RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > ПВО > ЗРК » Зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска"

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 29.10.2012, 00:47 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска"
ezup
ezup вне форума

Разработку комплекса "Тунгуска" поручили КБП (Конструкторское бюро приборостроения) МОП под руководством главного конструктора Шипунова А.Г. в кооперации с другими организациями оборонпрома в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.06.1970 г. Первоначально предусматривалось создание новой пушечной ЗСУ (зенитная самоходная установка) которая должна была сменить известную "Шилку" (ЗСУ-23-4).

Несмотря на успешное использование "Шилки" в ближневосточных войнах, в ходе боевых действий были выявлены и ее недостатки – небольшая досягаемость по целям (по дальности не более 2 тыс. м), неудовлетворительная мощность снарядов, а также пропуски целей необстрелянными в связи с невозможностью своевременного обнаружения.



Проработали целесообразность увеличения калибра зенитных автоматических пушек. В ходе экспериментальных исследований выяснилось, что переход от 23-миллиметрового снаряда на 30-миллиметровый снаряд с двух-трехкратным увеличением веса взрывчатого вещества дает возможность в 2-3 раза снизить необходимое количество попаданий для уничтожения самолета. Сравнительные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и ЗСУ-30-4 при ведении огня по истребителю МиГ-17, который летит со скоростью 300 метров в секунду, показали, что при одинаковом весе расходуемого боекомплекта вероятность уничтожения увеличивается примерно в 1,5 раза, досягаемость по высоте при этом увеличивается с 2 до 4 километров. При увеличении калибра пушек возрастает и эффективность огня по наземным целям, расширяются возможности применения в зенитной самоходной установке снарядов кумулятивного действия для уничтожения легкобронированных целей типа БМП и др.

Переход автоматических зенитных пушек с калибра 23 миллиметра на калибр 30 миллиметров практически не сказывался на темпе ведения огня, однако при его дальнейшем увеличении обеспечить высокую скорострельность было невозможно технически.

Зенитная самоходная установка "Шилка" обладала весьма ограниченными поисковыми возможностями, которые обеспечивались ее радиолокационной станцией сопровождения целей в секторе от 15 до 40 градусов по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах 7 градусов от установленного направления оси антенны.

Высокая эффективность огня ЗСУ-23-4 достигалась только при получении предварительных целеуказаний от батарейного КП ПУ-12(М), который использовал данные, которые поступали от пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии, имевшего радиолокационную станция кругового обзора П-15 или П-19. Лишь после этого радиолокационной станцией ЗСУ-23-4 производился успешный поиск целей. При отсутствии целеуказаний радиолокационной станции зенитная самоходная установка могла осуществлять самостоятельный круговой поиск, однако эффективность обнаружения воздушных целей оказывалась менее 20 процентов.

В НИИ Министерства обороны определили, что для обеспечения автономной работы перспективной зенитной самоходной установки и высокой эффективности ведения огня в ее состав должна входить собственная радиолокационная станция кругового обзора с дальностью действия до 16-18 километров (при СКО измерения дальности до 30 метров), а сектор обзора данной станции в вертикальной плоскости должен составлять не менее 20 градусов.

Однако, на разработку данной станции, которая являлась новым дополнительным элементом зенитной самоходной установки, КБП МОП согласилось лишь после тщательного рассмотрения материалов спец. исследований, проведенных в 3 НИИ Минобороны. Для расширения зоны обстрела до рубежа применения противником бортового оружия, а также для повышения боевого могущества зенитной самоходной установки "Тунгуска" по инициативе 3 НИИ МО и КБП МОП было признано целесообразным дополнить установку ракетным вооружением с системой оптического визирования и радиотелеуправления зенитными управляемыми ракетами, обеспечивающей поражение целей на дальностях до 8 тыс. м и высотах до 3,5 тыс. м.



Но, целесообразность создания зенитного пушечно-ракетного комплекса в аппарате Гречко А.А., министра обороны СССР, вызвала большие сомнения. Основанием для сомнений и даже для прекращения финансирования дальнейшего проектирования зенитной самоходной установки "Тунгуска" (в период с 1975 по 1977 годы) было то, что ЗРК "Оса-АК", принятый на вооружение в 1975 году, имел близкую зону поражения самолетов по дальности (10 тыс. м) и большие, чем у "Тунгуски", размеры зоны поражения по высоте (от 25 до 5000 м). Кроме того, характеристики эффективности поражения самолетов были примерно одинаковыми.

Однако при этом не учитывали специфику вооружения полкового звена противовоздушной обороны, для которого предназначалась установка, а также тот факт, что при борьбе с вертолетами зенитный ракетный комплекс "Оса-АК" значительно уступал "Тунгуске", поскольку имел большее работное время - 30 секунд против 10 секунд у зенитной установки "Тунгуска". Малое время реакции "Тунгуски" обеспечивало успешную борьбу с "подскакивающими" (кратковременно появляющимися) или внезапно вылетающими из-за укрытий вертолетами и другими целями летящими на малых высотах. ЗРК "Оса-АК" этого обеспечить не мог.

Американцы во вьетнамской войне впервые применили вертолеты, которые были вооружены ПТУР (противотанковая управляемая ракета). Стало известно, что из 91 захода вертолетов вооруженных ПТУР 89 оказались успешными. Вертолетами атаковались огневые позиции артиллерии, объекты бронетехники и др. наземные цели.

Исходя из данного боевого опыта, в каждой американской дивизии были созданы вертолетные спецподразделения, основной целью которых была борьба с бронетехникой. Группа вертолетов огневой поддержки и вертолет-разведчик занимали укрытую в складках местности позицию на расстоянии 3-5 тыс. м от линии боевого соприкосновения. При подходе танков к ней вертолеты "подскакивали" на 15-25 метров вверх, поражали технику противника при помощи ПТУР, после чего быстро скрывались. Танки в таких условиях оказывались беззащитными, а американские вертолеты - безнаказанными.

В 1973 г. решением правительства была поставлена специальная комплексная научно-исследовательская работа "Запруда" по поиску путей защиты СВ, а особенно – танков и другой бронетехники от вертолетных ударов противника. Головным исполнителем этой сложной и большой исследовательской работы определили 3 НИИ Министерства обороны (научный руководитель – Петухов С.И.). На территории Донгузского полигона (руководитель полигона Дмитриев О.К.) в ходе выполнения данной работы провели опытное учение под руководством Гацолаева В.А. с боевыми стрельбами разными видов оружия СВ по вертолетам-мишеням.

В результате проведенной работы определили, что средства разведки и поражения, которые имеются у современных танков, а также вооружение, используемое для уничтожения наземных целей в танковых, мотострелковых и артиллерийских формированиях, поражать вертолеты в воздухе не способно. Зенитные ракетные комплексы "Оса" способны осуществлять надежное прикрытие танков от ударов самолетов, однако не могут обеспечить защиту от вертолетов. Позиции данных комплексов будут находиться в 5-7 километрах от позиций вертолетов, которые во время атаки будут "подскакивать" и зависать в воздухе на 20-30 секунд. По суммарному времени реакции ЗРК и полета управляемой ракеты до рубежа расположения вертолетов комплексы "Оса" и "Оса-АК" поразить вертолеты не смогут. Комплексы "Стрела-1", "Стрела-2" и установки "Шилка" по боевым возможностям также неспособны бороться с вертолетами огневой поддержки, использующими подобную тактику.



Единственным зенитным средством, эффективно борющимся с зависающими вертолетами, могла быть зенитная самоходная установка "Тунгуска", которая обладала возможностью сопровождать танки, входя в состав их боевых порядков. ЗСУ имела малое работное время (10 секунд) а также достаточную дальнюю границу своей зоны поражения (от 4 до 8 км).

Результаты научно-исследовательской работы "Запруда" и других доп. исследований, которые были проведены в 3 НИИ Минобороны по данной проблеме, позволили добиться возобновления финансирования разработки ЗСУ "Тунгуска".

Разработку комплекса "Тунгуска" в целом проводили в КБП МОП под руководством главного конструктора Шипунова А.Г. Главными конструкторами ракеты и пушек соответственно являлись Кузнецов В.М. и Грязев В.П.

К разработке основных средств комплекса привлекались и другие организации: Ульяновский механический завод МРП (разрабатывал радиоприборный комплекс, главный конструктор Иванов Ю.Е.); Минский тракторный завод МСХМ (разрабатывал гусеничное шасси ГМ-352 и систему электропитания); ВНИИ "Сигнал" МОП (системы наведения, стабилизации оптического прицела и линии выстрела, аппаратура навигации); ЛОМО МОП (прицельно-оптическое оборудование) и др.

Совместные (гос.) испытания комплекса "Тунгуска" проводились в сентябре 1980 года - декабре 1981 года на Донгузском полигоне (руководитель полигона Кулешов В.И.) под руководством комиссии, возглавляемой Беляковым Ю.П. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.09.1982 комплекс приняли на вооружение.

В состав боевой машины 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска" (2К22) входили следующие основные средства, размещенные на гусеничной самоходе, имеющей высокую проходимость:
- пушечное вооружение, включающее два автомата 2А38 калибра 30 мм с системой охлаждения, боекомплект патронов;
- ракетное вооружение, включающее 8 пусковых установок с направляющими, боекомплект зенитных управляемых ракет 9М311 в ТПК, аппаратуру выделения координат, шифратор;
- силовые гидравлические приводы наведения пусковых установок ЗУР и пушек;
- радиолокационная система, состоящая из радиолокационной станции обнаружения цели, станции сопровождения цели, наземного радиозапросчика;
- цифровой счетно-решающий прибор 1А26;
- прицельно-оптическое оборудование с системой стабилизации и наведения;
- система измерения курса и качек;
- аппаратура навигации;
- аппаратура встроенного контроля;
- система связи;
- система жизнеобеспечения;
- система автоблокировок и автоматики;
- система противоатомной, противобиологической и противохимической защиты.

Двуствольный 30-миллиметровый зенитный автомат 2А38 обеспечивал огонь патронами, подаваемыми из общей для обоих стволов патронной ленты с помощью единого механизма подачи. Автомат имел стреляющий механизм ударного действия, который обслуживал поочередно оба ствола. Управление стрельбой – дистанционное при помощи электроспуска. В жидкостном охлаждении стволов использовалась вода или антифриз (при отрицательных температурах). Углы возвышения автомата - от -9 до +85 градусов. Патронную ленту составляли звенья и патроны, имеющие снаряды осколочно-трассирующего и осколочно-фугасно-зажигательного действия (в соотношении 1:4). Боекомплект – 1936 снарядов. Общий темп стрельбы – 4060-4810 выстрелов в минуту. Автоматами обеспечивалась надежная работа во всех условиях эксплуатации, включая работу при температурах от -50 до +50°С, при обледенении, дожде, запылении, стрельбе без смазки и чистки в течение 6 суток с отстрелом 200 снарядов на автомат в течении суток, с обезжиренными (сухими) деталями автоматики. Живучесть без смены стволов – минимум 8 тыс. выстрелов (режим стрельбы при этом – 100 выстрелов на каждый автомат с последующим охлаждением). Начальная скорость снарядов составляла 960-980 метров в секунду.


Компоновка ЗУР 9М311 комплекса "Тунгуска". 1. Неконтактный взрыватель 2. Рулевая машинка 3. Блок автопилота 4. Гироприбор автопилота 5. Блок питания 6. Боевая часть 7. Аппаратура радиоуправления 8. Устройство разделения ступеней 9. РДТТ


42-килограммовая ЗУР 9М311 (масса ракеты и транспортно-пускового контейнера - 57 килограмм) была построена по бикалиберной схеме и имела отделяемый двигатель. Однорежимная двигательная установка ракеты состояла из облегченного стартового двигателя в 152-миллиметровом пластмассовом корпусе. Двигатель сообщал ракете скорость в 900 м/с и через 2,6 секунды после старта, по завершении работы, отделялся. Чтобы исключить влияние задымления от двигателя на процесс оптического визирования ЗУР на стартовом участке применялась дугообразная программная (по радиокомандам) траектория вывода ракеты.

После вывода управляемой ракеты на линию визирования цели маршевая ступень ЗУР (диаметр - 76 мм, вес - 18,5 кг) по инерции продолжала полет. Средняя скорость ракеты – 600 м/с, при этом средняя располагаемая перегрузка составляла 18 единиц. Это обеспечивало поражение на догонных и встречных курсах целей, движущихся со скоростью 500 м/с и маневрирующих с перегрузками до 5-7 ед. Отсутствием маршевого двигателя исключалось задымление линии оптического визирования, что обеспечивало точное и надежное наведение управляемой ракеты, снижало ее габариты и массу, упрощало компоновку боевого снаряжения и бортовой аппаратуры. Использование двухступенчатой схемы ЗУР с соотношением диаметров 2:1 стартовой и маршевой ступеней позволило почти в два раза уменьшить вес ракеты в сравнении с одноступенчатой управляемой ракетой с теми же ЛТХ, поскольку отделение двигателя значительно снижало аэродинамическое сопротивление на основном участке траектории ракеты.

В состав боевого снаряжения ракеты входили боевая часть, неконтактный датчик цели и контактный взрыватель. 9-килограммовая боевая часть, занимавшая практически всю длину маршевой ступени, выполнялась в виде отсека со стержневыми поражающими элементами, которые для повышения эффективности были окружены осколочной рубашкой. БЧ по элементам конструкции цели обеспечивала режущее действие и зажигательное действие по элементам топливной системы цели. В случае малых промахов (до 1,5 метров) также обеспечивалось фугасное действие. Подрыв БЧ осуществлялся по сигналу неконтактного датчика на удалении 5 метров от цели, а при прямом попадании в цель (вероятность около 60 процентов) осуществлялся контактным взрывателем.



Неконтактный датчик весом 800 гр. состоял из четырех полупроводниковых лазеров, которые образуют восьмилучевую диаграмму направленности перпендикулярную продольной оси ракеты. Прием отраженного от цели сигнал лазера осуществлялся фотоприемниками. Дальность уверенного срабатывания - 5 метров, надежного несрабатывания - 15 метров. Взведение неконтактного датчика происходило по радиокомандам за 1000 м до встречи управляемой ракеты с целью, при стрельбе по наземным целям перед стартом датчик отключался. Система управления ЗУР не имела ограничений по высоте.

Бортовая аппаратура управляемой ракеты включала: антенно-волноводную систему, гироскопический координатор, электронный блок, блок рулевого привода, блок питания, трассер.

В ЗУР применили пассивное аэродинамическое демпфирование планера ракеты в полете, обеспечивающееся коррекцией контура управления передачей команд от вычислительной системы БМ на ракету. Это дало возможность получить достаточную точность наведения, снизить габариты и массу бортовой аппаратуры и зенитной управляемой ракеты в целом.

Длина ракеты – 2562 миллиметра, диаметр – 152 миллиметра.

Станция обнаружения целей БМ комплекса "Тунгуска" – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора дециметрового диапазона. Высокая стабильность частоты передатчика, который был выполнен в виде задающего генератора с усилительной цепочкой, использование фильтровой схемы селекции целей обеспечивали высокий коэффициент подавления отраженных сигналов от местных предметов (30...40 дБ). Это позволило производить обнаружение цели на фоне интенсивных отражений от подстилающих поверхностей и в пассивных помехах. Подбором значений частоты повторения импульсов и несущей частоты достигалось однозначное определение радиальной скорости и дальности, что дало возможность реализовать сопровождение цели по азимуту и дальности, автоматическое целеуказание станции сопровождения цели, а также выдачу в цифровую вычислительную систему текущей дальности при постановке интенсивных помех противником в диапазоне станции сопровождения. Чтобы обеспечить работу в движении антенну стабилизировали электромеханическим методом с использованием сигналов от датчиков системы измерения курса и качек самохода.

При импульсной мощности передатчика от 7 до 10 кВт, чувствительности приемника около 2x10-14 Вт, ширине диаграммы направленности антенны 15° по углу места и 5° по азимуту станция с вероятностью 90% обеспечивала обнаружение истребителя, который летит на высотах от 25 до 3500 метров, на дальности 16-19 километров. Разрешающая способность станции: по дальности 500 м, по азимуту 5-6°, по углу места в пределах 15°. СКО определения координат цели: по дальности 20 м, по азимуту 1°, по углу места 5°.



Станция сопровождения цели – когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с двухканальной системой сопровождения по угловым координатам и фильтровыми схемами выбора движущихся целей в каналах углового автосопровождения и автодальномера. Коэффициент отражений от местных предметов и подавления пассивных помех – 20-25 дБ. Станцией осуществлялся переход на автоматические сопровождение в режимах секторного поиска цели и целеуказания. Сектор поиска: по азимуту 120°, по углу места 0-15°.

При чувствительности приемника 3х10-13 ватт, импульсной мощности передатчика 150 киловатт, ширине диаграммы направленности антенны 2 градуса (по углу места и по азимуту) станция с вероятностью 90% обеспечивала переход на автоматическое сопровождение по трем координатам истребителя летящего на высотах от 25 до 1000 метров с дальностей 10-13 тыс. м (при получении целеуказании от станции обнаружения) и с 7,5-8 тыс. м (при автономном секторном поиске). Разрешающая способность станции: по дальности 75 м, по угловым координатам 2°. СКО сопровождения цели: 2 м по дальности, 2 д.у. по угловым координатам.

Обе станции с большой долей вероятности обнаруживали и сопровождали зависающие и низколетящие вертолеты. Дальность обнаружения вертолета, летящего на высоте 15 метров со скоростью 50 метров в секунду, с вероятностью 50% составляла 16-17 километров, дальность перехода на автоматическое сопровождение - 11-16 километров. Зависающий вертолет обнаруживался станцией обнаружения за счет доплеровского смещения частоты от вращающегося винта, на автосопровождение вертолет брался станцией сопровождения целей по трем координатам.

Станции оснащались схемными средствами защиты от активных помех, а также были способны сопровождать цели при помехах за счет комбинации использования оптических и радиолокационных средств БМ. За счет данных комбинаций, разноса рабочих частот, одновременной или регламентированной по времени работы на близких частотах нескольких (находящихся друг от друга на дальности более 200 метров) БМ в составе батареи обеспечивалась надежная защита от ракет типа "Стандарт АРМ" или "Шрайк".

Боевая машина 2С6 в основном работала автономно, однако не исключалась работа в системе управления средствами противовоздушной обороны Сухопутных войск.

Во время автономной работы обеспечивались:
- поиск цели (круговой поиск – с использованием станции обнаружения, секторный поиск – при помощи оптического прицела или станции сопровождения);
- опознавание госпринадлежности обнаруженных вертолетов и самолетов при помощи встроенного запросчика;
- сопровождение целей по угловым координатам (инерционное – по данным от цифровой вычислительной системы, полуавтоматическое – при помощи оптического прицела, автоматическое – при помощи станции сопровождения);
- сопровождение целей по дальности (ручное или автоматическое – с использованием станции сопровождения, автоматическое – при помощи станции обнаружения, инерционное - с применением цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, определяемой командиром визуально по типу цели выбранной для обстрела).



Сочетание разных способов сопровождения цели по дальности и угловым координатам обеспечивало следующие режимы работы БМ:
1 - по трем координатам, получаемым от радиолокационной системы;
2 - по дальности, полученной от радиолокационной системы, и полученным от оптического прицела угловым координатам;
3 – инерционное сопровождение по трем координатам, получаемым от вычислительной системы;
4 - по угловым координатам, получаемым от оптического прицела и скорости цели установленной командиром.

При стрельбе по движущимся наземным целям использовался режим ручного или полуавтоматического наведения вооружения по дистанционной сетке прицела в упрежденную точку.

После поиска, обнаружения и распознавания цели станция сопровождения цели переходила на ее автоматическое сопровождение по всем координатам.

Цифровой вычислительной системой при стрельбе зенитными пушками решалась задача встречи снаряда и цели, а также определяла зону поражения по информации, поступающей с выходных валов антенны станции сопровождения цели, с дальномера и из блока выделения сигнала ошибок по угловым координатам, а также системы измерения курса и углов качек БМ. При постановке противником интенсивных помех станция сопровождения цели по каналу измерения дальности переходила на ручное сопровождение по дальности, а в случае невозможности ручного сопровождения – на инерционное сопровождение цели или на сопровождение по дальности от станции обнаружения. В случае постановки интенсивных помех сопровождение осуществлялось оптическим прицелом, а в случае плохой видимости - от цифровой вычислительной системы (инерционно).

При огне ракетами использовалось сопровождение целей по угловым координатам при помощи оптического прицела. После пуска зенитная управляемая ракета попадала в поле оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ЗУР. В аппаратуре по световому сигналу трассера вырабатывались угловые координаты управляемой ракеты относительно линии визирования цели, поступающие в вычислительную систему. Система вырабатывала команды управления ракетой, которые поступали в шифратор, где кодировались в импульсные посылки и передавались на ракету через передатчик станции сопровождения. Движение ракеты почти на всей траектории происходило с отклонением на 1,5 д.у. от линии визирования цели для уменьшения вероятности попадания в поле зрения пеленгатора отстреливаемой целью тепловой (оптической) помехи-ловушки. Ввод ЗУР на линию визирования начинался примерно за 2-3 секунды до встречи с целью, заканчивался около нее. При приближении зенитной управляемой ракеты к цели на расстояние 1 км на ЗУР передавалась радиокоманда взведения неконтактного датчика. По истечении времени, которое соответствовало пролету ракетой 1 км от цели, БМ автоматически переводилась в готовность к запуску следующей управляемой ракеты по цели.

В случае отсутствия в вычислительной системе данных о дальности до цели от станции обнаружения или станции сопровождения использовался дополнительный режим наведения зенитной управляемой ракеты. В этом режиме ЗУР на линию визирования цели выводилась сразу, неконтактный датчик взводился по истечении 3,2 секунд после старта ракеты, а БМ приводилась в готовность к запуску следующей ракеты после истечения времени полета управляемой ракеты на максимальную дальность.

4 БМ комплекса "Тунгуска" организационно сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод ракетно-артиллерийской батареи, которые состояли из взвода зенитных ракетных комплексов "Стрела-10СВ" и взвода "Тунгуска". Батарея в свою очередь входила в зенитный дивизион танкового (мотострелкового) полка. Батарейным командирским пунктом служи пункт управления ПУ-12М, связанный с КП командира зенитного дивизиона - начальника противовоздушной обороны полка. КП командира зенитного дивизиона служил пункт управления подразделениями противовоздушной обороны полка "Овод-М-СВ" (ППРУ-1, подвижный пункт разведки и управления) или "Сборка" (ППРУ-1М) – его модернизированный вариант. В дальнейшем БМ комплекса "Тунгуска" сопрягались с унифицированным батарейным КП "Ранжир" (9С737). При сопряжении ПУ-12М и комплекса "Тунгуска" команды управления и целеуказания с ПУ на боевые машины комплекса передавались голосом по средствам штатных радиостанций. При сопряжении с КП 9С737 команды передавались при помощи кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, имеющехся на них. При управлении комплексами "Тунгуска" от батарейного КП анализ воздушной обстановки, а также выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производиться на данном пункте. На боевые машины в этом случае должны были передаваться целеуказания и распоряжения, а с комплексов на батарейный КП – информация о состоянии и результатах работы комплекса. В дальнейшем предполагалось обеспечить прямое соединение зенитного пушечно-ракетного комплекса с командным пунктом начальника противовоздушной обороны полка при помощи телекодовой линии передачи данных.

Работа боевых машин комплекса "Тунгуска" обеспечивалась использованием следующих машин: транспортно-заряжающих 2Ф77М (на базе КамАЗ-43101, возили 8 ЗУР и 2 боекомплекта патронов); ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1 (Урал-43203, имеющий прицеп) и 1Р10-1М (Урал-43203, обслуживание радиоэлектронной аппаратуры); технического обслуживания 2В110-1 (Урал-43203, обслуживание артиллерийской части); контрольно-испытательных автоматизированных подвижных станций 93921 (ГАЗ-66); мастерских технического обслуживания МТО-АТГ-М1 (ЗиЛ-131).

Комплекс "Тунгуска" к середине 1990 года был модернизирован и получил название "Тунгуска-М" (2К22М). Основные доработки комплекса касались введения состав новых приемника и радиостанций для связи с батарейным КП "Ранжир" (ПУ-12М) и КП ППРУ-1М (ППРУ-1), замены газотурбинного двигателя агрегата электрического питания комплекса на новый имеющий повышенный ресурс работы (600 часов вместо 300).

В августе – октябре 1990 года комплекс 2К22М испытывался на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.) под руководством комиссии возглавляемой Белоцерковским А.Я. В том же году комплекс был принят на вооружение.

Серийное производство "Тунгуска" и "Тунгуска-М", а также его радиолокационных средств организовали на Ульяновском механическом заводе Минрадиопрома, пушечного вооружения организовали на ТМЗ (Тульский механический завод), ракетного вооружения – на КМЗ (Кировский машиностроительный завод) "Маяк" Миноборонпрома, прицельно-оптического оборудования - в ЛОМО Миноборонпрома. Гусеничные самоходы и их системы обеспечения поставлялись МТЗ МСХМ.

Лауреатами Ленинской премии стали Головин А.Г., Комонов П.С., Кузнецов В.М., Русьянов А.Д., Шипунов А.Г., Государственной премии – Брызгалов Н.П., Внуков В.Г., Зыков И.П., Коробкин В.А. и др.

В модификации "Тунгуска-М1" были автоматизированы процессы наведения зенитной управляемой ракеты и обмена данными с батарейным КП. Лазерный неконтактный датчик цели в ракете 9М311-М был заменен на радиолокационный, что увеличило вероятность поражения ракеты типа ALCM. Вместо трассера установили импульсную лампу – эффективность увеличилась в 1,3-1,5 раза, а дальность управляемой ракеты достигла 10 тыс. м.

Исходя из распада Советского Союза, проводятся работы по замене шасси ГМ-352, выпускавшегося в Белоруссии, на шасси ГМ-5975, разработанное мытищинским производственным объединением "Метровагонмаш".

Дальнейшее развитие основных тех. решений по комплексам "Тунгуска" осуществили в зенитном пушечно-ракетном комплексе "Панцирь-С", имеющем более мощную зенитную управляемую ракету 57Э6. Дальность пусков увеличилась до 18 тыс. м, высота поражаемых целей – до 10 тыс. м. В управляемой ракете данного комплекса использован более мощный двигатель, масса боевой части повышена до 20 килограмм, ее калибр при этом увеличился до 90 миллиметров. Диаметр приборного отсека не изменился и составлял 76 миллиметров. Длина управляемой ракеты увеличилась до 3,2 метров, а масса - до 71 килограмм.

Зенитный ракетный комплекс обеспечивает одновременный обстрел 2 целей в секторе 90х90 градусов. Высокая помехозащищенность достигается за счет совместного применения в инфракрасном и радиолокационном каналах комплекса средств, которые работают в широком диапазоне длин волн (инфракрасном, миллиметровом, сантиметровом, дециметровом). Зенитный ракетный комплекс предусматривает использование колесного шасси (для войск противовоздушной обороны Страны), стационарного модуля или гусеничного самохода, а также корабельного варианта.

Другим направлением создания новейших средств противовоздушной обороны стала осуществляемая конструкторским бюро точного машиностроения им. Нудельмана разработка буксируемого ЗРПК "Сосна".

В соответствии со статьей начальника - главного конструктора конструкторского бюро Смирнова Б. и зам. главного конструктора Кокурина В. в журнале "Военный парад" №3, 1998 года, в состав комплекса размещенного на прицепе-шасси входят: двуствольный зенитный автомат 2А38М (скорострельность - 2400 выстрелов в минуту) с магазином на 300 выстрелов; кабина оператора; оптико-электронный модуль, разработанный производственным объединением "Уральский оптико-механический завод" (с лазерными, инфракрасными и телевизионными средствами); механизмы наведения; цифровая вычислительная система, созданная на базе ЭВМ 1В563-36-10; автономная система электропитания, имеющая аккумуляторную батарею и газотурбинный агрегат питания АП18Д.

Артиллерийский базовый вариант системы (вес комплекса – 6300 кг; высота – 2,7 м; длина – 4,99 м) может дополняться 4 зенитными управляемыми ракетами "Игла" или 4 перспективными управляемыми ракетами.

По данным издательства "Janes defence weekly" от 11.11.1999 25-килограммовая ракета "Сосна-Р" 9М337 оснащена 12-канальным лазерным взрывателем и БЧ массой 5 килограмм. Дальность зоны поражения ракеты 1,3-8 км, высота - до 3,5 км. Время полета на максимальную дальность – 11 секунд. Максимальная скорость полета в 1200 м/с на треть превышает соответствующий показатель "Тунгуски".

Функциональная и компоновочная схема ракеты аналогична ракете зенитного ракетного комплекса "Тунгуска". Диаметр двигателя – 130 миллиметров, маршевой ступени – 70 миллиметров. Радиокомандная система управления заменена более помехоустойчивой аппаратурой наведения по лазерному лучу, разработанной с учетом опыта применения систем танковых управляемых снарядах, созданных тульским КБП.

Масса транспортно-пускового контейнера с ракетой – 36 кг.
----------
Видео в тему

 
Вверх
Ответить с цитированием