RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Беспилотники » Проект беспилотного комплекса группового применения «Молния»

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 03.03.2021, 12:38 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Проект беспилотного комплекса группового применения «Молния»
ezup
ezup на форуме




Руководство военного ведомства знакомится с новым БПЛА. Фото Минобороны РФ

Отечественная оборонная промышленность прорабатывает новые концепции и решения в области беспилотной авиации. На днях стало известно, что компания «Кронштадт», уже создавшая несколько беспилотных систем, работает над проектом т.н. комплекса группового применения. Эскизный проект «Молния» предлагает использование «роя» из нескольких БПЛА, обеспечивающего поддержку пилотируемого самолета.

По данным источников…


26 февраля делегация министерства обороны посетила производственную площадку компании «Кронштадт» в Москве. Руководству ведомства показали производственные мощности и строящиеся серийные изделия, а также ряд новых разработок. В частности, впервые был показан неизвестный беспилотник самолетного типа и прозвучал новый шифр – «Молния».

1 марта РИА Новости опубликовало любопытное сообщение о дальнейшем развитии беспилотных технологий. Со ссылкой на неназванный источник в оборонной промышленности утверждается, что «Кронштадт» разрабатывает беспилотный комплекс с возможностями группового применения и взаимодействия с пилотируемыми самолетами.

Проект под названием «Молния» является инициативной разработкой компании «Кронштадт». Подготовлена эскизная версия проекта, а в ближайшее время начнется опытно-конструкторская работа. В рамках эскизного проекта определены примерные тактико-технические характеристики, которые, однако, могут быть изменены и скорректированы в ходе ОКР. Комплекс предлагается для решения широкого круга задач, связанного с применением вооружений или радиоэлектронной аппаратуры.

На официальных ресурсах «Кронштадта» какие-либо сведения о проекте «Молния» пока отсутствуют. РИА Новости тоже не смогло получить комментарии об этой разработке. Вероятно, подобный проект – если и существует – пока не дошел до тех стадий, на которых его можно представить публике.

Неизвестный макет


Предполагается, что новый неизвестный макет, показанный руководству Минобороны, имеет прямое отношение к проекту «Молния» и показывает нынешние взгляды на конструкцию такого БПЛА. Это подтверждается тем, что облик изделия в целом совпадает с характеристиками и особенностями, раскрытыми источником в промышленности.

Впрочем, это могла быть не «Молния» и даже не БПЛА. В репортаже «Первого канала» можно заметить, что на информационном стенде рядом с макетом упоминается система наведения – а подобный компонент характерен для крылатых ракет, а не для беспилотников.

Так или иначе, представленный макет внешне похож на крылатую ракету, а его облик говорит о применении стелс-технологий. Летательный аппарат построен по нормальной схеме, он имеет раскладываемое в полете крыло и V-образное оперение. Фюзеляж получил выгнутую верхнюю поверхность и почти плоскую нижнюю. Оформление носовой части говорит об использовании радиопрозрачного обтекателя. В центральной части изделия предусмотрен утопленный в фюзеляж воздухозаборник. Сопло выполнено плоским с V-образным срезом.



Макет крупным планом. Рядом - стенд с любопытной информацией. Кадр из репортажа "Первого канала"

Перспективный БПЛА должен получить развитые радиоэлектронные средства, способные обеспечивать автономный или дистанционно управляемый полет, взаимодействие с другой техникой и выполнение поставленной задачи. При этом список бортовых приборов и их возможности пока не уточняются.

Как сообщает источник РИА Новости, длина аппарата «Молния» будет достигать 1,5 м, а размах крыла составит 1,2 м. Весовые показатели изделия не раскрыты, но указана полезная нагрузка на уровне 5-7 кг. БПЛА такого облика сможет перевозиться разными самолетами-носителями. В частности, его удастся уместить во внутренние отсеки истребителя Су-57.

По данным того же источника, турбореактивная силовая установка «Молнии» обеспечит полет со скоростью 700-800 км/ч. Дальность полета – сотни километров. Старт будет осуществляться с носителя. Способ посадки неизвестен.

Групповое применение


Проект «Молния» предлагает перевозить легкие беспилотники на самолетах-носителях разных типов. В этом качестве рассматривается широкий спектр машин – от перспективных истребителей Су-57 до переоборудованных военно-транспортных самолетов. Также возможно применение легких БПЛА вместе с тяжелым С-70 «Охотник». Очевидно, что разные носители будут перевозить разное количество легких беспилотников, и это скажется на организации боевой работы.

Новые беспилотники разрабатываются для использования в виде «роя». Несколько аппаратов должны осуществлять полет и выполнять задачу совместно – самостоятельно или при взаимодействии с пилотируемым самолетом. Подобные функции являются главной целью проекта, на достижение которой будут направлены все усилия.

Концепция «роя» предусматривает постоянный обмен данными между отдельными БПЛА и управляющим самолетом. Это позволяет решать любые поставленные задачи и гибко реагировать на различные факторы. В случае изменения обстановки или потери беспилотника задачи могут перераспределяться между активными аппаратами, в т.ч. в автоматическом режиме и без участия оператора.

Предполагается, что беспилотный «рой» комплекса «Молния» сможет вести разведку, радиоэлектронную борьбу и т.д. Также рассматривается возможность решения боевых задач – для этого беспилотники смогут осуществлять целеуказание или действовать в качестве барражирующего боеприпаса. Небольшая полезная нагрузка, по всей видимости, не позволит им стать носителями оружия.

Перспективное направление


Групповое применение БПЛА и пилотируемых самолетов имеет очевидные преимущества и позволяет гибко решать широкий круг задач. Вследствие этого проекты такого рода прорабатываются в ряде стран, и некоторые из них уже доведены до летных испытаний того или иного рода. При этом на вооружение такие комплексы пока не принимались.



Вид с другого ракурса, можно рассмотреть конструкцию хвостовой части. Кадр из репортажа "Первого канала"

Как следует из последних новостей, в нашей стране тоже начались работы по беспилотному авиационному комплексу группового применения, предназначенному для использования в войсках. Эскизный проект комплекса «Молния» уже готов, и теперь его создателям предстоит провести полноценное проектирование.

Как долго продлится этап ОКР, когда опытные БПЛА «Молния» поднимутся в воздух и как скоро начнутся групповые полеты – неизвестно. При этом есть поводы как для положительных, так и для отрицательных прогнозов. Следует учесть, что у российской промышленности в целом и у группы «Кронштадт» в частности имеется солидный опыт в деле создания беспилотников. Он поспособствует быстрейшему решению ряда инженерных задач, что положительно скажется на общих сроках выполнения работ по «Молнии».

Однако необходимо помнить, что в системе группового применения ведущая роль отдается не узлам и агрегатам, а специальному программному обеспечению. Оно должно обеспечивать высокую автономность БПЛА и его способность взаимодействия с другими боевыми единицами. Как показывает практика, создание ПО со всеми необходимыми функциями является весьма сложной задачей и требует немало сил.

Учитывая сложность подобного проекта, можно предполагать, что на разработку и испытания боеготового беспилотного комплекса уйдет несколько лет. Принятие «Молнии» на вооружение следует ожидать в середине десятилетия. Еще несколько лет потребуется для строительства и поставки в войска достаточного количества техники. Таким образом, во второй половине двадцатых годов в составе ВКС России может появиться полноценная боеспособная группировка самолетов Су-57 и беспилотников «Охотник» и «Молния» – с самыми широкими возможностями.

Очевидно, что проект «Молния» и другие гипотетические разработки этого класса представляют большой интерес для вооруженных сил. Соответственно, заказ на разработку и старт проектирования такого комплекса теперь являются исключительно делом времени. Согласно последним новостям, опытно-конструкторская работа начнется в ближайшее время, и такие оценки выглядят реалистичными.

Автор:
Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием