RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > ПВО » Британские и американские радиолокаторы периода Второй мировой войны, использовавшиеся в советской ПВО

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 21.07.2022, 12:58 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Британские и американские радиолокаторы периода Второй мировой войны, использовавшиеся в советской ПВО
ezup
ezup вне форума


В годы Второй мировой для своевременного оповещения войск ПВО, наведения истребительной авиации и корректировки зенитного огня использовались радиолокационные станции советского, британского и американского производства. До нападения нацисткой Германии на СССР и в военное время наша промышленность сумела изготовить около 900 радиолокаторов различного типа и назначения. В рамках военной помощи Советский Союз получил от союзников 2 074 единицы радиолокационной техники.


Радиолокаторы, созданные в СССР в предвоенное время


В 1939 году на вооружение был принят первый советский радиолокатор, предназначенный для обнаружения воздушных целей – РУС-1 «Ревень». Станция, работавшая в частотном диапазоне 75–83 МГц, состояла из передатчика и двух приёмников, смонтированных на грузовом шасси. Элементы станции должны были располагаться на местности по прямой так, чтобы расстояние между ними не превышало 35 км. Такое размещение создавало направленное излучение в виде «радиочастотной завесы», при пересечении которой самолеты обнаруживались по биениям прямого и отраженного сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте прибора – ондулятора.

В 1939–1940 гг. было выпущено 45 РЛС РУС-1, для чего использовали 275 автомобилей. Помимо передатчиков и приёмников, в грузовых фургонах размещали электрогенераторы.



Приёмная часть РЛС РУС-1

В ходе военной спецоперации против Финляндии несколько радиолокаторов РУС-1 разместили недалеко от линии боевого соприкосновения. Однако РЛС, прекрасно работавшая на учениях, оказалась почти бесполезна в ходе реальных боевых действий. В апреле 1940 года станции РУС-1 с постов наблюдения на Карельском перешейке были переброшены для дальнейшего использования в Закавказье и на Дальний Восток.

Во время Зимней войны также прошла испытания импульсная РЛС РУС-2 «Редут». Судя по всему, этот радар произвел на военных более благоприятное впечатление, чем РУС-1 «Ревень».

Вся аппаратура станции, работавшей на частоте 75 МГц, располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 (передающая станция) и двух ГАЗ-ААА (в одной – фургон оператора с приемной аппаратурой, во второй – электрогенератор). Импульсная мощность – до 120 кВт. Максимальная дальность – до 150 км. Погрешность по дальности – 1,5 км, по азимуту – 3°.



РЛС РУС-2 «Редут»

Приёмная и передающая антенны идентичны – типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. При круговом синхронном вращении обеих антенн станция РУС-2 обнаруживала самолеты на разных азимутах и дальностях в пределах действия своей зоны и следила за их перемещениями.

РЛС РУС-2с «Пегматит» являлась упрощенным вариантом станции РУС-2 «Редут». Вместо двух антенн на РУС-2с имелась одна приёмо-передающая. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. При транспортировке элементы станции размещалась на двух автоприцепах, также имелись варианты, смонтированные на двух автомашинах и стационарно. Корабельный вариант РУС-2 известен как «Редут-К». Одна станция этого типа была размещена на крейсере «Молотов» пр. 26-бис. С 1 июля 1941 по 18 декабря 1943 года корабельная РЛС «Редут-К» за 1 269 включений обнаружила 9 383 самолёта.

Всего до 1945 года было произведено 607 радиолокаторов РУС-2 всех модификаций. По своим характеристикам станции этого типа на фоне зарубежных аналогов смотрелись вполне достойно. Они применялись в ходе Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. По уровню технического совершенства и характеристикам РУС-2 по сравнению с системой РУС-1 была значительным шагом вперед, так как позволяла не только обнаруживать самолеты противника на больших расстояниях и практически на всех высотах, но и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета.

Советские специалисты в предвоенное время продемонстрировали способность самостоятельно создавать неплохие радиолокаторы. Но слабость нашей радиопромышленности, выпускавшей ограниченный ассортимент радиоэлектронных элементов, не позволяла внедрить в массовых образцах все наработки. Ситуация усугубилась после начала войны с Германией, и импортные радиолокационные станции, поставки которых начались поздней осенью 1942 года, стали существенным подспорьем в борьбе с авиацией противника. Помимо использования по прямому назначению, ряд импортных образцов и отдельных компонентов подвергся копированию, они впоследствии выпускались на наших предприятиях.

Британские радиолокаторы, поставленные в СССР


В прошлой публикации, посвящённой зенитным пулемётам и пушкам, один из читателей справедливо указал на то, что поставки техники и вооружения для Красной Армии из Великобритании к ленд-лизу не относились, хотя их и доставляли те же самые северные конвои, которые везли в СССР ленд-лизовские грузы из США. Но когда мы говорим об оборудовании, произведенном непосредственно в Англии, речи о ленд-лизе не идет

По состоянию на начало Второй мировой войны Великобритания являлась одним из лидеров в области радиолокации. Британские вооруженные силы имели возможность использовать разветвленную сеть радиолокационных систем предупреждения о воздушном нападении, радары массово применялись на кораблях, в авиации и наземной ПВО.

Согласно информации, опубликованной в английских источниках, Советский Союз в годы Второй мировой получал четыре типа радиолокаторов британского производства. Судя по всему, первыми импортными радарами, отравленными в СССР, были станции наводки зенитных орудий GL Mk. II (англ. Gun Laying Radar – радар для наводки орудия). Наличие этих английских радиолокационных станций на территории СССР в конце 1941 года подтверждается отечественными историческими материалами.



Радиолокационная станция орудийной наводки GL Mk. II

Радиолокационная станция GL Mk. II, принятая на вооружение в начале 1941 года, являлась модернизированным вариантом радара GL Mk. I, появившегося в 1939 году и предназначенного для измерения дальности и высоты, а также выдачи целеуказания зенитной артиллерии. После модернизации станция GL Mk. II могла осуществлять самостоятельный поиск целей на дальности до 46 км и корректировать зенитный огонь на дальности до 18 км. На дистанции 12 км координаты цели измерялись с погрешностью 50 м по дальности и по азимуту – 0,5°. Импульсная мощность – до 150 кВт. Диапазон рабочих частот – 54,5 до 85,7 МГц.


До августа 1943 года было произведено 1 679 станций GL Mk. II , около 200 единиц отправили в СССР. В нашей стране английские радиолокаторы получили обозначение СОН-2а (станция орудийной наводки английская). В РККА боевой дебют этих радаров состоялся поздней осенью 1941 года, когда РЛС СОН-2а развернули для контроля воздушного пространства под Москвой.

Британский радиолокатор GL Mk. II нашим зенитчикам понравился, и 1943 году было принято решение о его копировании, хотя это было непросто. Например, пришлось осваивать в производстве сразу более 30 новых для нас типов радиоламп. Тем не менее в первой половине 1944 в войска поступили первые станции СОН-2от, где буквы «от» обозначали «отечественная».

Гораздо более совершенной являлась станция орудийной наводки GL Mk. III, принятая на вооружение в 1942 году. Всего было выпущено 876 комплектов, часть станций изготовили в Канаде. По британским данным, в СССР отправили 50 радаров этого типа.



Станция орудийной наводки GL Mk. III

Аппаратура станции размещалась в двухосном фургоне. Параболические антенны находились на крыше и вращались вокруг вертикальной оси, а также могли менять угол наклона. Переход на диапазон рабочих частот 2 750–2 855 ГГц позволил улучшить точность измерения. Но при этом максимальная дальность действия не превышала 32 км. В режиме обзора воздушного пространства информация обновлялась каждые 30 секунд.


В 1944 году появилась улучшенная модификация Mk. III(B), имевшая большую дальность действия. Но она не получила широкого распространения, так как британские военные предпочли американскую РЛС SCR-584.

В ходе подготовки к наступательным и десантным операциям в Северной Африке выяснилось, что РЛС GL Mk. III плохо приспособлена к эксплуатации в полевых условиях. В связи с этим был разработан относительно компактный буксируемый радар, известный как AA No. 3 Mk. 3 Baby Maggie. Британские источники утверждают, что антенный пост и кабина с аппаратной частью и рабочими местами операторов была установлена на вращающемся основании, заимствованном у зенитного прожектора SLC Mark VI с радиолокационным наведением. Необходимой компактности удалось достичь благодаря внедрению блока автоматического определения дальности. Сама станция могла буксироваться автомобилем грузоподъёмностью 3 т.



Зенитный прожектор SLC Mark VI

К сожалению, изображения РЛС AA No. 3 Mk. 3 Baby Maggi найти не удалось, есть только описание. Фургон размещался на вращающейся «колонне». С этой «колонной» были жестко связаны антенны, а сигналы на мониторы трех операторов передавались через вращающиеся контактные кольца.

Радиолокационная станция «Малышка Мэгги» была способна обнаруживать вражеские самолёты на дистанции до 18 км. Также эта РЛС могла использоваться для определения координат вражеской артиллерии на дальности до 13 км. Первые 12 станций были использованы в ходе операций «Хаски» и «Лавина» во время высадки на Сицилии и в Салерно. Однако в полевых условиях РЛС AA No. 3 Mk. 3 проявила себя не очень хорошо. Характеристики самой станции вполне соответствовали её назначению. Проблема была в перегруженности ходовой части прицепа, которая часто ломалась, не выдерживая буксировки по плохим итальянским дорогам. Всего до марта 1945 года выпустили 172 станции, из них 50 единиц англичане отправили в СССР.

Отечественные источники утверждают, что конструктивные решения, применённые в радиолокаторе Baby Maggi были частично заимствованы и использованы при создании отечественной мобильной РЛС П-3, принятой на вооружение в 1945 году. После войны мобильный радиолокатор модернизировали и с 1948 года выпускали под обозначением П-3А. Основные элементы станции размещались на шасси двух автомобилей Studebaker US6. Дальность обнаружения целей, летящих на большой высоте, в простой помеховой обстановке достигала 120 км. Эта станция активно эксплуатировалась в СССР до конца 1950-х и передавалась странам-союзникам.

Весьма удачными считались мобильные британские радары семейства AMES Type 6 Light Warning (также известна как LW). Существовали самоходные и транспортабельные варианты этой стации 11 модификаций. Радиолокатор AMES Type 6 во многом вдохновил американских специалистов, которые на его базе создали семейство РЛС SCR-602.



Мобильный вариант РЛС AMES Type 6

В полностью мобильном варианте все компоненты станции размещались на грузовом шасси Fordson WOT 2, Ford F 15A или Chevrolet C. 15A.


Радиолокатор включал в себя два автомобиля с аппаратурой и два автомобиля с передающими и приёмными антенными постами. Электропитание осуществлялось от электрогенераторов, работающих на бензине.

Антенный пост транспортабельного варианта размещался в палатке. Бензиновый электрогенератор находился рядом с палаткой.


Все варианты работали в диапазоне частот 176–212 МГц (длина волны 1,42–1,7 м). Импульсная мощность в зависимости от модификации 85–100 кВт. Дальность – до 35 км.

Судя по всему, РЛС семейства AMES Type 6 являлись достаточно удачными, их выпуск в Великобритании продолжался в первые послевоенные годы. В СССР было отправлено от 30 до 50 станций данного типа.

Американские радиолокаторы, поставленные в СССР


Первым серийным радиолокатором, эксплуатируемым американской армией, стал SCR-268 (Signal Corps Radio № 268). Официальная разработка этой станции началась в феврале 1936 года. Испытания опытных образцов длились с ноября 1938 года по май 1940 года. После чего было признано, что РЛС в целом удовлетворяет основным требованиям.

Станция, работавшая в частотном диапазоне 195–215 МГц, при импульсной мощности до 75 кВт могла обнаружить вражеский бомбардировщик на дистанции 36 км. Точность по дальности составляла 180 м, по азимуту – 1,1°. Американское командование сочло, что при таких данных этот радар пригоден для корректировки зенитного огня в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.

Оборудование размещалось на трёх автоприцепах: сама станция – на одном, бензиновый электрогенератор мощностью 15 КВт – на другом, и высоковольтный выпрямитель со вспомогательным оборудованием – на третьем.



Антенный пост РЛС SCR-268

РЛС SCR-268 установлена на вращающемся основании и состоит из передатчика, передающей антенны, двух приёмных антенн с приёмником для каждой из них и трёх электронно-лучевых индикаторов на местах операторов.

Радары SCR-268 придавались батареям 90–120-мм зенитных орудий, а также подразделениям зенитных прожекторов. Станция применялась на всех театрах боевых действий Второй мировой, где воевали американские сухопутные силы. С февраля 1941 года по апрель 1944 года изготовлено 2 974 единицы. По договору ленд-лиза в СССР было отправлено 25 SCR-268.

Основными американскими радиолокаторами обнаружения воздушных целей в годы Второй мировой войны являлись SCR-270 и SCR-271. Эти станции были конструктивно сходны и отличались исполнением. РЛС SCR-270 была транспортабельной, а SCR-271 – предназначалась для стационарного использования.



РЛС SCR-271

РЛС SCR-270 и SCR-271 работали на частоте 106–110 МГц и имели импульсную мощность до 300 кВт. Крупная воздушная цель, летящая на высоте 6 000 м, могла быть обнаружена на дальности 230 км. На дистанции 120 км погрешность по дальности – 7,3 км, по азимуту – 4°. Информация обновлялась 1 раз в минуту.



РЛС SCR-270 в походном положении

Комплект оборудования SCR-270 весил 46 т и перевозился с использованием четырёх тяжелых грузовиков. Расчёт из 7 человек разворачивал станцию за 6 часов.



Рабочие места операторов РЛС SCR-271

Для своего времени радиолокаторы SCR-270/271 обладали хорошими характеристиками и удовлетворительной надёжностью, и она достаточно широко использовалась в качестве станции дальнего обнаружения. Всего было изготовлено 788 стационарных и мобильных РЛС. В рамках ленд-лиза Советский Союз получил 3 мобильных и 3 стационарных радара.

В ходе подготовки десантных операций на Тихоокеанском ТВД выяснилось, что в распоряжении КМП США нет компактных радиолокаторов, пригодных для переброски на кораблях и быстрого развертывания на захваченном плацдарме.

Для экономии времени в 1942 году американское командование решило использовать компактный радар британского призводсва AMES Type 6 Light Warning, который позволял определять дальность и азимут цели, а также приблизительную высоту. Станция, получившая обозначение SCR-602-T1 (VT-158), предназначалась для временного использования (непрерывно 500 часов), до развертывания мощных радаров. Питание осуществлялось от бензинового генератора. Лицензионное производство РЛС SCR-602-T1 в США осуществляла компания Eitel-McCullough, Inc.



РЛС SCR-602-T1

На базе SCR-602-T1 в США создали ещё несколько вариантов, из которых самым удачным стала РЛС SCR-602-T8, принятая на вооружение под обозначением AN/TPS-3. При разработке AN/TPS-3 внимание было уделено не только улучшению характеристик, но и увеличению ресурса станции.


На позиции основная аппаратура и рабочее место оператора размещались в палатке. Антенна РЛС AN/TPS-3 представляла собой симметричный параболический рефлектор диаметром около 3 м. Диапазон рабочих частот: 590–610 МГц. Импульсная мощность – до 200 кВт. Самолёт, летящий на высоте 6 км, мог быть обнаружен на дальности 100 км. Антенна вращалась со скоростью 5 об/мин. Оборудование транспортировалось в 4 ящиках общей массой 315 кг.

Точной информации о количестве американских станций AN/TPS-3, поставленных в СССР, найти не удалось. Но достоверно известно, что Советский Союз передавал радиолокаторы этого типа странам Восточной Европы, где они использовались до второй половины 1950-х.

Одной из самых совершенных обзорных РЛС, используемых американскими вооруженными силами в годы Второй мировой, была SCR-527. Опытная эксплуатация первых станций SCR-527 началась в апреле 1943 года. Массовые поставки в войска улучшенной модификации SCR-527А – в начале 1944 года.



Антенный пост РЛС SCR-527

В этой станции использовались две вращающиеся антенны, размещённые на двуосных прицепах. Одна работала на передачу, другая на приём. Передающая и приёмная антенны разносились на расстояние не менее 60 метров. Вращение антенн происходило синхронно со скоростью 3–5 об/мин. Этот радиолокатор работал на частоте 209 МГц и имел импульсную мощность 225 кВт. Дальность обнаружения крупных целей в благоприятных условиях могла достигать 180 км. Для транспортировки всех частей радара SCR-527A требовалась 7 транспортных единиц – автофургонов и тягачей. Расчёт станции – 8 человек. Масса станции – 44 т.


Усовершенствованные РЛС SCR-527A чаще всего применялись для руководства полётами авиации и наведения перехватчиков. На конечном этапе боевых действий эти радиолокаторы использовались Красной Армией, а в послевоенное время эксплуатировались в Польше и Чехословакии.

В мае 1943 года на войсковые испытания был передан радиолокатор SCR-584 с параболической антенной. Эта мобильная РЛС в режиме обзора воздушного пространства могла обнаруживать цели на дальности до 60 км, однако гораздо чаще использовалась в роли станции орудийной наводки, сильно потеснив ранние американские и британские модели: SCR-268, GL Mk. II и GL Mk. III. Массовое использование началось в 1944 году. Достаточно точная корректировка зенитного огня, вне зависимости от условий визуальной видимости, была возможна на дистанции до 15 км.



РЛС SCR-584

Основные элементы станции и операторы размещались в буксируемом фургоне массой 10 т. Параболическая антенна диаметром около 1,6 м во время транспортировки складывалась. Импульсная мощность достигала 250 кВт. В рабочем диапазоне 2 700–2 800 МГц имелось четыре литерных частоты. По точности определения координат и удобству работы РЛС SCR-584 существенно превосходила существовавшие тогда станции аналогичного назначения. В режиме кругового обзора антенна делала 5 об/мин. После обнаружения цели включался режим конического сканирования воздушного пространства и автосопровождение.


Все модификации РЛС SCR-584 могли взаимодействовать с приборами управления зенитным огнём, а модели позднего выпуска сопрягались с радиолокационными запросчиками «свой-чужой».



Операторы РЛС SCR-584

Сочетание радаров SCR-584, директорных приборов централизованной артиллерийской наводки и снарядов с радиовзрывателями позволило многократно снизить расход боеприпасов и увеличить эффективность стрельбы. Так, в августе 1944 года американские батареи 90-мм зенитных орудий, размещённые на британской территории, уничтожали 70–80 % германских «летающих бомб» Фау-1, попавших в зону их огня. При этом расход боеприпасов на одну цель зачастую не превышал 100 снарядов.


Станции, установленные неподалёку от линии боевого соприкосновения, успешно выявляли позиции вражеской артиллерии и использовались для руководства точным бомбометанием своих тяжелых бомбардировщиков в условиях плохой видимости или ночью.



РЛС SCR-584В

В общей сложности три американские компании – Westinghouse, Chrysler и General Electric, выпустили 3 825 станций модификаций SCR-584, SCR-584A и SCR-584B. Неустановленное количество радиолокаторов незадолго до окончания войны удалось доставить в СССР.

Наши специалисты высоко оценили возможности РЛС SCR-584, и после того как советская разведка сумела добыть полный комплект технической документации, эта станция производилась у нас с 1947 года под обозначением СОН-4.



Станция орудийной наводки СОН-4

По своим характеристикам и компоновке СОН-4 во многом повторяла SCR-584 и использовалась для выдачи целеуказания 100-мм зенитным орудиям КС-19. В 1950–1960-е годы компоновочная схема и принципы работы, аналогичные тем, что использовались в SCR-584, были применены при создании станций СОН-9 (для 57-мм зенитных автоматов С-60), СОН-30 (для 100-мм орудий КС-19М2) и радиолокационного дальномера РД-75 (ЗРК С-75).
Автор:
Линник Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ПВО


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Танки Германии периода Второй мировой войны ezup Бронетехника Германии 0 17.08.2019 00:13
Танки США периода Второй мировой войны ezup Бронетехника США 0 13.08.2019 18:53
Танки Англии периода Второй мировой войны ezup Бронетехника Англии 0 29.07.2019 23:27
Американские САУ периода Второй Мировой войны. Часть II ezup САУ 0 30.08.2012 10:10
Американские САУ периода Второй Мировой войны. Часть I ezup САУ 0 29.08.2012 20:32