Лучше без дифференциала
В первой части материала шла речь о поисковых макетах ЗИС-Э134, по итогам которых была выбрана концепция будущего четырехосного грузовика. Во время испытаний 8 февраля 1957 года оппонентами плавающего макета №2 были серийный БТР-152В, ЗИЛ-157 и экспериментальный бронетранспортер ЗИЛ-Э152В. Последняя машина была трехосной с равномерным распределением мостов по корпусу и оснащалась колесами большого диаметра. Этот бронетранспортер также был разработан в СКБ Грачева и являлся представителем второй ветки инженерных проектов бюро – трехосных внедорожников. Самыми известными серийными моделями данной схемы стали машины семейства «Синяя птица», применяемые для эвакуации приземлившихся (приводнившихся) космонавтов.
Но вернемся на испытания февраля 1957 года. БТР-152В и ЗИЛ-157 ожидаемо отсеялись на этапе преодолении окопа полного профиля, которые машины Грачева с легкостью прошли. Однако ЗИС-Э134 застрял в гораздо более широком окопе с ячейкой для бойца, а вот опытный бронетранспортер Э152В смог въехать и выехать передним и задним ходом. Но проблемы с надежность ШРУСов среднего моста не позволили бронетранспортеру успешно завершить испытания. Четырехосная машина была переработана: передний и зданий мост отнесли от центра на метр с лишним, оставили 2-й и 3-й мосты нетронутыми. Последний мост пришлось сделать управляемым. Такая удлиненная машина оказалась способна преодолевать уже противотанковые рвы шириной до 2,5 метра. Интересно, что в среде военных инженеров есть такой термин, как окопоходимость, с которой у новой машины все было в порядке. Разработчикам СКБ при работе именно над макетом №2 ЗИС-Э134 пришла в голову идея вообще обойтись без дифференциалов, установив на внедорожники два мотора, каждый из которых приводил колеса своего борта. Также пришло понимание, что машинам данного типоразмера вполне хватает четырех осей.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587902932_zil135b_1.jpg)
Транспортный десантный плавающий автомобиль ЗИЛ-135 (8х8). Источник: denisovets.ru
Впервые подобную схему с двумя моторами на четырехосном шасси СКБ Грачева апробировало на плавающем ЗИЛ-135, в котором узнать привычный ракетоносец очень непросто. Его разработка, по некоторым данным, была инициирована в СКБ с целью ухода от прямой конкуренции с продукцией СКБ-1 Минского автозавода. Как уже упоминалось в первой части материала, команда Грачёва проиграла соревнования с более тяжелым МАЗ-535. Тогда честь ЗИЛа защищал средний тягач ЗИЛ-134, однако ненадежный мотор V12 не позволил на равных конкурировать с МАЗами, оснащенными танковыми дизелями. Плавающий ЗИЛ-135 стал родоначальником так называемой грачевской школы проектирования колесной техники, последователи которой и в начале XXI века строили машины по данным лекалам. Надо сказать, что двухмоторная схема не является ноу-хау команды Грачева – к такому компоновочному решению прибегали еще в военное время.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587903348_2uaaagbkyua-1920.jpg)
Трехосный БТР-Э152В Виталия Грачева, который проиграл сравнительные испытания по причине ненадежности ходовой части и трансмиссии. Источник: drive2.ru
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904143_2.jpg)
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904207_4.jpg)
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904164_1587904149.jpg)
ЗИЛ-135 покоряет бездорожье и водную стихию. Источник: kolesa.ru
Легкий танк Т-70, самоходка Су-76М, опытные тягачи АТ-8 и АТ-14 оснащались двумя моторами, но не от хорошей жизни. Моторный голод, к сожалению, всегда был приметой отечественного автомобилестроения (и не только его), поэтому и приходилось ставить на тяжелые машины парно слабые двигатели. Вот и в СКБ Московского автозавода пришлось за неимением лучшего ставить пару карбюраторных опытных ЗИЛ-120ВК, разработанных на базе 6-цилиндрового ЗИЛ-120. Моторы ставились на транспортный десантный плавающий автомобиль ЗИЛ-135, который построили 3 октября 1958 года в рамках договора с Министерством обороны. Амфибия, единственная в своем роде и выпущенная в единственном экземпляре, именуется индексом 135 без каких-либо буквенных уточнений. Все остальные 135-е машины Московского автозавода обязательно имели буквы, а то и не одну. Характерной особенностью, кроме двухдвигательной компоновки и оригинальной схемы поворота, были колеса, жестко закрепленные на шасси. Отсутствие подвески, по задумке Грачева, должно было нивелировать шины низкого давления, естественно, оснащенные подкачкой. Также к плюсам машины без подвески относится малая высота – средний арттягач ЗИЛ-134 сходных габаритов с подвеской был на 250 мм выше ЗИЛ-135. Кузов не нуждался в колесных нишах, рассчитанных на ходы подвески. На испытаниях такое опрометчивое техническое решение вышло машине боком – неровности дороги высотой до 25 мм на скоростях 17-22 км/ч вызывали опасные резонансные колебания кузова. А если разогнаться побыстрее на кочках высотой около 100 мм, то появлялось фирменное галопирование, которое и с дороги могло выбросить.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587903077_i-vooruzhenie2.jpg)
Источник: издание "Техника и вооружение"
При разработке машины до сих пор непонятна основная цель ее создания. Десантная транспортная машина, очевидно, подразумевала доставку бойцов с десантных кораблей на берег, но параллельно в Горьком уже шла разработка БТР-60, который был защищен броней и тоже умел плавать. На балластный тягач как аналог МАЗ-535 также машина не походила: не хватало ни мощности, ни массы, да и плавать ей было ни к чему. На роль массового армейского грузовика-амфибии ЗИЛ-135 не подходил по причине чрезмерной сложности и дороговизны. Также, возможно, четырехосная машина могла разрабатываться в качестве замены устаревающей амфибии ЗИЛ-485А. При этом новинка превосходила её в два раза по грузоподъемности и проходимости по суше. Очевидно, с тактическим назначением плавающей лодки в СКБ до конца не разобрались. Как бы то ни было, плоское мореходное днище вкупе с большим дорожным просветом позволяло ЗИЛ-135 уверенно двигаться по снегу глубиной до 0,6 метра. Кстати, к концепции массовой плавающей машины в советских КБ вернулись чуть позже – в Миассе работали над секретными «Уралами» с водоизмещающими кузовами и пенопластовыми поплавками.
Немного о технических тонкостях амфибии. Трансмиссия амфибии была очень сложная: две гидродинамические передачи (в каждую входил гидротрансформатор ЗИЛ-111, 2-ступенчатый демультипликатор и 3-ступенчатая планетарная КПП), две раздаточные коробки, восемь бортовых передачи и восемь колесных редукторов. В случае выхода из строя одного из моторов была возможность движения на одном – для этого предусмотрели режим работы планетарной КПП в качестве ведущей. В условиях ровной дороги допускалось отключения одного двигателя для сохранения ресурса и снижения расхода. Перемещение на воде осуществлялось водометами, а управление — тремя рулями, при этом сохранялась возможность плавания только на одном рабочем моторе. В раздаточных коробках, ответственных за передачу крутящего момента к бортовым передачам и водометам, муфты имели три режима работы: «Движение на суше», «Вход и выход из воды» и «Движение в воде». Первый режим вращал только колеса, второй – и колеса, и водомет (для успешного выхода на топкий берег, к примеру), наконец, третий режим рассчитывался только на вращение водомета. На воде ЗИЛ-135 полной массой в 15 тонн (из них 5 тонн полезной нагрузки) развивал скорость до 10 км/ч.
Что было дальше
Раз уж ЗИЛ-135 разрабатывали в рамках договора с Министерством обороны, необходимо было искать ему нишу в действующей армии. Естественно, в дорогущем варианте транспортно-десантного грузовика такая амфибия была никому не нужна. После того как 135-я машина доказала свою высокую проходимость и плавучесть (на воде амфибия была наравне с ЗИЛ-485), пришло время задуматься о её практическом применении. Длина грузовой платформы в принципе позволяла устанавливать тактические ракеты, которые в то время интенсивно развивались. К тому же военное руководство искало подходящую колесную платформу под комплекс 2К6 «Луна» — гусеничная база плавающего танка ПТ-76 не удовлетворяла тряскостью и низким ресурсом ходовой части. И вот тут очень кстати пригодился плавающее шасси ЗИЛ-135.
Установка тактической ракеты вполне оправдывала назначение и возможности шасси. Это была очень серьезная «игрушка», способная нести ядерную боеголовку ЗР-10. Машину Виталий Грачев 28 мая 1959 года отправил в Сталинград своим ходом для установки ракетного комплекса «Луна» (соответствующее распоряжение Совета Министров вышло 8 апреля). Амфибию на заводе дополнительно оснастили задними домкратами и упорами под передние колеса. Кстати, был у ЗИЛ-135 конкурент в виде ярославского тяжелого трехосного ЯАЗ-214, но проходимость этой машины не шла ни в какое сравнение с четырехоской СКБ ЗИЛа. После установки «Луны» машина получила имя Бр-226-II (или 2П21) и отправилась на полигон Прудбой для проведения испытания. На суше все было хорошо: шасси хоть и было перегружено девятитонной пусковой установкой, но вполне справлялось со своими транспортными задачами.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587903304_zil135_1_1.jpg)
Бр-226-II. Источник: denisovets.ru
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904284_3.jpg)
Обратите внимание на колеса, не вывешивающиеся на неровностях. Подвеска на машине ЗИЛ-135Б отсутствовала. Источник: kolesa.ru
[CENTER]
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904401_135-135b_23323.jpg)
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2020-04/thumbs/1587904470_135-135b_23327.jpg)
ЗИЛ-135Б. Источник: trucksplanet.com
А вот когда Бр-226-II с ракетой вошел в воды Дона, чуть не случилась беда. Во-первых, снаряженная масса машины теперь серьезно превышала расчетные 15 тонн, а во-вторых, центр тяжести сместился вверх. В итоге плавающий ракетоносец чуть не утонул. Учитывая, что на борту амфибии могла быть ядерная боеголовка, опыты с плаванием остановили. Второй конфуз ждал ЗИЛ-135 во время первых стрельб. Дело в том, что «Луна» стартует с наклонного положения, окатывая пусковую установку горячими газами с давлением в несколько тонн. В итоге кабина ЗИЛа деформировалась, ветровые стекла разлетались и вообще внешний вид машины после пуска требовал косметического ремонта. Казалось бы, на этом историю ракетоносца ЗИЛ-135 можно заканчивать, но в конце октября 1959 года на свет появилась модификация «Б». В этой машине группа СКБ Грачева учла опыт испытаний предыдущей модели и удлинила колесную база на 400 мм в попытке избежать склонности к галопированию. Моторы были заменены на серийные 110-сильные ЗИЛ-123Ф от бронетранспортеров. Всего выпущено было четыре опытные машины, которые не произвели особого впечатления на военных, и тему плавающих колесных машин временно прикрыли. А история со слабой устойчивостью базового шасси к горячим газам тактической ракеты нашла неожиданное продолжение.
Доцент кафедры МВТУ им. Баумана Валерий Цыбин предложил собирать кабину из стеклопластика, способного обратимо деформироваться. Идею приняли и впервые в автомобильной промышленности организовали на СКБ ЗИЛа участок по сборке стеклопластиковых изделий. После всех приключений с амфибией ЗИЛ-135 контора Грачева получила от военных задание на разработку шасси под 12-метровую контейнерную установку крылатых ракет С-5 от ОКБ Челомея. В ходе опытно-экспериментальных работ появились исключительно сухопутные ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135К.
Как известно, от идеи размещения тактических ракет на колесных амфибиях окончательно не отказались. Спустя десятилетие появилась знаменитая «Точка», размещенная на трехосном плавающем БАЗ-5921. Эту машину также можно с полной уверенностью считать продуктом инженерной школы Виталия Грачева.
Продолжение следует…