и занять позицию для торпедного залпа, нужно было выжать из дизелей всё, «что можно и чего нельзя». Погоня в надводном положении на максимально возможной скорости длилась более часа. На расстоянии 700 метров Маринеско дал команду на пуск снарядов. Три торпеды одна за другой устремились к цели. Раздался сильнейший взрыв - «Вильгельм Густлоф» пошёл ко дну. Из 8.000 человек смогли спастись лишь 988.

Как же удалось лодке С-13 после атаки, что называется, «в упор» не только благополучно вернуться в базу, но и по пути следования уничтожить ещё один немецкий крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14. 660 тонн, перевозивший 3.600 танкистов, которых перебрасывали для защиты Берлина?

Вот как это объясняет Геннадий Дрожжин в своей книге. После торпедирования С-13 сразу погрузилась и быстрым ходом направилась от тонущего корабля. Немцы же начали забрасывать место погружения советского судна глубинными бомбами, а затем бросились за ней в погоню. Когда Маринеско понял, что его подлодка взята в клещи, он даёт команду двигаться обратно в точку потопления лайнера. От взбаламученной взрывами воды, перемешанной с грязью, илом и песком со дна моря, образовалась «защитная завеса», непроницаемая для ультразвуковых волн гидролокаторов. Сквозь эту стену и пошла лодка на малой скорости, однако через некоторое время её курс движения резко меняется. Маринеско предпринял ещё один гениальный «шахматный ход». Изучая предыдущие схватки с врагом, он выявил одну шаблонную закономерность бомбометания немецкими противолодочными кораблями. Фашисты всегда устанавливали глубину подрыва бомб на 90, 60 или 30 м - в зависимости от глубины места. В месте потопления «Густлофа» глубина не превышала 45 м. Минимальная дистанция безопасного взрыва глубинной бомбы от корпуса лодки - 10 м. Следовательно, надо было идти на глубине 15 м. Бомбы будут взрываться на глубине 30 м, значит, есть запас в 15 м. Так на максимально бесшумном подводном ходе под электромоторами советской подлодке удалось уйти из района, где на неё велась остервенелая охота.

После тех событий прошло много лет, но тема гибели «Густлофа» продолжает будоражить общественное мнение. Гибель суперлайнера некоторые упорно считают не боевым результатом, а самой крупной в истории трагедией на море по числу жертв, превосходящей трагедию «Титаника», на котором погибли 1.507 пассажиров.

А вот что говорил о потоплении немецкого корабля командир подводной лодки С-13 сам Александр Маринеско: «Когда до меня доносится шепоток: а не варварство ли подкрадываться к беззащитным торговым судам и отправлять их на дно, меня это оскорбляет до глубины души. Прежде чем добраться до противника, подводная лодка ежечасно подвергается смертельной опасности от мин, сетей, катеров - охотников за подводными лодками, самолётов, береговой артиллерии... Вспомните потери подводников. Из всех тринадцати «эсок» на Балтике дожила до Победы только одна - наша «тринадцатая». В военное время море не место для прогулок, а театр военных действий. Всякий корабль, вышедший в море, выполняет военную задачу, даже если этот корабль не военный, а только военизированный. Всякий человек, ступивший на палубу такого корабля, понимает, что он может стать объектом атаки и с воздуха, и из морских глубин».

Разве эти слова не ставят все точки на «i» в трагедии, разыгравшейся 68 лет назад в водах Балтийского моря? Не советский народ начал войну против Германии. В свой последний рейс «Вильгельм Густлоф» ушёл не как госпитальное судно, а как военный транспорт, окрашенный в серый цвет и оснащённый зенитными орудиями. Командир советской подлодки обнаружил цель и уничтожил её. Это закон войны. Трагедия. Но сама война - не сравнимая ни с чем трагедия.

Непросто сложилась судьба капитана 3 ранга Маринеско. У него был сложный характер, он часто не ладил с начальством. Несмотря на проявленный героизм и неоценимые заслуги перед Родиной, после ряда конфликтов офицер был лишён наград, звания, понижен в должности, а затем и вовсе уволен в запас. В 1949 году по сфабрикованному делу был осуждён на три года лагерей, наказание отбывал в Хабаровском крае. Освободившись, работал в Ленинграде на заводе «Мезон». Скончался Александр Иванович после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года, в полном забвении и нищете. Лишь в 1990 году Маринеско был полностью реабилитирован и награждён посмертно Золотой Звездой Героя Советского Союза.

В истории отечественного флота капитан 3 ранга Александр Маринеско был и остаётся одним из самых известных подводников. Его атаку должны запомнить на века, чтобы даже в мыслях ни у кого не было начинать войну с Россией.


Автор Марина Елисеева
Первоисточник http://www.redstar.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Маринеско


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Вечная слава тебе, рыцарь неба! ezup Военные архивы 0 20.11.2019 10:18
Слава российской медицине! ezup Медицина и здравоохранение 0 10.05.2017 00:52
19 марта - День моряка-подводника. Люциан История Военно-морского флота 0 19.03.2017 10:30
Ракетный крейсер Тип «Слава» (проект 1164) ezup Корабли 0 04.04.2016 17:21
Подводный ас. Александр Иванович Маринеско ezup Военные архивы 0 01.05.2015 11:03