Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]()
Говоря о самолетах, танках и орудиях, мы по мере возможности старались показывать и их менее боевых, но не менее полезных товарищей.
На этот раз речь пойдет о технике, которая могла встретиться вам на любом аэродроме времен Великой Отечественной войны. Конечно, можно было обойтись без этих машин, если сильно прижмет, но с ними все-таки было удобнее. 1. Итак, первым экспонатом у нас будет зенитная прожекторная станция З-15-4. ![]() Станция использовалась повсеместно в частях ПВО, на аэродромах для подсветки своим и поиска чужих самолетов. Автомобильная зенитная прожекторная станция З-15-4 представляла собой прожектор с системами наведения и регулирования положения, перевозившийся в кузове грузового автомобиля ЗИС-12. ![]() Прожектор устанавливался наиболее распространенный, закрытого типа З-15-4 (3 — зенитный, 15 — размер линзы 150 см, 4 — мощность в киловаттах) с электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами, и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 150 см. ![]() ![]() Источником света была электрическая дуга, которая обеспечивала силу света до 650 миллионов ватт при дальности или высоте освещения до 10 км. Самолет мог быть подсвечен в небе на высоте до 12 км. Питание прожектора осуществлялось от генератора мощностью 20 кВт, устанавливаемого на самом автомобиле, так и от стационарных источников электроэнергии. Прожектор монтировался на тележке с четырьмя резиновыми колесами. Тележка закатывалась в кузов и так прожектор транспортировался на позиции. Можно было работать и непосредственно из кузова автомобиля. ![]() Между тележкой и кабиной размещалась катушка с электрическим кабелем и ручной лебедкой. Силовой коммутационный щит располагался на задней наружной стенке кабины. ![]() Прожекторы З-15-4 сводились в отдельные зенитно-прожекторные батальоны, состоявшие из трех рот (трехвзводного состава). Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Боевое использование прожекторных станций заключалось в поиске самолетов противника лучом света и в сопровождении цели до момента ее уничтожения огневыми средствами. ![]() С помощью нескольких прожекторов в небе создавались световые прожекторные поля (СПП), обеспечивавшие работу зенитной артиллерии и ночные действия советской истребительной авиации. Станция З-15-4Б производилась в 1938-1946 годах на Московском заводе «Прожектор». Всего за это время было изготовлено 15 529 автомобильных прожекторных станций З-15-4. Масса станции — 6100 кг Масса прожектора — около 950 кг Осевая сила света — 650 млн. Вт Продолжительность горения пары углей — 75 минут Дальность действия луча — до 12 км Время развертывания — около 8 мин. Удаление поста управления от прожектора — 60 м Скорость передвижения — 60 км/ч Боевой расчет — 5 человек 2. Бензозаправщики БЗ-35, БЗ-35С и БЗ-41. ![]() Бензозаправщик… Что проще? Но без него жить в войсках весьма проблемно. Все большее количество техники в армиях одновременно сподвигло всех конструкторов на разработку этих простых, но незаменимых машин. Первым и наиболее распространенным советским бензозаправщиком стал БЗ-35, принятый на вооружение в 1935 году. Автомобиль ЗиС-6 оснащался эллиптической цистерной вместимостью 3200 литров, шестеренчатым насосом среднего расположения и отсеками для рукавов. ![]() БЗ-35 мог одновременно заправлять топливом несколько единиц техники. Для работы с ним выпускался двухосный бензоприцеп БП-35, емкостью в 1 тонну. На задней стенке цистерны располагалась система управления, где разместились рычаги включения колонок, манометры, счетчики топлива и указатель уровня топлива в цистерне. БЗ-35 комплектовался набором шлангов (приемным, раздаточными и перекачивающим), для транспортировки которых был сделан специальный ящик. Машина весьма неплохо зарекомендовала себя в эксплуатации и была признана весьма полезной. Но в крупносерийное производство не пошла. БЗ-35 были в хозяйстве только больших аэродромов ВВС РККА. Предвоенный тираж БЗ-35 не превысил 100 машин. С началом войны скорость заправки автомобилей, танков и самолетов стала очень серьезным фактором. Пришлось срочно выкручиваться, и так появился небольшой, но весьма оперативный бензозаправщик БЗ-41. Для него использовалось шасси более легкого грузовика ЗиС-5. ![]() Полная масса автомобиля составила 6,1 т. Емкость цистерны 2500 литров. ![]() Максимальная производительность насоса 400 литров в минуту. Максимальная скорость 60 км/ч. ![]() Естественно, когда к нам стали приходить мощные и проходимые грузовики из США, а именно «Студебеккер» US.6.3, к идее пополнения рядов бензозаправщиков вернулись. Да, ЗиС-5 было сложно успевать за наступающими танковыми частями, скажем, в весеннюю или осеннюю распутицу. Или продраться через грязь на сухой аэродром «подскока» в авиации. «Студебеккер», который, как мы уже имели честь рассказывать, показал, что с нашей грязищей он вполне справляется. Так и появился БЗ-35С. «С» — это, понятно, «Студебеккер». ![]() БЗ-35С представлял собой все цистерну емкостью 4500 литров (поболее, чем у ЗиС-6), на шасси Studebaker US.6.3 с двигателем «Hercules JXD» мощностью 95 л.с. ![]() Машина общей массой 5,4 т разгонялась до 72 км/ч. Скорость перекачки топлива составляла 375 л/мин. 3. Авиастартер АС-1. ![]() Машина выпускалась с 1932 г. и предназначалась для запуска двигателей винтовых самолетов. ![]() Запуск осуществлялся путем захвата пропеллера самолета и прокручивания коленчатого вала авиамотора через трубчатую конструкцию с двумя приводными валами. ![]() Конец вот этого устройства (его называли "хобот") сопрягался с втулкой воздушного винта самолета. ![]() Здесь прекрасно видны прорези как раз для хобота. За кабиной устанавливалась вертикальная тумба с растяжками и валом, получавшим вращение от раздаточной коробки автомобиля. ![]() Такая система отбора мощности позволяла заводить практически все модели авиационных двигателей. Стартер выдавал 1100-1300 оборотов в минуту. Высота хобота по горизонтали равнялась 2,9 м. ![]() ![]() ![]() Стоя на площадке авиатехник осуществлял подгон хобота и винта по вертикали. ТТХ машины: число оборотов стартера – 1110-1300 об/м; высота хобота по горизонтали – 2,9 м. ![]() Базой служила все та же «полуторка» ГАЗ-АА с двигателем мощностью 40 л.с. 4. ПАРМ. ![]() Самой распространенной машиной техпомощи являлась авторемонтная мастерская ПМ-3 (летучка типа А), получившая в годы войны обозначение ПАРМ. Это было просто и незатейливо, но именно на прибытие этой машины рассчитывали и севшие на вынужденную летчики, и поломавшиеся танкисты, и даже железнодорожники. ![]() Оборудование располагалось в кузове-фургоне. В комплект ПАРМа входило: 1. Слесарный верстак с тисками. 2. Стол сварщика с установленным ручным однотонным прессом и ручным наждачным точилом. ![]() ![]() 3. Бензосвар-бензорез. 4. Кислородный баллон. ![]() 5. Печь. ![]() 6. Шкаф со смазочно-заправочным инвентарём. ![]() 7. Лестница в задней части кузова. 8. Складной подъёмный кран с ручной талью грузоподъёмностью 500 кг, который крепился к переднему бамперу. ![]() ![]() 9. Шкаф со слесарным инструментом. В принципе, с помощью такого набора можно было проводить многие работы непосредственно на месте аварии. Здесь много не расскажешь, все, в принципе, ясно и понятно. Несложные и незатейливые машины, скромные такие труженики войны. Но порой просто незаменимые. Все приведенные на фото машины можно увидеть (и не только увидеть, но и потрогать) в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме. Роскошная коллекция, надеюсь, что с течением времени получится найти маслогрейку, аккумуляторную станцию и передвижную электростанцию. Было бы интересно, не так ли? Автор: Роман Скоморохов |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
история оружия |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64Б | ezup | Бронетехника СССР | 0 | 05.11.2018 22:46 |
Рассказы об оружии. Танк Т-26 | ezup | Бронетехника СССР | 0 | 02.11.2018 21:33 |
Рассказы об оружии. ЗСУ-57-2 | ezup | Артиллерия | 0 | 17.06.2018 14:25 |
Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64Б | ezup | Бронетехника СССР | 0 | 05.06.2017 20:19 |
Рассказы об оружии. Танк Т-26 | ezup | Бронетехника СССР | 0 | 31.05.2017 14:08 |