Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.01.2014, 00:26 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Кораблестроение. Планы на 2014 год
ezup
ezup вне форума



Уходящий год — даром что 2013-й — оказался чрезвычайно успешным в плане реализации кораблестроительных программ ВМФ России. Суммарное водоизмещение всех переданных флоту боевых кораблей почти в два раза превысило аналогичный показатель за 2012 год. И это без учета заложенных и спущенных на воду боевых и вспомогательных единиц!

Волею случая в 2013 году подошли к финалу грандиозные проекты прошлого — например, 30 декабря состоится передача флоту уникальной подлодки К-560 «Северодвинск». Моряки ждали этого события более 20 лет — с далекого 1993 года. И вот, наконец, свершилось — первая российская ПЛА 4-го поколения зачислена в состав Северного флота.



23 декабря состоялась передача флоту К-550 «Александр Невский» — второго по счету ракетного подводного крейсера стратегического назначения пр. 955 «Борей». 15 тысяч тонн стальных конструкций. Вооружение — баллистические ракеты «Булава». «Невский» гораздо моложе «Северодвинска»: его строительство заняло чуть менее 10 лет (закладка — март 2004 г.).

Из других новых кораблей стоит отметить ракетные корветы пр. 20380. В уходящем году Балтийский флот пополнился корветом «Бойкий» (строился в течение 8 лет, с 2005 года). Но это еще не всё. 25 декабря вышел на заводские ходовые испытания следующий, четвертый по счету, корвет «Стойкий»: передача этого корабля состоится ориентировочно в первой половине 2014 года.



Немного задержался по срокам ввода в строй корвет «Совершенный», предназначавшийся для Тихоокеанского флота. Строительство корабля на Амурском судостроительном заводе было приостановлено ввиду значительного превышения сметы (изначально стоимость постройки оценивалась в 7 млрд. руб.). Корвет выйдет на испытания в 2014 году.

Несмотря на очевидный прогресс и солидное количество переданных флоту боевых единиц (два подводных атомохода — грозная сила), по-прежнему вызывают подозрения сроки их строительства, достойные Книги рекордов Гиннеса: 8 лет для корвета (СКР прибрежной зоны) полным водоизмещением 2200 тонн… Интересно, сколько времени при таких темпах займет строительство 10-тысячетонного эсминца? Риторический вопрос, ответа не требуется. Вся надежда на постепенное развитие отечественного кораблестроения и ускорение темпов постройки в ближайшем будущем, благо на эти цели в рамках ГОЗ было выделено 4,5 трлн. рублей, а сама отрасль судостроения находится под бдительным контролем со стороны государства.



Другой удивительной особенностью кораблестроительных программ является широкий спектр проектов вспомогательных кораблей и судов обеспечения, строящихся в интересах ВМФ. С одной стороны, данная техника является становым хребтом любого флота — без неё грозные крейсеры утратят львиную долю своей боеспособности. С другой стороны, ситуация, когда за год флот пополняется 1-2 корветами, но при этом руководство ВМФ массово формирует заказы на большие и малые гидрографические суда (сразу по трем проектам!), суда связи (в эру спутниковых телефонов и вертолетов!) и прочую, несомненно, полезную, но при том далеко не самую необходимую технику, всё это выглядит явным дисбалансом на фоне общего развития ВМФ. Обыватель вправе задать резонный вопрос: случись завтра война — будем воевать океанографами и связными авизо? Для чего «транжирить средства» на такие проекты в то время, когда не хватает сил и средств на постройку нормальных боевых кораблей?



Судно связи пр. 1388НЗ




Океанографическое судно пр. 22010 "Янтарь"

Злопыхатели твердят о пресловутом «освоении выделенных средств». Но, по личному убеждению автора, отечественная судостроительная промышленность всего лишь делает то, что ей по силам. Главное — не стоим на месте. В будущем руками этих парней будут собираться эсминцы — так пусть тренируются на гидрографах и океанографах, пока имеется такая возможность. Средства не будут потрачены напрасно, такая техника обязательно пригодится военным морякам.

Два атомохода, корвет и два малых ракетных корабля. Таковы в целом итоги за 2013 год. Не секрет, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) смогла добиться этих успехов благодаря достройке и сдаче в эксплуатацию кораблей, заложенных много лет назад.

Но удастся ли повторить эти результаты в следующем году?

Планы на 2014 год

«Ох, сколько всего не сделано. И сколько еще предстоит не сделать»! Старая флотская шутка хорошо описывает текущую ситуацию в ОСК. На следующий год перенесен ввод строй значительного количества кораблей. Остается неясным, когда решится вопрос с фрегатом «Адмирал Горшков» (головной корабль пр. 22350). Новейший, вооруженный до зубов фрегат, позиционируемый, как своеобразная замена эсминцам, был спущен на воду в 2010 году, но до сих пор не сумел выйти на заводские ходовые испытания.

А что происходит с большим десантным кораблем «Иван Грен»? Он строится с 2004 года, и, очевидно, продолжит строиться в дальнейшем.
БДК пр. 11711 «Иван Грен» создан на основе чертежей советских БДК пр. 1171 «Тапир» — чрезвычайно удачных корабликов, вот уже более 40 лет несущих службу в составе отечественного флота. Крепкая, надежная транспортная платформа с носовой десантной аппарелью. Интересно, что при СССР такие БДК строили без лишних разговоров за полтора — максимум два года. Пекли, как горячие пирожки.



"Иван Грен". Никаких сложных ракетных комплексов и радиолокаторов с АФАР — тем не менее, постройка "Грена" растянулась на 10+ лет

В общем, вопросов к ОСК накопилось немало. Но, к счастью, ситуация не настолько критична, как могло показаться с первого взгляда — следующий год обещает преподнести немало ярких сюрпризов.

В первую очередь, речь идет о подлодках: в декабре уходящего года начались государственные испытания третьей РПКСН из семейства «Бореев» — К-551 «Владимир Мономах». В отличие от своих предшественников-долгостроев, этот подводный крейсер строился с 2006 года — и вот, уже год, как находится на плаву, проходя различные этапы ЗХИ/ГИС. Планируется, что лодка пополнит состав флота уже в начале 2014 года.

Еще один ожидаемый корабль — многоцелевая дизель-электрическая подлодка Б-261 «Новороссийск», строящаяся по проекту 636.3. (модернизированная «Варшавянка»). По параметру «скрытность» ДЭПЛ этого типа превосходят любую из существующих атомных подлодок. «Черные дыры» — такое прозвище получили «Варшавянки» на Западе. «Новороссийск» войдёт в строй с обновленным составом вооружения — вместо части ракетного боекомплекта лодка будет оснащена крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Б-261 «Новороссийск» была спущена на воду в ноябре 2013 г. и планируется к передаче ВМФ уже летом 2014 года.

Третья по счету крупная боевая единица — десантный корабль-вертолетоносец «Владивосток». Головной представитель семейства «Мистраль а-ля рус». Результат совместных усилий ОСК, французской оборонной компании DCNS и южнокорейской корпорации STX. Крупный 200-метровый корабль был заложен на верфи в Сен-Назере 1 февраля 2012 года — и уже летом 2013 был спущен на воду. К этому времени из России подоспела кормовая часть «Владивостока», строившаяся на мощностях Балтийского завода (согласно условиям контракта, 20% секций корпуса строилось в России). Необходимость тесного сотрудничества с зарубежными коллегами оказала самое благотворное влияние на российских судостроителей. Всё сделали точно и в кратчайшие сроки.



К 16 октября 2013 года французы состыковали кормовую часть с корпусом УДК и спустили готовый корабль на воду. В ближайшие месяцы ДВКД-1 «Владивосток» должны перевести в Санкт-Петербург, к достроечной стенке завода «Северная верфь». Специалистам ОСК останется лишь дооснастить корабль российским вооружением, провести полный цикл заводских и государственных испытаний, после чего передать корабль Тихоокеанскому флоту. С осени 2013 года началось формирование экипажа для первого десантного вертолетоносца в составе ВМФ России. Ожидается, что «Владивосток» пополнит ряды ВМФ в конце 2014 года.

Отдельный интерес представляет история с фрегатом «Адмирал Григорович» — головным кораблем проекта 11356. Строящийся, как более дешевая замена для суперфрегатов пр. 22350, дело с которыми с самого начала не заладилось, «Адмирал Григорович» планировался к спуску на воду уже осенью 2013 года. Увы, до нового года остались считанные дни, а данного события так и не произошло. Несмотря на задержку в строительстве, фрегат находится в высокой степени готовности и может быть принят в состав ВМФ к концу следующего года.

Изначально на 2014 год был запланирован ввод в строй еще двух фрегатов пр. 11356 — «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Но создается ощущение, что данное радостное событие произойдет не ранее 2015-16 гг. У «Макарова» до сих пор не завершено формирование корпуса. Также необходимо учесть, что после спуска на воду кораблям потребуется еще как минимум год для достройки и насыщения всем необходимым оборудованием. А после — продолжительный цикл ЗХИ/ГИС.



Фрегат ВМС Индии F44 "Табар" (экспортная модификация фрегатов пр. 11356 строящихся для ВМФ России)


Корветы! Здесь все по-прежнему. В планах две единицы — «Стойкий» и «Совершенный» (проект 20380). Существует высокая вероятность, что в 2014 году состав Каспийской флотилии пополнит малый ракетный корабль «Великий Устюг» (МРК пр. 21631 шифр «Буян-М»).

На этом список боевых кораблей ВМФ, чье вступление в строй намечено на 2014 год, неожиданно заканчивается. Итого:

— подводный стратегический ракетоносец — 1 ед.;
— многоцелевая ДЭПЛ — 1 ед.;
— десантный вертолетоносец — 1 ед.;
— фрегаты пр. 22350 — 2 ед. (будем надеяться, что на этот раз эпопея с «Горшковым» завершится, следом подоспеет «Адмирал Касатонов»);
— фрегаты пр. 11356 — 1-2 ед.;
— корветы пр. 20380 — 2 ед.;
— МРК — 1 ед.

Мало? Вы ожидали большего?

Положительная тенденция в кораблестроении, наблюдавшаяся в 2012 и 2013 гг., сохраняется, и флот постепенно наращивает свои силы. Помимо вышеперечисленной техники, не стоит забывать о грандиозных замыслах по модернизации атомных «Орланов» — 13 июня 2013 «Севмаш» получил подряд на модернизацию ТАРКР «Адмирал Нахимов» стоимостью 50 млрд. руб. (это в 1,5 раза больше, чем было заплачено за оба «Мистраля»). По состоянию на декабрь 2013 года на крейсере ведутся работы по монтажу средств для проведения ремонтных работ, проводится дефектация и выгрузка старого оборудования. Первый модернизированный «Орлан» обещает пополнить действующий состав ВМФ в 2018 году.

Из отрицательных моментов: по-прежнему не внушают оптимизма сроки постройки. Регулярно возникают скандалы, связанные с превышением смет строящихся кораблей и поиском коррупционной составляющей. Результат предсказуем — через короткое время следует заявление о приостановке серийного строительства того или иного типа кораблей (как произошло с корветами пр. 20385). Прозвучавшее в конце года заявление от официальных лиц о нецелесообразности дальнейшего строительства подводных атомоходов 4-го поколения пр. 885 «Ясень» и «Ясень-М». Якобы лодки имеют запредельную стоимость, потому первоначальные планы о постройке 8 ПЛА следует пересмотреть в сторону их уменьшения. А в качестве их замены нужно разработать проект более простой и дешевой субмарины для массового производства.

Наконец, банальное отсутствие крупных надводных единиц — ракетные крейсеры, эсминцы… Об этом остается только мечтать. Корабли, аналогичные по размерам современным фрегатам, по классификации ВМФ СССР проходили не иначе, как «сторожевики» или БПК II-го ранга. Мелочевка, мелкие «разменные монеты», строившиеся сериями по 30 и более штук. Эхх… (в сердцах взмах рукой).

В общем, проблем достаточно. И их нужно решать.

В следующем, 2014, году ОСК имеет все шансы сохранить и преумножить результаты, достигнутые в предыдущие годы. И сделать это не только за счет сдачи в эксплуатацию долгостроев, но и реализовать по-настоящему смелые замыслы современности!

Так пожелаем отечественным кораблестроителям отметить уходящий год по всем правилам, а после приступить к ударному труду, чтобы побить все рекорды предыдущих лет!


На этом корабле нет пушек и ракет, но его можно смело считать боевым кораблем. Большой разведывательный корабль ВМФ России "Юрий Иванов" (пр. 18280), спущенный на воду в сентябре 2013 года. Согласно плану, должен вступить в строй до конца 2014 года. Именно эти разведчики следят за эскадрами "вероятного противника" в Средиземном море, в Японском море, в Индийском океане, далее — везде



К-560 "Северодвинск", на заднем плане — тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 "Адмирал Ушаков"




Корвет "Бойкий". Автор Тимофеев Ю. П. aka reflex_yu (морской форум Balancer'a)


Мы тост поднимем сегодня
За всех, кто от дома вдали,
За тех, кто в ночи новогодней
Ведет к маякам корабли.


Автор Олег Капцов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Кораблестроение


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Российское кораблестроение ezup Военная приемка 0 28.04.2019 22:14
Планы на Ил-114-300: по 12 единиц в год ezup Гражданская авиация 0 29.01.2017 23:48
Итоги 2011 года в картинках: военное кораблестроение ezup Военно-морской флот 0 13.01.2012 18:40