Старый 17.11.2020, 21:13 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию История танка «НИ»
ezup
ezup на форуме

Когда я пою о широком просторе,
О море, зовущем в чужие края.
О ласковом море, о счастье и горе,
Пою о тебе я, Одесса моя!
(Исаак Дунаевский. Оперетта «Белая Акация»)


Памятник НИ в Одессе

Военная слава Одессы. Начну я, пожалуй, с того, что в детстве я очень любил оперетту. Знал все оперетты, что показывали по ТВ, с наслаждением смотрел «Роз-Мари» Фримля и Стотгарта, оперетты Кальмана и Штрауса, «Вольный ветер» (и фильм 1961 года, и саму постановку И. Дунаевского), и «Поцелуй Чаниты» Юрия Милютина и Евгения Шатуновского.

И среди них одной и моих любимых была «Белая акация» И. Дунаевского, где был очень смешной негативной персонаж Тузик, которого играл артист Михаил Водяной, больше известный в роли Попандопуло из фильма-экранизации оперетты Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке». И была там очень красивая песня, которая мне очень нравилась.

Так что, когда после окончания 9 класса мне предложили с группой школьников-активистов из пензенского ДК им. Кирова поехать в Одессу, я, конечно же, согласился. Две недели в Одессе – это было замечательно. Море, солнце, отличное фруктовое мороженое, музеи, Одесский театр, катакомбы – все это нам показали.

А еще… проехали мы как-то раз мимо странного памятника. Гид сообщила нам:

«А это танк «НИ» - «На испуг». Такие танки одесситы в годы войны делали из тракторов и громили на них немецко-фашистских захватчиков!»

Но впечатления на нас этот танк (похожий больше на коробку) тогда не произвел. Мы на него посмотрели и… поехали дальше.



Модель танка «НИ» в варианте «резин кит», выпускавшаяся в 90-е годы пензенским предприятием НИИФИ. Масштаб 1:35

Вот так я первый раз увидел этот танк на постаменте и потом совсем забыл о нем.

«Бронеуродцы» для англичан


А затем наступил 1989 год. Я стал членом британской ассоциации моделистов бронетанковой техники М.А. F. V. A. И англичане попросили меня написать им статью про какой-нибудь малоизвестный советский танк.

И тут я вспомнил, что в спецхране Ленинской библиотеки видел книгу Стивена Залоги о советской бронетехнике. И там - проекции этого необычного танка. Написал в Одессу в музей, в ДОСААФ. Взял у них направление в спецхран Ленинской библиотеки, получил вожделенную книгу с грифом ДСП и с моим танком «НИ» или «На испуг». Вот на основе материала из книги Залоги плюс то, что мне прислали из музея в Одессе, плюс чертежи, сделанные по фотографиям, и получилась моя самая первая статья в журнале «Танкетте». И она англичанам понравилась.

Потом я собирал по этому танку все, что можно. Фотографировал его новоделы в Киеве и в Кубинке. И писал про этих бронеуродцев уже в журнале «Техника-Молодежи».

Как загубили «НИ-1» и «НИ-2» в Пензе


А потом наша Пенза прославилась уже в 90-е годы, как центр производства моделей «резин кит». Пять фирм тогда делали у нас такие модели.

И было среди них даже такое крупное предприятие, как НИИ Физических измерений, занимавшееся выпуском датчиков-измерителей для наших космических кораблей. Но потребовалась ему валюта, вот они и пригласили меня, чтобы я им ее заработал.

И я предложил им опять же выпускать модели танков «НИ» в варианте «резин кит». Один танк по чертежам С. Залоги, а другой - по нашим чертежам на основе фотографий, уже опубликованных к этому времени в журнале «Танкомастер»: «НИ-1» и «НИ-2».

Сказали - «надо». И было сделано. Модели «пошли». И (при себестоимости в 100 рублей за модель) продавались за границу за 40 долларов.

Прямо приезжали люди из Швейцарии и Англии. Мы поили их водкой. И продавали наши «НИ» ящиками. А там, у себя дома, они перепродавали их уже по 80 долларов. И все были довольны.

А затем с Запада пошли рекламации на ухудшившееся качество. И наши модели перестали покупать.

Стал искать причину. И ею оказался все тот же «совок», въевшийся в плоть и кровь наших рабочих. Дело в том, что литьевые формы постепенно изнашиваются. И тогда надо по мастер-модели делать новые. Но эта мастер-модель заперта в сейфе у начальника производства. Надо идти на второй этаж, просить.

И вот повадились наши рабочие снимать формы с последней отливки. Естественно, что на отливках накапливались дефекты. Но они поначалу не выходили за рамки определенного количества, и потребители потерь качества не замечали. А тут - с каждой новой отливкой размеры «гуляли» все больше и больше. И кончилось все тем, что детали полностью перестали стыковаться одна с другой. Посыпались жалобы, критические статьи. И модели в итоге перестали заказывать.

Сейчас можно поставить видеокамеры и отследить работу в цехе. Но тогда подобных устройств еще не существовало. А к тому времени, когда я разобрался в чем дело, производство «НИ-1» и «НИ-2» у нас уже попросту погибло. Ну, не мог я себе даже представить, что люди «пилят сук, на котором сидят». Оказывается, у нас и такое было возможно. Потом руководство НИИФИ заключило ряд выгодных контрактов на «серьезную продукцию» и возобновлять производство моделей не стало.



В 80-е годы эта схема танка «НИ» из книги С. Залоги и Дж. Грэндсена являлась чуть ли не откровением. Но сама книга находилась в спецхране Ленинской библиотеки, и получить ее «простым людям» было невозможно

«За родную Одессу!»


Очень жалею, что тогда у меня был пленочный фотоаппарат, и сделанные им фото диорам с этими танками совершенно выцвели, как и сама пленка. На одной - танк «НИ» с надписью на броне «За родную Одессу!» шел через ряды колючей проволоки, а вмести с ним в атаку бежали матросы и солдаты из первых наборов нашей фирмы «Звезда». На второй диораме в траншее уже сидели румынские солдаты, а танк «НИ» и наши матросы давили их со страшной силой. Не было тогда еще наборов румынских солдат, но я опять-таки сделал их сам - из «звездинцев».

Так что «НИ» довелось сыграть в моей жизни довольно заметную роль, а постепенно и информации о нем набралось на вполне приличную статью для ВО.

Прежде всего отметим, что «НИ» был одним из многих импровизированных танков времен Второй мировой войны. Из-за нехватки танков в Одессе в 1941 году советские рабочие на одном из одесских заводов начали его производить на основе трактора. И оказалось, что несмотря на свою примитивную конструкцию, в боях с румынскими солдатами эти танки добивались превосходных боевых результатов. Их культурное значение и символизм (в послевоенной Украинской ССР и в СССР в целом) подтверждается созданием по крайней мере четырех реплик (хотя каждая очень неточная) и двух фильмов, посвященных обороне Одессы с этими танками в качестве основы сюжета.

Интересно, что никакого официального обозначения у «НИ» не было. В книге «Советские танки и боевые машины Второй мировой войны» С. Залоги и Дж. Грэндсена о нем написано совсем немного, а уж в отношении его названия там и вовсе полная путаница.

Подавляющее большинство достоверных сведений о танке взято из воспоминаний Маршала Советского Союза Николая Ивановича Крылова «Вечная слава, оборона Одессы, 1941 год». Во время обороны Одессы он был полковником и занимал должность начальника оперативного управления армии, а после 21 августа 1941 года - начальника штаба Приморской армии. Его мемуары содержат прекрасные свидетельства, что называется «из первых рук». И иных просто не существует, поскольку после взятия Одессы немецко-румынскими войсками все советские архивы погибли.



Одесский «НИ» сегодня. Фото 2017 года

В 1941 году из-за внезапного наступления врага большинство заводов в опасных районах (таких как Одесса) были эвакуированы вместе с большей частью их тяжелой техники. Немногочисленные оставшиеся станки в Одессе должны были использоваться для ремонта танков, но не более. Остро ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы, потому что мужчин призвали в армию. А это означало, что на фабриках работали женщины и неподготовленная молодежь.

Тем не менее уже концу августа двадцать одесских заводов наладили массовое производство самого разного оружия. Например, импровизированных траншейных огнеметов из баллонов для газированной воды и даже противотанковых и противопехотных мин из жестяных консервных банок (отсюда их несколько шутливые названия «Икра», «Халва» и т.д.).

В целом, Красная Армия очень страдала в Одессе от недостатка огневой мощи и (в особенности) мизерного количества танков. В начале войны там было около 70 танков, в основном Т-37, Т-26 и БТ. Но большинство из них были подбиты в результате жестоких боев на окраинах города в первые же дни осады, потому что румыны атаковали город практически ежедневно. Эти 70 танков неоднократно ремонтировали и даже подвергали дополнительному бронированию.

Крылов вспоминает, что как минимум три поврежденных танка были погружены на грузовики и отправлены в тыл советских войск для ремонта на заводе «Январского восстания».



Кадр из постановочного фильма, посвященного обороне Одессы. Танки «НИ» выходят с завода

Танки из тракторов: «Январец» и «Черномор»


Механический завод «Январского восстания» был, пожалуй, самым оснащенным заводом в Одессе. И он к тому времени уже произвел тысячу 50-мм и двести 82-мм мин для минометов, а также, как минимум, один импровизированный бронепоезд. И вот на нем-то П.К. Романов (главный инженер завода) и капитан У.Г. Коган (инженер по артиллерийским приборам, позже переведенный в штаб Одесского оборонительного района) решили превратить в танки несколько тракторов.

Идея «тракторных танков» была встречена с некоторым недоверием. Но три трактора СТЗ-5 для эксперимента все-таки выделили. Капитан Коган получил письмо, в котором говорилось, что все городские организации должны помочь найти необходимые материалы для этого эксперимента. В местной трамвайной мастерской нашли сверлильный и токарный станок, достали и необходимое сварочное оборудование. Вряд ли стандартизировать их производство планировалось с самого начала. Но несколько дошедших до нас фотографий «НИ» демонстрируют нам довольно высокий уровень такой стандартизации.



Схема танка «НИ» из журнала «Танкомастер», сделанная по фотографиям. Приятно, что ею пользуется сегодня даже Википедия, в том числе и англоязычная. А впервые эти проекции появились в английском журнале «Танкетте»: 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ

Первые три танка «НИ» были готовы в течение десяти дней и были представлены военным 20 августа. Первые два из них были вооружены двумя пулеметами ДТ, а третий - 37-мм горной пушкой. Об этом говорится в двух фильмах, и исследователи ссылаются на это как на исторический факт.

Согласно другому источнику, какой-то рабочий написал мелом на боку танка «Смерть фашизму». Сообщается, что еще два выпущенных танка «НИ» назывались «Январец» и «Черномор».

Согласно кадрам кинохроники, танк выехал с завода и тут же заводскими рабочими был подарен офицерам и матросам. Танк продемонстрировал разворот на 360 градусов. Из-за того, что двигатель дребезжал, при движении он издавал ужасный шум.

Опытные образцы «НИ» (которые в то время так еще не назывались) были отправлены в Южный сектор обороны города вместе с отремонтированным «настоящим» танком. Но какой это был танк, неизвестно.

Не сохранилось точных данных и о том, когда именно танки испытали в бою. Но, согласно боевым отчетам, возможно, это произошло между 28 августа и 3 сентября.

Экипажи танков «НИ» состояли из добровольцев – моряков, солдат и, как сообщается, даже заводских рабочих, знакомых с этими машинами.

После того, как первые тракторные танки вернулись после успешного боевого крещения, Военный совет немедленно приказал построить еще 70 таких танков. Для чего их производство организовали еще на трех заводах.

Продолжение следует…

АВТОР:
Вячеслав Шпаковский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 25.11.2020, 18:09 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: История танка «НИ»
ezup
ezup на форуме

Танки «НИ»: количество и конструкция


Танкисты и рабочие у танка «НИ».

Родная земля, где мой друг молодой

Лежал, обжигаемый боем.
Недаром венок ему свит золотой,
И назван мой город Героем!
И назван мой город Героем, у Чёрного моря.
(Леонид Утесов «У Черного моря»)

Военная слава Одессы. На сегодня точное количество танков, построенных одесситами, неизвестно. Многие интернет-источники ссылаются на воспоминания Н.Г. Луценко. Согласно некоторым данным, он курировал проект и был «секретарем Ленинского районного комитета партии». Однако Луценко никогда не упоминался Крыловым в своих мемуарах об обороне Одессы. Во всяком случае, не он курировал этот проект. А, по свидетельству Крылова - это делали Коган и Романов.

Сколько их было


Есть информация, что с 20 августа по 15 октября было сделано 55 танков, переоборудованных из тракторов СТЗ-5.

При этом имеются и такие данные, что к 14 сентября был выпущен 31 танк. Но сегодня и эта цифра повергается сомнению.

Стивен Залога приводит две цифры: 69 и 70.

Другие предполагают, что цифра будет ближе к 55. Поскольку в Одессе не было достаточно ни ресурсов, ни времени, чтобы сделать большее количество танков «НИ».

Согласно румынскому источнику «Armata Romana 1941-1945» Корнела И. Скафеса, Одесса произвела 70-120 «танкеток, переоборудованных из гусеничных тракторов», но тут их количество явно завышено.

Что известно? То, что было изготовлено три прототипа. Заказано еще 70. Возможно, что четыре завода, выделенные для производства этих одесских танков, на самом деле были частьями производственной цепочки. А вовсе не каждый из них производил целые танки.

Вероятно, трамвайный цех использовался для изготовления башен. На другом предприятии резали листы броневой стали. Потом было ещё третье предприятие, где делали внутреннее оборудование для «НИ». Ну а завод «Январского восстания» уже занимался окончательной сборкой.

Таким образом, вполне может оказаться так, что произведенное количество танков было действительно довольно невелико. А бомбардировка трамвайного цеха в конце осады, кстати, также может быть причиной появления некоторых одесских танков без башен.

Всего, по ограниченным боевым данным, можно говорить о примерно 33-40 танках «НИ». Причем, лишь только 6-8 из них были сфотографированы. Как бы там ни было, даже такое количество машин, собранных в осажденном городе, говорит о таланте его защитников и об их поистине самоотверженном труде!

Судя по фотографиям, после эвакуации и падения Одессы 16 октября все оставшиеся танки «НИ» были либо брошены, либо уничтожены.

По сообщениям румынской стороны, вошедшим в город румынским частям удалось захватить как минимум два одесских танка (в Википедии упоминается - 14), но их судьба неизвестна.

Конструкция


Какова была конструкция танков «НИ»? Судя по фотографиям, на них могли использоваться различные башни.

Для первой модификации башня танка Т-26 М1932, с пулеметом ДТ (вместо 37-мм пушки).

Также известно, что у некоторых «НИ» были импровизированные башни, сделанные на одесских заводах. И таких было большинство.

Но некоторые танки «НИ» вообще не имели башен, что также подтверждается фотографиями.



Танк «НИ». Рисунок из британской энциклопедии бронетехники Второй мировой войны.

Завод «Январского восстания» был главной ремонтной базой в Одессе. И, по сообщениям, башни танков, снятые с разбитых или поврежденных машин, свозились именно сюда.

Чаще всего «НИ» фотографировали с башней от Т-26 M1932, с шаровой установкой пулемета ДТ вместо 37-мм пушки.

Считается, что именно этот танк был первым в истории Одессы. Хотя многие из этих башен, вполне возможно, не были сняты с подбитых машин, а находились здесь на хранении после модернизации Т-26 в 1935 году.

Известно, что на Юго-Западном фронте находилось около 1 316 танков Т-26 (различных вариантов) (примерно 35% всех советских танков на этом фронте). В любом случае неясно, сколько среди них могло быть двухбашенных Т-26. Сообщается, что их всего было около 2 037 (Т-26 М1931), но многие из них были произведены на Ижорском заводе в Ленинграде из низкокачественной низкоуглеродистой стали. И поэтому они вполне могли выйти из строя задолго до 1941 года.


Подбитый «НИ» на поле боя. Одно из немногих фото, где можно хотя бы что-то рассмотреть.

В любом случае какое-то количество «НИ» имели именно такие башни, а какое-то – самодельные, но были и совершенно безбашенные машины.

Судя по кадрам из документального фильма Романа Кармена 1965 года «Великая Отечественная война», по крайней мере, один одесский танк имел башню от Т-37А или Т-38. Из-за их небольшого размера нет никаких оснований считать, что «НИ» с башней Т-37А / Т-38 не могло быть.

С другой стороны, если взять самое низкое число «НИ» равное 55, то получится, что в любом случае большинство этих танков должны были иметь самодельные башни, поскольку где же было взять столько башен с подбитых танков?

Существование импровизированных турелей также основано на заключении Залога, Крылова и, по крайней мере, на двух известных фотографиях, зафиксировавших наличие такой импровизированной башни.

Есть также три фотографии танков «НИ» (все сделаны после взятия Одессы) без башен. Первый без башни, возможно, - может быть тот же танк без башенки, который был замечен у входа в порт. Этому есть два возможных объяснения, но оба они основаны на чистых предположениях. Во-первых, что башни были сбиты в ходе боя. Во-вторых, что у них изначально не было башен, и они шли в бой только с пулеметом в корпусе. Оба эти объяснения являются правдоподобными. Хотя известно, что трамвайный цех подвергся бомбежке, а в нем находился токарный станок, который был использован для производства башен.

Вооружение


Вооружение на «НИ» стояло самое разное: два пулемета ДТ, 37-мм орудие, пулеметы Максима, ДШК, даже траншейный огнемет. В любом случае вариант с корпусным ДТ был всегда. В разных источниках есть письменные свидетельства того, что на «НИ» могла быть 37-мм пушка. Кандидатами на 37-мм пушку являются ПС-1, M1930 1K и траншейное орудие M1915.

Лишь некоторые Т-26 имели 37-мм пушку ПС-1, а в 1933 году уже была запущена в производство трехместная башня с 45-мм пушкой (наиболее часто встречающаяся версия Т-26), что положило конец короткому жизненному пути 37-мм пушечного варианта этого танка.

Нет никаких фотографических свидетельств того, что у «НИ» когда-либо была 37-мм пушка с башней M1932. Зато есть сообщения, что на третий прототип танка «НИ» была установлена 37-мм горная пушка. На это орудие есть как минимум два кандидата. Первый - это пушка M1930 1k, которая, как известно, находилась на вооружении во время Второй мировой войны, хотя и, вероятно, в небольшом количестве. Второй кандидат упоминается в «Советских танках и боевых машинах времен Второй мировой войны», где С. Залога предполагает, что использованное 37-мм орудие было горным орудием модели 15R. Хотя также возможно, что он имел в виду 37-мм траншейное орудие M1915, которое было достаточно компактным, чтобы поместиться в небольшой броневой башне. Так что то, что 37-мм орудие было установлено в импровизированной башне, не является ошибкой, хотя до сих пор так и остается неизвестным, какая же именно это была 37-мм пушка.

Но нет никаких фотографических свидетельств об установке на «НИ» 45-мм орудия. Заявления о 45-мм орудии широко распространены в интернет-источниках. Возможно, связано это с тем, что люди просто путают ХТЗ-16 (который был еще одним импровизированным танком) и «НИ». Однако, как вместить такое орудие в самодельную башню? Так что скорее всего те, кто об этом пишет, просто выдают желаемое за действительное.


Еще одна версия танка «НИ».

Крылов в своих воспоминаниях говорит о траншейных огнеметах, сделанных из баллонов для газированной воды. Но он не утверждает, что они использовались также на танках «НИ». Конечно, если бы они были установлены на эти танки, то стали бы идеальным психологическим оружием. Возможно, что идея использования траншейных огнеметов на «НИ» пришла из фильма «Подвиг Одессы, вторая серия» 1986 года, где вроде бы изображен одесский танк, стреляющий из огнемета (хотя, вполне вероятно также, что на пленке просто показана вспышка выстрела из его орудия).

В документе «Отчет об обороне Одессы» есть такая фраза:

«В середине августа на заводе Январского восстания и Октябрьской революции был организован выпуск танков и бронетехники, (сделанной) из тракторов и грузовых автомобилей. Установлены 45-мм пушки и два пулемета Максим».


Но опять-таки нет фотографий, подтверждающих наличие такого вооружения.

Крылов не говорит о ДШК, и также о пушке ШВАК (12,7-мм и 20-мм). Возможно, что они и могли бы поместиться в одноместной башне, но нет достоверных источников, позволяющих предположить, что такое вооружение когда-либо имело место.

Броня


Что касается брони, то она на танках «НИ» была полностью импровизированной. Тонкую военно-морскую броневую сталь поставляли с судоремонтных заводов и с военно-морской базы.

Броня состояла из нескольких слоев - дерева и резины, зажатых между ее листами. Общая толщина составляла примерно 10-20 мм. Заводские испытания показали, что такая броня выдерживает пули и шрапнель, но не защищает от артиллерийских снарядов.

С внутренней стороны надстройку удерживали деревянные балки. Было два отсека - двигатель спереди и боевой отсек сзади, водитель сидел посередине справа. Второй стрелок мог сидеть в левой части машины в отсеке, аналогичном кабине водителя, откуда он мог вести огонь из пулемета.

О том, насколько эффективны были танки «НИ» в бою, можно судить на основании приказа (Иона) Антонеску по 4-й армии, где говорилось:

«Я требую всей моральной стойкости и энергии… Вы боитесь танков? Весь наш (фронт) пробежал 4-5 км лишь при появлении 4-5 танков. Позор такой армии».

Фактически, рассказ Крылова подтверждает это сообщение:

«После первого боя танки снова прогремели по улицам города и вернулись на завод для проверки. Как было проверено, (шрапнель) и пули только помяли их. 45-мм снаряд, попавший в один из танков, пробил многослойную броню, и к счастью, ни экипаж, ни двигатель не пострадали. В целом танки прошли испытания».

Другие источники, комментирующие этот бой, соглашаются, что успех танков «НИ» был основан на психологическом эффекте внезапности. Ведь танки без артиллерийской поддержки двинулись на румынские окопы. Впрочем, румыны вполне могли отступить и потому, что у них не было эффективных противотанковых средств, и они никак не ожидали увидеть танки в этом секторе.


И еще один «НИ» из Одессы. Мемориал героической обороны Одессы 411-й береговой батареи.

В какой-то момент между 30 августа и 2 сентября, генерал-майору Воробьеву было передано несколько танков «НИ». Крылов вспоминает:

«Возвращаясь из 95-й дивизии, я думал о людях, которых я там встретил, в частности о Воробьеве. Ему было нелегко. Многое нужно было сделать иначе, чем он видел это со своей академической кафедры или на штабных играх. …Война научила его обращать внимание на все, что могло бы усилить наши удары по врагу. Можно было представить его реакцию на тракторы, покрытые листами железа, если бы ему показали их в мирное время. Но теперь он был счастлив, что его дивизия получила несколько таких машин, и продолжал просить еще, будучи убежденным, что фашисты опасаются даже таких танков».

К сентябрю все обычные танки в Одессе были капитально отремонтированы, а остальные были танками «НИ». Крылов даже заявляет:

«Везде, где было несколько танков, люди уверенно шли в контратаку».

Крылов также вспоминает:

«В тот день особенно отличились танкисты. Батальон старшего лейтенанта Н.И. Юдина, состоящий в основном из бронетракторов, действовал фактически самостоятельно, потому что пехота не успевала за ним. Сокрушая врагов гусеницами и кося их огнем, группы танков достигли н.п. Ленинталь».

Позже Юдин сообщил, что его батальон уничтожил около 1 000 солдат противника. Даже если эта цифра была не очень точной, не может быть никаких сомнений в том, что 2 октября танки «НИ» нанесли противнику самые большие потери с момента их первого ввода в бой.

Видя, что пехота не может их догнать, танки повернули назад. Но они вернулись не с пустыми руками.

Оказывается, танкисты направили свои машины прямо на позиции вражеской артиллерии, громя орудийные расчеты. (Заметьте, никто из румынских солдат под танки с гранатами, как наши люди, естественно, не бросился). Поэтому неповрежденные орудия были затем прицеплены к бронированным тракторам и доставлены в Одессу. В общей сложности, танкисты привезли с собой 24 орудия различных калибров и столько же минометов и пулеметов, поскольку они смогли прикрепить их к своим машинам и к пушкам.

Но и танковый батальон понес потери. Шесть или семь «НИ» были повреждены артиллерийским огнем или остановились из-за технических неисправностей. Но большинство их экипажей были спасены танкистами других машин. Хотя пропал без вести комиссар батальона - старший политрук Мозолевский.

Автор:
Вячеслав Шпаковский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
История лёгкого советского танка поддержки пехоты МС-1 ezup Бронетехника СССР 0 12.11.2019 10:51
История австралийского танка «Центурион»: уцелел в ядерном испытании и воевал во Вьетнаме ezup Бронетехника 0 20.09.2019 15:06
Фотоэкскурсия: Музейный комплекс «История танка Т-34» ezup Фотоархив 0 15.02.2017 13:06
Прототип танка «Тип 99» с ЗРК ezup Танки 0 10.02.2015 21:24
БТР-Т на базе танка Т-55 ezup БМП и БТР 1 24.04.2013 13:09