RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > ПВО > ЗРК » Зенитный ракетный комплекс "Тор"

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 17.10.2012, 09:16 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса "Тор" (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса "Оса". Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов "Оса" и "Оса-М", параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу "Кинжал", частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК "Оса", изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.



Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа "Уоллай", ракет класса "воздух-земля", крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе "Тор", вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса "Тор" определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для "Тор" занималось МКБ "Факел" МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили:
- станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
- станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
- специальная ЭВМ;
- пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.


Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве


Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах. Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно). На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного "скалывания" отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения - когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.



Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже - 1 градус, по дальности - 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме "утка" и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения. В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.





Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты - 2898 мм, размах крыла - 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса "Тор" проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс "Кинжал" частично унифицированный с комплексом "Тор" поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 - на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов - 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы "Тор" сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 ("Купол") входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса "Тор" – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса "Тор" на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.





Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. "Тор-М1" (9К331) занимались:
- Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения "Антей") - головной по зенитному ракетному комплексу "Тор-М1" в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
- ПО "Ижевский электромеханический завод" Минрадиопрома - по конструктивной доработке БМ;
- Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
- НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения "Агат") - по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП "Ранжир" 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ "Факел" Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП "Ранжир" для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса "Тор-М1":
- боевая машина 9А331;
- батарейный командирский пункт 9С737;
- ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК "Тор", с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе "Тор-М1" ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия:
- использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;
- в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП "Ранжир" (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.



Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР. Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах "Тор", "Тор-М1", а также в корабельном комплексе "Кинжал".

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" от "Тор" было наличие унифицированного батарейного КП "Ранжир" в составе его боевых средств. В частности "Ранжир" предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП "Ранжир" применительно к зенитному комплексу "Тор-М1" являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка. Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения "Каста-2-2" или "Купол".

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом "Тор" вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа "Хью Кобра" – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса "Тор-М1" при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК "Тор" при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции "Тор-М1" при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).



Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса "Тор-М1" организовали на предприятиях, производящих средства комплекса "Тор". Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении "Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии" Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы "Тор" и "Тор-М1", не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного оружия, множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте "Тор-М1ТА" с размещением на автомобиле "Урал-5323" аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте "Тор-М1Б" (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу "Тор-М1ТС".

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа "Тор":
Наименование – "Тор"/"Top-M1"
1. Зона поражения:
- по дальности – от 1,5 до 12 км;
- по высоте – от 0,01 до 6 км;
- по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
- с позиции – 8,7 с/7,4 с;
- с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.
----------
Видео в тему


Последний раз редактировалось ezup; 13.09.2015 в 22:43.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 13.09.2015, 22:44 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

«Тор» растерзает 50 целей за один раз




В режиме «автомата»

Сразу несколько боевых машин зенитно-ракетных комплексов семейства «Тор» можно увидеть на проходящей сейчас в Нижнем Тагиле Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2015. В частности, на открытой площадке представлен так называемый натурный (реальный) образец БМ ЗРК «Тор-М2Э», который одновременно задействован и в динамическом показе на полигоне «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов.

А на стенде предприятия-изготовителя этого оружия – АО «ИЭМЗ «Купол» – можно увидеть модели ЗРК «Тор-М2КМ» (в стационарном модульном исполнении и автономный боевой модуль на автомобильном шасси и на полуприцепе), ЗРК «Тор-М2К» на колесном шасси и ЗРК «Тор-М2Э» на гусеничном ходу.

В этом году ижевский завод, входящий в состав Концерна ПВО «Алмаз – Антей», уже представлял натурные образцы своей техники на мероприятиях, имеющих отношение к военной сфере. Это – Международный военно-технический форум «Армия-2015», Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге, Международные Армейские игры, а также МАКС-2015. ЗРК семейства «Тор» регулярно участвуют и в Парадах Победы на Красной площади, и, как подчеркивают на ИЭМЗ «Купол», это свидетельствует о доверии к этому оружию со стороны российских военных.

«Тор» – уникальные системы. Высокомобильные, крайне результативные, готовые к применению в кратчайшие сроки сразу же после перебазирования. Эти ЗРК способны обеспечить эффективную оборону от ударов с воздуха в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Они могут уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники, крылатые ракеты, управляемые авиабомбы.

Ракеты этого ЗРК эффективно уничтожают цели, летящие на предельно малых, малых и средних высотах со скоростью до 700 метров в секунду, в том числе в условиях массированного налета, а также радиоэлектронного и огневого противодействия. Один такой ЗРК способен «обработать» 48 объектов, находящихся в воздухе. Причем «ведет» он их все сразу. При этом аппаратура слежения выбирает десять наиболее опасных целей, обеспечивая гарантированное поражение четырех из них.

После поражения первой цели машина автоматически начинает поиск следующей, а определив ее, автоматически берет на сопровождение. Стрельба ведется по мере освобождения каналов до тех пор, пока в воздухе будут цели, а в ракетном модуле – ракеты. Комплекс может функционировать в ручном и автоматическом режимах. Воздушные цели, не опознанные системой «свой – чужой», сбиваются автоматически.

На принципах полной автономности

Схематично ЗРК «Тор-М2КМ» представляет из себя комплекс, состоящий из боевой машины на колесном шасси (разработка белорусского предприятия «Минский завод колесных тягачей»), зенитного ракетного модуля с четырьмя зенитными управляемыми ракетами, а также транспортно-заряжающей и транспортной машин, мастерской технического обслуживания и машины группового комплекта с такелажным оборудованием.

Уникальность этого комплекса – в его модульности. Дело в том, что размещение автономного боевого модуля и его технических средств возможно на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, других платформах соответствующей грузоподъемности, а также в стационарном варианте.

На МАКС-2013 «Тор-М2КМ» поместили на автомобильное шасси индийской компании «Тата». Этим разработчики показали вариативность установки комплекса на любой носитель. Более того, автономный боевой модуль можно размещать на крышах зданий, на железнодорожных платформах и даже на судах небольшого водоизмещения. Вес ЗРК в полностью снаряженном состоянии не превышает 15 тонн. Это дает возможность транспортировать систему даже по воздуху, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-26.

В боевом модуле размещены как специальная аппаратура – вычислительный комплекс и радиолокационные и оптические средства, так и непосредственно ракетное вооружение, а также система электропитания с собственным запасом топлива и оборудованием жизнеобеспечения. Конструкция позволяет оперативно переставлять модуль с одной платформы на другую: время такого монтажа не превышает 10 минут. При этом не нужно связываться с платформой, на которую помещен модуль, ни механическими, ни гидравлическими приводами, ни энергетическими системами.

У комплекса имеется собственный источник питания (газотурбинный агрегат), обеспечивающий выработку электроэнергии. Время выхода турбины на рабочий режим не превышает минуты, а общее время приведения комплекса в боевую готовность составляет около трех минут. При этом поиск, обнаружение и распознавание целей в воздухе осуществляется как на месте, так и в движении.

Если говорить о средствах поражения «Тора», то здесь очевидно, что ракеты этого ЗРК не оставляют воздушному противнику никакого шанса уцелеть.

«Боевое снаряжение зенитной управляемой ракеты представляет собой осколки сложной геометрической формы, изготовленные из специального высокоплотного сплава – это вольфрам-никель-железо, – говорит помощник генерального директора ОАО ИЭМЗ "Купол", главный конструктор ЗРК "Тор-М2КМ" Вячеслав Карташов. – Пробивная способность таких элементов, а также исключение рикошета позволяют утверждать о вероятности поражения цели одной ракетой не ниже 0,98».

Увидеть невидимку

Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э», представленный на нынешней выставке Russia Arms Expo-2015 в виде модели, отличается от других ЗРК этого семейства способностью ведения кругового обзора в заданном секторе, а также наличием возможности передачи данных по выбранным целям на станцию наведения. Этому комплексу может также придаваться подвижный унифицированный батарейный командный пункт, который обеспечивает управление групповыми действиями батареи боевых машин и связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

Специалисты ставят этому ЗРК высший бал именно за наличие в его составе модернизированной станции обнаружения целей. Плюс здесь – в антенне, созданной на базе фазированной антенной решетки, а также в доработанном программном обеспечении. Эти и ряд других новаций дали возможность «Тору» «вскрывать» и уничтожать цели, обладающие малой эффективной площадью рассеивания, проще говоря, изготовленные по технологии «Стелс».

Новая аппаратура ЗРК «Тор-М2Э» позволяет комплексу в условиях реальной боевой работы защититься от помех, в том числе от тех, что ставятся высокоточным оружием. Максимальная горизонтальная дальность поражения ракет ЗРК превышает 15 километров, а высокоточные ракеты, летящие на скорости свыше 700 метров в секунду, он способен сбивать на дальности до семи километров.

«Торы», которым нет равных

ЗРК семейства «Тор» – одно из основных средств ПВО российских Сухопутных войск. Сегодня в Вооруженных Силах осваиваются передовые модификации этих комплексов. В частности, в мотострелковых соединениях Восточного военного округа, дислоцированных в Приморском и Хабаровском краях, с этого года приступили к практическому освоению ЗРК «Тор-М2У». Это тот же комплекс малой дальности, но отличающийся повышенной эффективностью отражения именно массированных налетов.

«Фишка» «Тор-М2У» в том, что его зенитные управляемые ракеты специально разрабатывались для перехвата малоразмерных и интенсивно маневрирующих целей на перегрузках до 10 g. Во время одной из боевых тренировок на полигоне «Капустин Яр» (Астраханская область) расчетами комплексов были уничтожены сразу шесть скоростных маневрирующих мишеней типа «Саман», запускаемых с разных направлений и летящих на минимальных и максимальных высотах. При этом четыре цели были уничтожены прямым попаданием боевой части ракет, а две – поражены их осколками.

Всего в войска ВВО поступило уже свыше двух десятков единиц ЗРК «Тор-М2У», заменивших комплексы войсковой ПВО «Оса».

К слову, по оценке военного эксперта, доктора технических наук, бывшего замкомандующего войск ПВО Сухопутных войск по вооружению генерал-лейтенанта в отставке Александра Лузана, ЗРК «Тор-М2У» фактически не имеет полноценных аналогов в мире в своем классе. Наш комплекс остается единственным средством, обеспечивающим высокоэффективную борьбу с высокоточным оружием, уверен генерал.

«Опыт локальных войн и военных конфликтов, в том числе в Ливии, показывает, что первым эшелоном агрессии и ее острием остаются средства воздушного нападения. Их роль и значимость в современном арсенале вооруженной борьбы все более возрастает, – отмечает генерал-лейтенант Лузан. – В этой связи актуальность приобретает непрерывное совершенствование боевых и технических характеристик вооружения и военной техники для войсковой ПВО».

Кстати, по воспоминаниям генерала, в 1998 году прототип комплекса «Тор-М2У» – ЗРК «Тор-М1» подвергался в ОАЭ сравнительным испытаниям со своим ближайшим конкурентом – французским комплексом «Кроталь-НЖ». Наше оружие подтвердило тогда свое подавляющее превосходство. Такие же результаты были достигнуты и во время проведения боевых стрельб ЗРК «Тор-М1» в Греции, обеспечивающихся НАТО по их сценарию и с привлечением их же средств подавления (средств РЭБ).
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 23.11.2015, 00:56 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

"Универсальный боец" ТОР-М2У



В конце августа по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в одном из испытательных центров ВМФ прошли испытания зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2У» на морском побережье. Суть испытаний состояла в подтверждении возможностей боевой машины 9А331МУ по обнаружению, сопровождению и обстрелу низколетящих целей над водной поверхностью.

Нужно отметить, что проведенным стрельбам предшествовала большая подготовительная работа. Отрабатывалось обнаружение целей различного типа: самолеты, вертолеты, имитаторы высокоточного оружия. Работы проводились на различных высотах полета целей и курсовых параметрах, на встречных и догонных курсах. Во время испытаний значительный период времени был уделен работе с малоразмерными и летящими на предельно низких высотах над морской поверхностью воздушными целями, наиболее сложными как в обнаружении, так и в сопровождении и уничтожении. Причем ряд залетов целей был осуществлен с выполнением различных маневров, такими как «кабрирование» и «змейка» для самолетов и «зависание» – для вертолетов; для высокоточного оружия применялся определенный элемент пикирования.

Апогеем проведенных тренировок стали боевые стрельбы. Несмотря на сложность создания реальной мишенной обстановки, ЗРК «Тор-М2У» были проведены боевые пуски как по ряду одиночных целей, так и по групповым мишеням, в различное время суток, на разных высотах и курсовых направлениях. Задачи пусков были выполнены в полном объеме, все цели уничтожены. Каждый этап боевой работы фиксировался как офицерами испытательного центра, так и специалистами предприятий, при этом использовались внешние системы и устройства фото и видеофиксации, а также аппаратура внутристанционных измерений боевой машины. Полученные результаты будут подвергнуты тщательному анализу, что в последующем при необходимости позволит провести ряд конструктивных улучшений, направленных на повышение качества, надежности и боевых возможностей комплекса.


Подразделение «Торов» может создать для всех типов летательных аппаратов непреодолимую «стену» длиной в несколько сот километров. Фотографии предоставлены АО «ИЭМЗ «Купол»

Как известно, зенитные ракетные комплексы семейства «Тор» являются средствами войскового ПВО сухопутных войск и предназначены в первую очередь для прикрытия частей и подразделений во всех видах современного боя, на марше, а также важных государственных и военных объектов и мест дисклокации воинских подразделений.

Проведенные стрельбы в очередной раз подтвердили тот факт, что зенитный ракетный комплекс малой дальности семейства «Тор» одинаково эффективно может работать как на внутриконтинентальных театрах военных действий, так и на морских побережьях. Результат работы в любом случае стопроцентный.

Важно отметить, что к испытаниям привлекалась боевая машина 9А331МУ, серийно изготовленная в текущем календарном году в рамках исполнения государственного оборонного заказа и планируемая к поставке в Вооруженные силы Российской Федерации в ближайшие месяцы.

Напомним, что в сентябре текущего года подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа (ВВО) на Курильских островах заступили на боевое дежурство. До этого личный состав частей в течение полугода нес опытно-боевое дежурство по охране воздушных рубежей России, в ходе которого военные отработали развертывание системы ПВО в островной зоне, взаимодействие с пунктами управления и подразделениями радиотехнических войск в зоне ответственности и смену стартовых позиций в зависимости от обстановки. «Торы» заступили на боевое дежурство на смену устаревшим комплексам «Стрела». Проведенные на морском побережье испытания подтвердили, что размещенные на Курильских островах зенитные ракетные комплексы «Тор-М2У» в полной мере соответствуют заявленным тактико-техническим характеристикам и способны обеспечить защиту государственных границ России от любых средств воздушного нападения.

Отметим, что Курильская гряда – очень сложная местность с точки зрения климатических условий и рельефа, удаленности и сложности эксплуатации. Несмотря на это, сам факт принятия решения Министерством обороны Российской Федерации о начале несения ЗРК «Тор-М2У» боевого дежурства в таких сложных условиях говорит о высоком доверии к комплексу в вопросах качества и надежности поставленной техники и об удовлетворенности теми тактико-техническими характеристиками, которые постоянно подтверждаются комплексом.


Ракетные стрельбы зенитный ракетный комплекс «Тор-М2У» прошел успешно.

Именно эксплуатация зенитного ракетного комплекса в различных условиях стала одним из решающих факторов при проведении его испытания по обстрелу воздушных целей на ходу. В начале осени на полигоне «Капустин Яр» «Тор» стал первым среди ЗРК своего класса, осуществившим стрельбу в движении. Успешный опыт позволил получить исходные данные для уточненного проектирования этого режима. Теперь на их основании появляется возможность формировать общие программы, которые позволят движение в различных ситуациях работы комплекса. Испытания проводились применительно к гусеничным машинам. Что касается других модификаций, то они будут рассматриваться отдельно.

Сложность данного режима работы заключается в том, что для стрельбы в движении надо сформировать искусственную горизонтальную плоскость для отсчета всех координат. Это, в свою очередь, требует создания довольно сложных программ и соответственно сложных датчиков, которые передают данные о состоянии самохода при движении. Несмотря на все сложности, преимущества, которые получает «Тор» благодаря возможности поражать цели прямо на марше, очевидны. Использование ЗРК в Сухопутных войсках по прямому назначению состоит в сопровождении и обеспечении защиты войсковых соединений, поэтому командный расчет БМ имеет возможность оперативно отслеживать и обеспечивать оборону войск. С другой стороны, при движении резко возрастает неуязвимость самого «Тора», поскольку наводящиеся по координатам ракеты противника, предназначенные для уничтожения средств ПВО, получают определенные трудности в слежении за комплексом при его движении.

ЗРК семейства «Тор» эксплуатируются не только в восточном регионе нашей страны, они длительное время и с большим успехом состоят на вооружении ряда войсковых частей, дислоцированных как в западном, южном, так и центральном регионах России. Боевые машины работают в условиях воздействия низких температур, жары, значительной запыленности и высокой влажности. Накопленный за годы производства и эксплуатации опыт позволил создать «универсального бойца», способного не просто выживать в любых условиях, но и в полной мере выполнять свою боевую задачу, нанося противнику максимальный урон, действуя в открытом бою или из засады.

Автор Олег Владыкин
Первоисточник http://nvo.ng.ru/armament/2015-11-20/8_thor.html
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 03.03.2016, 16:58 #4   #4
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

ЗРК «Тор» будет адаптирован к арктическим условиям

Концерн «Алмаз-Антей» приступил к разработке арктического варианта ЗРК малой дальности «Тор», передаёт Лента.ру сообщение компании.



«Стартовали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках создания арктического варианта зенитного ракетного комплекса (ЗРК) малой дальности "Тор"», – говорится в релизе.

Отмечается, что «перспективный вариант ЗРК "Тор" предназначен для самообороны заполярных военных баз, развертываемых в настоящее время в различных районах российской Арктики от островов архипелага Земли Франца-Иосифа до Чукотки».

«Кроме того, в текущем году планируется поставить Минобороны России первый дивизион новейшего ЗРК средней дальности "Бук-М3"», – добавили в пресс-службе.

Концерн сообщил также о намерении увеличить темпы работ по государственному заказу.

«В связи с выходом на завершающую стадию работ по трём крупным инвестиционным проектам (строительство двух новых заводов в Нижнем Новгороде и Кирове, а также создание Северо-Западного регионального центра в Санкт-Петербурге), Концерн ВКО "Алмаз-Антей" планирует увеличить темпы работ по целому ряду государственных контрактов, заключенных с Минобороны России», – говорится в сообщении.


Использованы фотографии:ru.wikipedia.org
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 24.04.2016, 15:26 #5   #5
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

Зенитно-ракетный комплекс Тор-М2У

Тор-М2У - всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

ЗРК Тор-М2У предназначен для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов.




























Первоисточник http://www.arms-expo.ru/photo/fotore...pleks-tor-m2u/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 07.06.2016, 00:02 #6   #6
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

ЗРК «Тор» для Арктики

ЗРК «Тор» на плавающей платформе выйдет на испытание осенью текущего года, сообщает Газета.ру со ссылкой на представителя ОПК.

Вездеход ДТ-30 "Витязь"

Машину разработали специалисты Ижевского электромеханического завода (входит в «Алмаз-Антей»).

«Разработчики представили перспективный модуль системы "Тор" ближнего действия, установленный на шасси ДТ-30 двухзвенного гусеничного транспортера производства Уралвагонзавода. По сути, все характеристики такие же, как у "Тор-М2" на гусеничном шасси, только платформа новая - в арктическом исполнении он на плавающей платформе. Главнокомандующий Сухопутными войсками сказал, что этой осенью уже он будет представлен на испытания»,
рассказал собеседник газеты.

Ранее сообщалось, что для российской арктической группировки будет создано семейство боевой техники, включая «бронетранспортер, реактивную систему залпового огня, зенитный ракетный комплекс, самоходные артустановки и другие модули».

Справка издания: «ДТ-30 – двухзвенный вездеход на гусеничном ходу. Благодаря гидравлическим приводам сцепки машина может приподнимать переднюю часть, преодолевая вертикальные стены, косогоры и рвы, а широкие гусеницы с низким давлением на грунт дают возможность уверенно передвигаться по болотам, снежной целине, лесотундре. По воде ДТ-30 плавает со скоростью четыре километра в час, установка гребного винта повышает скорость до восьми узлов».


Использованы фотографии:Руслан Кривобок/РИА Новости
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 09.06.2016, 01:55 #7   #7
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

ЗРК «Тор» превратят в полностью роботизированную систему

В перспективе ЗРК «Тор» станет полностью роботизированным и сможет «работать» по целям без участия человека, передаёт ТАСС сообщение замгендиректора АО «Ижевский электромеханический завод "Купол"» (входит в «Алмаз-Антей») Иосифа Дризе.



По его словам комплекс «и сейчас может работать без участия человека, но в ряде случаев оператор необходим в условиях сильных помех».

«Работа в перспективе предполагает расширение возможностей искусственного интеллекта, чтобы комплекс мог выполнять боевые задачи без участия оператора», – пояснил он.

Кроме того, «на предприятии занимаются увеличением возможностей "Тора" по уничтожению крылатых ракет, созданных с использованием технологий "стелс"», –сказал Дризе.

«Мы работаем над тем, чтобы обеспечить надёжное обнаружение и поражение целей с пониженной отражающей поверхностью», – добавил он.

Справка агентства: «"Тор"– семейство зенитных ракетных комплексов малой дальности, предназначенных для уничтожения самолётов, вертолётов, беспилотников и ракет на средних, малых и сверхмалых высотах. Согласно данным открытых источников, первый представитель семейства "Тор" поступил на вооружение в 1986 году. Современная модификация "Тор-М2" способна уничтожать цели, летящие со скоростью до 700 метров в секунду, на дальности до 12 км и высоте до 10 км».


Использованы фотографии:Минобороны РФ
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 15.10.2016, 02:21 #8   #8
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

Новости зенитных ракетных комплексов семейства «Тор»

Реализуемая в настоящее время Госпрограмма вооружений подразумевает производство и поставку большого числа различных образцов современных вооружений. Особое внимание в этой программе уделяется средствам противовоздушной обороны, в том числе зенитным ракетным комплексам семейства «Тор». В течение нескольких последних недель появился ряд сообщений, рассказывающих о текущих работах и перспективах этих систем.

Наиболее интересные заявления о перевооружении армии в целом и обновлении противовоздушной обороны в частности прозвучали в последний день сентября. В преддверии Дня сухопутных войск главком этого вида вооруженных сил генерал-полковник Олег Салюков раскрыл некоторую информацию о текущих работах и планах на ближайшее будущее. Вместе с другими темами военачальник затронул перевооружение ПВО с использованием военной техники новейших моделей. По словам генерала, в 2016 году сухопутные войска должны будут получить свыше 2 тыс. образцов современных вооружений и техники, в том числе 800 единиц ракетно-артиллерийских систем. Помимо поставок готовой техники ведется разработка перспективных образцов, которые поступят в серию в будущем.


ЗРК семейства "Тор" в ходе стрельб. Фото Defence.ru



Одной из главных новинок Гособоронзаказа на текущий год стал новейший зенитный ракетный комплекс «Тор-М2». В 2016 году подразделения ПВО сухопутных войск получили первые серийные машины этого типа. Генерал-полковник Салюков особо отметил, что на данный момент этот ЗРК является единственной в мире системой своего класса, способной вести разведку воздушных целей и использовать ракетное оружие в движении.

Согласно имеющимся данным, комплекс «Тор-М2», являясь дальнейшим развитием предыдущих систем своего семейства, отличается от них составом оборудования и некоторыми другими особенностями конструкции. Одним из главных нововведений проекта стало повышение производительности радиоэлектронных систем, благодаря которому боевая машина получает новые возможности. В отличие от предшественников, ЗРК «Тор-М2» может атаковать цели без остановки для проведения запуска ракет. Предполагается, что такая возможность позволит с большей эффективностью осуществлять противовоздушную оборону войсковых соединений на марше. Также за счет использованных доработок повышены некоторые другие характеристики.

По официальным данным, производство новейших зенитных комплексов ведется Ижевским электромеханическим заводом «Купол». Это предприятие производит часть комплектующих самостоятельно и принимает необходимые изделия от других производителей, в дальнейшем выполняя сборку боевых машин в требуемой заказчиком комплектации. Кроме того, в настоящее время специалистами завода выполняется разработка новых проектов модернизации существующей техники. В конце сентября руководство «Купола» рассказало о планах по созданию новых модификаций «Тора».

Генеральный директор ИЭМЗ «Купол» Фанил Зиятдинов в конце сентября сообщил прессе о путях дальнейшего развития существующих зенитных систем. По словам руководителя предприятия, в настоящее время проводится работа по подготовке необходимых контрактов. По ее результатам появятся соглашения о проведении опытно-конструкторских работ по проекту зенитного комплекса для кораблей военно-морского флота. Провести ОКР планируется в 2017-18 годах. Соответственно, серийное производство и поставки перспективных комплексов могут стартовать после 2018 года. Результатом планируемого к разработке проекта станет новый комплекс семейства «Тор», предназначенный для установки на корабли и катера флота. По словам Ф. Зиятдинова, корабельный «Тор» сможет заменить более старые комплексы «Кинжал» и «Кортик», используемые в настоящее время.

В ближайшее время должны начаться испытания, целью которых будет проверка работы систем зенитного комплекса в специфических условиях, свойственных эксплуатации на море. Предполагается определить особенности работы «Тора» на скоростях до 45 км/ч и при качке. Собранные в ходе таких испытаний данные будут использоваться при дальнейших работах по адаптации комплекса к установке на боевые корабли.

Ранее пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», уже сообщала о возможных результатах разработки перспективной корабельной модификации комплекса «Тор». Тогда отмечалось, что новая система ПВО может быть создана в кратчайшие сроки и при минимальных затратах. Этому должно поспособствовать максимально широкое использование готовых идей и решений, а также узлов и агрегатов, боеприпасов и т.д. Примечательно, что в начале лета, как и в конце сентября, в качестве сроков возможного начала поставок серийных комплексов назывались 2018-19 годы. Это может говорить о том, что за прошедшее время у разработчиков проекта не было повода для пересмотра и корректировки графика работ.

Еще один перспективный проект, упоминавшийся официальными лицами в последнее время, предназначен для обеспечения противовоздушной обороны объектов вооруженных сил, размещенных в Арктике. В конце сентября главком сухопутных войск О. Салюков рассказал о проведении разработки полностью автономной версии зенитного комплекса под названием «Тор-М2ДТ». Главной целью этого проекта является создание модификации базового ЗРК, пригодной для эксплуатации в сложных условиях Крайнего Севера. В связи с этим к комплексу предъявляются особые требования в части повышенной проходимости на пересеченной местности и сложных ландшафтах, а также возможности работы при экстремально низких температурах.

Первые сведения о проекте «Тор-М2ДТ» появились в начале августа. Тогда Ижевский электромеханический завод «Купол» опубликовал информацию о будущей совместной работе с предприятием «Витязь» (г. Ишимбай). В соответствии с опубликованными данными, ИЭМЗ «Купол» и завод «Витязь» совместными усилиями должны создать новую модификацию комплекса «Тор-М2», отличающуюся от предшественников иным шасси. В качестве основы для «арктического» ЗРК было выбрано двухзвенное гусеничное шасси, выпускаемое предприятием «Витязь».


Двухзвенный транспортер ДТ-30. Фото Wikimedia Commons


Зенитный ракетный комплекс 9К331МДТ «Тор-М2ДТ» предлагается строить на базе гусеничного транспортера ДТ-30ПМ. На таких шасси будут собираться боевая машина 9А331МДТ или ДТ-30ПМ-Т1, несущая пусковую установку, набор радиоэлектронного оборудования и обитаемый отсек, а также машина технического обеспечения 9В887М2ДТ или ДТ-30ПМ-Т2. Оба звена последней будут оснащаться аппаратурой, необходимой для обслуживания боевых машин и ракет. В качестве срока завершения работ указывалось 30 октября 2016 года. Вскоре после этого планируется начать испытания, которые должны закончиться к началу лета следующего года. Цена контракта между «Куполом» и «Витязем» определялась в 122 486 749 рублей 40 копеек.

Уже определены некоторые планы по дальнейшему развитию зенитных систем «Тор». Так, гендиректор ИЭМЗ «Купол» в конце сентября отметил, что в следующих поколениях комплексов на базе существующих систем будет закладываться возможность борьбы с гиперзвуковыми целями. Ф. Зиятдинов заметил, что гиперзвуковые ударные средства пока находятся лишь на стадии разработки, а реальные образцы, пригодные к практическому применению, пока отсутствуют. Тем не менее, планируется принять соответствующие меры. Благодаря этому к моменту появления гиперзвуковых ударных систем могут появиться новые средства борьбы с ними.

Последние сообщения о текущем и планируемом развитии зенитных ракетных комплексов семейства «Тор» показывают, что подобные системы представляют большой интерес для заказчика в лице российских вооруженных сил, и поэтому должны постоянно обновляться и улучшаться. К настоящему времени было создано и поставлено в серию несколько сухопутных модификаций комплекса, предназначенных для использования армией. В ближайшем будущем список модификаций «Тора» должен пополниться двумя новыми комплексами. На основе существующих узлов и агрегатов предлагается создать две новые системы, предназначенные для использования в специфических условиях.

Уже начато создание новой сухопутной версии комплекса на базе двухзвенного гусеничного транспортера, которой в будущем придется служить в Арктике и обеспечивать противовоздушную оборону различных военных объектов. Второй новейший проект, разработка которого должна будет начаться немного позже, предназначается для перевооружения боевых кораблей и катеров, имеющееся вооружение которых уже не в полной мере соответствует современным требованиям. Одновременно с этим уже развернуто серийное производство ЗРК «Тор-М2», являющегося самой новой и совершенной машиной своего семейства. Техника этой модели с этого года поставляется в войска и становится одним из средств обновления парка зенитных комплексов.

ЗРК семейства «Тор» хорошо зарекомендовали себя, что позволяет продолжать их развитие. Уже определены планы на ближайшее время, а кроме того, постепенно формируются требования к комплексам будущего поколения. Все это позволяет предполагать, что зенитные системы ближнего действия линейки «Тор» будут оставаться на вооружении в течение длительного времени. При этом в течение нескольких следующих лет следует ожидать развертывание новых специализированных версий этих комплексов, которые позволят усилить противовоздушную оборону арктических объектов и корабельных соединений.


По материалам сайтов:
https://ria.ru/
http://vz.ru/
http://arms-expo.ru/
http://utro.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 26.03.2017, 01:03 #9   #9
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

В войска поступил полковой комплект ЗРК «Тор-М2»

Минобороны РФ получило полковой комплект зенитного ракетного комплекса «Тор-М2», передает Интерфакс-АВН .


Ижевским электромеханическим заводом "Купол" по государственному заказу впервые поставлен полковой комплект современного зенитного ракетного комплекса малой дальности "Тор-М2" для оснащения 538 зенитного ракетного полка четвертой гвардейской танковой дивизии Западного военного округа,
сказал сегодня в ходе единого дня приемки командир указанного полка Константин Демидов.

По его словам, комплекс по основным характеристикам и вооружению превосходит зарубежные аналоги.

Демидов сообщил, что «личный состав полка успешно проходит обучение в 726 учебном центре в Ейске».

По завершении обучения и проведения боевых стыковочных стрельб на базе 167 учебного центра боевого применения войск противовоздушной обороны полк совершит перемещение в пункт постоянной дислокации,
добавил он.

Справка агентства: «ЗРК малой дальности «Тор-М2», разработанный концерном ВКО «Алмаз-Антей», обеспечивает сопровождение и одновременный обстрел четырех целей. Зенитные управляемые ракеты комплекса специально разрабатывались для эффективного перехвата малоразмерных, интенсивно маневрирующих целей, что обеспечивает существенное преимущество над ближайшими зарубежными аналогами».


Использованы фотографии: http://militaryarms.ru
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 03.05.2017, 15:41 #10   #10
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Зенитный ракетный комплекс "Тор"
ezup
ezup вне форума

Зенитный ракетный комплекс «Тор». Инфографика

«Тор» — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».



Первоисточник: https://riafan.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием