Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Изображение wallpapers.99px.ru/Alex2015 Одним из наиболее спорных и критикуемых образцов российских стратегических вооружений стал комплекс 2М39, он же автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) «Посейдон», он же «Статус-6», впервые упомянутый президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию ещё в 2018 году, хотя первые кадры из презентации указанного оружия «случайно» засветились на телевидении ещё в 2015 году на совещании Владимира Путина с Минобороны России. Предположительно, концепция АНПА «Посейдон» основана на проекте Т-15 – гигантской советской суперторпеды, предназначенной для удара по побережью США, разрабатываемой в период с 1949 по 1955 годы. Впоследствии к этой идее вернулись в 1961 году, когда академик Андрей Дмитриевич Сахаров предложил использовать суперторпеду с прямоточным водопаровым атомным реактивным двигателем и сверхмощной ядерной боевой частью (ЯБЧ) для нанесения ударов по прибрежным городам США путём образования искусственного цунами. ![]() Достоверной информации о характеристиках АНПА «Посейдон» нет и по сей день, в различных источниках говорится о длине, составляющей порядка 16-24 метров, при диаметре в 1,5—2 метра и массе порядка 100 тонн. Предполагаемая скорость движения суперторпеды «Посейдон» составляет, по разным данным, от 100 до 200 километров в час, при максимальной глубине погружения до километра. Изначально говорилось о некоей сверхмощной ЯБЧ, обладающей тротиловым эквивалентом чуть ли не в 100 мегатонн. Скорее всего, эта информация появилась как следствие идей академика Сахарова об использовании ЯБЧ указанной мощности для вызова цунами на побережье США. В дальнейшем в различных источниках предполагаемая мощность ЯБЧ суперторпеды «Посейдон» варьировалась в диапазоне от 2 до 20 мегатонн. В качестве двигателя для АНПА «Посейдон» предполагается компактный короткоживущий (с ограниченным ресурсом) ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем, который обеспечивает суперторпеде практически неограниченный запас хода. Такие разработки достаточно успешно велись ещё в СССР со времён атомных подводных лодок проекта 705(К) «Лира», опередивших своё время на многие десятилетия, а то и ранее. ![]() Уникальная атомная подводная лодка проекта 705(К) «Лира Критика Критики проекта «Посейдон» приводят несколько аргументов против данного комплекса. В первую очередь это то, что проект АНПА «Посейдон» является неэффективным по критерию «стоимость-эффективность». Предположительно, на те средства, что были и будут потрачены на реализацию этого проекта, могло бы быть закуплено дополнительное количество межконтинентальных баллистических ракет (МБР), размещаемых в высокозащищённых шахтных пусковых установках (ШПУ) и/или ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) с баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ). ![]() Предполагаемое преимущество суперторпеды «Посейдон» в части её неуязвимости от американской системы противоракетной обороны (ПРО) компенсируется её уязвимостью от обычных противолодочных средств противника. При этом работоспособность американской системы ПРО против современных российских МБР и БРПЛ до сих пор не подтверждена, тогда как подводные цели типа АНПА «Посейдон», предположительно, могут быть атакованы противником на всём протяжении маршрута, в том числе и с применением боеприпасов с ЯБЧ. В качестве носителей АНПА «Посейдон» должны использоваться специальные подводные лодки проектов 09853 и 09851, что в условиях нехватки у Военно-морского флота (ВМФ) России «обычных» многоцелевых атомных подводных лодок (МЦАПЛ) выглядит расточительством. ![]() Кроме того, носители АНПА «Посейдон» подвержены тем же угрозам, что и российские РПКСН – в момент нахождения у пирса они крайне уязвимы к нанесению противником внезапного обезоруживающего удара, причём как ядерным оружием, так и конвенциональным. Более того, с учётом опыта проведения специальной военной операции (СВО) на Украине нельзя исключать и диверсионных действий в мирное время, проводимых, например, с помощью безэкипажных катеров (БЭК) камикадзе. Если же носители АНПА «Посейдон» находятся на боевом дежурстве, то ВМФ необходимо обеспечивать их развёртывание и прикрытие, подобно тому, как это делается применительно к РПКСН, что вновь возвращает нас к нехватке МЦАПЛ, равно как и других противолодочных единиц – патрульных кораблей и самолётов. Отчасти ситуацию могло бы исправить оснащение носителей АНПА «Посейдон» комплексами активной противоторпедной защиты, но пока о принятии таких изделий на вооружение никаких сведений нет. Тем не менее, судя по всему, на текущий момент реализация проекта «Посейдон» продолжается, возможно, с некоторым замедлением из-за огромных расходов на проведение специальной военной операции (СВО) на Украине. Можно ли каким-то образом нивелировать недостатки комплекса «Посейдон» и повысить его эффективность? Попробуем в этом разобраться. Развёртывание В первую очередь возникает вопрос с необходимостью носителей для суперторпеды «Посейдон». Действительно, если у данного оружия практически неограниченный запас хода, то зачем его куда-то вывозить на крупном, дорогостоящем и заведомо более уязвимом носителе? В материале «Подземелья подводного флота», опубликованном 27 июня 2022 года на ресурсе «Армейский стандарт», говорилось о том, что ещё в ноябре 2019 года в СМИ впервые появилось сообщение о планах строительства подземных бронированных укрытий, оборудованных системами подачи воды, электроэнергии и пара, для атомных подводных лодок проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень», а также для неатомных подводных лодок проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада». Каждое такое укрытие представляет собой причал, который защищает не только от обычных бомб и ракет, но и от ядерного удара. ![]() Схема подземной базы в Ара-Губе Возведение укрытий должно было начаться в 2019 году на базе Тихоокеанского флота в Вилючинске на Камчатке, а в 2020 году продолжиться в местах дислокации кораблей Северного флота в районе Североморска. У автора нет информации, были ли выполнены указанные работы, в каком объёме, ведутся ли они сейчас или планируются вестись в будущем. Разумеется, строительство таких укрытий могло бы стать важнейшим показателем усиления ВМФ РФ – способом сохранить хотя бы подводные лодки в случае нанесения противником массированных ударов неядерным высокоточным оружием, не говоря уже о том, что такие укрытия полностью закрыли бы проблему с БЭК-камикадзе. ![]() Схема подземной базы в Павловске Приморского края Для АНПА «Посейдон» не требуются такие огромные подземные укрытия, как для РПКСН и МЦАПЛ, то есть их сооружение будет значительно проще и дешевле. Такие укрытия можно строить в скальных грунтах как на севере, так и на востоке нашей страны. Возможно, что может быть рассмотрено строительство таких укрытий вдоль всего Северного морского пути (СМП) с выходом суперторпед прямо под лёд. Как может выглядеть развёртывание АНПА «Посейдон» из скальных укрытий? Итак, АНПА «Посейдон» хранятся в скальных укрытиях в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), где в полной безопасности и относительно комфортных условиях с ними проводятся регламентные работы и техническое обслуживание. Выход из скального укрытия может осуществляться самоходом в открытую воду, или, как вариант, ТПК могут быть оснащены системой подводного движения с ограниченной дальностью хода и управлением по оптоволоконному кабелю. ![]() В случае получения информации о возможном нанесении противником внезапного обезоруживающего удара, они могут выдвинуться в ТПК на некоторое удаление от точки базирования, рассредоточиться на расстояние порядка 20-30 километров и залечь на грунт. Обеспечить уничтожение всех залёгших на дно суперторпед в ТПК будет крайне сложно даже в случае применения противником ядерного оружия. В том случае, если удар не подтверждён, то контейнеры с «посылками» возвращаются на базу. Если же атака противника подтверждена и «судный день» настал, то контейнеры подвсплывают с грунта и выпускают суперторпеды «Посейдон», которые отправляются к целям, заложенным в их память. Конечно, существует риск обрыва оптоволоконного кабеля управления, однако на этот случай можно предусмотреть несколько резервных механизмов отправки команд, например небольшую всплывающую антенну и/или размещённые на дне станции акустической связи. Или же, что проще, «Посейдоны» никуда не выходят заранее и просто пережидают первый удар в скальных укрытиях. Применение В качестве основных целей для суперторпед «Посейдон» заявлены военно-морские базы противника, а также иные военные объекты, расположенные на побережье. Помимо них, можно рассмотреть и другие объекты для атаки, например, каналы. Взять тот же Панамский канал – осуществив подрыв мощной ЯБЧ суперторпеды «Посейдон» в определённой точке, можно обеспечить сдвиг грунтов таким образом, что канал будет заблокирован на годы, а то и на десятилетия, что лишит противника возможности быстро перебрасывать корабли с Атлантического океана на Тихий океан. ![]() «Посейдон» вполне может сделать из Панамского канала «запруду» Учитывая глобальный характер конфликтов, в ходе которых предполагается применять АНПА «Посейдон», можно предположить, что законными и важными целями станут гражданские порты – в ходе «большой войны» их всё равно реквизируют и будут использовать в военных целях, так что ждать, пока противник это не осуществит, просто нет смысла. Можно ли как-то повысить выживаемость АНПА «Посейдон» на маршруте? Да, например, оптимизацией траектории маршрута, когда часть его будет проходить подо льдами Северного полюса, впрочем, скорее всего, это и так уже сделано. Вообще, условно-неограниченная автономность потенциально позволяет строить максимально запутанные маршруты, хоть через воды Антарктиды, а низкая скорость движения АНПА «Посейдон» (по сравнению с МБР и БРПЛ) позволит нанести удар по противнику тогда, когда он будет считать, что всё уже закончилось. Не стоит также забывать, что АНПА «Посейдон» будут применяться в ходе глобального ядерного конфликта, когда большое число применённых противниками друг по другу ядерных зарядов вызовет сильнейшие помехи в эфире, нарушится работа средств связи, в том числе и передача сигналов от гидроакустических буёв и безэкипажных противолодочных кораблей, которые сейчас только начинают развиваться как новый тип вооружений. Если реализовать на АНПА «Посейдон» возможность экстренной детонации боевой части в случае атаки противника, то можно обеспечить высокую вероятность уничтожения атакующих его кораблей и подводных лодок противника, то есть командир боевого корабля и его команда должны будут знать, что идут на смерть, конечно, если они при этом находятся в зоне поражения ЯБЧ АНПА «Посейдон». Выводы Суперторпеда или АНПА «Посейдон» – это очень спорное оружие. Предлагаемые в данном материале меры – это лишь следствие того, что по каким-то причинам этот комплекс продолжает жить и развиваться, по крайней мере по открытым данным. ![]() Мнение автора на счёт проблемы стратегического ядерного сдерживания неизменно – наиболее эффективным и устойчивым к нанесению противником внезапного обезоруживающего удара типом стратегических вооружений являются МБР в высокозащищённых шахтных пусковых установках. Причём это должны быть МБР лёгкого класса с одной-двумя ЯБЧ, зато их должно быть много – ранее мы говорили об этом в материале Ядерная математика: сколько ядерных зарядов необходимо США для уничтожения российских СЯС?. Но раз уж проект «Статус-6» продолжает развиваться, то хотя бы можно попробовать повысить живучесть «Посейдонов» перед нанесением внезапного обезоруживающего удара путём размещения их в скальных прибрежных укрытиях, а заодно и сэкономить производственные мощности для строительства столь необходимых ВМФ России МЦАПЛ. Хотя, кто знает, возможно, что лица, принимающие решения, обладают какой-то закрытой информацией, которая может в корне поменять наше отношение к АНПА «Посейдон»? Может, не врут слухи, и ядерные боевые части мощностью в сто мегатонн действительно будут смывать прибрежные города противника в океан? Хотелось бы надеяться, что на практике нам это узнать не придётся. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
У БПЛА «Охотник» есть шанс стать дальним перехватчиком | ezup | Беспилотники | 0 | 28.08.2020 10:36 |
Sohu: Даже у F-15 и F-16 есть шанс «обмануть» зенитные ракеты российского ЗРК С-500 | ezup | Новости ПВО и ПРО | 0 | 19.12.2019 16:46 |
Мировую войну мы уже проиграли. Но, может, еще есть шанс? | ezup | Военная аналитика | 0 | 26.08.2019 15:46 |
Неафишируемые сетевые способности Су-30СМ и Су-35С. Есть ли шанс догнать связку F-35A и IBCS? | ezup | Военная аналитика | 0 | 08.08.2019 15:59 |
Есть ли шанс выжить у водителя Lada Granta | ezup | Авто-Мото | 0 | 10.10.2011 12:15 |