RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Боеприпасы > Ракеты » Ракета «воздух-воздух» большой дальности К-37/Р-37/РВВ-БД

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 11.11.2017, 00:21 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Ракета «воздух-воздух» большой дальности К-37/Р-37/РВВ-БД
ezup
ezup на форуме

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности К-37/Р-37, известная сегодня как РВВ-БД, была создана специалистами Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» имени И. И. Торопова, которое специализируется на разработке различного авиационного вооружения. В наши дни данное конструкторское бюро входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Ракета РВВ-БД была официально принята на вооружение в 2014 году и на сегодняшний день обладает максимальной дальностью пуска среди всех управляемых ракет класса «воздух-воздух» в мире.

В свое время одним из выдающихся достижений коллектива конструкторского бюро «Вымпел» стало создание первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33. Ракета специально разрабатывалась для вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Она была принята на вооружение Советской Армии 6 мая 1981 года и используется в вооруженных силах нашей страны по сей день, способствуя укреплению обороноспособности государства и участвуя в боевых дежурствах по защите воздушного пространства Российской Федерации. Ракета Р-33 (К-33, по натовской кодификации AA-9 Amos) обеспечивает поражение различных воздушных целей, летящих со скоростью до 3 000 км/ч на максимальном удалении до 160 км.

Большинство конструктивных технических решений реализованных в ракете Р-33 было выполнено на уровне изобретений и завязок, позволяющих осуществить модификацию изделия в будущем. Сотрудниками конструкторского бюро был достаточно активно использован заложенный в конструкции «дальнобойной» ракеты потенциал, который позволяет создавать новые ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» для различных авианосителей. Новые образцы такого оружия оснащаются более совершенным радиоэлектронным цифровым оборудованием и двигательными установками, современными батарейными источниками электропитания и мощными боевыми частями. Одной из новых ракет КБ «Вымпел» стала ракета РВВ-БД, которая в 2014 году была официально принята на вооружение и отправлена в серийное производство. Ракета стала достойной преемницей Р-33, унаследовав от нее не только некоторые элементы внешнего облика и размеры, но и лучшие качества. Новая ракета органично вписывается в свою нишу и может использоваться на всех типах истребителя-перехватчика МиГ-31 (Б, БС, БМ), а также других современных истребителях семейств МиГ и Су.



Ракета Р-33

Работы над новой ракетой стартовали уже в начале 1980-х годов после принятия на вооружение ракеты Р-33. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете Р-33 (К-33) для вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31М была начата КБ «Вымпел» 8 апреля 1983 года после появления соответствующего постановления Совета Министров СССР. В том же году был защищен эскизный проект ракеты, получившей обозначение К-37. Индекс «К» в названии означает систему вооружений, которая находится в разработке. К испытаниям новой ракеты приступили в 1988 году, когда было совершено 10 автономных баллистических пусков ракеты без системы управления. В 1989 году было совершено еще 4 пуска, в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения — совершали полет под управлением автопилота по заданной программе. В том же году состоялись испытания новой ракеты дальнего радиуса действия с системой наведения, всего 2 пуска.

Впервые новая разработка отечественных инженеров была представлена на публике в рамках Минского показа новой авиационной техники, который прошел в марте 1992 года. Ракеты демонстрировались на подфюзеляжной подвеске перехватчиков МиГ-31М (6 ракет на держателях АКУ-610 под фюзеляжем самолета). Уже тогда было отмечено, что ракета переняла многие черты предшественника — ракеты Р-33/К-33. В апреле 1994 года российский президент Борис Николаевич Ельцин поздравил создателей новой ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности, которая составила 304 км.

В дальнейшем испытания ракеты продолжались вплоть до 1997 года. В этом году, скорее всего, из-за нарушения кооперации с украинскими предприятиями, которые были задействованы в создании систем наведения новой ракеты, было принято решение о разработке системы наведения с использованием исключительно российских компонентов. Такая ситуация наложенная на тяжелое экономическое положение страны существенно замедлила работы по созданию новой ракеты, которая в процессе разработки успела трансформироваться в ракету РВВ-БД, являющуюся практически полным аналогом ракеты Р-37. По натовской кодификации ракета РВВ-БД известна как AA-13 ARROW (Стрела). В качестве экспортного варианта была впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2011.


Согласно информации разработчика, ракета РВВ-БД представляет собой управляемую авиационную ракету класса «воздух-воздух» большой дальности. Она предназначена для поражения различных воздушных целей (самолет, крылатая ракета, вертолет) в любое время суток, на всех ракурсах, в том числе в условиях радиоэлектронного противодействия (РЭП) со стороны противника, на фоне земной и водной поверхности, в том числе с многоканальным обстрелом цели по принципу «выстрелил-забыл». Объявленная дальность пуска ракеты для экспортной версии составляет 200 км, масса боевой части — 60 кг.

Система наведения ракеты РВВ-БД на цель — инерциальная с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением, которое включается на конечном участке траектории полета ракеты. В качестве двигательной установки используется двухрежимный твердотопливный двигатель. В качестве взрывательного устройства используются радиолокационный активный неконтактный и контактный датчики цели. Боевая часть ракеты является осколочно-фугасной. Подвеска ракеты РВВ-БД на самолеты-носители осуществляется при помощи авиационного катапультного устройства, используются две модели АКУ-410-1 или АКУ-620.

Ракета К-37 была выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крылом малого удлинения, но с большой хордой. Стабилизаторы ракеты до момента запуска находятся в сложенном положении. По сравнению с К-37 ракета РВВ-БД отличается меньшими размерами, в частности укороченным головным отсеком с радиопрозрачным обтекателем новой формы. Длина ракеты стала меньше на 140 мм. При этом при размещении на самолете-носителе у управляемой ракеты РВВ-БД в отличие от К-37 складываются лишь верхние рули-стабилизаторы.


Назначенный срок службы ракеты РВВ-БД составляет 8 лет. Назначенный ресурс при совершении неограниченного числа взлетов-посадок с взлетно-посадочных полос с бетонным покрытием — 50 летных часов (20 взлет-посадок с металлических и грунтовых ВПП). Время непрерывной работы аппаратуры ракеты в полете при нахождении под самолетом-носителем составляет 3 часа.

Как отмечают специалисты, ракеты РВВ-БД предназначены в первую очередь для поражения на большой дальности крылатых ракет противника, а также их непосредственных самолетов-носителей. Вследствие конструктивных особенностей, которые требуются для обеспечения огромной дальности полета ракеты, она обладает меньшими, чем у ракет малой и средней дальности, маневренными возможностями. При этом ее маневренность значительно лучше, чем у предшественника — ракеты Р-33 (перегрузка поражаемых целей — 4g). Использование ракет РВВ-БД способно как минимум значительно дезорганизовать противника, нарушить боевые порядки авиации. Применение подобных ракет существенно расширяет возможности российской боевой авиации, позволяя успешно поражать с большого расстояния крылатые ракеты противника, а также обеспечивая возможность поражения самолетов ДРЛО и воздушных командных пунктов, находящихся на значительном удалении от линии фронта и прикрытых истребителями противника.

Понятно, что эффективная дальность стрельбы такой ракетой по целям класса «истребитель» значительно ниже, чем заявленные максимальные значения, но в любом случае она существенно превышает дальность действия существующих сегодня управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Дальность захвата активной головкой самонаведения ракеты РВВ-БД целей с эффективной отражающей поверхностью 5 м2 оценивается в 40 км.


В состав комплекса с управляемыми ракетами большой дальности РВВ-БД входят следующие типы тренировочных и учебных ракет:
— РВВ-БД-УД — учебно-действующий вариант ракеты, предназначенный для наземного обучения техперсонала аэродромов правилам подготовки ракет к применению, эксплуатации, транспортировке и хранению;
— РВВ-БД-УЛ — учебно-летный вариант ракеты, предназначенный для обучения летного состава операциям по боевому применению ракет без осуществления фактических пусков;
— РВВ-БД-УР — учебно-разрезной вариант ракеты, предназначенная для изучения техническим и летным персоналом устройства ракеты;
— РВВ-БД-ГМ — габаритно-массовый макет ракеты, предназначенный для оценки ТТХ самолета-носителя с ракетами расположенными на узлах подвески.

Тактико-технические характеристики РВВ-БД (с сайта ktrv.ru):
Габаритные размеры: длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м, размах крыльев — 0,72 м, размах рулей — 1,02 м.
Дальность пуска максимальная в передней полусфере по некоторым целям — до 200 км.
Высота поражаемых целей — 0,015 — 25 км.
Перегрузка поражаемых целей — до 8g.
Стартовая масса ракеты — не более 510 кг.
Масса боевой части ракеты — 60 кг.
Углы целеуказания — ±60°.

Источники информации:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r37/r37.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-106.html
http://dfnc.ru/aviazcia/rossijskoe-a...e-i-budushhee/
http://www.ktrv.ru
http://vympelmkb.com
Вестник корпорации «Тактическое ракетное вооружение» №8 за 2015 год

Автор: Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 29.09.2018, 01:09 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Ракета «воздух-воздух» большой дальности К-37/Р-37/РВВ-БД
ezup
ezup на форуме

Фатальный гиперзвук! Обеспечит ли Р-37М господство над авиацией НАТО без прямоточной напарницы?

Множество дискуссий в российском интернете вызвала новость о грядущем обретении оперативной боевой готовности тяжёлой сверхдальнобойной гиперзвуковой ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которая должна стать наиболее «крупным калибром» для завоевания воздушного господства в боекомплектах многофункциональных истребителей 5-го поколения Су-57. Тем не менее, анонсированное генеральным директором АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым в ходе беседы с журналистами «Интерфакса» поступление опытно-войсковой партии данных изделий в строевые части ВКС, оснащённые первыми серийными Су-57, к сожалению, трудно причислить к разделу резонансных новостей в сфере становления Воздушно-космических сил России. И тому есть несколько крайне веских причин.



Во-первых, принимая во внимание запомнившееся далеко не в лучшем свете июльское заявление председателя комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ВПК Владимира Гутенева о якобы «неоправданной дороговизне серийного производства Су-57 и обеспечения тонких сервисов этих машин», а также информацию от заместителя министра обороны Алексея Криворучко о передаче в 2019 году липецкому 4-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава ВВС лишь 2 ПАК ФА, легко предположить, что на том же европейском ТВД, изобилующем сотнями современных истребителей переходного поколения (F-16C/D Block 52+, «Рафаль» и «Тайфун»), «связка» из двух «Сушек» и 8 Р-37М в их внутренних отсеках вооружения особой погоды не сделает. Максимум, на который можно рассчитывать от столь малочисленного звена в боевых условиях, это, к примеру, уничтожение одного или пары самолётов радиолокационного дозора и наведения E-3A/C при помощи ракет Р-37М, а также перехват пары-тройки F-15E «Strike Eagle» и F-35A с помощью ракет воздушного боя среднего радиуса действия.

Во-вторых, УРВБ Р-37М не относится к перспективным типам ракет-перехватчиков воздушного пуска, а является лишь усовершенствованной модификацией уже известной ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37 (РВВ-БД), разработанной на базе Р-33/С для интеграции в комплекс управления вооружением дальнего перехватчика МиГ-31БМ, который предусматривает программно-аппаратную синхронизацию «Изделия 610М» с мощным бортовым радиолокационным комплексом «Заслон-АМ». Как следствие, опциональный пакет обновления Р-37М в сравнении с обычной Р-37 включает в себя лишь более продвинутую шину обмена данными, позволяющую использовать её не только в КУВ и боекомплекте модернизированного «Фоксхаунда», но в комплектах вооружения малозаметных истребителей Су-57, а также машин переходного поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С. В то же время слегка доработанное детище государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел», по-видимому, сохранило все конструктивные особенности (а значит, и недостатки) ракет семейства Р-33С/Р-37, что позволит эффективно применять его лишь для ликвидации воздушных оперативно-стратегических средств информационного обеспечения противника (беспилотников RQ-4A/B «Global Hawk», MQ-4C, самолётов РТР RC-135V/W, радиолокационной разведки E-8C и т.д.), а также тактических истребителей, несущих на узлах подвески полную боевую нагрузку в ударном варианте и обладающих посредственными маневренными качествами.

Дело в том, что, несмотря на максимальную скорость на маршевом участке траектории в 6М (6380 км/ч), конструктивный запас прочности Р-37М позволяет ей реализовать собственную перегрузку лишь в 20—22 ед., что обуславливает максимальную перегрузку поражаемой цели в 7—8 ед. Более того, подобный показатель может быть достигнут лишь в том случае, когда подлётная скорость Р-37М составляет порядка 1700 км/ч и более. Вывод: если маневрирующий истребитель противника будет осуществлять полёт в низковысотном или средневысотном режиме, то добиться его перехвата при пуске с дистанции 250—300 км будет крайне затруднительно, так как двигающаяся по аэробаллистической траектории Р-37М израсходует твердотопливный заряд двигателя ещё в начале маршевого участка траектории, а значит, при возврате в плотные слои стратосферы и тропосферы ракета-перехватчик будет галопирующими темпами терять скорость из-за аэродинамического торможения, что в итоге снизит её манёвренные качества до нуля. Конечно же, частичному сохранению скоростных параметров ракеты в плотных слоях атмосферы способствует масса в 600 кг, но диаметр корпуса в 380 мм, обеспечивающий высокий коэффициент аэродинамического сопротивления, по-прежнему является определяющей характеристикой в ухудшении энергетических параметров Р-37М на расстояниях, близких к максимальному радиусу действия.

Что касается бортового радиоэлектронного оборудования ракеты, в частности, активной радиолокационной ГСН, то, на первый взгляд, всё обстоит достаточно неплохо. Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба» с диаметром антенного полотна в 350 мм (установлена на стандартной Р-37) позволяет захватывать цель с ЭПР в 1,5 кв. м (F/A-18E/F «Super Hornet» с подвеской) на удалении в 30 км, в то время как частота более высокопроизводительной БЦВМ достигает 50 МГц, а обычные механические гироскопы заменены на волоконно-оптические и механические с форсированным запуском.

Разработчик заявляет, что дальность канала радиокоррекции от носителя у штатной Р-37 достигает всего лишь 100 км (1/3 от радиуса действия). Это значит, что, начиная с дистанции в 100 км, Р-37 (а возможно, и Р-37М) переходит на полуактивное радиолокационное самонаведения, которое может быть сорвано посредством современных станций РЭБ типа AN/ALQ-249 «Next Generation Jammer», которыми вскоре будут оснащаться штатовские палубные самолёты РЭБ EA-18G «Growler». Следовательно, Р-37/М будет переходить на режим инерциального наведения со всеми вытекающими последствиями, одним из которых является погрешность выхода на цель, которая не стоит на месте. И если в момент сближения с целью на дистанцию 30—40 км конус сканирования ГСН «Шайба» охватит последнюю (этого может и не произойти), то произойдёт «повторный захват», позволяющий продолжить перехват. Но для этого потребуется резкий манёвр Р-37М, который лишит ракету ещё 15—20% скорости. Компенсировать эту потерю будет нечем, так как заряд РДТТ израсходован. Вот вам и основные недостатки AA-13 «ARROW». Муссировать проблему большой ЭПР Р-37М, которая делает её уязвимой для ЗУР корабельного базирования SM-6 (RIM-174 ERAM) и ракет воздушного боя AIM-120C-7/D, нет никакого смысла; это известно спецам давно. Впору напомнить о другой дальнобойной ракете воздушного боя, которая была забыта и Министерством обороны и ВКС России.

Речь об уникальном «Изделии 180-ПД» (ракете класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ-ПД), оснащённом интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим сохранять высочайшие манёвренные качества и скорость даже на критических дистанциях, близких к дальности действия. Данное изделие, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по которому были завершены ещё в 2012 году, могло бы не только дополнить далеко не блестящие возможности Р-37М в борьбе с тактической авиацией противника, но и парировать угрозу от аналогичных британских ракет MBDA «Meteor», которые уже давно опередили наши серийные РВВ-СД и Р-27ЭР. Возможность регулирования подачи газогенератора в ИРПД посредством специального клапана перед камерой сгорания давала бы возможность поддерживать полёт с умеренной скоростью в 2,7—3М на протяжении более чем 140—150 км от точки сброса с узла подвески, после чего открывалась полная подача топлива, и ракета разгонялась до 4,3—4,7М, что обеспечило бы перехват даже маневрирующих ПКР на дальности в 170 км. Тем не менее, ни «вымпеловцы» (на фоне отсутствия финансирования), ни Минобороны по-прежнему никуда не торопятся с реализацией этого замечательного проекта, и это настораживает…

Источники информации:
http://nevskii-bastion.ru/rvv-ae-pd/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-106.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile...r/meteor.shtml
https://www.interfax.ru/russia/630714
Автор:
Евгений Даманцев
 
Вверх
Ответить с цитированием