Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 24.02.2020, 20:19 #21   #21
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Су-25 Грач Штурмовик
ezup
ezup вне форума

Су-25: из прошлого в будущее



В марте 1981 г. на вооружение военно-воздушных сил СССР был принят новейший самолет-штурмовик Су-25, также известный под прозвищем «Грач». К этому времени опытные машины успели показать весь свой потенциал как на полигонах, так и в условиях реального вооруженного конфликта. Несмотря на солидный возраст, «Грачи» остаются в составе воздушно-космических сил России и проходят модернизацию. Благодаря этому ВКС могут сохранять необходимые ударные возможности, а Су-25 получает возможность послужить еще несколько десятилетий.

Советское прошлое


Серийный выпуск штурмовиков Су-25 начали осваивать еще в конце семидесятых годов, а в начале восьмидесятых заказчику передали первые образцы. Уже в 1980 г. ВВС получили первые 10 машин, а в 1981-м – еще 13. Впрочем, темпы выпуска не устраивали заказчика, и он требовал больше новой техники.

29 февраля 1980 г. появился приказ о формировании первой части, оснащаемой самолетами Су-25. Ею стал 80-й отдельный штурмовой авиаполк (80-й ошап) в составе Закавказского военного округа. Место базирования – аэродром Ситал-Чай вблизи г. Сумгаит. По ряду причин, новую технику часть получила только через год после своего формирования.

В 1983-м в Одесском военном округе появилась вторая часть на Су-25. 90-й истребительный полк (аэродром Червоноглинское) переформировали в 90-й ошап. В течение некоторого времени полк эксплуатировал старые Су-15 и новые Су-25. В следующем году в Белорусском военном округе началось формирование 357-го ошап (Пружаны-Западные). Осенью 1985 г. полк перевели в ГДР, он стал первой частью на Су-25 в составе ГСВГ.


Процесс формирования новых штурмовых полков продолжался до второй половины восьмидесятых. Сначала появились части в составе ВВС, затем «Грачей» получила морская авиация. Первыми новую технику освоили летчики Черноморского флота, а после них аналогичные части появились у Северного и Тихоокеанского.

В период с 1981 по 1991 г. новые штурмовики пополнили парк техники 23 частей, организации и подразделений, в т.ч. 15 строевых ошап. 13 полков числились в составе ВВС, еще три – в морской авиации. Основная масса полков была дислоцирована в западных регионах страны. В ГСВГ служили три полка. Восточные рубежи прикрывал только 187-й ошап.

Кроме того, «Грачи» имелись у ГНИКИ ВВС, инструкторских и инструкторско-исследовательских полков и эскадрилий ВВС и ВМС. В составе 40-й армии, работавшей в Афганистане, с 1981 г. существовала 200-я отдельная штурмовая эскадрилья. Впоследствии присутствие штурмовиков увеличили, сформировав 378-й ошап – он заменил 200-ю эскадрилью.

Российское настоящее


Распад СССР ударил по всей армии, в т.ч. и по штурмовикам Су-25. Несколько штурмовых авиаполков осталось на территории независимых государств; части из состава ГСВГ убыли в Россию. Существенная часть созданного парка «Грачей» досталась ВВС новых стран, но российская армия осталась крупнейшим эксплуатантом такой техники. Впрочем, полноценная эксплуатация самолетов не представлялась возможной по экономическим причинам.


На фоне этих событий штурмовикам опять пришлось принимать участие в вооруженных конфликтах. Су-25 использовались во время двух войн в Чечне и при принуждении Грузии к миру. В этих операциях потеряли 13 самолетов, и еще 4 пришлось списать из-за повреждений.

Несмотря на все проблемы девяностых годов, ВВС смогли сохранить имеющуюся технику и личный состав. Морская авиация, в свою очередь, отказалась от Су-25 и передала технику военно-воздушным силам. Впоследствии были начаты структурные преобразования, по результатам которых оформился современный облик штурмовой авиации ВКС России. Параллельно осуществлялись работы по поддержанию состояния и модернизации наличной техники.

По известным данным, сейчас в наших ВКС имеется порядка 190-200 самолетов Су-25 нескольких основных модификаций, в т.ч. самых новых. В составе четырех военных округов имеется 5 штурмовых полков и 3 эскадрильи на «Грачах».

В отличие от советского периода, части равномерно распределены по всем основным направлениям – от Крыма до Дальнего Востока, от Североморска до Буденновска. Почти все они базируются на территории России, исключение составляет только эскадрилья штурмовиков на базе Кант в Киргизии.

Из настоящего в будущее


Начиная с девяностых годов, фирма «Сухой» выполнила несколько проектов модернизации Су-25 с различными нововведениями, обеспечивающими рост тех или иных характеристик. Некоторые из них поступили на вооружение и дошли до серийного выпуска. К настоящему времени за счет этого удалось провести самое серьезное обновление парка техники.


По открытым данным, к настоящему времени в российских ВКС осталось менее 40 самолетов Су-25 базовой модификации. Также имеется менее 20 учебно-тренировочных Су-25УБ и Су-25УТГ. Количество техники устаревших типов удалось резко сократить за счет проведения ремонтов и модернизаций по современным проектам. В течение нескольких последних лет осуществляется перестройка «Грачей» по проектам Су-25СМ и Су-25СМ3. Общая численность таких самолетов приближается в 140-150 единицам. При этом количество техники версии «СМ3» пока не превышает 20-25 единиц.

Оба проекта с литерами «СМ» предусматривают существенную перестройку бортового комплекса радиоэлектронного оборудования с получением принципиально новых функций и возможностей. Устанавливается новая прицельно-навигационная аппаратура: в частности, внедряется современная спутниковая навигация, а старый прицел заменяется полноценным индикатором на лобовом стекле. Главным нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью.

Процесс восстановления и обновления техники продолжается и дает желаемые результаты. Проведенная модернизация уже неоднократно подтвердила свой потенциал, в т.ч. в условиях реального конфликта. С 2015 г. «Грачи» всех основных модификаций регулярно участвуют в боевой работе в Сирии. Их силами уничтожены большие количества живой силы и объектов противника. Потерян только один самолет; летчик катапультировался, но погиб в бою с противником на земле.

Ожидаемое будущее


Рассматривая события последних лет и наблюдаемые тенденции, можно представить, какое будущее ожидает российскую штурмовую авиацию. Очевидно, что в обозримом будущем Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль. Замена для «Грачей» пока отсутствует и, возможно, даже не планируется.


Общее количество техники и частей, использующих ее, должно оставаться прежним. Возобновление производства не планируется – ремонтировать, обновлять и возвращать в строй будут только имеющиеся самолеты. При этом речь идет как о восстановлении технической готовности и продлении ресурса, так и о получении новых боевых возможностей. Впрочем, есть риск постепенного сокращения количества техники. К сожалению, процесс учебы и боевая работа связаны с известными рисками и нельзя исключать возможные потери.

Таким образом, ситуация в сфере штурмовой авиации в наших ВКС располагает к оптимизму. Имеются достаточные количества специализированных самолетов; своевременно осуществляется их обслуживание и ведется полномасштабная модернизация. Все это позволяет сохранять Су-25 на службе и получать все связанные с этим преимущества. Подходит к концу четвертое десятилетие службы «Грачей», и оно явно не будет последним.


Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны РФ / mil.ru, Bmpd.livejournal.com
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 11.01.2024, 11:04 #22   #22
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Су-25 Грач Штурмовик
ezup
ezup вне форума

Су-25СМ3: штурмовик, которого может не быть


Вообще материал планировался совершенно не о том, о чем получается. В действительности, вместе с одним человеком от авиации мы обсуждали некоторые возможные варианты решения проблем Черноморского флота в свете последних событий.

А последние события, знаете ли, не радуют, потому что очень уж напоминают год 1942-й, когда Черноморский флот забился в гавани Поти и Батуми и практически не участвовал в боевых действиях на море. Впрочем, об этом уже было написано столько, что повторять нет смысла. Но факт: Сталин берег корабли, поскольку осознавал их ценность в перспективе.

Путин тоже совершенно не желает расходовать корабли просто так, теша самолюбие украинских военных, поэтому хоть Батуми и Поти у нас как портов больше нет, все ценные боевые корабли перебазированы в Новороссийск, вне пределов досягаемости украинских Су-24 с ракетами «Шторм Шэдоу» и безэкипажных катеров-камикадзе. И вот о последних мы и планировали поговорить.


Безэкипажный катер (БЭК), используемый в качестве управляемого противокорабельного вооружения дальнего радиуса действия, на самом деле представляет собой весьма эффективное оружие. Этакая противокорабельная торпеда для тех, у кого нет денег на нормальную торпеду и ее носитель.

Пластиковый корпус, который практически невидим для радаров, минимальный тепловой след, потому что выхлоп отводится в воду, минимум металла в конструкции, да и сама конструкция в общем невелика.

Уже были обсуждения на тему того, что с помощью РЛС эти катера практически обнаруживаются, а те, что засекали – дело наблюдательных постов и патрульных вертолетов. То есть работали в оптическом диапазоне. Но про оптику чуть далее, а на самом деле в статье про борьбу с БЭК при помощи палубных вертолетов, один из читателей высказал довольно здравую мысль насчет лидаров.

Лидар, то есть, лазерный радар, мог бы успешно обнаруживать БЭК. И с авиационной платформы это было бы эффективно, ведь измеряют же лидарами глубины и даже мины ищут. Правда, мины искать дешевле и надежнее сонарами, но тем не менее, лидарами можно. Главное – подобрать длину волны. Красные волны почти полностью отражаются поверхностью моря, а зелёные частично проникают в воду, рассеиваются в ней, и отражаются от морского дна. Измерения, скажем прямо, не такие точные, как при помощи эхолота, а вот на фоне воды обнаружить пластиковый катер с иной отражательной способностью лидар мог бы запросто.

Но это если и будет, то в недалеком будущем. Есть уверенность в том, что лазерная техника сможет оказаться полезной, поскольку чем-то искать пластиковое корыто, набитое взрывчаткой, надо.

Но мы сегодня поговорим об оптике. О такой вещи, как оптическая прицельная станция или ОПС. В нашем случае об изделии СОЛТ-25, с помощью которого можно было вывести Су-25СМ3 на качественно новый уровень боевого самолета.

Теперь пора сказать пару слов о том, почему Су-25. Старый и очень недобрый для врагов штурмовик, совершивший первый полет в 1975 году и вставший на вооружение в 1981-м. То есть, уверенно двигающийся к своему пятидесятилетнему юбилею на службе стране.


Почему именно Су-25 мы сочли таким ценным самолетом в плане борьбы с БЭК? Да потому, что у него есть для этого в теории все. Судите сами: в чем отличие Су-25 от просто прекрасных Су-35 и Су-34, и чуть менее роскошного Су-30? Все три самолета – высотные. Тут надо понимать, что все три машины вполне могут летать на бреющем полете, пускать ракеты и стрелять из пушек. Но – опционально. Для нормальной работы им нужна высота, чтобы «увидеть» при помощи РЛС цель, себя на карте и так далее.

Су-25 изначально создавался как штурмовик, то есть, самолет не всепогодный и предназначенный для уничтожения целей, находящихся в прямой видимости. И это определялось отсутствием у него бортовой РЛС. Да, РЛС «Копье» можно было использовать, но в контейнерном варианте на подвеске под фюзеляжем. Не самое удобное, скажем так, размещение, а учитывая специфику применения самолета – не самое долговечное.

То есть, у нас есть самолет, который изначально проектировался для действий на малых высотах, по целям, находящимся в прямой видимости, без использования РЛС. Так? Так. То есть, по сути, у нас имеется идеальный охотник за целями, которые радаром не взять.

Однако, чтобы пилот не стер глаза об однообразную водную гладь, выискивая там БЭК, небольшое (4-6 метров) суденышко, которое и над поверхностью воды не сильно выступает, ему нужна помощь. И помощь должна быть в виде ОПС, оптической прицельной системы. Комплекса, который способен увидеть цель, распознать ее, отследить и вычислить точку, куда надо будет отправить те же НУРСы. Идеальное, кстати, оружие против БЭК, тем, что дешево и сердито.

И в модификации Су-25СМ3 такое устройство было запланировано.

Вообще сама по себе модификация Су-25СМ3 довольно серьезная. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Очень полезная опция. И были сделаны две попытки оснастить машину новой ОПС. Старый «Клен-ПС», простите, ну это винтовка Мосина. Стрелять, конечно, можно, но…

Во многих СМИ тиражируется информация, что модификация Су-25СМ3 идет в серии с ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), позволяющим повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия. Увы, как нам пояснил источник в НПК «Штурмовики Сухого», с СВП-24-25 был модернизирован ОДИН экземпляр самолета, который в настоящее время находится в Липецком авиацентре, где его должны были испытывать и сравнивать с другим комплексом. Но что-то пошло не так и испытания не состоялись.

Сегодня на немногих экземплярах Су-25СМ3 (а изготовлено около полутора десятков машин) стоит ОПК СОЛТ-25 разработки и производства Красногорского завода имени С.А. Зверева. Это наш бывший «Зенит», если что.

Давайте оценим накоротке, что такое СОЛТ-25 (очень накоротке, потому что думаю, у нас будет возможность сделать большую статью) и почему нам этот комплекс видится таким нужным и полезным.


СОЛТ-25 – это устройство поиска и распознавания целей с их дальнейшим отслеживанием, созданное в стенах Красногорского завода. Разрабатывалось под использование на самолетах Су-25 и Як-130, что позволяло превратить последний из «летающей парты» в полноценный легкий штурмовик.

Обзорно-прицельная система СОЛТ-25 обеспечивает круглосуточный обзор передней полусферы самолета, формирует и выдает цифровой телевизионный и (важно!) тепловизионный видеосигналы на отдельный дисплей в кабине пилота и измеряет дальность до объектов в зоне видения.

СОЛТ-25 обеспечивает возможность вести круглосуточный поиск, обнаружение и распознавание целей. Система может сопровождать выбранные цели, как в автоматическом, так и в ручном режиме.

В Су-25 систему планировалось интегрировать в фюзеляж, в Як-130 использовать в контейнерном варианте на подвеске.

Система СОЛТ-25 состоит из восьми функциональных модулей и устройств, в том числе:
- гироскопической системы стабилизации и наведения линии визирования;
- телевизионного и тепловизионного каналов с возможностью двукратного увеличения;
- лазерного дальномера-целеуказателя, способного работать более 15 секунд;
- телетепловизионной системы автоматического сопровождения цели.

Предварительно мы имеем штурмовик, оснащенный ОПС, которая прекрасно позволяет не просто видеть днем и ночью, но и распознавать цели и сопровождать их до момента принятия решения об атаке.


Напоминаю, речь идет о целях, которые сложно увидеть с помощью РЛС.

Вообще, когда из Су-25 выбрасывали напрочь устаревшее оборудование типа того же «Клена-ПС», то освободилась просто прорва места. Блоки, родом из 70-80-х годов прошлого века отличались размерами, так что все получилось просто прекрасно: и навигационная система вошла, и ОПС. И еще место осталось.

А если к нашей теме добавить еще и разработки восьмидесятых годов…


Был такой проект, как Су-25УБМ. Совместивший в себе все от проектов Су-25Т, Су-25ТМ (он же Су-39), Су-25УТГ. Двухместный самолет, с оператором, по проекту представлял собой противотанковый самолет с прицельным комплексом И-251 «Шквал» и ракетами «Вихрь». При этом с подвеской контейнерной РЛС «Копье-25» самолет мог атаковать воздушные цели ракетами РВВ-АЕ/Р-77 и корабли противокорабельными ракетами Х-31 и Х-35. Была изготовлена пробная партия из 8 самолетов, но в итоге некоторые наработки были использованы в более простой версии Су-25СМ

Между тем, это абсолютно наш вариант: двухместный самолет, где функции обнаружения и классификации целей берет на себя оператор, а летчик занимается своими обязанностями по управлению самолетом. Автопилот на штурмовике как-то не предусмотрен, потому оператор для рассматриваемого нами патрульного самолета совершенно полезная единица.


В итоге летчик ведет самолет по маршруту, помогая при возможности оператору в визуальном поиске, оператор при помощи СОЛТ-25 ищет цели, а найдя совместными усилиями экипаж их при необходимости уничтожает всеми доступными для этого способами.

500 км – небольшой боевой радиус? Да, но если вести поиск, например, в 100 км от Севастополя, то три самолета полностью обшарят всю акваторию района. Для поиска на удалении в 200 км потребуется четыре.

Вообще идея нравится. Именно тем, что Су-25 с приличной ОПС способен обнаружить, а значит гарантировано уничтожить такую неприятную цель, как пластиковая полуторпеда.

Противокорабельная ракета тоже неприятный противник, но их все-таки берет ПВО. По металлу, по тепловому и радиолокационному следу. Кроме того, ПКР может попасть рандомно, в ту же надстройку. Да, ущерб будет, но исправимый, как показывает практика. Хотя, конечно, может попасть и под ватерлинию, и тогда все будет много неприятнее.

Но главная проблема в том, что недоторпеда попадет именно под ватерлинию. И это грозит большими неприятностями, поскольку ПТЗ сегодня как-то вот не в моде даже у военных кораблей.

И у нас есть самолет, который теоретически в состоянии сделать это лучше, чем его более современные коллеги. Почему? Да потому, что хоть все наши современные истребители и имеют в своем оснащении ОПС, но где она расположена?


Су-35


Су-30


Су-57

Правильно, все там же: на носу, справа от пилота. Почему? Да потому, что это истребители, и им важнее «держать» под наблюдением переднюю верхнюю полусферу. А где аналогичное оборудование у Су-25?


Ну да, излучатель и камера смотрят вперед-вниз, а приемник лазерного дальномера в носу. Точно так же будет смотреть и СОЛТ-25, именно вперед-вниз, поскольку основное количество целей для штурмовика будет находиться именно там. И это удобно в нашем случае, потому что цели в волнах будут тоже внизу.

Кажется, решение проблемы найдено? Есть самолет, есть необходимая аппаратура, возможно, что в Улан-Удэ сохранилась оснастка для выпуска двухместных самолетов. Остается только изготовить небольшую партию для испытаний, буквально 5-6 самолетов и отправить их в Крым, в Саки. И чтобы там они прошли испытания не то что в обстановке, приближенной, а самой что ни на есть, боевой.


Ведь работают сейчас в СВО Су-25СМ3? Работают, причем, настолько успешно, что вопрос в том, нужна ли такая модификация армии, не стоит.

Но оказалось, радоваться рановато. Не все так радужно, как нам хотелось бы.

Оказывается, весь процесс модернизации Су-25 до СМ3 находится под очень большим вопросом. Так, по крайней мере, это рассматривают в «Штурмовиках Сухого», и причиной называют происходящее на том самом Красногорском заводе имени Зверева, где и был создан и вроде бы пошел в серию упомянутый СОЛТ-25.


В Красногорске складывается пока не очень понятная на первый взгляд ситуация. Очередные перестановки-перетусовки кадров, естественно, под флагом оптимизации. Причем, оптимизации удивительной. По имеющимся у нас сведениям, последние дни декабря ушедшего года, стали последними днями работы главного конструктора того самого изделия СОЛТ-25, на который вообще делалась ставка во всей нашей теории.

Конечно, любой эффективный менеджер нам скажет, что незаменимых людей вообще нет, и главный конструктор – не такая уж важная фигура в игре, но я спросил у своего собеседника, а вот как они посмотрят на аналогичное увольнение Владимира Петровича Бабака у себя? А все просто – ответили мне – у Бабака, который с 1991 года главный конструктор ОКБ Сухого вообще и с 1992 года глава НПК «Штурмовики Сухого», весь самолет в голове. И не только по винтикам и заклепкам, а вся производственная пирамида, в которой случается всякое. Можно его заменить? Конечно, можно. И рано или поздно это придется сделать, возраст – штука такая… Вопрос только в том, насколько это эффективно получится сделать.

Тут можно посмотреть в историю, хорошо получилось заменить Петлякова, Лавочкина, Мясищева? КБ были, были соратники, коллеги, ученики… И после смерти руководителей разве некому было заменить их? Но вот как-то не вышло. И в лучшем случае, КБ влились в другие структуры. Заменить конструктора не так просто, как кажется.

В общем, наши теоретические изыскания – это хорошо. Но их цена не очень велика, учитывая особенности реалий в нашей стране. И да, получается, что Су-25СМ3, самолет, который уже существует в металле, может получиться несколько иным по сути своей, если не будет оптической прицельной системы.

А вообще на предприятиях концерна «Швабе» происходят странные вещи. Загорский оптико-механический завод, сдавший свои помещения частной лавочке пиротехников, после взрыва находится в непонятном состоянии, Красногорский завод тоже трясут лихорадочные перемены. Мы приняли решение пристально всмотреться в эту тему, чтобы понять суть происходящего.

Ну а пока украинские безэкипажные катера по-прежнему будут искать в волнах наблюдатели с биноклями и экипажи вертолетов морской авиации. До двухместных Су-25СМ3 с новыми ОПС еще очень и очень далеко...
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Су-25 Грач


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Су-25 «Грач» Штурмовик ezup Крылья страны 0 25.11.2018 01:49
«Грач» против «Глока»: что круче? ezup Видеосалон 1 07.09.2018 19:10
Пистолет Ярыгина ПЯ (МР-443 “Грач”) ezup Пистолеты 2 11.08.2018 19:43
Огненный «Грач»: легендарный штурмовик Су-25 ezup Видеосалон 0 01.10.2017 16:54
Грач (проект) ezup Баллистические ракеты малой дальности 0 26.04.2013 01:55